СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аграрная реформа Столыпина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мне интересен П.А.Столыпин как человек, болеющий душой за свою страну, за Россию. Мне кажется трагическая судьба этого человека, его чаяния должны быть известны каждому учащемуся.

Просмотр содержимого документа
«Аграрная реформа Столыпина»




Аграрная реформа П.А. Столыпина


«Нам нужна великая Россия»

П.А.Столыпин

Цели урока:

- Познакомит учащихся с целями, содержанием и значением реформ П.А.Столыпина;

- Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать свою точку зрения, работать с документами и вопросами в форме ЕГЭ, самостоятельно делать выводы;

- Воспитывать у учащихся уважительное отношение к истории своего государства, патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.


Основные понятия: хутор, отруб, кооперация, переселенческая политика, артель.

Тип урока: урок – практикум.

Оборудование урока: учебник А.А.Данилов «История России XX-началоХХI века» (§6), раздаточный материал к уроку (документы), таблицы для работы с терминами, интерактивная доска, мультимедийная презентация, тетрадь, отрывок из кинофильма.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся

  3. Систематизация и контроль знаний (учащиеся самостоятельно рассмотрели тему заблаговременно).


План.

  1. Причины реформ и задачи реформ.

  2. Основные направления аграрной реформы.

  3. Итоги и значение аграрной реформы П.А.Столыпина.


Беседа с учащимися по вопросам:

  1. Кем являлся Столыпин,- вешателем или реформатором?

  2. Каковы были цели аграрной реформы?

  3. Был ли решен аграрный вопрос в ходе революции?


Учитель: (слайд 6)Личность Петра Аркадьевича Столыпина никогда не была однозначной. В период жестоких социальных потрясений начала ХХ века он то и дело шел по лезвию бритвы, постоянно рискуя не только своей жизнью, но и теми, кто был ему ближе всех на свете. Оправдан ли был этот риск? Кем он был при жизни: злым демоном Российской империи или локомотивом истории? Нужны ли были те драконовские методы, к которым он прибегал, и что сделало его таким жестким? Вопросы, вопросы…

Сообщение учащегося о Столыпине.

(Слайд 8)Программа реформ, которую задумывал П.А.Столыпин, охватывала самые разные отрасли, включая изменения систем местного самоуправления и образования. Своей важной задачей Столыпин считал подавление революционного движения. Были введены военно-полевые суды, рассматривающие дела о терроризме в упрощенном порядке, без участия адвокатов. (Слайд 9)

Сообщение учащегося о военно-полевых судах.


Как и противники царского режима, премьер-министр П.А.Столыпин видел главную проблему в аграрном вопросе. Я хочу вам зачитать отрывок из выступления в Государственной думе П.А. Столыпина, а вы ответьте на вопрос какие цели преследовал глава правительства.


«Пробыв около 10 лет у дела земельного устройств, я пришел к глубокому убеждению, что в деле этом нужен упорный труд, нужна продолжительная черная работа. Разрешить этого вопроса нельзя, его надо разрешать. В западных государствах на это потребовались десятилетия. Мы предлагаем скромный, но верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!» П.А. Столыпин

(слайд 10)

  1. Основные направления аграрной реформы.

Сообщение учащегося об аграрной реформе.

  1. Причины реформы: Первая русская революция показала, что главным вопросом был аграрный вопрос; крестьяне не поддерживали самодержавие.

  2. Цели реформы:

А) Создание прочной социальной базы самодержавия в лице крепкого зажиточного крестьянства (« чумазого лендлорда») при сохранении помещичьего землевладения;

Б) Развитие капиталистических отношений в деревне, разрушение общины, передача крестьянам земли в частную собственность; создание хуторских и фермерских хозяйств;

В) Образование широкого рынка для промышленности;

Г) Переселение революционно настроенных, малоземельных крестьян из центра на окраины.

(слайд 12) Чересполосица (также узкополосица, многополосица, длиннополосица) — расположение земельных участков одного хозяйства полосами вперемежку с чужими участками

Направление развития реформы.(13 слайд)

  1. Разрушение общины, закрепление земли в частную собственность крестьян, их полное уравнение с другими сословиями.

  2. Помощь крестьянам через Крестьянский банк для покупки казённых или дворянских земель. Создание хуторов, отрубов. Возникновение фермерского хозяйства.

  3. Переселение безземельных и малоземельных крестьян из центра на окраины ( Сибирь, Кавказ, Средняя Азия, Дальний Восток).

9 ноября 1906 года – указ о передаче крестьянину его надела в его собственность.

Столыпин говорил, что « правительство сделало ставку не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных».

4.Методы проведения:

А) Реформы начались в благоприятных условиях:

- росли цены на хлеб;

- отмены выкупные платежи.

Б) Община была разрушена.

В) Земля переходила в частную собственность, которую они могли передавать по наследству.

Г) Крестьянин мог потребовать 1. Хутор. 2. Отруб.

Таким образом, реформа была выгодна богатым крестьянам, которые имели деньги, чтобы создать крупное хуторское хозяйство. Большинство же крестьян не видело очевидных выгод от реформы. Не помогла даже помощь от Крестьянского банка.

За 1904-1914 гг. из общины вышло 26% крестьянских дворов, на хутора и отруба – 10,5%, 11,7%ушли в город.

Работа с терминами (задания ОГЭ):

Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Понятия


Определения

А) отруб


1) форма организации труда и производства, основанная на групповой собственности, форма связей между предприятиями занятыми производством определенной продукции

Б) хутор


2) участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревни

В) кооперация


3) крестьяне, переселенные из центральных губерний на свободные казенные земли за Урал

Г) переселенцы

4) объединение лиц некоторых профессий для совместной работы с участием в общих доходах и общей ответственностью.

Д) артель

5) участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины, с переселением из деревни на свой участок


А

Б

В

Г

Д







  1. Итоги и значение аграрной реформы П.А.Столыпина.

Работа в группах. (Раздаются ватманы, клей, скотч) Ребята должны отобрать те характеристики из предложенного, которые подходят их точке зрения, приклеить на ватман и защищать у доски свою точку зрения.


Учитель: в историографии и публицистике сложились весьма различные точки зрения на политику П.А.Столыпина (задания в формате ОГЭ).


Ниже приведены две точки зрения на аграрные преобразования П.А.Столыпина.

    1. Реформы закладывали основы для стабильного развития русской деревни

    2. Преобразования П.А. Столыпина только усугубили социальные проблемы в России.

Укажите, какая точка зрения вам представляется наиболее предпочтительной. Приведите не менее 3 фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.


Точка зрения

« Главная трудность проведения столыпинской аграрной реформы коренилась не столько в технико- землемерных проблемах, сколько в коллективисткой психологии крестьянства. Большинство крестьян не умели действовать единолично, по- фермерски, на страх и риск, и боялись лишиться помощи общины в борьбе за выживание. И вот когда Столыпин предложил крестьянам журавля в небе- хутора и отруба, даже специальный Крестьянский банк открыл, русский крестьянин предподчёл синицу в руках- остался в общине. « Как – никак без сенокосилки проживу, а надорвусь и помру – детишек община пригреет. Ну а на хуторе кто поможет? Куда хозяйка посудачит побежит? Деревня за три версты»

- Столыпин заявлял, что для успеха преобразований необходимо « двадцать лет покоя внутреннего и внешнего». Но такого запаса времени в начале XX у России уже не было.

- Реформа укрепила позиции богатого крестьянства, но не решила основных противоречий в деревне:

1) Сохранилось помещичье землевладение;

2) Не была до конца разрушена община;

3) Зародилось новое противоречие между беднейшим крестьянством и зажиточным (кулаком).

  1. Заключение.

Видеофильм (отрывок из фильма - 6мин.)

Обсуждение: Так, кто он, Столыпин? « Вешатель»? « Реакционер»? « Либеральный консерватор»? « Реформатор»?

Выскажите свою точку зрения.


Итог урока: оценки активным ученикам.


Домашнее задание: §6 (всем учащимся)



4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!