СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ. 4 класс», Т.В. Алышева. (Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы). – М.: Просвещение, 2018г

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ. 4 класс», Т.В. Алышева. (Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы). – М.: Просвещение, 2018г»

Директор МБОУ Задоно-

Кагальницкая СОШ

Приказ от 31.08.2020 г. №112

________Ю.В. Лисичкина




Семикаракорский район, ст. Задоно-Кагальницкая

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Задоно-Кагальницкая средняя общеобразовательная школа»


АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МАТЕМАТИКЕ

4б класс





Составлена в соответствии с государственными

требованиями к минимуму содержания

образования и уровню подготовки учащихся Учитель: Коломеец М.А.





2020 - 2021 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая адаптивная программа по математике составлена на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Приказа Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (ред. От 07.06.2017) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями от 13 декабря 2013 г., 28 мая 2014 г., 17 июля 2015 г.).

  • Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010г.№ 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 №1643).

  • Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

  • Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 №345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

  • Основной адаптированной образовательной программы начального общего образования МБОУ Задоно – Кагальницкая СОШ на 2020-2021 учебный год.

  • Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой . Предлагаемая программа ориентирована на учебник Т.В. Алышева., 3 класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018. 

  • Учебно-методического комплекта : «Математика»3 класс», Т.В. Алышева. (Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы). – М.: Просвещение, 2018г


Цели программы обучения:

Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов, основная цель которого – социальная реабилитация и адаптация обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в современном обществе.


Основные задачи: 

- формирование доступных обучающимся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; подготовка обучающихся к овладению трудовыми знаниями и навыками;

- максимальное общее развитие обучающихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения

- воспитание у школьников целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.


Место предмета в учебном плане и учебном процессе

На изучение предмета выделяется 136 часов, по 4 ч в неделю. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Задоно-Кагальницкая СОШ на 2020 – 2021 учебный год будет проведено 135 часов, программа будет выполнена за счёт уплотнения учебного материала.

Количество часов в год – 135.

Количество часов в неделю – 4.

Количество часов в I четверти – 35.

Количество часов во II четверти – 30.

Количество часов в III четверти – 38.

Количество часов в IV четверти –32


Содержание учебного предмета «Математка»

Содержание математики как учебного предмета включает нумерацию чисел в пределах 100; число и цифру 0; единицы измерения величин (стоимости, длины, массы, времени), их соотношения; измерения в указанных мерах; четыре арифметических действия с натуральными числами; элементы геометрии. В каждом разделе предусмотрено решение текстовых арифметических задач. Распределяя вышеперечисленный материал по четвертям, учитель должен опираться на актуальный уровень знаний и «зоны ближайшего развития» каждого ученика. При отборе учебного материала учитывались разные возможности учащихся по усвоению математических представлений, знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Поэтому предлагаемый учителем материал усваивается учащимися на различном уровне, т.е. программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении. После изложения программного материала в конце обозначены базовые математические представления, которые должны усвоить все учащиеся, и два уровня умений применять полученные знания на практике.

Разграничиваются умения, которыми обучающиеся могут овладеть и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (1-й уровень), и умения, которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (2-й уровень). В этой связи в программе предусмотрены возможности выполнения некоторых заданий с помощью учителя, с опорой на использование счетного материала, таблиц (сложения, вычитания, умножения, деления, соотношения единиц измерения и др.).

Одним из важных приемов обучения математике является сравнение. Не менее важный прием-материализация, т.е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Используются и другие методы обучения: демонстрация, наблюдения, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.

Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.

Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного подхода. Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики. Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математики. Геометрический материал включается в каждый урок математики.

Нумерация

Разряды единиц, десятков, сотен. Разрядная таблица. Сравнение чисел в пределах 100 с использованием разрядной таблицы. Знакомство с микрокалькулятором. Умение отложить любое число в пределах 100 на микрокалькуляторе.

Единицы измерения и их соотношения

Единица измерения длины: миллиметр.

Обозначение: 1мм. Соотношение: 1см = 10мм.

Единица измерения массы: центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение: 1ц = 100 кг.

Единица измерения времени: секунда. Обозначение: 1 сек. Соотношение: 1 мин = 60 сек. Секундная стрелка. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9 – го). 

Числа, полученные при измерении двумя мерами (1 см 5 мм = 15 мм, 15 мм = 1 см 5 мм). Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой, без преобразований и с преобразованиями вида: 60 см + 40 см = 100 см = 1 м, 1 м – 60 см = 40 см.

Арифметические действия

Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Проверка действий сложения и вычитания обратным действием. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания (слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого).

Выполнение и проверка действий сложения и вычитания с помощью микрокалькулятора.

Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7. Таблица умножения чисел на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления. Деление по содержанию. Деление с остатком. Называние компонентов умножения и деления (в речи учителя). Умножение 0, 1, 10. Умножение на 0, 1, 10. Правило умножения 0, 1, 10. Нахождение второй, третьей и т.д. части предмета и числа.

Арифметические задачи

Простые арифметические задачи: на деление содержания; на зависимость между ценой, количеством, стоимостью (все случаи); на нахождение неизвестного слагаемого; на нахождение одной доли числа. Задачи в два арифметических действия, составленные из ранее решаемых простых задач.

Геометрический материал

Сложение и вычитание отрезков. Обозначение геометрических фигур буквами латинского алфавита.

Кривые, ломаные линии: замкнутые, незамкнутые. Граница многоугольника – замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной линии и вычисление её длины.

Построение отрезка, равного длине ломаной линии.

Построение ломаной линии по данной длине её отрезков. Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения).

Диаметр. Построение окружности заданного диаметра. Деление окружности на 2, 4 равные части.

Названия сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая), смежные стороны. Длина и ширина прямоугольника. Построение прямоугольника (квадрата) по заданным длинам сторон с помощью чертёжного угольника. 


Тематическое планирование.


Тема

Кол-во часов

1.

Нумерация

9

2.

Единицы измерения и их соотношения

11

3.

Арифметические действия

115


Всего:

135ч

КАЛЕНДАРНО_ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п./п.

Дата урока

Тема

Примечания

1 четверть


Нумерация

1

01.09

Числовой ряд 1—100. Определение количества единиц и десятков


2

02.09

Разряды единиц, десятков, сотен


3

04.09

Разрядная таблица


4

07.09

Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд


5

08.09

Сравнение чисел в пределах 100 с использованием разрядной таблицы


6

09.09

Увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц. Решение задач


7

11.09

Знакомство с микрокалькулятором


8

14.09

Набор чисел в пределах 100 на калькуляторе


9

15.09

Самостоятельная работа по разделу «Нумерация»


Единицы измерения и их соотношения

10

16.09

Работа над ошибками. Единица измерения длины: миллиметр. Обозначение: 1мм. Соотношение: 1см = 10мм


11

18.09

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении отрезков


12

21.09

Числа, полученные при измерении двумя мерами (1 см 5 мм = 15 мм, 15 мм = 1 см 5 мм)


13

22.09

Обозначение геометрических фигур буквами латинского алфавита


14

23.09

Виды углов


15

25.09

Единица измерения массы: центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение: 1ц = 100 кг


16

28.09

Решение примеров с мерами массы


17

29.09

Решение задач с мерами массы


18

30.09

Решение примеров и задач с мерами массы


19

02.10

Контрольная работа «Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд»


20

05.10

Работа над ошибками


Арифметические действия


21

06.10

Сложение с переходом через разряд. Присчитывание по 3


22

07.10

Проверка действий сложения обратным действием. Присчитывание по 4


23

09.10

Решение задач. Присчитывание по 6, 7


24

12.10

Нахождение неизвестного компонента сложения. Присчитывание по 8, 9


25

13.10

Письменное сложение. Выполнение и проверка действий сложения с помощью микрокалькулятора


26

14.10

Вычитание с переходом через разряд. Отсчитывание по 2, 3


27

16.10

Проверка действий вычитания обратным действием. Отсчитывание по 4, 5


28

19.10

Вычитание с переходом через разряд. Отсчитывание по 6, 7


29

20.10

Письменное вычитание. Отсчитывание по 8, 9


30

21.10

Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания (уменьшаемого, вычитаемого)


31

23.10

Контрольная работа «Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд»


32

26.10

Работа над ошибками


33

27.10

Решение примеров. Выполнение и проверка действий вычитания с помощью микрокалькулятора


34

28.10

Решение задач на нахождение остатка


35

30.10

Прямоугольник. Построение прямоугольника


2 четверть


1

09.11

Умножение числа 3. Таблица умножения числа 3


2

10.11

Порядок действий в примерах без скобок. Построение квадрата и прямоугольника


3

11.11

Деление на 3 равные части. Таблица деления на 3


4

13.11

Решение задач деления на 3 равные части и по 3


5

16.11

Взаимосвязь умножения числа 3 и деления на 3


6

17.11

Умножение числа 4. Таблица умножения числа 4


7

18.11

Решение примеров и задач на умножение и деление


8

20.11

Прямая, кривая, ломаная, луч. Ломаные линии


9

23.11

Деление на 4 равные части. Таблица деления на 4


10

24.11

Взаимосвязь умножения числа 4 и деления на 4


11

25.11

Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со скобками


12

27.11

Решение задач деления на 4 равные части и по 4


13

30.11

Самостоятельная работа «Таблица умножения числа 3. Таблица умножения числа 4»


14

01.12

Работа над ошибками. Решение примеров и задач на умножение и деление


15

02.12

Замкнутые и незамкнутые кривые. Окружность. Дуга


16

04.12

Умножение числа 5. Таблица умножения числа


17

07.12

Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями


18

08.12

Порядок выполнения действий в примерах без скобок


19

09.12

Составление и решение задач на зависимость между величинами: ценой, количеством, стоимостью


20

11.12

Деление на 5 равных частей. Таблица деления на 5


21

14.12

Решение задач деления на 5 равных частей и по 5


22

15.12

Взаимосвязь умножения числа 5 и деления на 5


23

16.12

Умножение числа 6. Таблица умножения числа 6


24

18.12

Порядок выполнения действий в примерах без скобок


25

21.12

Деление на 6 равных частей. Таблица деления на 6


26

22.12

Взаимосвязь умножения числа 6 и деления на 6


27

23.12

Контрольная работа «Умножение и деление на 5,6»


28

25.12

Работа над ошибками


29

28.12

Увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Решение задач


30

29.12

Замкнутые и незамкнутые ломаные линии. Граница многоугольника – замкнутая ломаная линия


3 четверть

1

11.01

Измерение отрезков ломаной линии и вычисление её длины. Построение ломаной линии по данной длине её отрезков


2

12.01

Сложение чисел, полученных при измерении одной мерой, без преобразований и с преобразованиями вида: 60 см + 40 см = 100 см = 1 м


3

13.01

Вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой, без преобразований и с преобразованиями вида: 1 м – 60 см = 40 см


4

15.01

Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со скобками


5

18.01

Зависимость между ценой, количеством, стоимостью. Вычисление цены. Ц = С : К


6

19.01

Умножение числа 7. Таблица умножения числа 7


7

20.01

Решение примеров «Таблица умножения числа 7»


8

22.01

Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями


9

25.01

Сравнение числовых выражений


10

26.01

Построение многоугольника и вычисление длины ломаной многоугольника


11

27.01

Деление на 7 равных частей. Таблица деления на 7


12

29.01

Взаимосвязь таблицы умножения числа 7 и деления на 7


13

01.02

Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями


14

02.02

Решение примеров и составных задач, решаемых двумя арифметическими действиями


15

03.02

Прямая линия. Отрезок. Измерение отрезка в см и мм


16

05.02

Зависимость между ценой, количеством, стоимостью. Вычисление количества. К = С : Ц


17

08.02

Умножение числа 8. Таблица умножения числа 8


18

09.02

Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.


19

10.02

Порядок действий I и II ступени в примерах без скобок


20

12.02

Деление на 8 равных частей. Таблица деления числа 8


21

15.02

Взаимосвязь таблиц умножения числа 8 и деления на 8


22

16.02

Решение задач, решаемых двумя арифметическими действиями


23

17.02

Самостоятельная работа «Таблица умножения и деления числа 8»


24

19.02

Работа над ошибками. Умножение числа 9. Таблица умножения числа 9


25

22.02

Решение примеров удобным способом


26

24.02

Решение составных задач


27

26.02

Сравнение числовых выражений


28

01.03

Деление на 9 равных частей. Таблица деления на 9


29

02.03

Порядок действий в примерах без скобок


30

03.03

Решение составных задач


31

05.03

Решение примеров на умножение и деление


32

09.03

Решение задач


33

10.03

Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения)


34

12.03

Построение пересекающихся прямых


35

15.03

Контрольная работа «Умножение и деление на 8, 9»


36

16.03

Работа над ошибками


37

17.03

Деление с остатком на 2,3,4,5


38

19.03

Деление с остатком на 6,7,8,9


4 четверть


1

29.03

Проверка деления с остатком умножением и сложением


2

30.03

Решение примеров, содержащих действия деления с остатком


3

31.03

Решение задач, содержащих действия деления с остатком


4

02.04

Взаимное положение прямой, окружности, отрезка


5

05.04

Умножение нуля и на нуль


6

06.04

Решение примеров с нулём


7

07.04

Умножение единицы и на единицу


8

09.04

Решение примеров и задач на умножение и деление


9

12.04

Умножение числа 10 и на 10


10

13.04

Правило умножения на 10. Решение примеров


11

14.04

Единица измерения времени: секунда. Обозначение: 1 сек. Соотношение: 1 мин = 60 сек


12

16.04

Секундная стрелка. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин


13

19.04

Часы – электронные и механические. Установка будильника


14

20.04

Выполнение действий с числами, полученными при измерении времени


15

21.04

Решение примеров и задач с мерами времени


16

23.04

Числа, полученные при измерении длины и времени


17

26.04

Взаимное положение геометрических фигур


18

27.04

Диаметр. Построение окружности заданного диаметра


19

28.04

Деление окружности на 2, 4 равные части


20

30.04

Составление и решение составных задач по краткой записи


21

04.05

Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со скобками


22

05.05

Доли. Понятие доли как части предмета и целого числа: половина, четверть, третья, пятая доли


23

07.05

Нахождение второй, третьей доли, части предмета и числа


24

11.05

Прямоугольник и квадрат. Названия сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая), смежные стороны. Длина и ширина прямоугольника


25

12.05

Построение прямоугольника (квадрата) по заданным длинам сторон с помощью чертёжного угольника


26

14.05

Контрольная работа «Правила умножения и деления»


27

17.05

Работа над ошибками


28

18.05

Мобильный телефон. Работа с органайзером – календарь, время. Установка даты, времени


29

19.05

Мобильный телефон. Работа с приложениями – таймер, секундомер, будильник


30

21.05

Повторение. Составление и решение задач на деление на равные части по содержанию


31

24.05

Повторение. Все действия в пределах 100. Решение примеров


32

25.05

Повторение. Все действия в пределах 100. Решение задач


Всего 135 часов


Планируемые результаты

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обу­че­ния и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют ос­но­ву формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

Характеристика базовых учебных действий

Личностные учебные действия

Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к ор­га­низации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договореннос­тей; понимание личной от­вет­с­т­вен­ности за свои поступки на основе пред­с­тавлений об эти­ческих нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

всту­пать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–уче­ник, ученик–класс, учитель−класс);

использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

при­нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно уча­с­т­во­вать в де­ятельности, контролировать и оценивать свои дей­с­т­вия и действия од­но­к­ла­с­сников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными об­ра­з­ца­ми, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред­метов;

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

читать; писать; выполнять арифметические действия;

наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).


Результаты освоения адаптивной программы обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как итоговые на момент завершения образования и предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения вклю­ча­ют освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные ре­зуль­та­ты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рас­сматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с ум­ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения это­го уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.

Минимальный уровень:

знание числового ряда 1—100 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 100, с использованием счетного материала;

знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;

понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части).

знание таблицы умножения однозначных чисел до 5;

понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;

знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;

знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;

выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;

знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;

различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при измерении двумя мерами;

пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;

определение времени по часам (одним способом);

решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач;

решение составных арифметических задач в два действия (с помощью учителя);

различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;

узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых линий, фигур; нахождение точки пересечения без вычерчивания;

знание названий элементов четырехугольников; вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя);

различение окружности и круга, вычерчивание окружности разных радиусов.

Достаточный уровень:

знание числового ряда 1—100 в прямом и обратном порядке;

счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 100;

откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала;

знание названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;

понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию); различение двух видов деления на уровне практических действий; знание способов чтения и записи каждого вида деления;

знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10; правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;

понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;

знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;

знание и применение переместительного свойство сложения и умножения;

выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;

знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;

различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких мерах);

знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года; умение пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году; знание количества суток в месяцах;

определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин;

решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач;

краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия;

различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;

узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного положения двух прямых и кривых линий, многоугольников, окружностей; нахождение точки пересечения;

знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;

вычерчивание окружности разных радиусов, различение окружности и круга.

Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной от­сталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых ре­зуль­та­тов освоения адаптированной программы

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной программы призвана решить следующие задачи:

закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и фор­ми­ро­ва­ние базовых учебных действий;

обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения адаптированной программы, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;

предусматривать оценку достижений обучающихся;

позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.

Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (ин­те­л­ле­к­ту­аль­ны­ми нарушениями) в овладении адаптированной программы являются значимыми для оценки качества об­ра­зо­вания обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов це­лесообразно опираться на следующие принципы:

1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;

3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания адаптированной программы, что сможет обеспечить объективность оценки. Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся.

Эти принципы отражают целостность системы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представляют обобщенные характеристики оценки их учебных и личностных достижений.

При разработке системы оценки достижений обучающихся в освоении содержания адаптированной программы необходимо ориентироваться на представленный в Стандарте перечень планируемых результатов.

В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (ин­теллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные ре­зуль­та­ты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты (например, комплекс результатов: «формирования гражданского самосознания») могут быть оценены исключительно качественно.

Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании применения ме­то­да экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки ре­зуль­та­тов на основе мнений группы специалистов (экспертов), которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки лич­ностных результатов освоения обу­чающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сле­ду­ет учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку ос­но­вой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в по­в­се­д­нев­ной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Ре­зуль­таты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика. Результаты оценки личностных достижений за­но­сят­ся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не толь­ко представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным ком­петенциям.

Программа оценки включает:

1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся;

2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата представлен в таблице:


Критерий

Параметры оценки

Индикаторы

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий

сформированность навыков коммуникации со взрос­лы­ми

способность инициировать и поддерживать ком­му­ни­ка­цию с взрослыми

способность применять аде­к­ватные способы поведения в разных ситуациях


способность обращаться за помощью

сформированность навыков коммуникации со сверстниками

способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверс­т­ни­ками

способность применять аде­к­ватные способы поведения в разных ситуациях

способность обращаться за помощью

владение средствами коммуникации

способность использовать разнообразные средства ко­м­муникации согласно ситу­ации


адекватность применения ритуалов социального взаимодействия

способность правильно при­менить ритуалы социаль­но­го взаимодействия согласно ситуации


3) систему бальной оценки результатов;

4) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (например, Карта индивидуальных достижений ученика) и результаты всего класса (например, Журнал итоговых достижений учащихся __ класса);

5) материалы для проведения процедуры оценки личностных и результатов.

6) локальные акты Организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пред­метных результатов должна базироваться на принципах ин­ди­ви­ду­аль­но­го и дифференцированного подходов. Усвоенные обу­ча­ющимися даже незначительные по объему и эле­мен­тарные по содержанию знания и умения должны выполнять кор­рек­ци­он­но-раз­ви­ва­ю­щую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении лич­нос­ти ученика и овладении им социальным опытом.

Для преодоления формального подхода в оценивании предметных ре­зуль­татов освоения адаптивной программы обуча­ю­щи­мися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо, что­бы балльная оценка свидетельствовала о качестве ус­во­енных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие / несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность применения усвоенных знаний.

Таким образом, ус­во­енные предметные ре­зультаты могут быть оценены с точки зрения до­сто­вер­нос­ти как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания) сви­детельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных при­чинах их появления, способах их предупреждения или пре­о­до­ле­ния. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

по способу предъявления (устные, письменные, практические);

по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше по­казатель надежности полученных результатов, что дает основание оце­ни­вать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий; «хорошо» ― от 51% до 65% заданий; «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5‑балльной шкале, однако требует уточнения и переосмыс­ления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предмет­ных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые сти­мулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, ока­зывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетен­ций. В программе базовых учебных действий достаточным является отражение их связи с содержанием учебных предметов в виде схемы, таблиц и т.п. В связи с различиями в содержании и перечнем конкретных учебных действий для разных ступеней образования (классов) необходимо отдельно отразить эти связи. При этом следует учитывать, что практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета, поэтому следует отбирать и указывать те учебные предметы, которые в наибольшей мере способствуют формированию конкретного действия.

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сфор­ми­ро­ван­нос­ти учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить кор­ре­ктировку процесса их формирования на протяжении всего времени обу­че­ния.

Учебно-методический материал.

1. Бгажнокова, И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.

2. Перова, М.Н. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 4 класс. – М.: Просвещение, 2014.

3. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения на уроках математике во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1998.

4. Эк, В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 2005.

Материально-техническое обеспечение:

- АРМ учителя: ноутбук, телевизор, колонки, документ-камера;

- компьютерные презентации PowerPoint по темам программы;

- дидактический материал и демонстрационные таблицы;

- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: демонстрационный угольник классный, демонстрационный транспортир, демонстрационный циркуль.






СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

педсовета МБОУ

Задоно-Кагальницкая СОШ

от 31.08.2020 г. № 1





СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________/Коломеец М.А./

31.08.2020 г.







Лист корректировки календарно-тематического планирования рабочей программы

по математике в 4б классе на 2020 – 2021 учебный год

№ урока

Тема

Дата по плану

Дата по факту

Причина корректировки (реквизиты документа)

Способ корректировки