СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Административная работа для поступления в 10 класс (углубленный уровень изучения истории)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Административная работа для поступления в 10 класс может быть использована для выпускников 9 класса, которые планируют изучать историю на углубленном уровне с дальнейшим выбором ЕГЭ по данному предмету. Представлены задания разных направлений. Хронологические рамки: от Древней Руси до конца XIX века.

Просмотр содержимого документа
«Административная работа для поступления в 10 класс (углубленный уровень изучения истории)»

(наименование образовательной организации)



Административная работа по истории
(индивидуальный отбор для получения среднего общего образования (профильного обучения))



Фамилия ____________________________________

Имя _________________________________________

Отчество _____________________________________

Класс _________________________________________

Дата выполнения работы________________________



Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по истории дается 40 минут. Работа включает в себя 13 заданий.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или несколько баллов. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше количество баллов.


Желаем успеха!


Вариант 1.

1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

ДАТЫ

А) начало Столыпинской аграрной реформы

Б) битва на реке Воже

В) учреждение опричнины


1)1378 г.

2)1565 г.

3)1649 г.

4)1861 г.

5)1906 г.

Ответ:

А

Б

В





2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) восстание под предводительством С.Т. Разина

2) восстание под предводительством К.А. Булавина

3) восстание под предводительством И.И. Болотникова

4) восстание под предводительством Е.И. Пугачёва






Ответ:


3. Запишите термин, о котором идёт речь.

Название одного из основных занятий восточных славян – сбора мёда диких пчёл.

Ответ: ___________________________.


4. Какие из перечисленных городов не были разорены монгольскими войсками в ходе нашествия хана Батыя на русские земли в 1237–1242 гг.? Найдите в приведённом списке названия двух городов и запишите цифры, под которыми они указаны.


1) Рязань

2) Владимир

3) Новгород

4) Псков

5) Киев



Ответ:


5. Ниже приведён перечень названий. Все они, за исключением одного, обозначают название государственных органов Российской империи в XVIII–XIX вв.

1) Правительствующий сенат; 2) Верховный тайный совет;

3) Государственная дума; 4) Государственный совет;

5) Военная коллегия.

Найдите и запишите порядковый номер названия, «выпадающего» из данного ряда.


Ответ:


6. Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

1) Подписание Сан-Стефанского договора означало достижение Россией своих целей в войне.

2) Болгария была разделена на две части: северная объявлялась княжеством, зависимым от Турции; южная – автономной турецкой провинцией под названием Восточная Румелия.

3) Решения Берлинского конгресса означали дипломатическое поражение России.

4) Сербия стала независимым государством.


Номер предложения содержащего

Тезис 1

Факт 1

Тезис 2

Факт 2





Рассмотрите схему и ответьте на вопрос.


7. Какой цифрой на схеме обозначено место Бородинского сражения? 

1)  1 2)  2 3)  3 4)  4



Ответ:


Рассмотрите изображение и выполните задание.

8. Укажите год, в память о событиях которого в России была выпущена данная медаль.

1) 1805 г.

2) 1807 г.

3) 1814 г.

4) 1856 г.


Ответ:



Ознакомьтесь с перечнем и изображениями памятников культуры и выполните задания 9 и 10.

1) «Домострой»;

2) «Сказание о Мамаевом побоище»;

3) «Повесть о Шемякином суде»


4) 5)


9. Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVII в.?

Выберите два памятника культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.



Ответ:



10. Создателем какого, из приведённых памятников культуры, является священник Сильвестр? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.


Ответ:



Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 11–12. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.


Прочитайте отрывок из исторического источника.

«В лето 6731 по грехам нашим пришли народы незнаемые при

Мстиславе князе Романовиче в десятое лето княжения его в Киеве. Пришла неслыханная рать, безбожные моавитяне, называемые монголы, их же никто ясно не знает, кто они и откуда пришли, и каков язык их, и какого племени они, и что за вера их… Мы слышали, что многие страны попленили [они]: ясов, обезов, касогов – и половцев безбожных избили множество.

А Котян, князь половецкий, с иными князьями и с остатком половцев прибежали к тому месту, что называется вал половецкий, а другие половцы многие убежали в Русскую землю. Этот Котян был тесть Мстиславу Мстиславичу Галицкому. И пришёл он с князьями половецкими в Галич с поклоном к князю Мстиславу, к зятю, и ко всем князьям русским. И дары принёс многие: коней, и верблюдов, и буйволов, и невольниц – и одарил

князей русских, и сказал так: „Нашу землю монголы отняли сегодня, а вашу завтра возьмут. Приходите, обороните нас. Если не поможете нам, то мы нынче иссечены будем, а вы – завтра…” И долго думали князья, и сотворили совет в городе в Киеве такой: „Лучше нам встретить их на чужой земле, нежели на своей”.

И начали князья собирать воинов каждый в своей волости. Тогда был Мстислав в Киеве, а Мстислав Козельский в Чернигове, а Мстислав Торопецкий в Галиче. То были старшие князья в Русской земле. Князя же великого Юрия Суздальского не было на совете том».


11. Укажите век, когда произошли описываемые события. Назовите сражение, о подготовке к которому повествует автор.

Ответ: __________, __________________________________


12. Какое предостережение, согласно тексту летописи, использовал половецкий князь, чтобы сделать свою просьбу о помощи более убедительной для русских князей? Какое решение приняли русские князья в ответ на эту просьбу?

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



13. Что из перечисленного было одной из причин (предпосылок) заговора против Павла I?

– поражения русских армии и флота в ходе военных действий

антифранцузской коалиции;

– издание указа о единонаследии;

– ограничение дворянских прав и привилегий;

– массовые выступления крестьян против усиления крепостничества.

Объясните, как выбранное Вами положение связано с возникновением заговора против Павла I.

Ответ на вопрос:__________________________________________

Объяснение: __________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________













(наименование образовательной организации)



Административная работа по истории
(индивидуальный отбор для получения среднего общего образования (профильного обучения))



Фамилия ____________________________________

Имя _________________________________________

Отчество _____________________________________

Класс _________________________________________

Дата выполнения работы________________________



Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по истории дается 40 минут. Работа включает в себя 13 заданий.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или несколько баллов. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше количество баллов.


Желаем успеха!


Вариант 2.

1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

ДАТЫ

А) битва на реке Калке

Б) созыв первого Земского собора

В) Цусимское сражение


1) 1223 г.

2) 1378 г.

3) 1549 г.

4) 1853 г.

5) 1905 г.

Ответ:

А

Б

В





2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) основание Санкт-Петербурга

2) взятие русскими войсками под командованием А.С. Шеина крепости Азов

3) присоединение к Российской империи Крыма

4) подписание Ништадтского мира






Ответ:


3. Запишите термин, о котором идёт речь.

Исключительные сословные преимущества, которыми наделялось российское дворянство, окончательно оформившиеся в жалованной грамоте дворянству.

Ответ: __________________________


4. Какие из перечисленных территорий вошли в состав Российской империи в первой половине XIX в.? Найдите в приведённом списке две территории и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Средняя Азия

2) Белоруссия

3) Финляндия

4) Бессарабия

5) Крым



Ответ:


5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, появились в ходе Великих реформ 1860–1870-х гг.

1) уставная грамота; 2) земская управа; 3) мировой судья;

4) городской магистрат; 5) суд присяжных.

Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.


Ответ:


6. Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

1) В XVII в. происходило законодательное оформление системы крепостной зависимости.

2) Соборным уложением был введён бессрочный сыск беглых крестьян.

3) В период правления первых царей династии Романовых укрепилась центральная власть в Российском государстве.

4) Прекратился созыв Земских соборов.


Номер предложения содержащего

Тезис 1

Факт 1

Тезис 2

Факт 2






Рассмотрите карту одного из этапов Отечественной войны 1812 г. и ответьте на вопрос.


7. Населённым пунктом, обозначенным на карте цифрой «1», является

1)  Бородино 2)  Тарутино 3)  Фили 4)  Царёво Займище



Ответ:



Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.

8. Укажите название государства, воинские знамёна которого изображены поверженными на данной почтовой марке.

1)  Османская империя

2)  Швеция

3)  Пруссия

4)  Франция



Ответ:


Ознакомьтесь с перечнем и изображениями памятников культуры и выполните задания 9 и 10.

1)  Журнал «Трудолюбивая пчела»

2)  Комедия «Недоросль»

3)  «Телемахида»



9. Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XIX в.?

Выберите два памятника культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.



Ответ:


10. Создателем какого, из приведённых памятников культуры, является Василий Кириллович Тредиаковский? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.



Ответ:



Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 11–12. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Прочитайте отрывок из мирного договора.

«Россия и Япония взаимно обязуются:

эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова, и возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всём объёме все части Маньчжурии, которые ныне заняты русскими или японскими войсками или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории.

Российское императорское правительство объявляет, что оно не

обладает в Маньчжурии земельными преимуществами либо

преференциальными или исключительными концессиями, могущими затронуть верховные права Китая или несовместимыми с принципом равноправности.

Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории.

Россия и Япония взаимно соглашаются не возводить в своих владениях на острове Сахалине и на прилегающих к нему островах никаких укреплений, ни подобных военных сооружений. Равным образом они взаимно обязуются не принимать никаких военных мер, которые могли бы препятствовать свободному плаванию в проливах Лаперузовом и Татарском».


11. Укажите год, когда был подписан данный договор. Укажите название города, где он был подписан.

Ответ: ___________, ___________________________


12. Используя содержание отрывка, укажите любые два условия договора, касающихся острова Сахалина и прилегающих к нему территорий.

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) присоединения в середине XVI в. Среднего и Нижнего Поволжья к Российскому государству?

– учреждение опричнины;

– формирование стрелецкого войска;

– начало создания регулярного военно-морского флота;

– введение рекрутской повинности.

Объясните, как выбранное Вами положение связано с присоединением Среднего и Нижнего Поволжья к Российскому государству в середине XVI в.


Ответ на вопрос:__________________________________________

Объяснение: __________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии оценивания административной работы по истории
(индивидуальный отбор для получения среднего общего образования (профильного обучения))

9 класс

20__ - 20__ учебный год



За верное выполнение каждого из заданий 1, 3-5, 7-10, выставляется 1 балл. Задания 1, 3-5, 7-10 считаются выполненными верно, если верно указаны требуемые слово, цифра или последовательность цифр.

За верный ответ на каждое из заданий 2, 6, 11-13 выставляется 2 балла, если верно указаны все элементы ответа; 1 балл, если допущена одна ошибка.

Максимальное количество баллов, которое учащийся может набрать – 18.


Вариант 1


Баллы

Вариант 2

1

512

1

1

135

2

3124

2

2

2143

3

бортничество

1

3

привилегии

4

34

1

4

34

5

3

1

5

4

6

1432 или 3214

2

6

1234 или 3412

7

2

1

7

2

8

3

1

8

2

9

34 или 43

1

9

45 или 54

10

1

1

10

3

11

-

2

11

-

12

-

2

12

-

13

-

2

13

-


Критерии оценивания заданий 11-13.

Вариант 1.

Прочитайте отрывок из исторического источника.

«В лето 6731 по грехам нашим пришли народы незнаемые при Мстиславе князе Романовиче в десятое лето княжения его в Киеве. Пришла неслыханная рать, безбожные моавитяне, называемые монголы, их же никто ясно не знает, кто они и откуда пришли, и каков язык их, и какого племени они, и что за вера их… Мы слышали, что многие страны попленили [они]: ясов, обезов, касогов – и половцев безбожных избили множество. А Котян, князь половецкий, с иными князьями и с остатком половцев прибежали к тому месту, что называется вал половецкий, а другие половцы многие убежали в Русскую землю. Этот Котян был тесть Мстиславу Мстиславичу Галицкому. И пришёл он с князьями половецкими в Галич с поклоном к князю Мстиславу, к зятю, и ко всем князьям русским. И дары принёс многие: коней, и верблюдов, и буйволов, и невольниц – и одарил князей русских, и сказал так: „Нашу землю монголы отняли сегодня, а вашу завтра возьмут. Приходите, обороните нас. Если не поможете нам, то мы нынче иссечены будем, а вы – завтра…” И долго думали князья, и сотворили совет в городе в Киеве такой: „Лучше нам встретить их на чужой земле, нежели на своей”.

И начали князья собирать воинов каждый в своей волости. Тогда был Мстислав в Киеве, а Мстислав Козельский в Чернигове, а Мстислав Торопецкий в Галиче. То были старшие князья в Русской земле. Князя же великого Юрия Суздальского не было на совете том».








11. Укажите век, когда произошли описываемые события. Назовите сражение, о подготовке к которому повествует автор.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) век – XIII в.;

2) сражение – битва на реке Калке.

Каждый элемент может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций наряду с верной.

Баллы




Правильно указан век и названо сражение

2

Правильно указан только век.

ИЛИ Правильно названо только сражение


1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2



12. Какое предостережение согласно тексту летописи использовал половецкий князь, чтобы сделать свою просьбу о помощи более убедительной для русских князей? Какое решение приняли русские князья в ответ на эту просьбу?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос: «Нашу землю монголы отняли сегодня, а вашу завтра возьмут… Если не поможете нам, то мы нынче иссечены будем, а вы – завтра»;

2) ответ на второй вопрос: русские князья решили оказать поддержку половцам («Лучше нам встретить их на чужой земле, нежели на своей»)

Баллы




Правильно даны ответы на два вопроса

2

Правильно дан ответ на один вопрос

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

13. Что из перечисленного было одной из причин (предпосылок) заговора против Павла I?

– поражения русских армии и флота в ходе военных действий

антифранцузской коалиции;

– издание указа о единонаследии;

ограничение дворянских прав и привилегий;

– массовые выступления крестьян против усиления крепостничества.

Объясните, как выбранное Вами положение связано с возникновением заговора против Павла I.


Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) правильный ответ – ограничение дворянских прав и привилегий;

2) объяснение, например: политика Павла I ущемляла дворянство, ограничивала те его права, которые оно завоевало в нелёгком

противостоянии с государством. На протяжении всего послепетровского периода российские монархи всегда учитывали интересы дворянства, так как оно было опорой трона. По существу Павел I покушался на статус дворянства, пытаясь вернуть его к состоянию времени Петра I. Поэтому именно в среде высшего российского дворянства созрел заговор против императора.

(Может быть приведено другое, близкое по смыслу объяснение.)

Баллы




Даны правильный ответ и верное объяснение

2

Дан правильный ответ, объяснение не дано.

ИЛИ Дан правильный ответ, объяснение неверно

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2



Критерии оценивания заданий 11-13.

Вариант 2.

Прочитайте отрывок из мирного договора.

«Россия и Япония взаимно обязуются:

эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова, и возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всём объёме все части Маньчжурии, которые ныне заняты русскими или японскими войсками или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории.

Российское императорское правительство объявляет, что оно не обладает в Маньчжурии земельными преимуществами либо преференциальными или исключительными концессиями, могущими затронуть верховные права Китая или несовместимыми с принципом равноправности.

Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории.

Россия и Япония взаимно соглашаются не возводить в своих владениях на острове Сахалине и на прилегающих к нему островах никаких укреплений, ни подобных военных сооружений. Равным образом они взаимно обязуются не принимать никаких военных мер, которые могли бы препятствовать свободному плаванию в проливах Лаперузовом и Татарском».






11. Укажите год, когда был подписан данный договор. Укажите название города, где он был подписан.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) год–1905 г;

2) город–Портсмут.

Каждый элемент может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций наряду с верной.

Баллы




Правильно указан год и назван город

2

Правильно указан только год.

ИЛИ Правильно назван только город


1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2


12. Используя содержание отрывка, укажите любые два условия договора, касающихся острова Сахалина и прилегающих к нему территории.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть указаны следующие условия:

1) «российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся»;

2) «пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории»;

3) «Россия и Япония взаимно соглашаются не возводить в своих владениях на острове Сахалине и на прилегающих к нему островах никаких укреплений и подобных военных сооружений»;

4) Россия и Япония «взаимно обязуются не принимать никаких военных мер, которые могли бы препятствовать свободному плаванию в проливах Лаперузовом и Татарском»

Баллы




Правильно указаны два условия

2

Правильно указано одно условие

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2



13. Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) присоединения в середине XVI в. Среднего и Нижнего Поволжья к Российскому государству?

– учреждение опричнины;

формирование стрелецкого войска;

– начало создания регулярного военно-морского флота;

– введение рекрутской повинности.

Объясните, как выбранное Вами положение связано с присоединением Среднего и Нижнего Поволжья к Российскому государству в середине XVI в.


Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) правильный ответ – формирование стрелецкого войска;

2) объяснение, например: основанное на системе ополчений войско, когда под знамёна московского князя собирались подвластные князья с дружинами, в ходе серии походов на Казань (в частности, походов 1547–1550 гг.) не смогло в полной мере обеспечить выполнение задачи укрепления безопасности восточных границ и одержать победу над Казанским ханством. Необходимость создания нового войска, способного противостоять могущественным соседям, вызвала военную реформу, частью которой стало начало

формирования особых царских воинских подразделений, существующего на постоянной основе, – стрелецких полков. Созданные стрелецкие полки имели единообразное обмундирование и вооружение (в том числе огнестрельное), укрепили боеспособность всего войска. Усиленные созданными в 1550 г. стрелецкими полками русские войска взяли Казань и Астрахань, что привело к вхождению в состав Российского государства Среднего и Нижнего Поволжья.

(Может быть приведено другое, близкое по смыслу объяснение.)

Баллы




Даны правильный ответ и верное объяснение

2

Дан правильный ответ, объяснение не дано.

ИЛИ Дан правильный ответ, объяснение неверно

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2