Адаптивная физическая культура - ее предназначение для обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья и с выраженным недоразвитым интеллектом.
Физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе лежит обучение упорядоченным двигательным действиям, развитие физических способностей и формирование связанных с ними знаний. Но нельзя утверждать, что физическое воспитание может существовать в изоляции от других форм воспитания. Только при использовании совместных форм и методов можно добиться положительных результатов при воспитании и обучении людей с отклонениями в состоянии здоровья и с выраженным недоразвитым интеллектом.
Специфичность понятия «адаптивная физическая культура» выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает ее предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая школьников с выраженным недоразвитием интеллекта. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма обучающихся. Другими словами мы, педагоги, адаптируем виды деятельности для того, что бы ребенок мог заниматься любой деятельностью, не зависимо от его заболевания. В соответствии с этим целью обучения данному предмету является освоение обучающимися системы двигательных координаций, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование его организма.
Обучение организуется с учетом климатических и сезонных изменений в природе. На уроках, формируются элементарные двигательные функции, выполняемые совместно с учителем, по подражанию его действиям, по образцу, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности движений во время занятий физической культурой. В основу обучения положена система простейших физических упражнений, направленных в первую очередь на возможность и коррекцию дефектов физического развития и овладения тем или иным видом спорта или его элементом; моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Необходимо отметить, что обучающиеся этой категории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физической культуры. Замедленность психических процессов, конкретность мышления, нарушения памяти и внимания обусловливают чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков. В этом случае на помощь придёт многоступенчатая инструкция преподавания техники выполнения того или иного упражнения: разбор упражнения по частям: от простого к сложному, или от начала выполнения до его завершения. Такая методика дает время и возможность ребенку осмыслить только малую часть от целого. И «идти» от простого к сложному, от части к целому.
Дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития требуют постоянной, интенсивной поддержки со стороны взрослого или педагога. Это необходимо, для того чтобы чтобы иметь возможность социализироваться в обществе и иметь возможность пользоваться всеми благами жизни, доступными другим людям. Основным средством поддержки детей с тяжёлыми и множественными нарушениями является специальная психолого-педагогическая помощь в их развитии, которая осуществляется различными специалистами в тесном сотрудничестве с семьёй, воспитывающей ребёнка-инвалида.
Обучение строится с учётом специфики развития каждого ребёнка, а также в соответствии с типологическими особенностями развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями.
Некоторые специфические особенности развития детей с данной категорией нарушений имеют общие черты, которые позволяют нам разделить детей на три группы.
Дети первой группы имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП). Особенности развития детей второй группы вызваны нарушениями их эмоционально-волевой сферы и проявляются в расторможенности, трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Контакт с окружающими отсутствует или возникает в форме физического обращения к взрослым обычно в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении потребности. Дети третьей группы могут иметь нарушения общей моторики, но передвигаются самостоятельно, в отличие от детей первой группы. Их моторная недостаточность проявляется в замедленном темпе, несформированной координации и неточности движений.
Учитывая вышесказанное, под физическим развитием обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следует понимать даже элементарные сдвиги и изменения в двигательной деятельности, которые происходят в результате формирования элементарных двигательных представлений. По этому, главной задачей для педагогов, занимающихся адаптивной физической культурой с таким контингентом детей, является:
создание комфортных коррекционно-развивающих условий для обучающихся, которые способствуют коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей учащихся; способствование общему сенсорному развитию высших психических функций, формирование положительной мотивации к учению, речевой активности у школьников в условиях совместной учебно-игровой деятельности. А самым главным является создание доверительных отношений ребенка к педагогу.
На пути достижения этой цели, в рамках успешного получения знаний, целесообразно использовать различные образовательные технологии. Одной из первых и более успешной является: игровая технология, ибо только через игру ребенок познает мир. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Положительные эмоции надежно защищают обучающихся от умственных перегрузок.
Использование естественных природных факторов. При подходящих погодных условиях занятия физической культурой проводятся на улице, это значительно способствует закаливанию обучающихся.
В структуре урока, применяются элементы и здоровьесберегающих технологий:
1. Предпочтительный выбор упражнений, имеющих оздоровительный эффект.
В водную часть каждого урока обязательно включаются упражнения на координацию движений, на профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Обучающиеся уже с 1 класса самостоятельно готовят упражнения разминки, это способствует приобщению к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
2. Увеличение моторной плотности уроков. Основная часть урока проводится с применением фронтальных, групповых, индивидуальных, дифференцированных, игровых, соревновательных форм и методов обучения.
3. Индивидуальный подход к обучающимся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье.
4. Создание на уроках положительного эмоционального настроя.
Необходимость применения информационных технологий в школьном образовании сегодня очевидна, поэтому по возможности нужно использовать компьютерные технологии. Применение на уроках ИКТ способствуют сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным.
Технология дифференцированного образования. Зная сильные и слабые стороны обучающегося, можно корректировать применяемые на уроке упражнения и игры. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. Технология личностно-ориентированного образования. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, развитие. Это методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка.