Л.В.Нескородева
Северский район
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная)
школа-интернат пгт. Ильского учитель физической культуры
Адаптивная физическая культура, как средство социализации и реабилитации детей с ОВЗ
В статье рассматривается проблема социализации и реабилитации детей с ОВЗ по средствам адаптивной физической культуры: охранение и укрепление здоровья учащихся, совершенствование процесса физического воспитания и пропаганды здорового образа жизни, дополнительное образование детей в области физической культуры и спорта. Создание в школе условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся средствами физической культуры и спорта; проведение мероприятий по профилактике асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта; обучение детей нормам здорового образа жизни, развитие задатков и склонностей к различным видам спорта, формирование и совершенствование двигательных навыков;
Жить в современном, постоянно меняющемся мире, сложно. Сложно здоровым людям. А как приспособиться к жизни детям с ограниченными возможностями здоровья? Сейчас социальная защита детей с ОВЗ перерастает из разряда социально-медицинской проблемы в общую социальную задачу, предполагающую системное взаимодействие всего социокультурного окружения человека: семьи, интерната, спортивной школы, медицинских учреждений и т.д. В качестве наиболее актуальной проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья родители указывают на «трудности самореализации, невостребованности в обществе, отсутствие перспектив». Адаптивной Физическая культура - это не только область работы с телом, создания физической готовности людей к жизни, средство и способ физического совершенствования, но это, прежде всего, «работа с духом» человека, его внутренним миром. Целью адаптивной физической культуры является социализация людей с ограниченными возможностями, а не только их лечение, по средствам физических упражнений и физических процедур. Содержание такой физкультуры направлено на активизацию, поддержку и восстановление жизненных сил, повышение психологического комфорта. Это обеспечивается полной свободой выбора форм, методов и средств занятий. Учитель физической культуры - это психолог, он же воспитатель, он же родитель. Воспитание идет рядом с тренировочным процессом, и только обоюдное взаимодействие воспитанника и педагога может дать положительные результаты. К специфическим принципам работы по адаптивной физкультуре относятся:
создание мотивации;
согласованность активной работы и отдыха;
непрерывность процесса;
необходимость поощрения;
социальная направленность занятий;
необходимость активизации всех нарушенных функций;
сотрудничество с родителями;
воспитательная работа.
Для детей с ОВЗ важно использование упражнений, с помощью которых можно развивать гибкость, координацию движений, правильную осанку, мышечно-суставный аппарат. Гимнастические упражнения выполняются без предметов и с различными предметами (с гимнастической палкой, обручем, мячом), с дополнительным грузом, упражнения на мячах различного диаметра, на гимнастическом оборудовании. Дыхательные упражнения, упражнения для расслабления мышц, для формирования функций равновесия, прямостояния, для формирования свода и подвижности стоп, а также упражнения для развития пространственной ориентировки и точности движений. В системе физкультурно-оздоровительной работы учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья. Среди нетрадиционных форм оздоровления можно выделить такие, как:
-Стрейчинг (англ. stretching - растягивание) - это система специальных упражнений для растягивания мышц и повышения подвижности в суставах. Упражнения на растягивание используют в двух режимах. Динамический режим: мышца растягивается за счет маховых движений руками и ногами, сгибания и разгибания туловища при сравнительно кратковременном воздействии на нее. Статический режим: очень медленно сгибая и разгибая конечности и туловище, занимающийся принимает определенную позу и удерживает ее от 5 до 30 с, напрягая растянутые мышцы. Этот режим выполнения упражнений и получил название «стрейчинг». Польза стрейчинга заключается в том, что в мышцах при растягивании (и удержании определенной позы) активизируются процессы кровообращения и обмена веществ. На занятии физической культурой упражнения стрейчинга могут использоваться в разминке после упражнений на разогревание - для подготовки мышц, сухожилий и связок к выполнению оздоровительной тренировочной программы; в основной части - для развития гибкости и повышения эластичности мышц и связок; в заключительной части - для восстановления после нагрузок, профилактики травм опорно-двигательного аппарата, а также для снятия болей и предотвращения судорог.
-Система «Тpuмминг-130» Система направлена на развитие выносливости как наиболее важного физического качества, поддерживающего высокое функциональное состояние дыхательной системы и ССС. Она рассчитана на взрослых и предусматривает использование различных физических упражнений: бега, плавания, игр и т.д.
Эффективная форма физического развития является –атлетическая гимнастика, физической подготовленности и оздоровления. Упражнения АГ с использованием отягощений способствуют устранению различных дефектов телосложения (узкие плечи, сутулость, непропорциональность развития), укрепляют мышцы, отстающие в развитии, что, несомненно, способствует повышению работоспособности.
- Фитбол-гимнастика - гимнастика на больших упругих мячах.. Вибрация сидя на мяче по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (лечением верховой ездой). При оптимальной и систематической нагрузке создаётся сильный мышечный корсет, улучшается функция внутренних органов, уравновешиваются нервные процессы, развиваются все физические качества и формируются двигательные навыки, происходит положительное воздействие на психо - эмоциональную сферу.
- Ритмическая гимнастика - комплексное воздействие на нервно-мышечный аппарат, нервноэндокринную систему, ССС, обмен веществ и эмоциональную сферу делает РГ одним из направлений в оздоровительно-профилактической работе. РГ является эффективным средством психоэмоционального переключения на другой ритм двигательной деятельности и оказывает благотворное влияние на ЦНС, что в свою очередь положительно влияет на работоспособность человека. Поэтому РГ справедливо рассматривают как одно из средств восстановления сил, повышении устойчивости организма к утомлению. РГ отличается неограниченным выбором движений, способствующих развитию основных физических качеств: ловкости, гибкости, выносливости, силы. Занятия РГ оттачивают красоту, легкость и высокую координацию движений. Важным моментом в организации РГ является составление комплексов упражнений.
-Оздоровительные танцы. Существует множество разновидностей танцев. Некоторые из них могут быть рекомендованы и как средство ОФК, не сложны для занимающихся, и главное, при наличии умepeнных физических и психических нагрузок полезны для здоровья. Занятия аэробными танцами способствуют улучшению физической подготовленности организма и общего самочувствия, совершенствованию деятельности ССС, развитию гибкости, повышению мышечного тонуса.
- Психогимнастика – это специальные занятия (этюды, упражнения, игры) направления на развитие и коррекцию познавательной и эмоциональной сферы психики человека, его сознанием существуют сложные взаимосвязи. Учитывая это, физические упражнения можно использовать не только для физического совершенствования, но и для развития памяти, внимания, воли, воображения, творческих способностей.
Все эти упражнения помогают повысить самооценку, уверенность в себе и дать стимул к общению. Занятия адаптивной физкультурой дают возможность нашим воспитанникам участвовать в краевых соревнованиях и добиваться высоких результатов.
На протяжении всей своей педагогической деятельности убеждаюсь, что через любовь и доброе отношение как к здоровым, так и к детям с ограниченными возможностями здоровья, можно выработать у учащихся интерес к выполнению физических упражнений во время учебного процесса, а так же к самостоятельным занятиям во внеурочное время по интересам. Надо у детей выработать уверенность в сознании, что они такие же индивиды, как все остальные члены общества. В работе с детьми с ОВЗ считаю приоритетной следующую задачу - принять ребёнка таким, какой он есть, и помочь ему найти собственное место в жизни. Таким образом, именно комплексное физическое воспитание является действенным средством предупреждения и устранения у детей недостатков в их физическом развитии, возникших в раннем возрасте, обеспечивает его последующую коррекцию и служит важным средством компенсации нарушений и социальной адаптации в обществе.
Литература
1.Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура в школе - Санкт-Петербург 2003.
2.Евсеев С.П. Инновационные технологии адаптивной физической культуры. - Санкт-Петербург 2012
3.Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей– М., 2007.