СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптивная программа по региональной истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учителям и педагогам дополнительного образования предоставляется возможность составления множества внеклассных мероприятий краеведческой направленности, чаще всего – викторин и конкурсов. Разработки  уроков, слайдовых презентаций, информационных и других творческих проектов  откроют возможности привлечения местного фольклора, произведений деревенских поэтов и писателей, материалы периодической печати. Учителям образовательной области «Искусство»  при подготовке к урокам, проведению внеклассных мероприятий будет предоставлена возможность использования национальной музыки,  произведений живописи местных художников, фотографов.

Просмотр содержимого документа
«Адаптивная программа по региональной истории»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Нижне-Нарыкарская средняя общеобразовательная школа»







10 – 11 класс





Адаптивная краеведческая программа

«Октябрьский район от древности до современности»



История и обществознание



История ХМАО-Югры с древности до наших дней



Адаптивная, модифицированная к программе Н.Н. Баранова «История ХМАО-Югры с древности до наших дней»





Автор: учитель истории и обществознания

Максимова Елена Владимировна









Адаптивная краеведческая программа «Октябрьский район от древности до современности»

Пояснительная записка.

Современная концепция исторического и краеведческого образования обосновывает организацию системы классной и внеклассной деятельности по краеведению на разных ступенях образования. Гуманизация, инновационные технологии, компетентностный подход дают возможность ориентироваться на интересы ученика, реализовывать эти компетенции через взаимодействие человека и конкретной культурно-образовательной среды. Модернизация российского образования позволяет формировать региональную образовательную политику и создавать региональные программы образования. Введение краеведческого компонента, признание его серьезного значения, открыло возможности образовательной системе переходить от общего образования гражданина вообще, независимо от его места жительства, к образованию представителя конкретного территориального социокультурного сообщества и человека со всеми его индивидуальными особенностями и способностями. Образование сегодня призвано помочь конкретному человеку адаптироваться к жизни в конкретных условиях. Именно в этом главная и ведущая роль краеведения. Следует подчеркнуть, что в соответствии с требованиями федерального базисного учебного плана, введение курса краеведения не заменяет и не отменяет изучение национально-регионального компонента содержания образования других учебных предметов – истории ХМАО - Югры, географии ХМАО - Югры, экологии, культуры народов Севера и т.д.  Данная программа представляет модифицированный, адаптивный интегрированный продукт к программе Н.Н.Баранова ИСТОРИЯ ХМАО-ЮГРЫ С ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ.

В 2015/2016 учебных годах проходила апробация данной программы в 10 классе на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Нижне – Нарыкарская национальная средняя общеобразовательная школа».  По результатам апробации адаптивной программы в 10 классе 16 января 2016 г. было проведено заседание методического совета учителей, где состоялось её утверждение. 









Цели и задачи программы «Октябрьский район от древности до современности» соответствуют целям и задачам образовательной области

« История и обществознание»:

- Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, её особенностями;

- показать наиболее яркие личности, их роль в истории и культуре Октябрьского района;

- раскрыть на конкретных примерах уникальность и достижения народов ханты и манси и их вклад в историю России.

Формировать историческое мышление, широту мировоззрения, чувство национальной сопричастности каждого ученика;

способствовать развитию навыков самостоятельной работы в экспозициях школьного музея;

познакомить с устоявшимся укладом жизни местного населения для формирования уважительного отношения к национальной культуре.

Предполагаемые формы и методы работы

Данная программа рассчитана на 68 учебных часов и является интегративным дополнением к программе «История ХМАО-Югры с древнейших времён до наших дней» для изучения на старшей ступени или 34 часа для 10 класса «История Октябрьского района от древности по век XIX» и 34 часа для11 класса «История Октябрьского района от века XIX по современность». Организация учебного процесса строится с учётом основного учебно - методического комплекса региональной программы.

В основном адаптивная программа краеведения предполагает проведение комбинированных уроков, практических и лабораторных работ, ролевых игр, конференций, защиты учебных проектов, встречи со знаменитыми людьми, старожилами деревни, знаменитыми краеведами. Активизировать познавательную деятельность учащихся позволяет использование цифровых образовательных ресурсов, разрабатываемых учителем совместно со школьниками в качестве учебных и исследовательских проектов.  

При отработке методики преподавания возникает проблема выстраивания системы межпредметных связей и разграничения содержания образования с другими общественными дисциплинами. Внеклассная работа предполагает самостоятельность учащихся при посещении школьного краеведческого музея – студии «Нявремыт». На уроках проводятся практические и лабораторные работы по вполне доступным учебным текстам хрестоматии История ХМАО – Югры с древности до наших дней, краеведческой литературы. В организации краеведческого образования активно используются экскурсии и походы. Экскурсионные занятия предусматривают вопросы учащимся для наблюдений и обобщения увиденного, практические задания, дополнительный материал для рассказа экскурсовода или учителя. Правильно оформленная технологическая карта экскурсии предполагает также четко определенный маршрут движения, инструктаж по технике безопасности и организации работы на каждом пункте просмотра. Основным требованием при разработке каждого урока и мероприятия является адаптация материала, т.е. вариативность подачи материала регионоведческого характера к конкретной территории Октябрьского района. Уроки и мероприятия состоят из совокупности постоянно чередующихся форм (игра, диалог, мастер-класс, виртуальное путешествие и др.) и методов:

  • метод наглядности, метод погружения в историческое пространство, метод ситуационно-ролевой игры, метод творческого командного состязания, метод постановки проблемы и метод игровой деятельности.

  • метод наглядности помогает достоверно воссоздать атмосферу конкретного исторического периода;

  • метод погружения в историческое пространство более эмоционально воздействует на восприятие исторических событий и фактов и позволяет ощутить аромат эпохи, включить в работу разум, органы чувств, фантазию;

  • метод ситуационно-ролевой игры позволяет познать действительность, в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными знаниями фактов конкретного исторического события;

  • метод постановки проблемы помогает адаптироваться в реальной жизненной ситуации, принять правильное решение;

  • метод игровой деятельности позволяет легко усвоить предлагаемую информацию.

Возможности применения данной программы краеведения.

Учителям и педагогам дополнительного образования предоставляется возможность составления множества внеклассных мероприятий краеведческой направленности, чаще всего – викторин и конкурсов. Разработки уроков, слайдовых презентаций, информационных и других творческих проектов откроют возможности привлечения местного фольклора, произведений деревенских поэтов и писателей, материалы периодической печати. Учителям образовательной области «Искусство» при подготовке к урокам, проведению внеклассных мероприятий будет предоставлена возможность использования национальной музыки, произведений живописи местных художников, фотографов.

Тематическое планирование.

Учебный план адаптивной программы «История Октябрьского района от древности до современности» рассчитан на 68 учебных часов и состоит из 11основных тем, которая включает в себя тему каждого урока. «Введение»- Я живу в Югре. Мой дом – Октябрьский район (2) часа, «Древняя Кода» Древние люди Нижней Оби. Заря металла. Зарождение традиций промыслового хозяйства. Языческие ритуалы и обычаи. Знакомство с местными духами (4).

«Средневековье Коды» Пришельцы из Приуралья. Кодское княжество. Таёжные городки Кодской земли. Ипатьевская летопись как исторический источник, Кодский этнографический ареал. Кодский князь в военных походах XVI века (10) «Вассальная зависимость Кодских князей» Закат Кодского княжества Кодские ханты в XVII веке Этнические связи Кодских хантов Троицкая обитель (8) «Кода в составе Российской империи 18 век» Органы управления по сведениям краеведа В.Т. Кузьмина, Население Кодского ареала (Е.П. Мартынова) Род занятий населения Кодского ареала Ссыльные. Отравители и колдуны Общественная деятельность купцов. Инородные управы. Устав Сперанского в действии Особенности традиционного хозяйства кодских хантов Особенности традиционной культуры (10). «На переломном этапе конец 19- начало 20 века». Деревенские будни и праздники Промысловое хозяйство жителей среднеобского ареалы: новшества и традиции. Досуг сельчан и горжан Берёзовского уезда в предреволюционные годы Приход советской власти по сведениям краеведа В.Т Кузьмина Тематический тест «На переломном этапе конец19- начало20 века» (5)« Начало коренных перемен (1920-1930)» Съезд старшин коренного населения Берёзовского уезда Кулаки, середняки, бедняки. Жизнь в колхозе. Школа в Мулигорте, школа в Нарыкарах (6) «Великая война в судьбе Микояновского района». «Труд детей Микояновского района» «Память» - знакомство с книгой» « Моя семья в годы ВОВ» (5) «Послевоенные трудовые будни 1945 - 1960-ые жителей Микояновского района» Укрупнение колхозов, отмирание малых деревень Из Микояновского района в Октябрьский. Образование, медицина, культура в Микояновском районе (6) «Начало новых свершений . Совхоз «Северный» октябрьского района: достижения и просчёты Социальное развитие района в данный период. Образование. Культура Здравоохранение.(6) Октябрьский район. Мы с гордостью говорим: «Югра, я житель Октябрьского района» И не потеряться в перестройку! Становление Октябрьского района с именем А.К.Киприянова Знаменитые люди района- Почётные жители Октябрьского района Я – житель Октябрьского района (6). После каждой основной темы следует контроль знаний учащихся. Поурочный тестовый контроль осуществляется при помощи методического пособия С.И. Алексеева «Тесты по истории ХМАО - Югры» и

Календарно - тематическое планирование



ИСТОРИЯ ХМАО С ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ.68 часов: 34- 10 класс; 34- 11класс.

ИСТОРИЯ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ОТ ДРЕВНОСТИ ДО СОВРЕМЕННОСТИ


№ №

ТЕМА

ТЕМА

Часы

Домашнее задание.

Сроки.

З.У.Н. по стандарту

исторические

общеучебные


Тема 1. ВВЕДЕНИЕ.

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ

2 (1,1)





1-2

Введение.

Очерки истории Коды

2(1,1)

читать с. 9-16, мини- сочинение.


Историческое описание.

умение писать сочинение.


Тема 2. Древняя Югра.

Тема 2. Древняя Кода

4





3-4

Северо- Западная Сибирь в древности и раннем средневековье.

Древние люди Нижней Оби

Заря металла

2(1,1)

1-2, сообщения о поселениях правобережья Оби


Исторические этапы развития человеческой жизни на территории Зап. Сибири.

Анализ и сравнение.

5

Традиционное хозяйство и материальная культура древнего населения.

Зарождение традиций промыслового хозяйства.

1

3, поделки, рисунки


Знание хоз. деятельности и материальной культуры аборигенов.

Умение использовать дополнительную информацию.

6

Природа и человек в представлениях обских угров.

Калтащ – инкиЯзыческие ритуалы и обычаи

1

4, словарь урока, сообщения о богах


Достижения в области О.т.

Работа с источниками.


Тема 3. Югорское средневековье.

Тема 3. Средневековье Коды.

10





7-8

Этносоциальные процессы на севере и юге Зап. Сибири в 1 тысячелетиии до н. э – 15 век н. э.

Пришельцы из Приуралья

2

5-6. ответить на вопрос 3 письменно.


Отмечать достижения и особенности бронзового века

Понятийное мышление.

9

Формирование и развитие ранней государственности у обских угров.

Кодское княжество


9, ответить на вопрсы.


становление металлообрабатывающего производства.


10-11

Походы новгородцев на Северный Урал и Зауралье 11- 15 века.

Ипатьевская летопись об угричах

1

7-8. работа с картой.


характеристика государственных объединений.

Работа с картой- атласом.

12

Государства сибирских татар в 13-15 веке.

Таёжные городки

2

10


Территориальные изменения.

самостоятельность выводов.

13

Вхождение Югорской земли в сферу влияния Московского государства

Обские вассалы Москвы

1

11, ответить на вопросы к параграфу


Торгово- обменные связи и их последствия..

Умение работать с дополнительной литературой.

14

Сибирские татары в 16 веке.

Кодские ханты

1

12, словарь урока письменн


Суть этносоциальных процессов.

Работа с картой как основным источником

15

Поход Ермака в Сибирь

Кодский князь в военных походах XVI века

1

13, вопросы, сообщение Игичее Алычеве


хронологические и терминологические знания.

Умение видеть проблему и искать пути решения.

16

Югорские княжества в составе Русского государства на рубеже 16-17 веков.

Кодский этнографический ареал

1

14, заполнение таблицы.


Характеризовать виды поселений и миграционные процессы.

аналитическое мышление.


Тема 4.Северо-Западная Сибирь под властью Московского государства в 17 веке.

Вассальная зависимость

Кодских князей

8





17

Организация новой системы управления. Города, транспортные коммуникации.

Закат Кодского княжества

1

15-16, сообщения.


Историческая реконструкция.

Умение работать со схемами.

18-19

Сословно-социальная структура населения края в 17 веке.

Кодские ханты в XVII веке

2

17, вопросы

Знание социальной структуры края.

Умение краткого конспектирования.

20-21

Этнополитическая картина края в 17 веке.

Этнические связи Кодских хантов

2

18-19




22-23

Язычество и христианство на берегах Оби.

Троицкая обитель

2

20, лекция., подготовиться к контрольной работе.


знание исторической терминологии

умение лекционной записи.

24

П.О. урок по теме « Северо- Западная Сибирь под властью Москвы.»

Тест «Кодский этнографический ареал»

1

поторение.



Умение работать с тестами разных форм.


Тема 5. В составе Российской империи 18 век

Тема 5. Кода в составе Российской империи 18 век

10





25

Административное устройство и управление края в 18 веке.

Органы управления по сведениям краеведа В.Т. Кузьмина

1

22-23, составить схемы.


Знать административно – территориальное устройство края

Умение составлять опорные конспекты

26

Народы края в 18 веке.

Население Кодского ареала (Е.П. Мартынова)

1

21


Сопоставление исторических фактов.

Умение сравнительного анализа.

27

Экономическое развитие края в 18 веке

Род занятий населения Кодского ареала

1

24, краткий конспект.


описание и знание исторических фактов.

Умение обобщения.

28

Секретные узники Берёзова.

Ссыльные. Отравители и колдуны

1

25, сообщения.


Знакомство со знаменитыми узниками Сибири

Умение публичной защиты доклада

29

Изменения в структуре населения в 19 веке

Общественная деятельность купцов.

1

26-27, ответить на вопросы.


Изменения в социальной структуре

Умения сравнительного анализа.

30

Преобразования административно –территориальной системы.19век

Инородные управы. Устав Сперанского в действии

1

28, составление схемы.


Преобразования, связанные с Уставом Сперанского

Сравнительный анализ, схематичный конспект

31

Развитие экономики края в19веке.

Особенности традиционного хозяйства кодских хантов

1

29, словарь урока.


Уметь систематизировать материал

Привлечение документальных источников

32-33

Культура и быт в 17- 19веках.

Особенности традиционной культуры

2

26-30, заполнение таблицы.


Достижения культуры, значение и вклад в мировую сокровищницу.

Умение работать с таблицами разных форм.

34

Итоговый по курсу.


Тест «Особенности традиционного хозяйства и культуры кодских хантов»

1

повторение.


Систематизация знаний по темам




































Литература для учителя.

  1. С.И. Алексеев Тесты по истории ХМАО – Югры с древности до наших дней. Ханты – Мансийск, РИО ИРО 2008.- 112с

  2. А.Алквист Среди хантов и манси Томск 1999, с122-123

  3. К.Ф. Карьялайнен Религия Югорских народов т II Томск1995с.133,147

  4. В.Т.Кузьмин Земля Кодская г. Ханты - Мансийск

  5. Е.П. Мартынова Очерки истории и культуры хантов М. 1998,с.51-70

  6. Очерки истории Коды «Волот »Екатеринбург 1995

  7. Е.Г. Фёдорова Рыболовы и охотники бассейна Оби: проблемы формирования культуры хантов и манси Европейский дом С-П 2000

  8. История ХМАО с древности до конца XX века, хрестоматия Екатеринбург НПМП «Волот» 1999



Литература для учащихся:

  1. Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей (XVII- начало XX в.),М. «Северные просторы»,2002;

  2. Очерки истории Югры НПМП «Волот»Екатеринбург, 2000;

  3. История ХМАО с древности до конца XX века, хрестоматия Екатеринбург НПМП «Волот» 1999;

  4. Тезисы открытой конференции юных историков и краеведов «Тимофеевские чтения»





















11 класс -20-21 века

34 часа

№ №

ТЕМА

ТЕМА

Часы

Домашнее задание.

Сроки.

ЗУН по стандарту

Исторические

Общеучебные

1

Тема 1. На переломном этапе конец19- начало20 века.

Тема 1. На переломном этапе конец19- начало20 века.


5





2

Состав и образ жизни населения.

Деревенские будни и праздники

1

31, вопросы.


знание основных занятий коренного населения данного периода.

Составление слайд-презентаций

3

Экономика и хозяйственное положение жителей Обь – Иртышского Севера

Промысловое хозяйство жителей среднеобского ареалы: новшества и традиции.

1

32, вопрос 2 письменно


Характеризовать экономическое и хозяйственное положение

Умение презентовать устные доклады

4

Культурно- просветительская, медицинская и научная сфера.

Досуг сельчан и горжан Берёзовского уезда в предреволюционные годы

1

33, доклады


умение брать и анализировать информацию нескольких источников.

Привлечение дополнительной информации


5

Военно- революционные потрясения на Обь – Иртышском Севере.

Приход советской власти по сведениям краеведа В.Т Кузьмина

1

34, сочинение


Умение систематизации материала в хронологическую таблицу

Умения работать с документом

6

П.О.урок по теме «На переломном этапе».

Тематический тест «На переломном этапе конец19- начало20 века»

1

повторение


Знание особенностей революционных выступлений.



Тема 2. Начало коренных перемен (1920-1930)

Тема 2. Начало коренных перемен (1920-1930)

6





7

Административная система и национальная политики в первое десятилетие советской власти.

Съезд старшин коренного населения Берёзовского уезда.

2

35, схема


Характеризовать административно-социальную систему

Умение составлять опорные и схематичные конспекты

8

Проблема развития народного хозяйства.

Кулаки, середняки, бедняки. Жизнь в колхозе.

1

36


Изменения в социальной структуре

Умения сравнительного анализа

9-10

Культурные преобразования.

Школа в Мулигорте, школа в Нарыкарах

1

37, сообщения


Умение работы с архивными и музейными источниками

Электронные презентации

11

П.О.У. по теме

« Начало коренных перемен».

Презентация «Летопись нашей школы»

1

повторение





Тема 3. Великая война в судьбе края.

Тема 3. Великая война в судьбе Микояновского района.

5





12

Всё для фронта! Всё для победы!

Урок проект «Труд детей Микояновского района»

1

38, сочинение.


Соотносить события истории Отечества, региона и района.

Умение применять полученные от старожилов сведения в качестве исторических источников

13-14

Участие северян в боевых действиях.

«Память» - знакомство с книгой.

2

39, сообщения


Знать и уметь называть наиболее известных ветеранов района

Дополнительная информация из СМИ

15

Преодолевая военные невзгоды.

Моя семья в годы ВОВ

1

40, письменно ответить на вопросы


Роль и вклад северян в победу.

Умение представлять и защищать проект

16

П.О.У.по теме «Великая Отечественная война в судьбе края.»


Тест «Великая Отечественная война в судьбе края.»


1


повторение


Знание истории своей семьи



Тема 4. Послевоенные трудовые будни 1945- 1960-ые.

Тема 4. Послевоенные трудовые будни 1945- 1960-ыежителей Микояновского района

6





17-18

Экономическое развитие края.

Укрупнение колхозов, отмирание малых деревень

2

41, ответить на вопросы.


Анализ экономической деятельности

Умение работать с таблицами разных видов

19-20

Общественно- политические и национальные отношения.

Из Микояновского района в Октябрьский

2

42, 3 вопрос письменно


В информационном формате ознакомиться с документами данного периода

Умение соотносить и анализировать полученные сведения по схеме Федерация – округ- район

21-22

Образование , медицина, культура.

Образование, медицина, культура в Микояновском районе

2

43, подготовка к деловой игре.


Особенности духовной жизни общества

Дополнительная информация


Тема 5. Новая страница в истории округа 60-2000-ые годы.

Начало новых

Свершений . Октябрьский район

6





23-24

Экономическое развитие ХМАО в 60-80-ые годы

Совхоз «Северный» октябрьского района: достижения и просчёты

2

44


Знать экономическое развитие края

Умение анализировать статистическую информацию

25-26

Социальное развитие округа в данный период

Социальное развитие района в данный период

2

45


Характеризовать административно-социальную систему

Умение работать с таблицами разных видов

27-28

П.О.У.по теме Трудовые будни ХМАО

П.О.У.по теме Трудовые будни Октябрьского района

2

повторение


Систематизация знаний по теме

Умение работы с тестами разных форм


Тема 6. На пути в будущее: надежды и реальность.

Мы с гордостью говорим: «Югра, я житель Октябрьского района»

6





29-30

От перестройки к рынку.

И не потеряться в перестройку!

2

46


Перспективы развития Октябрьского района

Дополнительная информация

31

Становление округа как субъекта РФ

Становление Октябрьского района с именем А.К.Киприянова

2

47


Роль знаменитых личностей в истории и краеведении

Знание биографических данных и соотнесение их с основными вехами становления края

32-33

Социальный портрет Югры.

Знаменитые люди района

2

48


Достижения югорчан


34

П.О.Урок по курсу.

Я – житель Октябрьского района - викторина

1

повторение.






Литература для учителя.

  1. С.И. Алексеев Тесты по истории ХМАО – Югры с древности до наших дней. Ханты – Мансийск, РИО ИРО 2008.- 112с

  2. А.Алквист Среди хантов и манси Томск 1999, с122-123

  3. К.Ф. Карьялайнен Религия Югорских народов т II Томск1995с.133,147

  4. В.Т.Кузьмин Земля Кодская г. Ханты - Мансийск

  5. Е.П. Мартынова Очерки истории и культуры хантов М. 1998,с.51-70

  6. Очерки истории Коды «Волот »Екатеринбург 1995

  7. Е.Г. Фёдорова Рыболовы и охотники бассейна Оби: проблемы формирования культуры хантов и манси Европейский дом С-П 2000

  8. История ХМАО с древности до конца XX века, хрестоматия Екатеринбург НПМП «Волот» 1999

Литература для учащихся:

  1. Времена Коды Октябрьское 2006 г

  2. Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей (XVII- начало XX в.),М. «Северные просторы»,2002;

  3. Очерки истории Югры НПМП «Волот»Екатеринбург, 2000;

  4. История ХМАО с древности до конца XX века, хрестоматия Екатеринбург НПМП «Волот» 1999;

  5. Тезисы открытой конференции юных историков и краеведов «Тимофеевские чтения»





Конечный планируемый результат адаптивной программы краеведения или модель выпускника.

В качестве итогов деятельности по разработке содержания программы можно рассматривать следующие показатели:

  • активизация деятельности учащихся на уроках регионального компонента;

  • выявление актуальных проблем краеведения и определение путей их решения совместными усилиями учитель - ученик;

  • воспитание патриота и гражданина своей малой Родины;

  • на основе отредактированных и дополненных разработок уроков возможно будет подготовить к изданию методические пособия по данной программе для учителей Октябрьского района.

В процессе изучения программы учащиеся должны овладеть умениями:

  • Определять и объяснять специфические понятия;

  • Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • Критически анализировать источник исторической информации;

  • Анализировать историческую информацию, представленную в различных знаковых системах;

  • Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам;

  • Использовать приобретённые ЗУН в практической деятельности и повседневной жизни

  • Осознание себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества .













Таблица 1

Примерные направления работы
по адаптивной краеведческой программе «Октябрьский район от древности до современности»

п/п

Направления опытно-экспериментальной работы

Задачи, подтемы

Планируемые результаты

1.

Отбор содержания по программе «Октябрьский район от древности до современности» в 10 классе

1.1. внедрение программы в 10 классе

1.2. Апробация примерной программы по краеведению в 11 классе

Составление календарно-тематического планирования на основе данной программы в 10-11 классах.

Разработка поурочных планов к программе.

2.

Экспериментальная проверка элементов программы для 11 класса.

2.1. Апробация проведения лабораторных занятий с использованием газетных текстов

Поурочные разработки лабораторных занятий.


2.2. Апробация введения краеведческой литературы в качестве исторических источников на практических занятиях.

Поурочные разработки









Составление памяток исторического исследования.

2.3. Проектная деятельность на уроках на основе собранного материала




3.

Разработка педагогического мониторинга учебных достижений учащихся 6 классов по краеведению

3.1 Критерии и показатели учебных достижений учащихся 10 класса.

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса.


3.2. Методы и приемы изучения учебных достижений учащихся 10-11 классов . Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

Разработки оценочных практических работ по программе.



Модель портфолио в системе оценки учебных достижений учащихся по краеведению.

4.

Отработка интегративной модели основного и дополнительного краеведческого образования

Использование потенциала учреждений дополнительного образования и школьного краеведческого музея – студии «Нявремыт» в краеведческом образовании

Разработки экскурсионных занятий.

Сценарии внеклассных и внешкольных мероприятий краеведческой направленности.

Программы собеседований с местными старожилами, знаменитыми людьми, краеведами и учеными.

Таблица 2

Мероприятия реализации адаптивной программы «Октябрьский район от древности до современности»


п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственные

 1

Конкурс сочинений «Октябрьский район –

мой дом»

Сентябрь

Учителя МО «Искусство слова»

 2

Школьный краеведческий музей – студия «Нявремыт» предлагает

Октябрь

Руководитель музея, учитель истории

 3

Конференция юных – краеведов - историков

Ноябрь

Методист, учитель истории

 4

Конференция «Шаг в будущее»

Декабрь

Учитель истории

 5

Внеклассное мероприятие по истории ХМАО – Югре «Вёрсты истории»

январь

Учитель истории

 6

Открытый урок « Судьба моей семьи в судьбе округа»

Февраль

Учитель истории

 7

Конференция научного общества учащихся «ИСТОК»

Апрель

Совет НОУ

 8

Конференция детских исследовательских и творческих проектов «С чего начинается Родина?»

Май

Совет НОУ

9

Утверждение программы для 11 класса на методсовет

Май

Совет НОУ





 



16




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей