Бексеитова Г.О.
учитель истории
Ишимская средняя школа
Жаксынский район
Тема : Административные реформы 1822-1824 гг. в Казахстане (10 класс)
Цель урока:
1. Охарактеризовать колонизаторскую политику России на территории Казахстана, определить причины разделения территории Старшего жуза на несколько владений и попадание под влияние среднеазиатских ханств, раскрыть суть уставов 1822-1824гг.;
2. Развивать навыки исследования и творчества, сравнительного анализа, обобщения и вывода;
3. Воспитывать чувства патриотизма и любви к своей земле.
Ожидаемый результат:
1. Учащиеся будут знать о политико-административных изменениях по управлению Средним и Младшим жузами;
2. Учащиеся сумеют определить общие и отличительные черты "Уставов" 1922 и 1924гг.;
3. Учащиеся будут работать в сотрудничестве;
Оборудование: интерактивная доска, плакаты, маркеры, стикеры, листы ответов
Ход урока
1. Психологический настрой
У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и прикрепить их на доску.
Тех, кто выбрал зеленый цвет ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Красный листок - желают общаться. Желтый - проявят активность.
Синий - будут настойчивы.
Пусть на этом уроке сбудутся наши стремления и надежды.
2. Деление на группы при помощи смайликов
3. Работа с текстом учебника с последующим обсуждением вопросов в группе.
Вопросы:
1. Какие государства преследовали цели захвата казахских земель в конце XVIII века?_____________________________________________________
2. Какие способы использовало царское правительство для проникновения в глубь страны?____________________________________________________
________________________________________________________________
3. Какую территорию захватило царское правительство к началу XIX века?
________________________________________________________________
4. На какие земли казахов претендовала Китайская империя?
_________________________________________________________________
5. Между какими странами были разделены земли Старшего жуза к концу
XVIII века? _______________________________________________________
6. В каком году Алим хан - хан Коканда захватил Ташкент?____________________________
7. Какое было положение казахов Старшего жуза под властью Коканда?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
8. Какие земли стремился захватить правитель Хивинского ханства Мухаммед Рахим хан? ? _____________________________________________________
_________________________________________________________________
9. Кто возглавил борьбу казахов Старшего жуза против кокандского правления?________________________________________________________
4. Опережающее задание. Выступление 2 учащихся с исторической справкой о разработчиках "Уставов" Сперанском М.М и Эссене П.К.
5. Работа в группах.
Задание 1 группе: Раскрыть суть "Устава о сибирских киргизах" и политико-административных изменениях по управлению Средним жузом.
Задание 2 группе: Раскрыть суть "Устава об оренбургских киргизах" и политико-административных изменениях по управлению Младшим жузом.
6. Выступление спикеров групп. Защита постеров.
7. Сравнить Уставы 1822 и 1824гг. Выявить общие черты и их отличия.
Устав 1822г. | Общие черты | Устав 1824г. |
1. Присутствие элементов демократии; | 1. Отмена ханской власти; | 1. Административно-властные методы управления; |
2. Выборность должностей; | 2. Административно- территориальное деление казахских земель; | 2. Назначаемость должностей; |
3.Земли, не отведенные казахам считались свободными; желающие заниматься земледелием могли получить земли. | 3.Введение трехступенчатого управления; | 3. Не отражено право собственности на землю; |
4. Отражено правовое положение кочевников: - кочевники приравнивались к русским крестьянам; - разрешалось переходить в другие сословия; - освобождались от воинской повинности; - гарантировалась свобода вероисповедания. | 4. Положен конец межродовым распрям; | 4. Не было четкого определения правового положения местного населения; |
5. Лишение государственности; |
5. Отражено правовое положение султанов: они имели право на управление в случае их официального избрания; | 6. Открыт путь для дальнейшей колонизации казахского края. | 5.Не отражено правовое положение степной аристократии; |
Подведение учащихся к выводу.
8. Тестовая работа. Самооценивание.
Административные реформы 20-х гг. XIX века в Казахстане
1. В каком году был принят "Устав о сибирских киргизах"?
А) 1823г. В) 1825г. С) 1829г. Д) 1822г. Е) 1833г.
2. Главная цель «Уставов» 1822 и 1824 годов:
A) ликвидация традиционной казахской системы управления
B) объявление казахских земель государственной собственностью Российской империи
C) создание условий для массового переселения крестьян в край
D) введение суда биев
E) закрепление основ ханской власти
3. "Устав об оренбургских киргизах" был разработан под руководством:
А) В.А.Обручева В) М.М.Сперанского С) В.А.Перовского
Д) П.К.Эссена Е) О.Игельстрома
4. Последний хан Младшего жуза
А) Шергазы В) Нуралы С) Абылай
Д) Абулхаир Е) Бокей
5. По "Уставу" 1822года во главе аулов стояли:
А) заседатели В) управители С) султаны
Д) приказчики Е) старшины
6. По "Уставу" 1822г. в Среднем жузе была создана административная система:
А) кибитка - уезд - губерния
В) уезд - район - область
С) аул - волость - округ
Д) аул - арыс - улус
Е) волость - область - генерал-губернаторство
7. Территория Младшего жуза была разделена на :
А) 2 части В) 3 части С) 4 части
Д) волости Е) уезды
8. Административным центром "Области сибирских киргизов" последовательно являлись
города:
А) Тюмень и Томск В) Тобольск и Омск С) Акмолинск и Семипалатинск
Д) Оренбург и Уральск Д) Усть-Каменогорск и Петропавловск
9. В каком году был принят "Устав об оренбургских киргизах"?
А) 1821г. В) 1824г. С) 1826г. Д) 1820г. Е) 1830г.
10. Народное восстание 1821г. под руководством Тентек-торе направлено против насилия:
А) России В) Китая С) Бухары Д) Коканда Е) Ирана
11. Согласно "Устава" 1822г. аульные старшины избирались на срок:
А) 1год В) 10 лет С) 5 лет Д) 3 года Е) 7 лет
12. Дистанционное правление было введено в:
А) Старшем жузе В) Среднем жузе С) Младшем жузе
Д) на всей территории Казахстана Д) в Букеевской Орде
13. К 20-м годам XIX в. большая часть Старшего жуза находилась под управлением:
A) Казачьих атаманов B) Генерал-губернатора
C) Кокандских и хивинских феодалов
D) Киргизских манапов
E) Ташкентского кушбеги
14. После ликвидации Джунгарии свои претензии на казахские земли на востоке стали предъявлять:
A) Китай B) Кашгария C) Российская империя
D) Среднеазиатские ханства
E) Киргизы
Лист ответов
Ф.И. учащегося: ___________________
№ вопроса | А | В | С | Д | Е |
1. | | | | | |
2. | | | | | |
3. | | | | | |
4. | | | | | |
5. | | | | | |
6. | | | | | |
7. | | | | | |
8. | | | | | |
9. | | | | | |
10. | | | | | |
11. | | | | | |
12. | | | | | |
13. | | | | | |
14. | | | | | |
Ключ к тестам
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. | 12. | 13. | 14. |
Д | А | Д | А | Е | С | В | В | В | Д | Д | С | С | А |
Критерии оценивания
Количество вопросов | "5" | "4" | "3" | "2" |
14 | 14-13 | 12-10 | 9-7 | 6 |
9. Рефлексия
1. Сегодня я на уроке узнал (-а) ...
2. Я научился (-ась) ...
3. Своей работой на уроке я ...
4. Сегодня на уроке мне было легко ...
5. Самое трудное на уроке ...
6. Я хочу сказать комплимент своему товарищу ...
7. Мое настроение на уроке ...
Историческая справка
Сперанский М.М ( 1772-1839гг.) - русский общественный и государственный деятель, реформатор и законотворец.
Выходец из низов, благодаря своим способностям и трудолюбию привлек внимание императора Александра I и заслужив его доверие, возглавил его реформаторскую деятельность.
Родился во Владимирской губернии. Отец, Михаил Васильев, был причетником церкви. В 1780г. устроен во Владимирскую епархиальную семинарию, где ввиду обнаруженных им способностей, и был записан под фамилией Сперанский, т.е. подающий надежды (от лат. speranta).
В 1819г. Сперанский назначен генерал-губернатором Сибири, начинает проводить реформы управления краем.
По отзывам современников, Сперанский своими либеральными убеждениями резко выделялся из чиновничьей среды, к которой принадлежал.
Наполеон познакомившись со Сперанским на Эрфуртском конгрессе, назвал его "единственной светлою головою в России". По слухам, во время одной из встреч Наполеона с Александром, первый долго разговаривал со Сперанским, затем вместе с ним подошел к русскому императору и сказал: " Ты обменяешь мне этого человека ( Сперанского) на какое-нибудь из моих королевств".
Эссен П.К. ( 1772-1844гг.) - российский государственный и военный деятель.
Родился в семье лифляндского дворянина голландского происхождения Кирилла Ивановича Эссена. Сделал блестящую военную карьеру.
В 1799г. участвовал в походе в Швейцарию в корпусе генерал- лейтенанта Римского-Корсакова, сражался с французами в 1812г.
В 1817г. назначен Оренбургским военным губернатором. Время управления Оренбургской губернией Эссеном (13 лет) характеризуется усилением военного наступления на степь.
При Эссене в 1824г. было открыто Неплюевское военное училище. Была начата работа по строительству Уфы.
По словам С.Севастьянова, члена Оренбургской Ученой Архивной комиссии,
"... оценка такой исторической личности, как Эссен, крайне затруднительна. Все официальные данные говорят за него, как за энергичного деятеля, в особенности заботящегося о просвещении края. С другой стороны, рассказы казаков рисуют его с крайне несимпатичной стороны".