СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптивная физкультура для детей с аутизмом

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптивная физкультура для детей с аутизмом»

СОДЕРЖАНИЕ



Введение……………………………………………………………………...3 стр.

О важности физических упражнений для развития физической формы, самооценки и взаимоотношений……………………………………………4

Основные элементы в работе с детьми с РАС……………………………..5

Упражнения…………………………………………………………………..9

Заключение…………………………………………………………………..19

Список литературы………………………………………………………….20

Введение



Одна из основных причин, по которой большинство людей, и особенно детей с аутизмом, не занимаются физическими упражнениями, заключается в том, что они мало знают о пользе физической активности. Реклама занятий физическими упражнениями нередко изображает мужчин с голыми торсами и женщин в бикини в спортивных топах. Да, без сомнения, их мышцы и кубики пресса наглядно демонстрируют, что эти люди физически активны, однако не каждый человек может добиться таких же результатов, даже если будут очень стараться.

И хотя научно доказано, что занятия физическими упражнениями приносят пользу детям с аутизмом, участие в таких занятиях ( во время школьных уроков физкультуры, в парке, в спортивном зале или центре) может быть для ребёнка с РАС в лучшем случае сложным, а в худшем – представлять собой настоящий хаос: непонятные предметы (мячи), которые летят в его сторону, яркий свет в помещении и около трёх десятков детей в зале, с которым работают всего один-два учителя. Неудивительно, что дети с аутизмом не могут заниматься физической культурой. Необходимо, чтобы окружающая обстановка во время занятий была адаптирована под их потребности.





























О важности физических упражнений для развития физической формы, самооценки и взаимоотношений



Привлечь детей с РАС к занятиям физическими упражнениями, как и любой другой новой деятельности, может быть чрезвычайно сложным делом, особенно если речь идёт о детях постарше или если ребёнок крайне привержен стабильному распорядку дел в течение дня. Однако подобные ситуации можно преодолеть, если оттолкнуться от мотивации ребёнка или его актуальных интересов.

Создание и укрепление доверительных взаимоотношений с ребёнком являются жизненно важными условиями успешного сотрудничества или реализации программы. Однако эти аспекты нередко остаются без внимания в условиях обучающих занятий, где упор делается на отслеживании данных и внесении в бланки отметок «плюс» и «минус». Если вы работаете с детьми с РАС, крайне важно постоянно напоминать себе, что это дети с аутизмом, а не аутичные дети и что они в первую очередь дети и только потом – дети с ограниченными возможностями. Такая расстановка приоритетов существенно повлияет на ваше восприятие происходящего и изменит ваш подход к обучению. Исследования специалистов показывают, что если человек, занимающийся с ребёнком (родитель или кто-то другой) очевидным образом демонстрирует своё принятие, радость, экспрессивность и тёплое отношение, это существенно влияет на улучшение речевых навыков ребёнка, его социальной компетентности, совместного внимания и саморегуляции.

Если специалист, работающий с ребёнком, произносит фразы типа: «Она не умеет делать…», «Он никогда не сможет…», то можно предположить, насколько неэффективно он мотивирует ребёнка заниматься, и лучше тогда поискать другого специалиста, из уст которого вы услышите: «Он может…», «Она научится делать…»

Когда перед вами ребёнок с ограниченными возможностями, смотрите в первую очередь на его возможности, а не на ограничения! Это касается не только занятий спортом, а это один из важных принципов инклюзивного образования.



Основные элементы в работе с детьми с РАС



Ниже перечислены восемь элементов, которые должны присутствовать при работе с детьми с аутизмом. Это поможет вовлечь ребёнка в занятия физической культурой и увеличит вероятность того, что выполнение физических упражнений станет частью его повседневной жизни.



  1. Структура и постоянство

Неадаптивное поведение у детей с аутизмом довольно часто обусловлено тем, что ребёнок оказывается в новой для него окружающей среде. Возможно, он пока не принимает участия в некоторых видах деятельности; в некоторых случаях сама структура может быть чем-то непривычным для ребёнка. И всё же значимость структуры невозможно переоценить.

  1. Одно изображение полезнее тысячи слов

Многие дети с аутизмом не в состоянии понимать ваши вербальные инструкции в полной мере. Бывает, что ребёнок может понять лишь несколько слов в предложении, которое вы говорите. К примеру, если вы сказали: «Женя, подними правое колено, перешагни через препятствие, затем повтори то же самое левой ногой», то ребёнок, может быть, поймёт только слова «Женя… правой… левой». Представьте, сколько непонимания может вызвать у ребёнка такая инструкция и какое раздражение он может почувствовать!

Визуальная система упражнений или просто фотография, изображающая человека или любимого персонажа, выполняющих определённое действие, существенно поможет ребёнку в достижении успеха в программе. Использование средств визуальной поддержки не будет препятствовать развитию ребёнка и его навыков или пониманию им упражнения, которое вы просите выполнить. При работе с новым учеником или обучения ребёнка новому понятию, использование визуальной поддержки может кардинально повлиять на поведение ребёнка и на то, насколько правильно и полно он выполняет поставленные задачи.

Если вы объясняете ребёнку, чего от него ожидаете, скорее всего, ребёнок с большим энтузиазмом выполнит эти задания, если у него будет, например, наглядный перечень стоящих перед ним задач, которые он сможет зачёркивать по мере выполнения







Средства визуальной поддержки могут включать в себя:

  • визуальные расписания;

  • карточки, описывающие вид деятельности или упражнение;

  • доски для обратного отсчёта;

  • планшеты «сначала – потом»;

  • маркерные доски;

  • таймеры.



  1. Будьте примером для подражания

Может показаться, что карточка визуальной поддержки способна стать полноценной заменой обучению на личном примере, но это совсем не так. Демонстрируя ребёнку выполнение упражнения, вы тем самым показываете ему свою вовлечённость в процесс. Если же вы просто даёте ребёнку картинку и говорите, что он должен выполнить это упражнение, такой подход вряд ли покажется ребёнку увлекательным и будет мотивировать его выполнить ваше указание. Если вы сами не можете выполнить или смоделировать упражнение, стоит ли ожидать, что это будет делать ребёнок? Показывайте, вдохновляйте, хвалите и поддерживайте его своим энтузиазмом!



  1. Мотивация

Ваш положительный настрой является важнейшим компонентом любой программы или терапии. Дети умеют понимать, насколько искренни взрослые в своих действиях. Даже если они не в состоянии в полной мере понять, что именно вы говорите, ваши невербальные сигналы расскажут им намного больше, чем вы можете предположить. Если педагог начинает испытывать раздражение, имеет смысл предоставить им возможность для отдыха. Все мы должны служить положительным примером для детей, которые нуждаются в нашем руководстве.



  1. Терпение

Если вы познакомите ребёнка со структурой занятия, обеспечите ему поддержку и создадите мотивацию, такой ребёнок будет выполнять всё о чём вы его попросите. Возможно, он не сможет выполнить упражнение в первый день; возможно потребуются дни, недели и даже месяцы работы. Но однажды наступит день, когда он добьётся успеха!



  1. Физическое воспитание должно быть обязательным элементом образовательной программы ребёнка с РАС

Практически все педагоги образовательных учреждений понимают важность таких программ, но в некоторых случаях их руки связаны определёнными законами и ограниченностью бюджета. Необходимо отстаивать право детей на физическое воспитание, и постараться добиться, чтобы администрация школы уделяла ему должное внимание.



  1. Влияние музыки

Музыка является сильнейшим мотивирующим фактором, как для детей, так и для взрослых, когда они приходят в спортзал. Достаточно обратить внимание на то, сколько людей включают свои плееры во время тренировки. Это в равной степени справедливо и для детей с РАС. Более того, когда они станут старше, магия музыки поможет им чувствовать себя комфортно в обстановке спортивных залов.



  1. Сила семьи

Занятия физическими упражнениями – это ещё одна возможность для родителей, братьев, сестёр, дедушек и бабушек взаимодействовать с ребёнком с аутизмом. Члены семьи должны объединить свои усилия, чтобы улучшить здоровье ребёнка с особыми потребностями и стать одной командой, каждый участник которой сможет внести свой посильный вклад в это важное дело. Нужно стараться стать примером физической активности и здорового образа жизни ребёнка – обе эти сферы ему совершенно необходимы. И что гораздо важнее – получать удовольствие от совместно проведённого с ним времени.





УПРАЖНЕНИЯ



Детям с аутизмом необходимо движение, чтобы удовлетворять их потребности в сенсорных ощущениях, помочь им поддерживать здоровый вес тела и вести подвижный образ жизни. Движение им необходимо и для того, чтобы иметь дополнительную возможность взаимодействовать со сверстниками, родителями и другими значимыми людьми. Физические упражнения куда важнее, чем просто поддержание физической активности.

Приведём примеры некоторых упражнений.



УПРАЖНЕНИЯ НА ТРЕНИРОВКУ ТЕЛА

1.Определение частей тела

ЦЕЛЬ: улучшить знания о частях тела и стимулировать развитие зрительно-моторной координации.

Давайте ребёнку вербальные инструкции.

Когда просите ребёнка коснуться какой-либо части тела, не показывайте это действие сами. Важно определить понимает ли он, что вы просите сделать или повторяет ваше действие.



2.Упражнение «крендель»

ЦЕЛЬ: задействовать оба полушария головного мозга ребёнка, в то же помогая ребёнку успокоиться и сосредоточиться на занятии.

Для начала попросите ребёнка вытянуть руки вперёд, затем повернуть кисти рук так, чтобы тыльные стороны ладоней соприкасались, а большие пальцы были направлены вниз. После этого ребёнку нужно скрестить руки, прижав ладони друг к другу, переплести пальцы и, не размыкая их, повернуть кисти к груди. После этого попросите ребёнка скрестить стопы.

Это упражнение лучше делать сидя.

Ребёнку проще будет выполнить это упражнение, если сначала покажете его сами.

3.Обнимание гимнастического мяча

ЦЕЛЬ: помочь ребёнку снять стресс и способствовать расслаблению нервной системы.



ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА

4. Растяжка мышц голени.

ЦЕЛЬ: повысить гибкость икроножных мышц и способствовать их расслаблению.

Попросите ребёнка выставить левую ногу вперёд так, чтобы она отстояла от правой ноги примерно на 30-40 см. Пальцы ног должны быть направлены вперёд. Руки можно поставить на пояс или опереться ими о стену, стул ил любой другой устойчивый предмет. Затем попросите ребёнка медленно согнуть колено левой ноги, не отрывая правую пятку от пола. Повторите то же самое, поменяв положение ног. Попросите ребёнка считать вслух секунды, пока он удерживает позу. Следите чтобы:

- пальцы ног были направлены вперёд;

- ребёнок не отрывал от пола стопу выпрямленной ноги.

5. Разгибание бедра

ЦЕЛЬ: укрепить мышцы ягодиц и задние мышцы бедра.

Поднять таз так, чтобы колени, бёдра и плечи образовали прямую линию. Проследите, чтобы ребёнок безопасно опускался в исходное положение и не ударялся ягодицами о поверхность пола.



6. Упражнения с гимнастическим валиком.

ЦЕЛЬ: улучшить проприоцепцию и увеличить гибкость и подвижность плечевого пояса.

Эти упражнения похожи на самомассаж и способны помочь снизить стресс и напряжение в шее. Они очень важны для детей с РАС, но могут быть полезны и их родителям.

Упражнения «хлопки» и «снежные ангелы»

Чтобы ребёнок не потерял равновесие, его ноги должны быть согнуты в коленях, а стопы упираться в пол.

Эти упражнения можно выполнять в начале и в конце каждого занятия.



УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ

7. Упражнения на координационной лестнице.

ЦЕЛЬ: улучшить зрительно-моторную координацию «глаз-нога».

Ниже представлены упражнения: «вперёд», «боком», «прыжки».


Координационные лестницы с квадратами примерно 30х30 см можно создать при помощи цветной клейкой ленты или начертив мелом.



Движение боком не только даёт нагрузку мышцам голеностопа, но и активизирует работу мозга.

Чтобы помочь ребёнку понять, что надо двигаться боком, во время упражнения повернитесь к нему лицом и держите его за руки.

Так как детям с аутизмом не просто освоить прыжки, вместо следов в квадраты можно положить прямоугольники двух цветов или изображения чего-то интересного, например, изображения персонажей из любимых фильмов ребёнка, в том числе коварных злодеев, и попросить ребёнка прыгнуть на них.



8.Поймай мяч! (Большой)

ЦЕЛЬ: улучшить моторную координацию.

Используйте мяч, с которым ребёнку удобно заниматься, - к примеру подойдёт мягкий или сенсорный мяч.

Мяч, летящий сверху вниз, может вызвать у ребёнка испуг. Начните с бросков снизу вверх, стоя близко к ребёнку.



9.Перекрёстные шаги (колено-кисть, колено-локоть)

ЦЕЛЬ: многократно пересекать серединную линию тела, задействуя противоположные руки и ноги, тем самым развивая моторную координацию.

Начните с шести шагов подряд, а затем попробуйте увеличить их количество. Попросите ребёнка считать свои шаги вслух.

Когда ребёнок выполняет упражнение, задействуя локти, он даёт нагрузку мышцам брюшного пресса.



10.Прыжки по буквам

ЦЕЛЬ: улучшить крупную моторику, развить мышцы голеностопа и бёдер, изучая при этом буквы алфавита.

Обозначьте на полу или асфальте пять точек с помощью клейкой ленты, мела или краски. Точки должны быть расположены на расстоянии 30-60 см друг от друга примерно так, как показано ниже.

Всегда начинайте с прыжков обеими ногами. Встаём на ту точку, с которой надо начинать «писать» букву. Как писать букву Х смотрите рисунок.

После того как ребёнок пропрыгает букву, попросите его написать эту букву на доске. Отличное задание для мелкой моторики.

Если ребёнок не прыгает, а переступает с одной точки на другую, это уже замечательно. Его мозг учится воспринимать буквы в другом виде. Прыжки пока могут подождать.



УКРЕПЛЯЕМ МЫШЦЫ БРЮШНОГО ПРЕССА



11.Упражнения «супермен» (махи ногами и руками)

ЦЕЛЬ: укрепить мышцы брюшного пресса, улучшить равновесие, тренировать пересечение срединной линии тела.





Сначала попросите ребёнка встать на четвереньки. Убедитесь, что ребёнок держит спину прямо и его взгляд направлен в пол. Затем попросите ребёнка вытянуть правую или левую ногу (то же с руками). Чтобы ребёнок понял, какую ногу или руку нужно вытянуть, дотроньтесь до неё.

Это упражнение так же прекрасно подойдёт, чтобы научить ребёнка различать право и лево.

Теперь попросим ребёнка коснуться правой рукой левого колена и затем одновременно вытянуть правую руку и левую ногу. Повторите упражнение несколько раз, а затем выполните его для левой руки и правой ноги.

Это сложное упражнение! Поэтому если у ребёнка не получится выполнить его с первой попытки, не переживайте. Суть в том, чтобы разделить упражнение на более простые. Выполняйте два предыдущих упражнения из этой серии, используя карточки с их изображениями, чтобы помочь ребёнку добиться успеха.



БЕГ

Бег способствует улучшению работы сердечно-сосудистой системы. Используют разные техники бега. Остановимся на беге с конусами. Его дополнительная цель – развивать моторное планирование и умение следовать инструкциям.

Расставьте четыре конуса (см. рисунок ниже) на расстоянии, которое способен пробежать ребёнок. Если нужно, увеличьте или уменьшите количество конусов.

Начинаем упражнение с отсчёта. Если ребёнок идет шагом, не заставляйте его бежать. Дайте ему возможность понять схему маршрута – это важная часть задания.

Стрелки на полу помогут ребёнку понять в каком направлении бежать.

Бегайте вместе с ребёнком! Не ограничивайтесь инструкциями – проходите путь вместе с ним!



Много можно придумать упражнений с конусами и различными предметами. Вот упражнение низкой интенсивности - «ходьба с касанием предметов», позволяющее развивать планирование своих действий, внимание, координацию.





Заключение



Занятия физической культурой – один из самых недооценённых видов деятельности. И это несмотря на то, что публикуется всё больше книг, рассказывающих о различных аспектах положительного воздействия физических упражнений на эмоциональную и сенсорную регуляцию человека, а также на регуляцию двигательной активности и навыки социального воздействия. Исходя из исследований, касающихся подходов к обучению детей с аутизмом, а также беседуя с людьми с РАС, можно с уверенностью сказать, что физическая активность и занятия физическими упражнениями привели к значительным улучшениям состояния людей и качества их жизни. Эти люди ощущали на себе, как хорошо спать ночью после дня продуктивных тренировок.



Список литературы



  1. Дэвид Геслак. Адаптивная физкультура для детей с аутизмом. Екатеринбург 2019 г.

  2. Кранц П.Д. Навыки социального взаимодействия для детей с аутизмом, (1998).

  3. Деттмер М.Л. Использование визуальной поддержки для облегчения обучения студентов с аутизмом, (2000).

  4. Эган А.М., Дрейер М.Л. ожирение у детей раннего возраста с расстройствами аутистического спектра: распространенность и ассоциированные факторы. Детское ожирение, (2013).

  5. Интернет-источник: сайт Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ https://autism-frc.ru/