СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Афазии. Принципы восстановления речи

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Афазии. Принципы восстановления речи»

АФАЗИИ  Причины  Классификация  Принципы восстановления речи Шмелева Татьяна Владимировна Учитель-логопед МБОУ «СШ № 7» г. Майкоп

АФАЗИИ Причины Классификация Принципы восстановления речи

Шмелева Татьяна Владимировна

Учитель-логопед МБОУ «СШ № 7» г. Майкоп

Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Причины возникновения афазии: нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрогия), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга.

Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Причины возникновения афазии:

  • нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрогия),
  • травмы,
  • опухоли,
  • инфекционные заболевания головного мозга.
   Сложность речевого расстройства при афазии зависит от: локализации поражения; величины очага поражения; особенностей остаточных элементов речи; левшества.

Сложность речевого расстройства при афазии зависит от:

  • локализации поражения;
  • величины очага поражения;
  • особенностей остаточных элементов речи;
  • левшества.
Отличие афазии от алалии Афазия Утрата или распад сформированной речи Детская афазия – после 3 лет, когда речь уже сформирована Возникает в результате сосудистой патологии, травм и инфекционных заболеваний мозга Алалия Отсутствие или недоразвитие речи Проявляется в раннем возрасте Часто возникает в результате внутриутробной инфекции

Отличие афазии от алалии

Афазия

  • Утрата или распад сформированной речи
  • Детская афазия – после 3 лет, когда речь уже сформирована
  • Возникает в результате сосудистой патологии, травм и инфекционных заболеваний мозга

Алалия

  • Отсутствие или недоразвитие речи
  • Проявляется в раннем возрасте
  • Часто возникает в результате внутриутробной инфекции
 Отличие афазии от дизартрии Афазия Корковое расстройство высших речевых функций Нарушение всех компонентов речи Сопровождается апраксией, аграфией, алексией, акалькулией Дизартрия Подкорковое расстройство речедвигательных механизмов Нарушение произносительной стороны речи Сопровождается нарушением общемоторных функций

Отличие афазии от дизартрии

Афазия

  • Корковое расстройство высших речевых функций
  • Нарушение всех компонентов речи
  • Сопровождается апраксией, аграфией, алексией, акалькулией

Дизартрия

  • Подкорковое расстройство речедвигательных механизмов
  • Нарушение произносительной стороны речи
  • Сопровождается нарушением общемоторных функций
 История развития учения об афазии 1861, П. Брока – моторный центр речи в лобных отделах 1874, Вернике – сенсорный центр речи в височных отделах 1863, Джексон – каждая функция имеет сложную «вертикальную» организацию Либманн – апраксия артикуляционного аппарата А. Пик – апраксии аграмматизма Х. Хэд – семантическая афазия

История развития учения об афазии

  • 1861, П. Брока – моторный центр речи в лобных отделах
  • 1874, Вернике – сенсорный центр речи в височных отделах
  • 1863, Джексон – каждая функция имеет сложную «вертикальную» организацию
  • Либманн – апраксия артикуляционного аппарата
  • А. Пик – апраксии аграмматизма
  • Х. Хэд – семантическая афазия
Классификация афазии  ( А. Р. Лурия ) Акустико-гностическая сенсорная афазия Акустико-мнестическая афазия Амнестико-семантическая афазия Афферентная моторная афазия Эфферентная моторная афазия Динамическая афазия

Классификация афазии ( А. Р. Лурия )

  • Акустико-гностическая сенсорная афазия
  • Акустико-мнестическая афазия
  • Амнестико-семантическая афазия
  • Афферентная моторная афазия
  • Эфферентная моторная афазия
  • Динамическая афазия
 Сравнительный анализ  форм афазий Поражаются височные отделы коры головного мозга  1.Акустико – гностическая 2. Акустико – мнестическая Поражаются нижние теменные отделы коры головного мозга  1.Семантическая 2.Афферентная Премоторные и заднелобные отделы коры головного мозга  1.Эфферентная моторная 2.Динамическая

Сравнительный анализ форм афазий

Поражаются височные отделы коры головного мозга

  • 1.Акустико – гностическая
  • 2. Акустико – мнестическая

Поражаются нижние теменные отделы коры головного мозга

  • 1.Семантическая
  • 2.Афферентная

Премоторные и заднелобные отделы коры головного мозга

  • 1.Эфферентная моторная
  • 2.Динамическая
 Сравнительный анализ  форм афазий премоторные  1.Динамическая 2.Эфферентная моторная постцентральные  1.Афферентная моторнаяя 2.Акустико – гностическая 3.Акустико – мнестическая 4 Семантическая

Сравнительный анализ форм афазий

  • премоторные
  • 1.Динамическая
  • 2.Эфферентная моторная
  • постцентральные
  • 1.Афферентная моторнаяя
  • 2.Акустико – гностическая
  • 3.Акустико – мнестическая
  • 4 Семантическая
 Сравнительный анализ  форм афазий. Нарушения на уровне звуков речи Эфферентная моторная, афферентная моторная и акустико – гностическая афазии. Нарушения на уровне слов Акустико – мнестическая и амнестическая. Нарушения на уровне предложений Динамическая и семантическая афазии

Сравнительный анализ форм афазий.

Нарушения на уровне звуков речи

Эфферентная моторная, афферентная моторная и акустико – гностическая афазии.

Нарушения на уровне слов

Акустико – мнестическая и амнестическая.

Нарушения на уровне предложений

Динамическая и семантическая афазии

Акустико-гностическая  сенсорная афазия Основной симптом - нарушение различения всех звуков - т.е. речь воспринимается как нечленораздельный шум.  При средней тяжести - нарушение восприятия близких по звучанию фонем: д-т, в-ф. При легкой степени - нарушение восприятия отдельных звуков, а чаще трудности в различении слов, которые различаются по одной фонеме: забор-запор. Симптомы: литеральные парафазии - замены букв: волос, колос. реже встречаются вербальные парафазии, когда называется слово, близкое по смыслу, но не то, которое нужно повторить. Подсказка не помогает. отчуждение смысла слов. Больной как бы перестает понимать смысл того, что он говорит, он может правильно произнести слово, но не ответить, что оно означает. симптом “словесная окрошка” - набор отдельных междометий, эмоциональных восклицаний, без главного речевого высказывания. системные расстройства - нарушение чтения и письма: нарушается письмо под диктовку и чтение вслух.

Акустико-гностическая сенсорная афазия

Основной симптом - нарушение различения всех звуков - т.е. речь воспринимается как нечленораздельный шум.

При средней тяжести - нарушение восприятия близких по звучанию фонем: д-т, в-ф. При легкой степени - нарушение восприятия отдельных звуков, а чаще трудности в различении слов, которые различаются по одной фонеме: забор-запор.

Симптомы:

  • литеральные парафазии - замены букв: волос, колос.
  • реже встречаются вербальные парафазии, когда называется слово, близкое по смыслу, но не то, которое нужно повторить. Подсказка не помогает.
  • отчуждение смысла слов. Больной как бы перестает понимать смысл того, что он говорит, он может правильно произнести слово, но не ответить, что оно означает.
  • симптом “словесная окрошка” - набор отдельных междометий, эмоциональных восклицаний, без главного речевого высказывания.
  • системные расстройства - нарушение чтения и письма: нарушается письмо под диктовку и чтение вслух.
 Пример речи больного с акустико-гностической афазией  Логопед: Как Вы себя чувствуете? Больной: Это вот хорошо, хорошие деньги, да-да! Деньги режут…вот хорошииись…и сама молочко, и это вот всем нельзя. Повторите: а - а, о – о, т – быт, к – а, а – кэт, ш – мам, та – чашка, ка – рам, кот – ото, ата, логика – чашка

Пример речи больного с акустико-гностической афазией

  • Логопед: Как Вы себя чувствуете?
  • Больной: Это вот хорошо, хорошие деньги, да-да! Деньги режут…вот хорошииись…и сама молочко, и это вот всем нельзя.
  • Повторите: а - а, о – о, т – быт, к – а, а – кэт, ш – мам, та – чашка, ка – рам, кот – ото, ата, логика – чашка
Акустико-мнестическая афазия  Основные симптомы: 1. Неудержание серий звуков, слов в виде сужения объема воспроизведения. Основной тест - предъявление нескольких групп по 2-3 слова в каждом. 2. Эффект края, т.е. запоминаются элементы, которые были либо в начале, либо в конце предъявления. 3. Нарушение порядка воспроизведения. 4. Повторные предъявления материала не улучшают картины. 5. Модально-специфический характер нарушения, т.е. нарушения запоминания проявляются только при слухоречевой форме предъявления материала. Подсказка не помогает. 6. Системные расстройства. Нарушение понимания речи. Больной не в состоянии до конца сохранить всю произнесенную фразу, в результате речевое высказывание для него теряет смысл. 7. Нарушение устной экспрессивной речи. Трудности в удержании схемы фразы, которые нужно произнести.

Акустико-мнестическая афазия

Основные симптомы:

1. Неудержание серий звуков, слов в виде сужения объема воспроизведения. Основной тест - предъявление нескольких групп по 2-3 слова в каждом.

2. Эффект края, т.е. запоминаются элементы, которые были либо в начале, либо в конце предъявления.

3. Нарушение порядка воспроизведения.

4. Повторные предъявления материала не улучшают картины.

5. Модально-специфический характер нарушения, т.е. нарушения запоминания проявляются только при слухоречевой форме предъявления материала. Подсказка не помогает.

6. Системные расстройства. Нарушение понимания речи. Больной не в состоянии до конца сохранить всю произнесенную фразу, в результате речевое высказывание для него теряет смысл.

7. Нарушение устной экспрессивной речи. Трудности в удержании схемы фразы, которые нужно произнести.

 Пример речи больного с акустико-мнестической афазией Называние предметов: балалайка – играть, бабочка – это не петух, диван – это сидеть, чемодан – часы…нет, что я, не часы, это в командировку. Логопед: Расскажите, как Вас ранило? Больной: Командир роты был…лейтенант…уходить надо…это в лесу было…он встал и сказал, уходить надо…это было…как это называется…в этом…в окопе…шли эти тяжелые…как их… да-да танки…и когда бежали…в пехоте было… бежали…вместе добежали…километра 3 было…и тут меня ранило.

Пример речи больного с акустико-мнестической афазией

Называние предметов: балалайка – играть, бабочка – это не петух, диван – это сидеть, чемодан – часы…нет, что я, не часы, это в командировку.

  • Логопед: Расскажите, как Вас ранило?
  • Больной: Командир роты был…лейтенант…уходить надо…это в лесу было…он встал и сказал, уходить надо…это было…как это называется…в этом…в окопе…шли эти тяжелые…как их… да-да танки…и когда бежали…в пехоте было… бежали…вместе добежали…километра 3 было…и тут меня ранило.
Амнестико-семантическая афазия Основные симптомы:  1. Нарушение понимания речевых структур, выражающих пространственное отношение. Слева от, справа от … 2. Нарушение понимания сравнительных отношений. Катя светлее Маши, Маша светлее Оли, кто самый светлый? 3. Нарушение понимания конструкций с глаголами, которые выражают переход действий от одного к другому. Петя ударил Борю, кто драчун? 4. Нарушение понимания конструкций с флективными отношениями (родительный падеж). Брат отца=отец брата. 5. Нарушения счета. Возникают системные расстройства в виде акалькулии - нарушение счетных операций. 6. Эхопраксичность, когда зеркально переворачивается цифра, с которой оперирует больной и воспринимается этим больным не правильно. 7. Нарушение интеллектуальных процессов.

Амнестико-семантическая афазия

Основные симптомы:

1. Нарушение понимания речевых структур, выражающих пространственное отношение. Слева от, справа от …

2. Нарушение понимания сравнительных отношений. Катя светлее Маши, Маша светлее Оли, кто самый светлый?

3. Нарушение понимания конструкций с глаголами, которые выражают переход действий от одного к другому. Петя ударил Борю, кто драчун?

4. Нарушение понимания конструкций с флективными отношениями (родительный падеж). Брат отца=отец брата.

5. Нарушения счета. Возникают системные расстройства в виде акалькулии - нарушение счетных операций.

6. Эхопраксичность, когда зеркально переворачивается цифра, с которой оперирует больной и воспринимается этим больным не правильно.

7. Нарушение интеллектуальных процессов.

 Пример речи больного с семантической афазией Логопед: повторите фразу Лист вяза шелестит на ветру. Больной: Не понимаю. Лист вязан, шелестит…не понимаю. Логопед: Скажите, какое предложение правильное? Муха больше слона или Слон больше мухи . Больной: Ой, это очень трудно. Ну…слон большой, это верно. Так…это я не понимаю

Пример речи больного с семантической афазией

  • Логопед: повторите фразу Лист вяза шелестит на ветру.
  • Больной: Не понимаю. Лист вязан, шелестит…не понимаю.
  • Логопед: Скажите, какое предложение правильное? Муха больше слона или Слон больше мухи .
  • Больной: Ой, это очень трудно. Ну…слон большой, это верно. Так…это я не понимаю
Афферентная моторная афазия Основные симптомы: 1. Замены отдельных артикуляций. В грубых случаях смешиваются далекие по артикуляции звуки х-т, в негрубых случаях смешиваются близкие по артикуляторной схеме звуки п-м , л-т-н. 2. Нарушение произнесения недостаточно усвоенных слов. 3. Системные расстройства: нарушение письма, когда для написания слова необходим его слуховой анализ. Характерны следующие ошибки: халат-хатат, парта-парна. Эти ошибки могут быть устранены при опоре на зрительный образ, нарушение чтения. Чтение упроченных стереотипов сохранно, слова требующие артикуляторного проговаривания содержат ошибки. Мышцы работают нормально.

Афферентная моторная афазия

Основные симптомы:

1. Замены отдельных артикуляций. В грубых случаях смешиваются далекие по артикуляции звуки х-т, в негрубых случаях смешиваются близкие по артикуляторной схеме звуки п-м , л-т-н.

2. Нарушение произнесения недостаточно усвоенных слов.

3. Системные расстройства: нарушение письма, когда для написания слова необходим его слуховой анализ. Характерны следующие ошибки: халат-хатат, парта-парна. Эти ошибки могут быть устранены при опоре на зрительный образ, нарушение чтения. Чтение упроченных стереотипов сохранно, слова требующие артикуляторного проговаривания содержат ошибки.

Мышцы работают нормально.

 Пример речи больного с афферентной моторной афазией 27, мужчина, состояние после огнестрельного проникающего ранения в теменную область слева, АМА средней степени тяжести. Логопед: Расскажите, что на картинке? Больной: Машик…нет ма…личик…идот вы лес. Мальшик мого гибов наб…набрал да-да и забутита…ау…ау…Мальшик сядет на сос…су…сосну и мальтик взалес на…на…елгу…и вижу…нет.

Пример речи больного с афферентной моторной афазией

  • 27, мужчина, состояние после огнестрельного проникающего ранения в теменную область слева, АМА средней степени тяжести.
  • Логопед: Расскажите, что на картинке?
  • Больной: Машик…нет ма…личик…идот вы лес. Мальшик мого гибов наб…набрал да-да и забутита…ау…ау…Мальшик сядет на сос…су…сосну и мальтик взалес на…на…елгу…и вижу…нет.
Афферентная моторная афазия

Афферентная моторная афазия

Эфферентная моторная афазия  Основные симптомы:  1. Больной правильно артикулирует первый согласный звук, далее идут трудности с переключением. В наиболее грубых случаях невозможна артикуляция ни звуков, ни слов. В более легких случаях наблюдаются речевые персеверации, т.е. застревание на отдельном звуке. В большей степени при этой форме афазии нарушается произвольная речь, когда больной должен выполнить что-то по вашему заданию. В меньшей степени нарушается непроизвольная речь. Слово, которое больной не может произнести в произвольной речи, может быть произнесено в непроизвольном потоке. 2. «Телеграфный стиль». Это замена целого высказывания отдельными словами, чаще всего существительными в именительном падеже. 3. В качестве системных расстройств - нарушения письма.  Мой старший сын студент института - Сын мой, теперь видим, как это, сын староста… студень… т.е. набор слов, которые близки по артикуляторной схеме к тому, что надо сказать.

Эфферентная моторная афазия

Основные симптомы:

1. Больной правильно артикулирует первый согласный звук, далее идут трудности с переключением. В наиболее грубых случаях невозможна артикуляция ни звуков, ни слов. В более легких случаях наблюдаются речевые персеверации, т.е. застревание на отдельном звуке.

В большей степени при этой форме афазии нарушается произвольная речь, когда больной должен выполнить что-то по вашему заданию. В меньшей степени нарушается непроизвольная речь. Слово, которое больной не может произнести в произвольной речи, может быть произнесено в непроизвольном потоке.

2. «Телеграфный стиль». Это замена целого высказывания отдельными словами, чаще всего существительными в именительном падеже.

3. В качестве системных расстройств - нарушения письма.

Мой старший сын студент института - Сын мой, теперь видим, как это, сын староста… студень… т.е. набор слов, которые близки по артикуляторной схеме к тому, что надо сказать.

 1  Пример речи больного с эфферентной моторной афазией 45 лет, женщина, образование высшее, нарушение мозгового кровообращения в системе средней мозговой артерии, ЭМА средней степени тяжести. Логопед: Расскажите, как Вы заболели? Больная: Шила…шла…сы…ра-бо-ты…нас…нас… нассстроение…хо…ро…шо. Ффффссстре…фстре-тила…ой нет…вдруг…упала…вот.

1 Пример речи больного с эфферентной моторной афазией

  • 45 лет, женщина, образование высшее, нарушение мозгового кровообращения в системе средней мозговой артерии, ЭМА средней степени тяжести.
  • Логопед: Расскажите, как Вы заболели?
  • Больная: Шила…шла…сы…ра-бо-ты…нас…нас… нассстроение…хо…ро…шо. Ффффссстре…фстре-тила…ой нет…вдруг…упала…вот.
 2 Пример речи больного с Эфферентной моторной афазией 47 лет, мужчина, главный инженер, состояние после удаления опухоли в задне – лобных отделах левого полушария мозга, ЭМА грубой степени тяжести. Логопед: Как зовут Вашу жену? Больной: Зовут…совершенно…совершенно…ой, что ты будешь делать? Логопед: Кем Вы работаете? Больной: А… совершенно… а…со… Логопед: Я помогу Вам. Я работаю… Больной: Я брабо… я брабата…ой нат…гидро…гудро…нет.

2 Пример речи больного с Эфферентной моторной афазией

  • 47 лет, мужчина, главный инженер, состояние после удаления опухоли в задне – лобных отделах левого полушария мозга, ЭМА грубой степени тяжести.
  • Логопед: Как зовут Вашу жену?
  • Больной: Зовут…совершенно…совершенно…ой, что ты будешь делать?
  • Логопед: Кем Вы работаете?
  • Больной: А… совершенно… а…со…
  • Логопед: Я помогу Вам. Я работаю…
  • Больной: Я брабо… я брабата…ой нат…гидро…гудро…нет.
Эфферентная моторная афазия

Эфферентная моторная афазия

Динамическая афазия Основные симптомы: 1. Нарушение формирования связного высказывания 2. Возникают структурные аграмматизмы - это либо нарушение полноты фразы, либо чрезмерная избыточность этой фразы. 3. Нарушение предикативной схемы фразы, т.е. резко снижается использование в речи глаголов. 4. Эхолалии. Т.е. больной в ответ на вашу фразу, инструкцию, вместо выполнения того, что надо сделать он произносит последние слова этой инструкции. 5. Трудности вспоминания, использования отдельных слов, прежде всего глагола. Сужение словарного запаса 6. Системные расстройства - это также нарушения письма, но они проявляются меньше, чем в устной речи. Связано это с тем, что как бы присутствует ситуация контроля - больной видит перед собой то, что пишет.

Динамическая афазия

Основные симптомы:

1. Нарушение формирования связного высказывания

2. Возникают структурные аграмматизмы - это либо нарушение полноты фразы, либо чрезмерная избыточность этой фразы.

3. Нарушение предикативной схемы фразы, т.е. резко снижается использование в речи глаголов.

4. Эхолалии. Т.е. больной в ответ на вашу фразу, инструкцию, вместо выполнения того, что надо сделать он произносит последние слова этой инструкции.

5. Трудности вспоминания, использования отдельных слов, прежде всего глагола. Сужение словарного запаса

6. Системные расстройства - это также нарушения письма, но они проявляются меньше, чем в устной речи. Связано это с тем, что как бы присутствует ситуация контроля - больной видит перед собой то, что пишет.

 Пример речи больного с динамической афазией. 33 г, мужчина, состояние после удаления опухоли, ДА грубой степени тяжести, телеграфный стиль. Логопед: Что Вы делали дома в последнее время? Больной: Зима…Москва…сетка…  вермишель…сосиски…много…весна…  черт возьми…глаголов нет… Рассказ по картинке: цветы…мальчик…  грибы…тут девочка…земляника…

Пример речи больного с динамической афазией.

  • 33 г, мужчина, состояние после удаления опухоли, ДА грубой степени тяжести, телеграфный стиль.
  • Логопед: Что Вы делали дома в последнее время?
  • Больной: Зима…Москва…сетка…

вермишель…сосиски…много…весна…

черт возьми…глаголов нет…

  • Рассказ по картинке: цветы…мальчик…

грибы…тут девочка…земляника…

 Исследование высших корковых функций при афазии Общая способность к речевой коммуникации Понимание речи Экспрессивная речь Чтение, письмо и счет Оральный, пространственный и динамический праксис Акустический и оптический гнозис Тесты на левшество - правшество

Исследование высших корковых функций при афазии

  • Общая способность к речевой коммуникации
  • Понимание речи
  • Экспрессивная речь
  • Чтение, письмо и счет
  • Оральный, пространственный и динамический праксис
  • Акустический и оптический гнозис
  • Тесты на левшество - правшество
Коррекционная работа при афазии 1. Выбор приемов коррекционно-педагогической работы зависит от этапа, или стадии, восстановления речевых функций. В первые дни после инсульта работа ведется при относительно пассивном участии больного в процессе восстановления речи. Используются методики, растормаживающие речевые функции и предупреждающие на раннем этапе восстановления такие речевые расстройства как аграмматизм типа «телеграфного стиля» при эфферентной моторной афазии и обилие литеральных парафазии при афферентной моторной афазии. На более поздних этапах восстановления речевых функций больному объясняется структура и план занятий, даются средства, которыми он может пользоваться при выполнении задания, и т.п. 2. Коррекционно-педагогическая система занятий предполагает такой выбор приемов работы, который позволил бы либо восстановить первично нарушенную предпосылку (при ее неполной поломке), либо реорганизовать сохранные звенья речевой функции.

Коррекционная работа при афазии

1. Выбор приемов коррекционно-педагогической работы зависит от этапа, или стадии, восстановления речевых функций. В первые дни после инсульта работа ведется при относительно пассивном участии больного в процессе восстановления речи. Используются методики, растормаживающие речевые функции и предупреждающие на раннем этапе восстановления такие речевые расстройства как аграмматизм типа «телеграфного стиля» при эфферентной моторной афазии и обилие литеральных парафазии при афферентной моторной афазии. На более поздних этапах восстановления речевых функций больному объясняется структура и план занятий, даются средства, которыми он может пользоваться при выполнении задания, и т.п.

2. Коррекционно-педагогическая система занятий предполагает такой выбор приемов работы, который позволил бы либо восстановить первично нарушенную предпосылку (при ее неполной поломке), либо реорганизовать сохранные звенья речевой функции.

3. Независимо от того, какая первичная нейропсихологическая предпосылка оказывается нарушенной, при любой форме афазии ведется работа над всеми сторонами речи: над экспрессивной речью, пониманием, письмом и чтением. 4. При всех формах афазии необходимо восстанавливать коммуникативную функцию речи, развивать самоконтроль за речью. Лишь при понимании больным характера своих ошибок можно создать условия для его контроля за своей речью, за планом повествования, за коррекцией литеральных или вербальных парафазии и т.п.

3. Независимо от того, какая первичная нейропсихологическая предпосылка оказывается нарушенной, при любой форме афазии ведется работа над всеми сторонами речи: над экспрессивной речью, пониманием, письмом и чтением.

4. При всех формах афазии необходимо восстанавливать коммуникативную функцию речи, развивать самоконтроль за речью. Лишь при понимании больным характера своих ошибок можно создать условия для его контроля за своей речью, за планом повествования, за коррекцией литеральных или вербальных парафазии и т.п.

5. При всех формах афазии ведется работа над восстановлением словесных понятий, включением их в различные словосочетания. 6. В работе используются развернутые внешние опоры. К таким опорам относятся при динамической афазии схемы предложения и метод фишек, позволяющие восстанавливать самостоятельное развернутое высказывание, при других формах афазии — схема выбора способов артикуляции при произвольной организации артикуляторных укладов фонем, схемы, используемые для преодоления импрессивного аграмматизма .

5. При всех формах афазии ведется работа над восстановлением словесных понятий, включением их в различные словосочетания.

6. В работе используются развернутые внешние опоры. К таким опорам относятся при динамической афазии схемы предложения и метод фишек, позволяющие восстанавливать самостоятельное развернутое высказывание, при других формах афазии — схема выбора способов артикуляции при произвольной организации артикуляторных укладов фонем, схемы, используемые для преодоления импрессивного аграмматизма .

 Задачи коррекционной работы при акустико – гностической афазии: восстановление фонематического слуха; восстановление вторично нарушенной экспрессивной речи; восстановление навыков чтения и письма

Задачи коррекционной работы при акустико – гностической афазии:

  • восстановление фонематического слуха;
  • восстановление вторично нарушенной экспрессивной речи;
  • восстановление навыков чтения и письма
 Этапы коррекционной работы при акустико – гностической афазии Первый этап - дифференциация слов, контрастных по длине, звуковому и ритмическому рисунку (кот – машина) Второй этап – дифференциация слов, близкой слоговой структуры, но далеких по звучанию (ноги – рыба) Третий этап – дифференциация слов с близкой слоговой структурой - (рак – мак) Четвертый этап – дифференциация слов с оппозиционными фонемами (рак – лак, дом – том) Пятый этап – подбор серий на заданный звук или букву в тексте

Этапы коррекционной работы при акустико – гностической афазии

  • Первый этап - дифференциация слов, контрастных по длине, звуковому и ритмическому рисунку (кот – машина)
  • Второй этап – дифференциация слов, близкой слоговой структуры, но далеких по звучанию (ноги – рыба)
  • Третий этап – дифференциация слов с близкой слоговой структурой - (рак – мак)
  • Четвертый этап – дифференциация слов с оппозиционными фонемами (рак – лак, дом – том)
  • Пятый этап – подбор серий на заданный звук или букву в тексте
 Восстановление понимания речи Диалогическая речь. Фразы 1 степени сложности для ответа «да», «нет». Вас зовут Мария Ивановна? Вас зовут Николай Петрович? Вы мужчина? Вы женщина? Вы живете в деревне? Вы живете в России? Вы находитесь в парке? Вы дома? В в больнице? У Вас на тумбочке сок? У Вас на тумбочке стакан? Вы любите молоко? Вы любите цветы? У Вас есть карандаш? Выполнение инструкций. Поднимите руку. Возьмите карандаш. Дайте мне карандаш! Сожмите руку в кулак! Откройте тетрадь! Откройте окно! Закройте дверь! Нарисуйте круг, закройте тетрадь!

Восстановление понимания речи

  • Диалогическая речь. Фразы 1 степени сложности для ответа «да», «нет».
  • Вас зовут Мария Ивановна? Вас зовут Николай Петрович? Вы мужчина? Вы женщина? Вы живете в деревне? Вы живете в России? Вы находитесь в парке? Вы дома? В в больнице? У Вас на тумбочке сок? У Вас на тумбочке стакан? Вы любите молоко? Вы любите цветы? У Вас есть карандаш?
  • Выполнение инструкций. Поднимите руку. Возьмите карандаш. Дайте мне карандаш! Сожмите руку в кулак! Откройте тетрадь! Откройте окно! Закройте дверь! Нарисуйте круг, закройте тетрадь!
 Восстановление понимания речи Фразы 2 степени сложности для ответа 2 -3 словами. Как Вас зовут? Сколько Вам лет? Как Вы себя чувствуете? Как Вы спали? Когда Вы заболели? Где Вы сейчас находитесь? Вы далеко живете? На чем Вы сюда приехали? Что Вы ели на завтрак? Какая у Вас квартира?

Восстановление понимания речи

  • Фразы 2 степени сложности для ответа 2 -3 словами.
  • Как Вас зовут? Сколько Вам лет? Как Вы себя чувствуете? Как Вы спали? Когда Вы заболели? Где Вы сейчас находитесь? Вы далеко живете? На чем Вы сюда приехали? Что Вы ели на завтрак? Какая у Вас квартира?
      Упражнения на восстановление способности улавливать смысловые искажения Ответьте, может ли так быть? Рыба летает, птица плавает. Кашу пьют, воду едят. Ночью светит луна, днем светит солнце. Кошка лает, собака мяукает. Корова мычит, собака лает. Рыба плавает в реке. Хозяйка варит хлеб. Лампа висит под столом.

Упражнения на восстановление способности улавливать смысловые искажения

  • Ответьте, может ли так быть?
  • Рыба летает, птица плавает.
  • Кашу пьют, воду едят.
  • Ночью светит луна, днем светит солнце.
  • Кошка лает, собака мяукает.
  • Корова мычит, собака лает.
  • Рыба плавает в реке.
  • Хозяйка варит хлеб.
  • Лампа висит под столом.
 Упражнения для восстановления фонематического слуха. Рассмотрите картинки, обратите внимание, что все слова начинаются на один звук (одну букву): класс, карта, кот, картина. Спишите слова, подчеркните букву К: мак, щенок, рак, бак, лук, сук, кошка, каша, кусок, ложка, карта, кино. Покажите, где с уп? где д уб? где н ога? где р ога? где щ ека? где р ека? где м ука? где р ука? Вставьте пропущенную букву: Девочка …ьет сок. Девочка …ьет иглой.

Упражнения для восстановления фонематического слуха.

  • Рассмотрите картинки, обратите внимание, что все слова начинаются на один звук (одну букву): класс, карта, кот, картина.
  • Спишите слова, подчеркните букву К: мак, щенок, рак, бак, лук, сук, кошка, каша, кусок, ложка, карта, кино.
  • Покажите, где с уп? где д уб? где н ога? где р ога? где щ ека? где р ека? где м ука? где р ука?
  • Вставьте пропущенную букву:
  • Девочка …ьет сок. Девочка …ьет иглой.
Спишите слова, подчеркните первую букву, найдите ее среди букв азбуки: мука-рука торт-порт лодка-водка тир-пир рога-нога ворот-город гора-нора забор-набор варит-жарит Какое слово подходит по смыслу? Из чайника идет… пар, жар В печке большой…

Спишите слова, подчеркните первую букву, найдите ее среди букв азбуки:

мука-рука торт-порт лодка-водка

тир-пир рога-нога ворот-город

гора-нора забор-набор варит-жарит

Какое слово подходит по смыслу?

Из чайника идет… пар, жар

В печке большой…

 Задачи коррекционной работы при акустико – мнестической афазии: преодоление нарушений слухоречевой памяти; восстановление зрительных представлений о существенных признаках предмета; преодоление амнестических трудностей; преодоление элементов экспрессивного аграмматизма.

Задачи коррекционной работы при акустико – мнестической афазии:

  • преодоление нарушений слухоречевой памяти;
  • восстановление зрительных представлений о существенных признаках предмета;
  • преодоление амнестических трудностей;
  • преодоление элементов экспрессивного аграмматизма.
 Приемы восстановления речи при акустико – мнестической афазии: показ предметов, объединенных одним смыслом; повтор серий слов (предметы, действия, качества, числа); конструирование предметов из элементов (дорисовывание, зашумление); послоговое прослушивание и повторение сложных по слоговой структуре слов; понимание многозначности слова; составление письменных текстов.

Приемы восстановления речи при акустико – мнестической афазии:

  • показ предметов, объединенных одним смыслом;
  • повтор серий слов (предметы, действия, качества, числа);
  • конструирование предметов из элементов (дорисовывание, зашумление);
  • послоговое прослушивание и повторение сложных по слоговой структуре слов;
  • понимание многозначности слова;
  • составление письменных текстов.
 Как научиться быстрее  запоминать слова? Упражнения для развития произвольного внимания. 2. Упражнения для тренировки памяти. 3. Тренировка речевого мышления. 4. Упражнения для удлинения фраз. 5. Упражнения для запоминания столбиков слов .

Как научиться быстрее запоминать слова?

  • Упражнения для развития произвольного внимания.
  • 2. Упражнения для тренировки памяти.
  • 3. Тренировка речевого мышления.
  • 4. Упражнения для удлинения фраз.
  • 5. Упражнения для запоминания столбиков слов .
 Упражнения для развития  произвольного внимания Рисование фигур, требующих двигательных переключений. Воспроизведение серий движений кисти (кулак – ребро – ладонь). Воспроизведение серий движений органов артикуляции: 1 раз подуть, 2 раза поцокать; 3 раза подуть, 2 раза улыбнуться. Прохлопать прослушанный ритмический рисунок. Решение головоломок, ребусов, лабиринтов. Отсчет от 100 по 3, 7, 9. Устное решение примеров и задач. Подчеркивание заданной буквы в тексте в 1 лист.

Упражнения для развития произвольного внимания

  • Рисование фигур, требующих двигательных переключений.
  • Воспроизведение серий движений кисти (кулак – ребро – ладонь).
  • Воспроизведение серий движений органов артикуляции: 1 раз подуть, 2 раза поцокать; 3 раза подуть, 2 раза улыбнуться.
  • Прохлопать прослушанный ритмический рисунок.
  • Решение головоломок, ребусов, лабиринтов.
  • Отсчет от 100 по 3, 7, 9.
  • Устное решение примеров и задач.
  • Подчеркивание заданной буквы в тексте в 1 лист.
      Упражнения для тренировки памяти   Зрительное восприятие и запоминание: фраз и текстов разной длины с последующим письменным воспроизведением их по памяти; рядов геометрических фигур в прямом и обратном порядке, телефонов. Заучивание наизусть стихотворений. Восприятие и запоминание со слуха рядов звуков, слов, фраз и текстов.

Упражнения для тренировки памяти

  • Зрительное восприятие и запоминание: фраз и текстов разной длины с последующим письменным воспроизведением их по памяти; рядов геометрических фигур в прямом и обратном порядке, телефонов.
  • Заучивание наизусть стихотворений.
  • Восприятие и запоминание со слуха рядов звуков, слов, фраз и текстов.
Запоминание рядов цифр. 8-4-2-1 9-5-7-1-3 3-6-9-4-5-7 0-7-6-8-4-9-3 9-6-8-5-7-4-3-1 Запоминание рядов звуков и слов. а-у-о а-о-и-у у-и-а-о-э э-а-о-у-и-ы кот-лес-ночь ночь-стол-кот-лес ночь-кот-лес-стол-дом-сын кот-сын-ночь-стол-дом-лес-свет свет-сыр-кот-лес-ночь-стол-дом-сын

Запоминание рядов цифр.

8-4-2-1 9-5-7-1-3 3-6-9-4-5-7

0-7-6-8-4-9-3 9-6-8-5-7-4-3-1

Запоминание рядов звуков и слов.

а-у-о а-о-и-у у-и-а-о-э э-а-о-у-и-ы

кот-лес-ночь ночь-стол-кот-лес

ночь-кот-лес-стол-дом-сын

кот-сын-ночь-стол-дом-лес-свет

свет-сыр-кот-лес-ночь-стол-дом-сын

 Упражнения для развития речевого мышления Подбор слов на заданную букву, с заданным числом букв, по заданному признаку, ассоциативно связанных с заданным словом. Объяснение слов (толковый словарь: телевизор – это техническое устройство, передающее изображение на расстоянии). Объяснение пословиц и идиом (Цыплят по осени считают – Подводить итоги можно лишь после завершения дела). Подбор омонимов, синонимов. Сходства и различия между понятиями. Исключение 4-го лишнего с объяснением.

Упражнения для развития речевого мышления

  • Подбор слов на заданную букву, с заданным числом букв, по заданному признаку, ассоциативно связанных с заданным словом.
  • Объяснение слов (толковый словарь: телевизор – это техническое устройство, передающее изображение на расстоянии).
  • Объяснение пословиц и идиом (Цыплят по осени считают – Подводить итоги можно лишь после завершения дела).
  • Подбор омонимов, синонимов.
  • Сходства и различия между понятиями.
  • Исключение 4-го лишнего с объяснением.
 Упражнения для запоминания фраз Собака лает. Во дворе лает собака. Во дворе лает злая собака. В нашем дворе лает злая собака. В нашем темном дворе лает злая лохматая собака. В нашем старом темном дворе лает злая черная лохматая собака

Упражнения для запоминания фраз

  • Собака лает.
  • Во дворе лает собака.
  • Во дворе лает злая собака.
  • В нашем дворе лает злая собака.
  • В нашем темном дворе лает злая лохматая собака.
  • В нашем старом темном дворе лает злая черная лохматая собака
 Запоминание столбиков слов Прочитать каждый столбик сверху вниз. Прочитать слова обоих столбиков попарно. Закрыть листом бумаги левый (затем правый) столбик и вспомнить парное слово.

Запоминание столбиков слов

  • Прочитать каждый столбик сверху вниз.
  • Прочитать слова обоих столбиков попарно.
  • Закрыть листом бумаги левый (затем правый) столбик и вспомнить парное слово.
 Примеры запоминания слов Дом – комната телефон – обед любовь - дорога Хлеб – стол монета – клей день - судьба Цветок – сад улица – пила радость - гроза Собака – кошка аптека – окно терпение - свобода Чай – самовар линейка – дорога прошлое - место Ребенок – мама суп – цирк красота - слезы Кольцо – свадьба платье – кино минута - плен Бумага – книга врач – голубь грамота - лень Муж – семья мяч – лампа весна - звук Свет – тьма артист – ребенок доход - слух Товар – деньги птица – зонт колокол - скука Страна – народ круг – радио страх - глупость

Примеры запоминания слов

Дом – комната телефон – обед любовь - дорога

Хлеб – стол монета – клей день - судьба Цветок – сад улица – пила радость - гроза

Собака – кошка аптека – окно терпение - свобода

Чай – самовар линейка – дорога прошлое - место

Ребенок – мама суп – цирк красота - слезы

Кольцо – свадьба платье – кино минута - плен

Бумага – книга врач – голубь грамота - лень

Муж – семья мяч – лампа весна - звук

Свет – тьма артист – ребенок доход - слух

Товар – деньги птица – зонт колокол - скука

Страна – народ круг – радио страх - глупость

 Задачи коррекционной работы при семантической афазии: преодоление трудностей нахождения названий предметов; расширение лексического и синтаксического состава речи; преодоление импрессивного аграмматизма

Задачи коррекционной работы при семантической афазии:

  • преодоление трудностей нахождения названий предметов;
  • расширение лексического и синтаксического состава речи;
  • преодоление импрессивного аграмматизма
 Приемы коррекционной работы при семантической афазии: развитие зрительно – пространственной деятельности (зрительный анализ геометрических фигур, складывание из элементов, ориентация в левом и правом, в частях света, в географической карте); сопоставление различных смысловых связей слов; описание сходств и различий синонимов, антонимов, омонимов;

Приемы коррекционной работы при семантической афазии:

  • развитие зрительно – пространственной деятельности (зрительный анализ геометрических фигур, складывание из элементов, ориентация в левом и правом, в частях света, в географической карте);
  • сопоставление различных смысловых связей слов;
  • описание сходств и различий синонимов, антонимов, омонимов;
уточнение значений отдельных предлогов и наречий, усвоение схемы предлогов с перемещением точки; сравнение описаний высоты, длины, логико – грамматических конструкций; уточнение разрядов, входящих в число; устное описание элементов букв для преодоления оптической алексии и аграфии.

уточнение значений отдельных предлогов и наречий, усвоение схемы предлогов с перемещением точки;

сравнение описаний высоты, длины, логико – грамматических конструкций;

уточнение разрядов, входящих в число;

устное описание элементов букв для преодоления оптической алексии и аграфии.

 Задачи коррекционной работы при афферентной моторной афазии Преодоление нарушений кинестетического артикуляторного праксиса Преодоление аграфии и алексии Развитие вторичных нарушений понимания речи Восстановление развернутого устного и письменного высказывания

Задачи коррекционной работы при афферентной моторной афазии

  • Преодоление нарушений кинестетического артикуляторного праксиса
  • Преодоление аграфии и алексии
  • Развитие вторичных нарушений понимания речи
  • Восстановление развернутого устного и письменного высказывания
 Приемы работы при афферентной моторной афазии Глобальное, сопряженное произнесение Чтение автоматизированных речевых рядов Списывание и чтение про себя Зрительные диктанты и чтение вслух Запись под диктовку букв Слуховой имитационный прием воспроизведения доступных звуков

Приемы работы при афферентной моторной афазии

  • Глобальное, сопряженное произнесение
  • Чтение автоматизированных речевых рядов
  • Списывание и чтение про себя
  • Зрительные диктанты и чтение вслух
  • Запись под диктовку букв
  • Слуховой имитационный прием воспроизведения доступных звуков
По мере преодоления апраксии переходят к сопряженному и отраженному произнесению фраз По мере возникновения ситуативной речи переходят к восстановлению монологической речи Основные задачи – расширение словаря, предупреждение аграмматизма, развитие развернутого устного и письменного высказывания, подготовка свободной диалогической речи

По мере преодоления апраксии переходят к сопряженному и отраженному произнесению фраз

По мере возникновения ситуативной речи переходят к восстановлению монологической речи

Основные задачи – расширение словаря, предупреждение аграмматизма, развитие развернутого устного и письменного высказывания, подготовка свободной диалогической речи

 Задачи коррекционной работы при эфферентной моторной афазии Преодоление патологической инертности в звене порождения слоговой структуры слова Восстановление чувства языка Преодоление инертности выбора слов Преодоление аграмматизма Восстановление структуры устного и письменного высказывания Преодоление алексии и аграфии

Задачи коррекционной работы при эфферентной моторной афазии

  • Преодоление патологической инертности в звене порождения слоговой структуры слова
  • Восстановление чувства языка
  • Преодоление инертности выбора слов
  • Преодоление аграмматизма
  • Восстановление структуры устного и письменного высказывания
  • Преодоление алексии и аграфии
 Приемы восстановления речи при эфферентной афазии Повторение слогов при складывании их из букв разрезной азбуки Чтение серий слов с одной слоговой структурой Повторение пословиц и поговорок с рифмующимися глаголами Ответы на вопросы по картинкам Договаривание однотипных фраз различными словами Подбор нескольких глаголов к существительным (сетки значений слов) Метод пиктограмм и графического моделирования

Приемы восстановления речи при эфферентной афазии

  • Повторение слогов при складывании их из букв разрезной азбуки
  • Чтение серий слов с одной слоговой структурой
  • Повторение пословиц и поговорок с рифмующимися глаголами
  • Ответы на вопросы по картинкам
  • Договаривание однотипных фраз различными словами
  • Подбор нескольких глаголов к существительным (сетки значений слов)
  • Метод пиктограмм и графического моделирования
 Восстановление речи  у «безречевых» больных Сосчитать до 10, вспомнить дни недели, месяцы. Договаривание пословиц и поговорок. Пение хорошо знакомых песен со словами. Проговаривание заученных с детства стихов или прозаических отрывков. Звукоподражание голосам животных , имитация природных звуков. Произнесение эмоционально окрашенных слов и выражений или часто повторяемых при общении. Использование жестов. Использование пиктограмм.

Восстановление речи у «безречевых» больных

  • Сосчитать до 10, вспомнить дни недели, месяцы.
  • Договаривание пословиц и поговорок.
  • Пение хорошо знакомых песен со словами.
  • Проговаривание заученных с детства стихов или прозаических отрывков.
  • Звукоподражание голосам животных , имитация природных звуков.
  • Произнесение эмоционально окрашенных слов и выражений или часто повторяемых при общении.
  • Использование жестов.
  • Использование пиктограмм.
 Восстановление способности произносить звуки речи Используются разные способы вызова звука: при подражании, при зрительном образце артикуляции. Иногда больному легче произнести целое слово, а затем выделить первый звук. Другим больным легче накапливать звуки, затем соединять их в слоги, слоги – в слова. Очень важна система закрепления звука: постепенно усложняется структура слова, сначала закрепляемый звук звучит в слове первым, затем в конце и в середине. У больного восстанавливается связь между звуком (буквой) и артикулемой.

Восстановление способности произносить звуки речи

  • Используются разные способы вызова звука: при подражании, при зрительном образце артикуляции.
  • Иногда больному легче произнести целое слово, а затем выделить первый звук.
  • Другим больным легче накапливать звуки, затем соединять их в слоги, слоги – в слова.
  • Очень важна система закрепления звука: постепенно усложняется структура слова, сначала закрепляемый звук звучит в слове первым, затем в конце и в середине.
  • У больного восстанавливается связь между звуком (буквой) и артикулемой.
 Пример упражнения  по закреплению звука Б ба бо бу бы аб об уб ыб бя бе бю би бал бол бул был Прочитайте слова, спишите и подчеркните букву Б: Ба-тон ба-ран ба-ра-бан ба-боч-ка бог ботинки боль больница

Пример упражнения по закреплению звука

  • Б ба бо бу бы
  • аб об уб ыб
  • бя бе бю би
  • бал бол бул был
  • Прочитайте слова, спишите и подчеркните букву Б:
  • Ба-тон ба-ран ба-ра-бан ба-боч-ка
  • бог ботинки боль больница
 Продолжение примера упражнения по автоматизации звука Б   Вставьте пропущенную букву Б: .аранка .орщ .усы .ык .ак за.ота за.ор со.ор не.о хле. ка.ель ка.ина ро.от хо.от ры.а Я не лю.лю квас. На цепи сидит .ольшая со.ака. В этом году рано созрела ря.ина. У меня очень интересная ра.ота. На .алу всегда очень красиво танцуют.

Продолжение примера упражнения по автоматизации звука Б 

  • Вставьте пропущенную букву Б:
  • .аранка .орщ .усы .ык .ак
  • за.ота за.ор со.ор не.о хле.
  • ка.ель ка.ина ро.от хо.от ры.а
  • Я не лю.лю квас. На цепи сидит .ольшая со.ака. В этом году рано созрела ря.ина. У меня очень интересная ра.ота. На .алу всегда очень красиво танцуют.
  Продолжение примера упражнения по автоматизации звука Б Вставьте в предложения пропущенные слова с буквой Б в правильной грамматической форме : Женщина надела коралловые…На полке стоит литровая…В кармане у мужчины кожаный…Около поселка большое…У моей…много внуков. В лесу…прыгает с дерева на дерева. В…много интересных книг. В магазине вся…очень красивая. Слова для справок: бумажник, болото, банка, бабушка, бусы, обувь, белка, библиотека .

Продолжение примера упражнения по автоматизации звука Б

  • Вставьте в предложения пропущенные слова с буквой Б в правильной грамматической форме :
  • Женщина надела коралловые…На полке стоит литровая…В кармане у мужчины кожаный…Около поселка большое…У моей…много внуков. В лесу…прыгает с дерева на дерева. В…много интересных книг. В магазине вся…очень красивая.
  • Слова для справок: бумажник, болото, банка, бабушка, бусы, обувь, белка, библиотека .
Прочитайте, следя за произношением звука Б : Б а б ушка пошла на б азар. Художник рисует на б елой б умаге. Б ыло ясное б езо б лачное небо. У девушки красивые б усы. У девочки б ольшой б ант. Мужчина б реет б ороду. Б отинки б ыли мальчику велики.  Прочитайте: ра бо та бу ран  за бо та бу мага  бу тылка

Прочитайте, следя за произношением звука Б :

Б а б ушка пошла на б азар. Художник рисует на б елой б умаге. Б ыло ясное б езо б лачное небо. У девушки красивые б усы. У девочки б ольшой б ант. Мужчина б реет б ороду. Б отинки б ыли мальчику велики.

Прочитайте: ра бо та бу ран

за бо та бу мага

бу тылка

Восстановление словаря Прежде всего закрепляются в речи простые обиходные слова, типа: да, нет, дай, хочу, могу, буду, хорошо, спасибо, привет, пока… Для закрепления этих слов в течение дня предъявляются специальные вопросы, , провоцирующие больного к ответу нужным словом: Ты будешь обедать? Ты будешь смотреть телевизор? Ты хочешь пить? Ты хочешь погулять? Далее восстанавливаются слова – названия предметов. Слова подбираются по функциональному признаку. (Для чего нужна ложка?) Кроме функциональных большое значение имеют признаки качества (форма, размер, цвет, материал), а также понятийные признаки «живое – неживое», «движется – не движется», «вещь – не вещь». Словарь систематизируется по темам: одежда, посуда, мебель, транспорт…Слова вводятся в разные по смыслу предложения.

Восстановление словаря

  • Прежде всего закрепляются в речи простые обиходные слова, типа: да, нет, дай, хочу, могу, буду, хорошо, спасибо, привет, пока…
  • Для закрепления этих слов в течение дня предъявляются специальные вопросы, , провоцирующие больного к ответу нужным словом: Ты будешь обедать? Ты будешь смотреть телевизор? Ты хочешь пить? Ты хочешь погулять?
  • Далее восстанавливаются слова – названия предметов. Слова подбираются по функциональному признаку. (Для чего нужна ложка?) Кроме функциональных большое значение имеют признаки качества (форма, размер, цвет, материал), а также понятийные признаки «живое – неживое», «движется – не движется», «вещь – не вещь».
  • Словарь систематизируется по темам: одежда, посуда, мебель, транспорт…Слова вводятся в разные по смыслу предложения.
 Восстановление фразовой речи Ед. и мн. число им. сущ. Род им. сущ. и прил., падежи им.сущ. Лицо глагола. Времена глаголов. Местоимения и числительные. Простое предложение их 2 слов. Простое предложение из 3 – 4 слов. Распространенное предложение с определительными словами. Сложное предложение, включающее придаточные. Сложное предложение с придаточными оборотами. Связные тексты из нескольких предложений.

Восстановление фразовой речи

  • Ед. и мн. число им. сущ.
  • Род им. сущ. и прил., падежи им.сущ.
  • Лицо глагола.
  • Времена глаголов.
  • Местоимения и числительные.
  • Простое предложение их 2 слов.
  • Простое предложение из 3 – 4 слов.
  • Распространенное предложение с определительными словами.
  • Сложное предложение, включающее придаточные.
  • Сложное предложение с придаточными оборотами.
  • Связные тексты из нескольких предложений.
 Задачи коррекционной работы при динамической афазии Преодоление дефектов внутреннего речевого программирования Создание программ высказывания с помощью внешних опор (вопросов, схем, фишек) Повышение речевой инициативы Обучение планированию текста

Задачи коррекционной работы при динамической афазии

  • Преодоление дефектов внутреннего речевого программирования
  • Создание программ высказывания с помощью внешних опор (вопросов, схем, фишек)
  • Повышение речевой инициативы
  • Обучение планированию текста
 Приемы коррекционной работы при динамической афазии Упражнения на классификацию предметов (мебель, одежда, посуда) Прямой и обратный порядковый счет Рассказы по сюжетным картинкам и серии картин с внешней опорой Ответы на вопросы по картинкам Диалоги, беседы по данным опорным словам Пересказы текстов Восстановление письменных текстов

Приемы коррекционной работы при динамической афазии

  • Упражнения на классификацию предметов (мебель, одежда, посуда)
  • Прямой и обратный порядковый счет
  • Рассказы по сюжетным картинкам и серии картин с внешней опорой
  • Ответы на вопросы по картинкам
  • Диалоги, беседы по данным опорным словам
  • Пересказы текстов
  • Восстановление письменных текстов
 Выводы и проблемы При восстановлении речи у больных с афазией необходима предварительная неречевая работа Работа ведется над всеми сторонами речи с учетом специфики нарушения При афазии ставится конкретная перспективная цель, работа ведется поэтапно в соответствии с индивидуальными особенностями Программы восстановления речи носят дифференцированный характер Одной из важных проблем афазиологии является изучение вариантов разных форм афазий

Выводы и проблемы

  • При восстановлении речи у больных с афазией необходима предварительная неречевая работа
  • Работа ведется над всеми сторонами речи с учетом специфики нарушения
  • При афазии ставится конкретная перспективная цель, работа ведется поэтапно в соответствии с индивидуальными особенностями
  • Программы восстановления речи носят дифференцированный характер
  • Одной из важных проблем афазиологии является изучение вариантов разных форм афазий
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!