СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Административные реформы в Казахстане

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Административные реформы в Казахстане в 1867-1868 гг.

Просмотр содержимого документа
«Административные реформы в Казахстане»

Дата: 24.02.17 г.

Класс 8 «А»

Предмет: История Казахстана



Тема: «Реформы 1867-1868 гг. в Казахстане»

 Цель: рассмотреть значимость реформ 1867-1868 гг. в Казахстане.

Задачи: - формировать у учащихся общее понимание содержания, значения реформ, созданных с целью изменения системы управления Казахстаном в 60-е годы XIX в.;

- развивать у учащихся навыки аналитики в рассмотрении положительных и отрицательных последствий;

- воспитывать гуманность, любовь к родной земле. 

Ход урока:

1. Организация урока, целеполагание, мотивация

2. Проверка домашнего задания и закрепление знаний учащихся

3. Изучение нового материала по плану:
1. Причины проведения реформ.
2. Административно-территориальное деление Казахстана по реформе.

3. Фискальная система, повинности и Судебное дело.
 4. Значение реформы. 

Предпосылки, для изменения управления национальными окраинами России
     До принятия реформы Казахстан был разделен на два генерал-губернаторства (Оренбургское и Западно-Сибирское).

     "Устав о сибирских киргизах" 1822 г. и "Устав об оренбургских киргизах" 1824 г. не отвечали требованиям развивающихся капиталистических отношений. Россия поставила цель - в корне изменить систему управления Казахстаном. В 60-е годы XIX в. была образована комиссия, которую возглавил статс-секретарь И.И.Бутков. Комиссия предложила разделить всю казахскую степь на две области — Западную, с центром в Тургайском крае, и   Восточную, с центром в Сергиополе или Каркаралинске. Предложения комиссии были вручены оренбургскому генерал-губернатору А.П. Безаку. Последний потребовал от областного правления оренбургских казахов сбора необходимых сведений. Однако в 1865 г. в связи с уходом А.П. Безака в отставку новым губернатором был назначен Н.А. Крыжановский. Предложения комиссии Буткова не были приняты.
     Подготовка проекта реформы по изменению управления казахским краем была возложена на степную комиссию во главе с министром внутренних дел Ф. К. Гирсом.
     В соответствии с указом Александра II от 5 июня 1865 г. были составлены вопросы для изучения казахской стороны. Они охватывали также такие основные проблемы, связанные с введением новой системы административного управления, как виды землепользования, судебные дела, просвещение, подати, религиозные проблемы и др.
     Отметим, что при подготовке реформы не принимались во внимание интересы народа. Шокан Уалиханов предложил перестроить управление Казахстаном на началах народного самоуправления. В своем письме "О судебной реформе" он подчеркивал необходимость введения социально-экономических новшеств. Комиссия, стремясь скорее ввести в действие реформу, советовалась лишь с представителями имущих классов — феодалами, и собрала только их сведения. В Западно-Сибирском генерал-губернаторстве комиссия доверяла лишь сведениям, собранным у крупных владельцев, среди которых были крупный бай Муса Шорманулы и султан-правитель Шынгыс Уалихан-улы, в Оренбургском крае данные были представлены старшим султаном-правителем Сейдалыулы и другими аристократами.
После завершения проекта реформы, царь Александр II 11 июля 1867 г. утвердил "Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях", 21 октября 1868 г. — "Временное положение об управлении в Тургайской, Уральской, Акмолинской, Семипалатинской областях".
    Административно-территориальное деление Казахстана по реформе.- Территорию всего Казахстана разделили на 3 генерал-губернаторства (Оренбургское, Западно-Сибирское и Туркестанское), во главе которых император назначал генерал-губернаторов. - Каждое генерал-губернаторство состояло из 2-ух областей, которыми управляли военные губернаторы, они же наказные атаманы казачьих войск, назначались царским правительством. - В области входили уезды (от 4 до 7), а уезды состояли из административных аулов. Волостью управляли волостные султаны. Аулом — аульные старшины. Начальники двух последних ступеней избирались народом из уважаемых, почетных, не опороченных судом казахов не младше 25 лет.

         В 1862 г. территория Букеевского ханства была включена в состав Астраханской губернии, в 1870 г. Мангышлакское приставство отошло под управление Кавказского военного округа, позже было включено в Закаспийскую область.
    Выборы волостных и аксакалов проходили в борьбе, межродовых спорах.
Можно привести отрывок из стихотворения Абая "Болыс болдым мшекей" ("Вот я стал волостным").Согласно реформе 1867-1868 гг. были снова учреждены военно-судебные комиссии и уездные суды.  

Фискальная система, повинности и  Судебное дело
Военно-судебные комиссии. Уездные суды. В Сырдарьинской области сохранился суд казиев. В казахской волости, в зависимости от числа кибиток, избирались от 4 до 8 биев.
    Значение. Реформы 1867-1868 гг. создала предпосылки для освоения богатств края. Усилилось социальное расслоение, формировалось жатачество - уход обедневших казахов на заработки в прилинейные поселки и города, на первые про­мышленные предприятия. Отрицательные последствия реформы подвергались критике Абая Кунанбайулы, Ыбрая Алтынсарыулы.

  1. Время проведения реформы 1867 -1868 гг. в Казахстане совпало с

  2. Отмена крепостного права в России совпала со временем проведения в Казахстане реформ

  3. С отменой крепостного права в России совпало время проведения в Казахстане реформ

  4. И.И.Бутков в 60-ые годы XIX века предлагал разделить казахскую степь на две области

  5. Генерал-губернатор Оренбургского края с 1865 года

  6. Для подготовки проекта управления казахским краем в 1865 г. была образована

  7. «Степная комиссия» для подготовки проекта «Положения» об управлениии Казахской степью была образована в

  8. Глава «Степной комиссии», готовившей проект по изменению системы управления Казахстаном

  9. Степную комиссию, созданную в 1865 г. для составления проекта управления казахским краем, возглавил член Совета

  10. При подготовке реформ 1867-1868 гг. перестройку управления Казахстаном на началах народного самоуправления предлагал

  11. Перестройку управления Казахстаном на началах народного самоуправления, предложил Шокан Уалиханов в период подготовки реформ

  12. Шокан Уалиханов, участвуя в разработке реформы управления казахским краем в 60 годыXIX века, предлагал

  13. Положение о реформе по управлению Казахстаном (1867-1868гг.) утвердил император России

  14. «Положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областями» Александр IIутвердил в

  15. «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства» Александр II утвердил в

  16. Основная цель реформ 1867-1868г.г. в Казахстане заключалась в

  17. Основной принцип административного устройства казахской степи по реформе 1867-1868 гг.

  18. По реформе 1867-1868 гг. вся территория Казахстана делилась на

  19. Вся территория Казахстана делилась на 3 генерал-губернаторства по реформе

  20. По реформе 1867-1868 годов в Казахстане были учреждены области

  21. Акмолинская область по реформе 1867-1868 гг. подчинялась генерал-губернаторству

  22. В Туркестанское генерал-губернаторство по реформе 1867-1868 гг. вошли области

  23. Верненский уезд по реформе 1867-1868 гг. вошел в область

  24. По реформе 1867-1868 годов в Закаспийскую область вошла территория

  25. По реформе 1867-1868г.г. Акмолинская и Семипалатинская области вошли в состав

  26. В Западно-Сибирское генерал-губернаторство по реформе 1867-1868 гг. вошли области

  27. По реформе 1867-1868г.г. Уральская и Тургайская области вошли в состав

  28. Согласно реформе 1867-1868г.г. Семиреченская и Сырдарьинская области вошли в состав генерал-губернаторства

  29. В результате реформы 1867-1868 годов территория бывшего Букеевского ханства вошла в

  30. В Оренбургское генерал-губернаторство по реформе 1867-1868 гг. вошли области

  31. Согласно реформе 1867-1868 гг. Туркестанскому губернатору предоставлялось право проведения дипломатических переговоров со странами

  32. По реформе 1867-1868 г.г. право проведения дипломатических переговоров с государствами Китай и Иран предоставлялось

  33. Во главе области по реформе 1867-1868 годов стоял

  34. По реформе 1867 - 1868 гг. военная и гражданская власть в Казахстане сосредотачивалась в руках

  35. По реформе 1867-1868 гг. наказным атаманом казачьих войск расположенных на территории области являлся

  36. По реформе 1867-1868 гг. контроль над деятельностью областного управления осуществлял

  37. При областных правлениях по реформе 1867-1868 гг. были созданы отделы

  38. По реформе 1867-1868 гг. области делились на

  39. Полиция, воинские части, учреждения уезда и укрепления по реформе 1867-1868 годов подчинялись

  40. По реформе 1867-1868 гг. уезды делились на

  41. По реформе 1867-1868 гг. на территории Сырдарьинской области полицейская и распорядительная власть была передана в руки

  42. Согласно реформе 1867-1868 гг. в Казахстане полицейская и распорядительная власть была поручена выборным аксакалам на территории области

  43. По реформе 1867-1868 гг., низшим звеном колониальной судебной системы являлся

  44. По реформе 1867-1868 гг. в Сырдарьийнской области сохранялся суд

  45. По реформе 1867-1868 гг. султаны-чингизиды обеспечивались пожизненной пенсией и

  46. По реформе 1867-1868 гг. от налогов в российскую казну были освобождены

  47. По реформе 1867-1868 гг. обеспечивались пожизненной пенсией

  48. Казахские земли были объявлены государственной собственностью Российской империи по реформе

  49. Абай Кунанбай-улы и Ибрай Алтынсары-улы подвергли критике отрицательные последствия для Казахстана реформ

Оценка знаний учащихся

Домашнее задание: конспект параграфа 28;

Сделать сравнительный анализ реформ 1822-24 гг. и 1867-68 гг.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя