СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЧТЕНИЮ. 4 класс», С.Ю. Ильина, А.А. Богданова (Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы).- 6е издание, перераб. – М.: Просвещение, 2018г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЧТЕНИЮ. 4 класс», С.Ю. Ильина, А.А. Богданова (Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы).- 6е издание, перераб. – М.: Просвещение, 2018г.»



Директор МБОУ Задоно-

Кагальницкая СОШ

Приказ от 31.08.2020 г. №112

________Ю.В. Лисичкина




Семикаракорский район, ст. Задоно-Кагальницкая

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Задоно-Кагальницкая средняя общеобразовательная школа»


АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЧТЕНИЮ

4б класс





Составлена в соответствии с государственными

требованиями к минимуму содержания

образования и уровню подготовки учащихся Учитель: Коломеец М.А.




2020 - 2021 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая адаптивная программа по чтению составлена на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Приказа Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (ред. От 07.06.2017) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями от 13 декабря 2013 г., 28 мая 2014 г., 17 июля 2015 г.).

  • Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010г.№ 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 №1643).

  • Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

  • Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 №345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

  • Основной адаптированной образовательной программы начального общего образования МБОУ Задоно – Кагальницкая СОШ на 2020-2021 учебный год.

  • Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой . Предлагаемая программа ориентирована на учебник » С. Ю. Ильина, 4 класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2018. 

  • Учебно-методического комплекта Автор: «Чтние» 4 класс», С.Ю. Ильина, А.А. Богданова (Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы).- 6е издание, перераб. – М.: Просвещение, 2018г.

Цели программы обучения:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением; совершенствование всех видов речевой деятельности, развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора;

- коррекция и развитие познавательной и речевой деятельности;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.


Основными задачами обучения чтению в 4 классе являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.


Место предмета в учебном плане и учебном процессе

На изучение предмета выделяется 170 часа, по 5 ч в неделю. (в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Задоно-Кагальницкая СОШ на 2020 – 2021 учебный год будет проведено 169 часов, программа будет выполнена за счёт уплотнения учебного материала)

Количество часов в год – 166.

Количество часов в неделю – 5.

Количество часов в I четверти – 44.

Количество часов во II четверти – 37.

Количество часов в III четверти – 48.

Количество часов в IV четверти –40


Содержание учебног предмета «Чтение»

Чтение является важным учебным предметом в адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Его направленность на социализацию личности умственно отсталого ребенка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения – все это еще раз подчеркивает значимость обучения чтению обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).

Задачами уроков чтения для обучающихся интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в 4 классе являются:

  • воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как к процессу;

  • формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;

  • формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;

  • развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ и др.

Для чтения в 4 классе подбираются доступные для детей произведения народного творчества, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, доступные пониманию детей деловые и научно-популярные статьи. В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем году продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения раннее усвоенных тем.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом). Каждый из этапов развития навыков чтения имеет свои трудности и требует подбора специальных методов и приемов обучения.

Работа над выразительностью чтения начинается с переноса опыта выразительной устной речи на процесс чтения.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведения, направленного на выяснение информации, заложенной в тексте, смысловых связей между описанными событиями и действиями героев. В процессе анализа произведения важно не нарушать непосредственного переживания детей за судьбы героев, добиваться точности эмоционального восприятия за счет выразительного чтения текста учителем и вопросов, помогающих адекватно оценивать психологическое состояние действующих лиц, напряженность ситуации. От класса к классу возрастает уровень требований к самостоятельности учащихся в проведении разбора читаемого, в оценке поступков героев в мотивации этих поступков, в выделении непонятных: слов. Школьники овладевают умением правильно и последовательно пересказывать содержание несложного по фабуле произведения, учатся обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта. Такая работа обеспечивается подбором текстов, соответствующих интересам учащихся, и целенаправленными вопросами учителя. Для каждого года обучения определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, навыкам устной речи. Эти требования формируются по двум уровням, исходя из возможностей детей и динамики их продвижения.

Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, 
воспитания нравственных качеств. Это произведения о Родине, о Москве; ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей; рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью): развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

В программе определён обязательный базовый уровень планируемых результатов освоения курса.

Содержание чтения: произведения устного народного творчества: загадки, поговорки, потешки, сказки. Отличие сказки от рассказа. Рассказы и стихотворения русских и зарубежных классиков, современных детских писателей о природе родного края, о жизни детей, об их взаимоотношениях с природой, друг с другом, со взрослыми. Нравственное и безнравственное в этих отношениях.

Рождественские рассказы.

Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и др.

Примерные лексические темы: «Школьная жизнь», «Листьям время опадать», «Делу время – потехе час», «О братьях наших меньших», «Поёт зима, аукает», «Жизнь дана на добрые дела», «В мире волшебной сказки», «Весна, весна! И все ей рады», «Смешные истории», «Родная земля», «Лето пришло».

Техника чтения. Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильности ударения.

Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое орфографическое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался.

Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи эмоционального содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т.д.). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул, удивлённо произнёс и др.). Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов.

Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи (добро побеждает зло, ложь до добра не доведёт; поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение обучающимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.

Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного обучающимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой картинке», по картинному плану к рассказу и др.). Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста.

Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчёт о прочитанной книге перед классом на уроках чтения.

Формы организации учебных занятий: урок «открытия нового знания», урок рефлексии, урок методологической направленности, урок развивающего контроля, комбинированный урок, театрализованный урок, урок – ролевая игра.


Тематическое планирование.

Тема раздела

Содержание раздела

Количество часов

1

Школьная жизнь

Рассматривание иллюстраций. Составление небольшого рассказа по иллюстрации. Определение эмоционального состояния героя. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Установление причинно-следственных связей между поступками героев. Пересказ текста по картинкам.

14

2

Время листьям опадать

Определение признаков времени года по иллюстрации. Установление причинно-следственных связей на основе анализа иллюстраций. Формулирование элементарных суждений. Уточнение названий перелетных и зимующих птиц. Эмоциональная оценка стихотворения. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Определение общей темы текста. Пересказ текста по опорным вопросам.

19

3

Делу – время, потехе - час

Самостоятельный рассказ по картине. Продолжение рассказа по аналогии. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Объяснение слов с опорой на текс. Ответы на вопросы словами текста. Инсценировка игр. Пересказ текста по картинному плану.

9

4

В мире животных

Называние животных изображенных на иллюстрации. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Элементарная оценка поступков героев. Рассказывание сказки с опорой на картинный план. Ответы на вопросы словами из текста. Составление рассказа о домашних животных. Выражение собственного отношение к домашним животным.

15

5

Жизнь дана на добрые дела

Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. Определение собственного отношения к главному герою. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы словами из текста. Словесное рисование. Объяснение образного выражения. Сравнение поступков двух героев. Осмысление понятия «добрый (хороший) поступок».

11

6

Зима наступает

Выбор к иллюстрации подходящего заголовка. Графическое иллюстрирование. Объяснение образных выражений. Выразительное чтение. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Рассказывание сказки по картинному плану. Узнавание предметов по образным сравнениям. Разгадывание загадок. Заучивание стихотворения наизусть. Словесное рисование. Свободные высказывание о зимних праздниках.

26

7

Весёлые истории

Подбор к иллюстрации подходящего отрывка из сказки. Анализ содержания иллюстрации. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального содержания текста. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Словесное рисование. Пересказ текста на основе готового плана. Эмоциональная оценка текста. Ответы на вопросы по содержанию текста.

11

8

Полюбуйся, весна наступает…

Понимание мотивов поступков героев. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Свободные рассказы о весенних птицах заучивание стихотворения наизусть. Графическое рисование. Объяснение пословиц. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного рассказа. Описание растения на основе иллюстрации и прочитанного текста.

15

9

В мире волшебной сказки

Ответы на вопросы словами из текста. Объяснение слов с опорой на материал учебника и иллюстрации. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Определение основных черт характера героев. Установление причинно-следственных связей. Формулирование элементарных суждений и доказательств. Рассказывание сказки по иллюстрации и готовому плану. Выборочный пересказ. Словесное рисование.

12

10

Родная зземля

Рассматривание иллюстрации: ответы на вопросы по ее содержанию. Объяснение смысла пословиц о родине. Заучивание наизусть пословицы. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы словами из текста. Формулирование элементарных суждений и доказательств. Выразительное чтение. Установление причинно-следственных связей.

12

11

Лето пришло

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Рассматривание сюжетной картинки: определение ее содержания. Заучивание наизусть. Объяснение образного сравнения, использованного в стихотворении. Определение черт характера героя рассказа. Выразительное чтение.

13

12

Внеклассное чтение

Подбор к иллюстрации подходящего отрывка из сказки. Анализ содержания иллюстрации. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального содержания текста. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Словесное рисование. Пересказ текста на основе готового плана.

12

Всего

169

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата урока

Тема урока

Примечания

1 четверть

Раздел 1. Школьная жизнь

1

01.09

Знакомство с разделом «Школьная жизнь»


2

02.09

«Снова в школу» (По повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»)


3

03.09

Жил-был Учитель. Э. Мошковская


4

04.09

Чему учат в школе (в сокращении) М. Пляцковский


5

07.09

Поздравление (по рассказу Ю. Ермолаева «Сами не ожидали»)


6

08.09

Как Маруся дежурила (по повести Е. Шварца «Первоклассница»)


7

09.09

Шум и Шумок. По Е. Ильиной


8

10.09

Почему сороконожки опоздали на урок. В. Орлов


9

11.09

Три желания Вити (по рассказу Л. Каминского «Три желания второклассника Вити»)


10

14.09

Читалочка. В. Берестов


11

15.09

Зарубите на носу. По М. Бартеневу


12

16.09

Загадки


13

17.09

Обобщающий урок по теме «Школьная жизнь»


14

18.09

Проверь себя!


Раздел 2. Время листьям опадать

15

21.09

Знакомство с разделом «Время листьям опадать»


16

22.09

Жёлтой краской кто-то… Н. Антонова


17

23.09

Осенняя сказка. По Н. Абрамцевой


18

24.09

Подарки осени. Е. Благинина


19

25.09

Лесные подарки (из повести Л. Воронковой «Подружки идут в школу»)


20

28.09

Лес осенью. А. Твардовский


21

29.09

В осеннем лесу (по рассказу В. Путилиной «Вишнёвая ветка»)


22

30.09

Славная осень!.. (отрывок из поэмы Н. Некрасова «Железная дорога»)


23

01.10

Отчего Осень грустна. По Ю. Шиму


24

02.10

Осень. К. Бальмонт


25

05.10

Три сойки. По Ю. Ковалю


26

06.10

Холодная зимовка (по рассказу Н. Сладкова «Курорт «Сосулька»)


27

07.10

Скучная картина!.. (отрывок) А. Плещеев


28

08.10

Сказка про маленького жучка (по рассказу О. Иваненко «Спокойной ночи!»)


29

09.10

Пчёлы и мухи. По К. Ушинскому


30

12.10

Время листьям опадать… (по рассказу Г. Граубина «Почему осенью листопад»)


31

13.10

Загадки


32

14.10

Обобщающий урок по теме «Время листьям опадать …»


33

15.10

Проверь себя!


Раздел 3. Делу – время, потехе - час

34

16.10

Знакомство с разделом «Делу – время, потехе - час»


35

19.10

Пекла кошка пирожки… (русская потешка)


36

20.10

Сенокос (чешская потешка)


37

21.10

Карусели. По Л. Пантелееву


38

22.10

Прятки. По Н. Носову


39

23.10

Считалки


40

26.10

Жмурки. По М. Булатову


41

27.10

Обобщающий урок по теме «Делу – время, потехе – час»


42

28.10

Проверь себя!


Раздел 4. В мире животных

43

29.10

Знакомство с разделом «В мире животных»


44

30.10

Бодливая корова. По К. Ушинскому


2 четверть


1

09.11

Упрямый котёнок. По В. Бирюкову


2

10.11

Пушок. По В. Гаранжину


3

11.11

Томка. По Е. Чарушину


4

12.11

Охотник и собаки. По Б. Житкову


5

13.11

Чук заболел (по рассказу Л. Матвеевой «Меня курица клюнула в нос»)


6

16.11

Хитрый бурундук. Г. Снегирёв


7

17.11

Барсучья кладовая. По А. Баркову


8

18.11

Гостья. По А. Дорохову


9

19.11

Игрушки лисят. Г. Корольков


10

20.11

Лиса (из книги Ю. Дмитриева «Календарь зелёных чисел»)


11

23.11

Загадки


12

24.11

Обобщающий урок по теме «В мире животных»


13

25.11

Проверь себя!


Раздел 5. Жизнь дана на добрые дела


14

26.11

Знакомство с разделом «Жизнь дана на добрые дела»


15

27.11

Миша-мастер. Г. Ладонщиков


16

30.11

Пичугин мост. По Е. Пермяку. Часть 1


17

01.12

Пичугин мост. По Е. Пермяку. Часть 2


18

02.12

Михаськин сад. В. Хомченко


19

03.12

Когда люди радуются (по повести С. Баруздина «Алёшка из нашего дома»)


20

04.12

Про каникулы и полезные дела. По Ю. Ермолаеву


21

07.12

Котёнок. Е. Благинина


22

08.12

Птичка. В. Голявкин


23

09.12

Обобщающий урок по теме «Жизнь дана на добрые дела»


24

10.12

Проверь себя!


Раздел 6. Зима наступает

25

11.12

Знакомство с разделом «Зима наступает»


26

14.12

Снег идёт. По. Л. Воронковой


27

15.12

Снегурочка. А. Слащёв. Часть 1


28

16.12

Снегурочка. А. Слащёв. Часть 2


29

17.12

Зима (отрывок) И. Суриков


30

18.12

Декабрь (отрывок) С. Маршак


31

21.12

Ёлка. По В. Сутееву. Часть 1


32

22.12

Ёлка. По В. Сутееву. Часть 2


33

23.12

Вечер под Рождество. По Л. Клавдиной


34

24.12

Где лежало «спасибо»?


35

25.12

На горке. По Н. Носову. Часть 1


36

28.12

На горке. По Н. Носову. Часть 2


37

29.12

Лисичка-сестричка и волк (русская народная сказка). Ч. 1


3 четверть

1

11.01

Лисичка-сестричка и волк (русская народная сказка). Ч. 2


2

12.01

Как Солнце с Морозом поссорились. А. Бродский


3

13.01

Зимняя сказка. П. Головкин


4

14.01

Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 1


5

15.01

Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 2


6

18.01

Снежная шапка. В. Бирюков


7

19.01

В шубах и шапках. По А. Тумбасову


8

20.01

Не ветер бушует над бором... (Отрывок из поэмы Н. Некра­сова «Мороз, Красный нос»


9

21.01

Находчивый медведь (По рассказу В. Бианки «Приспосо­бился»)


10

22.01

Зимние приметы. По А. Спирину


11

25.01

Е. Благинина, А. Рождественская, Е. Тараховская. Произведения о зиме.


12

26.01

Обобщающий урок по теме «Зима наступила»


13

27.01

Проверь себя!


Раздел 7. Весёлые истории

14

28.01

Знакомство с разделом «Весёлые истории»


15

29.01

Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. Ч.1


16

01.02

Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. Ч.2


17

02.02

Одни неприятности. Г. Остер


18

03.02

Однажды утром. М. Пляцковский


19

04.02

Почему комары кусаются. В. Бирюков


20

05.02

Вот какой рассеянный (Отрывок). С. Маршак


21

08.02

Две лишние коробки. По О. Кургузову


22

09.02

Отвечайте, правда ли? (Отрывки). Г Чичинадзе


23

10.02

Обобщающий урок по теме «Весёлые истории»


24

11.02

Проверь себя!


Раздел 8. Полюбуйся, весна наступает…

25

12.02

Знакомство с разделом «Полюбуйся, весна наступает…»


26

15.02

Март. В. Алфёров


27

16.02

Восьмое марта. П о М. Фроловой. Ч. 1


28

17.02

Восьмое марта. П о М. Фроловой. Ч. 2


29

18.02

Забота. Е. Благинина


30

19.02

Бабушкина вешалка. По А. Соколовскому


31

22.02

Последняя льдина. По В. Бианки


32

24.02

Весна. А. Плещеев


33

25.02

Скворцы прилетели. По А. Баркову


34

26.02

Всему свой срок. По Э. Шиму


35

01.03

Полюбуйся, весна наступает... И. Никитин


36

02.03

Весенний вечер. По Ю. Ковалю


37

03.03

Опасная красавица. По Ю. Дмитриеву


38

04.03

Обобщающий урок по теме «Полюбуйся, весна наступает…!»


39

05.03

Проверь себя!


Раздел 9. В мире волшебной сказки

40

09.03

Знакомство с разделом «В мире волшебной сказки»


41

10.03

Хаврошечка (Русская народная сказка) (В сокращении)


42

11.03

Хаврошечка (Русская народная сказка) (В сокращении)


43

12.03

Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (Русская народная сказка) (В сокращении)


44

15.03

Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (Русская народная сказка) (В сокращении)


45

16.03

У лукоморья дуб зелёный... (Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А. Пушкина)


46

17.03

Подарки феи. По Ш. Перро. 1 часть


47

18.03

Подарки феи. По Ш. Перро. 2 часть


48

19.03

Горшочек каши. Братья Гримм


4 четверть


1

29.03

Наши сказки. По В. Порудоминскому


2

30.03

Обобщающий урок по теме «В мире волшебной сказки»


3

31.03

Проверь себя!


Раздел 10. Родная земля

4

01.04

Знакомство с разделом «Родная земля»


5

02.04

Царь-колокол. М. Ильин


6

05.04

Город на Неве. С. Васильева


7

06.04

Где всего прекрасней на земле. Д. Павлычко


8

07.04

Сочинение на тему. С. Вербова


9

08.04

Какое это слово? (По рассказу Л. Кассиля «Как пишется это слово»)


10

09.04

Главное дело (По рассказу Б. Никольского «О самом главном»)


11

12.04

Защита. А. Усачёв


12

13.04

Никто не знает, но помнят все. По Л. Кассилю


13

14.04

День Победы. Т. Белозёров


14

15.04

Обобщающий урок по теме «Родная земля»


15

16.04

Проверь себя!


Раздел 11. Лето пришло

16

19.04

Знакомство с разделом «Лето пришло»


17

20.04

Ливень. С. Козлов


18

21.04

Тучка. Г. Граубин


19

22.04

Хитрый одуванчик. Н. Павлова


20

23.04

Хитрый одуванчик. Н. Павлова


21

26.04

Одуванчик. Е. Благинина


22

27.04

Встреча со змеёй. По А. Дорохову


23

28.04

Летний снег А. Бродский


24

29.04

После зимы будет лето. В. Голявкин


25

30.04

Загадка. Хозяюшка. О. Тарнопольская


26

04.05

Летние приметы. По А. Спирину


27

05.05

Обобщающий урок по теме «Лето пришло»


28

06.05

Проверь себя!


Раздел 12. Внеклассное чтение

29

07.05

М. Пришвин «Золотой луг»


30

11.05

М. Пришвин «Этажи леса»


31

12.05

К. Паустовский «Квакша».


32

13.05

В. Бианки «Охота»


33

14.05

В. Бианки «Плавунчик»


34

17.05

Г. Скребицкий «Лесное эхо»


35

18.05

Н. Сладков «Непослушные малыши»


36

19.05

Н. Сладков «Федот, да не тот!»


37

20.05

Е. Носов «Зимородок»


38

21.05

Ю. Коваль «Берёзовый пирожок»


39

24.05

Г. А. Скребицкий «Лесной голосок»


40

25.05

Обобщающий урок по разделу «Внеклассное чтение»


Всего 169 часов


Планируемые результаты

Личностные результаты включают овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.

Личностные результаты:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, наследие русской литературы;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и литературе других народов;

3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия на уроках чтения;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, в т.ч. в ходе обсуждения произведений художественной литературы;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности на уроках чтения;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях на уроках чтения;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств средствами художественной литературы;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей средствами художественной литературы;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям средствами художественной литературы.

Предметные результаты.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предметной области «Язык и речевая практика» и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни, включают умения:

- осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;

- соблюдать при чтении паузы между предложениями;

- ставить логическое ударение и необходимую интонацию;

- отвечать на вопросы по прочитанному;

- выделять главную мысль произведения;

- участвовать в беседе;

- делить текст на законченные по смыслу части по данным заглавиям;

- выделять главные действующие лица, давать оценку их поступков;

- самостоятельно делать полный и выборочный пересказ;

- рассказывать по аналогии с прочитанным;

- заучивать наизусть стихотворения, басни;

- выборочно пересказывать по рисункам;

- делить рассказ на части по плану.

Обучающиеся должны уметь:

1 уровень:

• читать после анализа текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова) с соблюдением пауз и соответствующим тоном голоса и темпом речи

• отвечать на вопросы по прочитанному;

• читать про себя, выполняя задания учителя;

• выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;

• читать диалоги по ролям;

• пересказывать прочитанное по частям;

• выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений перед учениками класса;

2 уровень:

• осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;

• пересказывать содержание прочитанного по вопросам;

• участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

• выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений перед учениками класса

Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной от­сталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых ре­зуль­та­тов освоения адаптированной программы

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной программы призвана решить следующие задачи:

закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и фор­ми­ро­ва­ние базовых учебных действий;

обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения адаптированной программы, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;

предусматривать оценку достижений обучающихся;

позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.

Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (ин­те­л­ле­к­ту­аль­ны­ми нарушениями) в овладении адаптированной программы являются значимыми для оценки качества об­ра­зо­вания обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов це­лесообразно опираться на следующие принципы:

1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;

3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания адаптированной программы, что сможет обеспечить объективность оценки. Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся.

Эти принципы отражают целостность системы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представляют обобщенные характеристики оценки их учебных и личностных достижений.

При разработке системы оценки достижений обучающихся в освоении содержания адаптированной программы необходимо ориентироваться на представленный в Стандарте перечень планируемых результатов.

В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (ин­теллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные ре­зуль­та­ты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты (например, комплекс результатов: «формирования гражданского самосознания») могут быть оценены исключительно качественно.

Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании применения ме­то­да экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки ре­зуль­та­тов на основе мнений группы специалистов (экспертов), которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки лич­ностных результатов освоения обу­чающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сле­ду­ет учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку ос­но­вой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в по­в­се­д­нев­ной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Ре­зуль­таты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика. Результаты оценки личностных достижений за­но­сят­ся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не толь­ко представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным ком­петенциям.

Программа оценки включает:

1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся;

2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата представлен в таблице:


Критерий

Параметры оценки

Индикаторы

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий

сформированность навыков коммуникации со взрос­лы­ми

способность инициировать и поддерживать ком­му­ни­ка­цию с взрослыми

способность применять аде­к­ватные способы поведения в разных ситуациях


способность обращаться за помощью

сформированность навыков коммуникации со сверстниками

способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверс­т­ни­ками

способность применять аде­к­ватные способы поведения в разных ситуациях

способность обращаться за помощью

владение средствами коммуникации

способность использовать разнообразные средства ко­м­муникации согласно ситу­ации


адекватность применения ритуалов социального взаимодействия

способность правильно при­менить ритуалы социаль­но­го взаимодействия согласно ситуации


3) систему бальной оценки результатов;

4) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (например, Карта индивидуальных достижений ученика) и результаты всего класса (например, Журнал итоговых достижений учащихся __ класса);

5) материалы для проведения процедуры оценки личностных и результатов.

6) локальные акты Организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пред­метных результатов должна базироваться на принципах ин­ди­ви­ду­аль­но­го и дифференцированного подходов. Усвоенные обу­ча­ющимися даже незначительные по объему и эле­мен­тарные по содержанию знания и умения должны выполнять кор­рек­ци­он­но-раз­ви­ва­ю­щую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении лич­нос­ти ученика и овладении им социальным опытом.

Для преодоления формального подхода в оценивании предметных ре­зуль­татов освоения адаптивной программы обуча­ю­щи­мися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо, что­бы балльная оценка свидетельствовала о качестве ус­во­енных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие / несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность применения усвоенных знаний.

Таким образом, ус­во­енные предметные ре­зультаты могут быть оценены с точки зрения до­сто­вер­нос­ти как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания) сви­детельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных при­чинах их появления, способах их предупреждения или пре­о­до­ле­ния. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

по способу предъявления (устные, письменные, практические);

по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше по­казатель надежности полученных результатов, что дает основание оце­ни­вать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий; «хорошо» ― от 51% до 65% заданий, «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5‑балльной шкале, однако требует уточнения и переосмыс­ления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предмет­ных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые сти­мулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, ока­зывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетен­ций.

В программе базовых учебных действий достаточным является отражение их связи с содержанием учебных предметов в виде схемы, таблиц и т.п. В связи с различиями в содержании и перечнем конкретных учебных действий для разных ступеней образования (классов) необходимо отдельно отразить эти связи. При этом следует учитывать, что практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета, поэтому следует отбирать и указывать те учебные предметы, которые в наибольшей мере способствуют формированию конкретного действия.

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сфор­ми­ро­ван­нос­ти учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить кор­ре­ктировку процесса их формирования на протяжении всего времени обу­че­ния.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

педсовета МБОУ

Задоно-Кагальницкая СОШ

от 27.08.2019 г. № 1



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________/Коломеец М.А./

28.08.2019 г.





Лист корректировки календарно-тематического планирования адаптивной рабочей программы

по чтению в 4б классе на 2020 – 2021 учебный год


№ урока

Тема

Дата по плану

Дата по факту

Причина корректировки (реквизиты документа)

Способ корректировки