СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптивная физическая культура, как средство социализации и реабилитации детей с ОВЗ

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

     В статье рассматривается проблема социализации и реабилитации детей с ОВЗ по средствам адаптивной физической культуры: охранение и укрепление здоровья учащихся, совершенствование процесса физического воспитания и  пропаганды здорового образа жизни, дополнительное образование детей в области физической культуры и спорта. Создание в  школе условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся средствами физической культуры и спорта; проведение мероприятий по профилактике асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта; обучение детей нормам здорового образа жизни, развитие задатков и склонностей к различным видам спорта, формирование и совершенствование двигательных навыков; 

Просмотр содержимого документа
«Адаптивная физическая культура, как средство социализации и реабилитации детей с ОВЗ»


Л.В.Нескородева

Северский район

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная)

школа-интернат пгт. Ильского учитель физической культуры


Адаптивная физическая культура, как средство социализации и реабилитации детей с ОВЗ



В статье рассматривается проблема социализации и реабилитации детей с ОВЗ по средствам адаптивной физической культуры: охранение и укрепление здоровья учащихся, совершенствование процесса физического воспитания и  пропаганды здорового образа жизни, дополнительное образование детей в области физической культуры и спорта. Создание в школе условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся средствами физической культуры и спорта; проведение мероприятий по профилактике асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта; обучение детей нормам здорового образа жизни, развитие задатков и склонностей к различным видам спорта, формирование и совершенствование двигательных навыков; 

Жить в современном, постоянно меняющемся мире, сложно. Сложно здоровым людям. А как приспособиться к жизни детям с ограниченными возможностями здоровья? Сейчас социальная защита детей с ОВЗ перерастает из разряда социально-медицинской проблемы в общую социальную задачу, предполагающую системное взаимодействие всего социокультурного окружения человека: семьи, интерната, спортивной школы, медицинских учреждений и т.д. В качестве наиболее актуальной проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья родители указывают на «трудности самореализации, невостребованности в обществе, отсутствие перспектив». Адаптивной Физическая культура - это не только область работы с телом, создания физической готовности людей к жизни, средство и способ физического совершенствования, но это, прежде всего, «работа с духом» человека, его внутренним миром. Целью адаптивной физической культуры является социализация людей с ограниченными возможностями, а не только их лечение, по средствам физических упражнений и физических процедур. Содержание такой физкультуры направлено на активизацию, поддержку и восстановление жизненных сил, повышение психологического комфорта. Это обеспечивается полной свободой выбора форм, методов и средств занятий. Учитель физической культуры - это психолог, он же воспитатель, он же родитель. Воспитание идет рядом с тренировочным процессом, и только обоюдное взаимодействие воспитанника и педагога может дать положительные результаты. К специфическим принципам работы по адаптивной физкультуре относятся:

  • создание мотивации;

  • согласованность активной работы и отдыха;

  • непрерывность процесса;

  • необходимость поощрения;

  • социальная направленность занятий;

  • необходимость активизации всех нарушенных функций;

  • сотрудничество с родителями;

  • воспитательная работа.

Для детей с ОВЗ важно использование упражнений, с помощью которых можно развивать гибкость, координацию движений, правильную осанку, мышечно-суставный аппарат. Гимнастические упражнения выполняются без предметов и с различными предметами (с гимнастической палкой, обручем, мячом), с дополнительным грузом, упражнения на мячах различного диаметра, на гимнастическом оборудовании. Дыхательные упражнения, упражнения для расслабления мышц, для формирования функций равновесия, прямостояния, для формирования свода и подвижности стоп, а также упражнения для развития пространственной ориентировки и точности движений. В системе физкультурно-оздоровительной работы учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья. Среди нетрадиционных форм оздоровления можно выделить такие, как:

-Стрейчинг (англ. stretching - растягивание) - это система специаль­ных упражнений для растягивания мышц и повышения подвижности в суставах. Упражнения на растягивание используют в двух режимах. Динами­ческий режим: мышца растягивается за счет маховых движений руками и ногами, сгибания и разгибания туловища при сравнительно кратков­ременном воздействии на нее. Статический режим: очень медленно сги­бая и разгибая конечности и туловище, занимающийся принимает оп­ределенную позу и удерживает ее от 5 до 30 с, напрягая растянутые мышцы. Этот режим выполнения упражнений и получил название «стрейчинг». Польза стрейчинга заключается в том, что в мышцах при растягивании (и удержании определенной позы) активизируются про­цессы кровообращения и обмена веществ. На занятии физической куль­турой упражнения стрейчинга могут использоваться в разминке после упражнений на разогревание - для подготовки мышц, сухожилий и свя­зок к выполнению оздоровительной тренировочной программы; в ос­новной части - для развития гибкости и повышения эластичности мышц и связок; в заключительной части - для восстановления после нагрузок, профилактики травм опорно-двигательного аппарата, а также для сня­тия болей и предотвращения судорог.

-Система «Тpuмминг-130» Система направлена на развитие выносливости как наиболее важно­го физического качества, поддерживающего высокое функциональное состояние дыхательной системы и ССС. Она рассчитана на взрослых и предусматривает использование различных физических упражнений: бега, плавания, игр и т.д.

Эффективная форма физического развития является –атлетическая гимнастика, физической подготовленности и оздоровления. Упражнения АГ с использованием отягоще­ний способствуют устранению различных дефектов телосложения (уз­кие плечи, сутулость, непропорциональность развития), укрепляют мыш­цы, отстающие в развитии, что, несомненно, способствует повышению работоспособности.

- Фитбол-гимнастика - гимнастика на больших упругих мячах.. Вибрация сидя на мяче по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (лечением верховой ездой). При оптимальной и систематической нагрузке создаётся сильный мышечный корсет, улучшается функция внутренних органов, уравновешиваются нервные процессы, развиваются все физические качества и формируются двигательные навыки, происходит положительное воздействие на психо - эмоциональную сферу.

- Ритмическая гимнастика - комплексное воздействие на нервно-мышечный аппарат, нервно­эндокринную систему, ССС, обмен веществ и эмоциональную сферу делает РГ одним из направлений в оздоровительно-профилактической работе. РГ является эффективным средством психоэмоционального пе­реключения на другой ритм двигательной деятельности и оказывает бла­готворное влияние на ЦНС, что в свою очередь положительно влияет на работоспособность человека. Поэтому РГ справедливо рассматривают как одно из средств восстановления сил, повышении устойчивости организма к утомлению. РГ отличается неограниченным выбором движений, способствующих развитию основных физических качеств: ловкости, гиб­кости, выносливости, силы. Занятия РГ оттачивают красоту, легкость и высокую координацию движений. Важным моментом в организации РГ является составление комплексов упражнений.

-Оздоровительные танцы. Существует множество разновидностей танцев. Некоторые из них могут быть рекомендованы и как средство ОФК, не сложны для занимающихся, и главное, при наличии умepeнных физических и психических нагрузок полезны для здоровья. Занятия аэробными танца­ми способствуют улучшению физической подготовленности организма и общего самочувствия, совершенствованию деятельности ССС, разви­тию гибкости, повышению мышечного тонуса.

- Психогимнастика – это специальные занятия (этюды, упражнения, игры) направления на развитие и коррекцию познавательной и эмоциональной сферы психики человека, его сознанием существуют сложные взаимосвязи. Учитывая это, физические упражнения можно использовать не только для физического совершенствования, но и для развития памяти, внимания, воли, воображения, творческих способностей.

Все эти упражнения помогают повысить самооценку, уверенность в себе и дать стимул к общению. Занятия адаптивной физкультурой дают возможность нашим воспитанникам участвовать в краевых соревнованиях и добиваться высоких результатов.

На протяжении всей своей педагогической деятельности убеждаюсь, что через любовь и доброе отношение как к здоровым, так и к детям с ограниченными возможностями здоровья, можно выработать у учащихся интерес к выполнению физических упражнений во время учебного процесса, а так же к самостоятельным занятиям во внеурочное время по интересам. Надо у детей выработать уверенность в сознании, что они такие же индивиды, как все остальные члены общества. В работе с детьми с ОВЗ считаю приоритетной следующую задачу - принять ребёнка таким, какой он есть, и помочь ему найти собственное место в жизни. Таким образом, именно комплексное физическое воспитание является действенным средством предупреждения и устранения у детей недостатков в их физическом развитии, возникших в раннем возрасте, обеспечивает его последующую коррекцию и служит важным средством компенсации нарушений и социальной адаптации в обществе.

Литература

1.Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура в школе - Санкт-Петербург 2003.

2.Евсеев С.П. Инновационные технологии адаптивной физической культуры. - Санкт-Петербург 2012

3.Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей– М., 2007.