Спецификация контрольно- измерительных материалов
для проведения процедуры проверки уровня освоения
стандарта начального общего образования по русскому языку обучающимися 4-х классов на базовом уровне
Назначение работы: провести экспертизу качества освоения образовательной программы начального общего образования обучающимися 4 классов по русскому языку
Документы, определяющие содержание работы:
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования по русскому языку в образовательных учреждениях с русским языком обучения.
- Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ №50 г.Шахты.
3. Структура работы.
Содержание контрольно-измерительных материалов по русскому языку для 4 класса составлено в соответствие с требованиями ФГОС НОО к предметным и метапредметным результатам обучающихся. Для выявления текущих результатов обучения используется письменный контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный диктант составлен на основе Методического пособия по русскому языку В.П. Канакиной М: Просвещение, 2017 г. УМК «Школа России»
Работа выполняется в индивидуальном порядке одновременно всеми обучающимися класса. На выполнение контрольной работы отводится 45 минут.
Контрольный диктант объемом в 85 слов проводится с целью выявления усвоения и прочности знаний у обучающихся по русскому языку, а также умений использовать навык безошибочного воспроизведения слуховой информации. В данном тексте встречаются такие орфограммы: правописание безударной гласной и парной согласной в корне слова; правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.; правописание мягкого знака в разных позициях в слове; правописание слов с непроверяемой гласной в корне слова; правописание окончаний частей речи; обозначение интонации предложения соответствующими знаками препинания.
После написания диктанта обязательным является выполнение трех
грамматических заданий с целью оценки умений разбирать предложение по членам, находить части слова; выполнять фонетический разбор слов.
Распределение заданий проверочной работы по содержанию и видам деятельности
В работе проверяются знания и умения из следующих разделов курса русского языка:
1. Фонетика.
2. Лексика.
3. Состав слова
4. Морфология.
5. Синтаксис.
6. Орфография.
7. Пунктуация.
5. Инструкция учителю.
Сначала ученики слушают весь текст, который медленно и выразительно читает учитель. Затем текст читается по отдельным предложениям с проговариванием слов с неизученными орфограммами (если учитель не проговаривает эти слова, то их выписывают на доску). Учащиеся внимательно слушают предложение и при повторном чтении его учителем по частям приступают к записи. Диктуя текст, учитель выдерживает равномерный темп, спокойный тон, предупреждая тем самым отставание в письме. При этом важно читать текст громко и внятно, четко произнося слова.
После написания диктанта и его проверки учитель читает вслух варианты грамматического задания и поясняет их. Затем дети самостоятельно выполняют работу.
Критерии оценивания контрольных измерительных материалов по русскому языку
Диктант
«5» | «4» | «3» | «2» |
0- орфографических ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, допускается: пропуск неизученных пунктуационных знаков (тире, точка с запятой, двоеточие), 1 исправление | 1-2 орфографические ошибки; работа выполнена чисто, 2 -3 пунктуационные ошибки | 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно | Более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо. |
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и замена букв в словах;
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Грамматическое задание.
«5» | «4» | «3» | «2» |
безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы; | осознанное усвоение правил, ученик умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий; | усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий | ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий; |
Контрольные измерительные материалы по русскому языку
Диктант.
Зимний день.
Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.
Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу. Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом. (74 слова)
Слова для справок: нетронутый.
Грамматическое задание:
Выписать три словосочетания «прил. + сущ.» Выделить окончания и указать падеж имён существительных.
Разобрать слова по составу:
Вариант №1: зимний, красота, посадили
Вариант №2: резкие, деревце, перенесла
Ключи к грамматическим заданиям.
1 ) 1 вариант: зим–н -ий, крас-от-а, по-сад-и -л-и
2) 1вариант: резк-ие, дерев-ц-е, пере-нес-л-а