СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Агитбригада как средство воспитания нравственности подростков

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Агитбригада как средство воспитания нравственности подростков»

Агитбригада - средство воспитания нравственности подростка

Червякова Галина Борисовна старшая вожатая

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

п. Юбилейный Котельничского района

В "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России", которая была принята в 2009 году, говорится: "Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России". Стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно – нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям своей этнической, конфессиональной или культурной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.

Нравственность - это некие правила, по которым живёт человек. В русском языке слово «нравственность» появилось во второй половине XVIII века [1, с. 24—25]. Произошло оно от слова «нрав». А я бы добавила «нравиться»:нравиться мыслями, отношением,делами, поступками.

Одно из средств, помогающих в решении этих задач, а именно «становление и развитие высоконравственного гражданина России» является деятельность агитбригады детского общественного объединения РАДУГА нашей школы.

15 января 1994 года на ученическом собрании было создано детское общественное объединение РАДУГА – ритмичных, атлетичных, динамичный, удивительно гармоничных, артистичных детей и взрослых. Несколько лет мы находилось в состоянии непрерывного развития и совершенствования. На сегодняшний день объединение имеет: Положение и Программу деятельности, которая отмечена Грамотой за I место областного конкурса программ деятельности детских объединенийи Дипломом II степени Всероссийского конкурса с международным участием «Творчество без границ». Победы и призовые места на региональных, Всероссийских и Международных конкурсах. Развитию объединения способствовало и создание сильной корпоративной культуры, которая включает в себя следующие компоненты: определение главной цели объединения и основных направлений деятельности,Законы, символику, летопись, традиции объединения.А ещё у нас есть агитбригада.

Агитбригада - как общественное явление возникла в начале XX века. Но и сегодня она по-прежнему остаётся действенной формой воспитания,так как органически соединяет в себе высокое идейно-нравственное содержание с необычайно яркими формами его выражения. Она близка и понятна каждому, потому что в ней есть доступность творческого выражения[3, 50-51]. Агитбригада очень интересная форма работы с обучающимися.

Наша агитбригада – это сотрудничество и сотворчество взрослых и детей. Автором всех сценариев является автор статьи. Предложенный мною материал, может быть подкорректирован ребятами и ими же презентуется зрителю. Соответственно ученический коллектив воспринимает выступление уже не как назидание учителя, а как диалог со сверстником.

Принимая участие в агитбригаде, обучающиеся получают дополнительную возможность проявлять гражданскую (социальную) активность; получать познавательно – речевое и эмоциональное развитие, опыт работы в команде на общий результат; раскрывать и проявлятьсвои индивидуальные художественные способности, артистические данные; использовать свои умения в музыке, оформлении, сочинительстве. Таким образом, у детей формируется правильное представление об агитбригаде не как о бесцельной трате сил, а как о правильном участии в её деятельности для своего развития.

В зависимости от темы выступления и потребности материала состав агитбригады может быть из ребят одного класса, либо разных. Участниками наших агитбригад были, есть и будут «шустрые» ребятки. Для них участие в выступлениях агитбригады является беспроигрышным вариантом в получении так необходимой для них ситуации успеха. Одно успешное выступление уже надежно гарантирует их активность и ответственное поведение в последующий период. А школьный коллектив получает возможность увидеть ровесника другим.

Наша аудитория, помимо подростков,это младшие школьники, родители, жители посёлка. Площадками для выступлений являются школьные кабинеты, рекреации школы, сцены Дворцов культуры своего посёлка, соседних сёл, района и области.

В любом деле важен результат, есть он и у нас. Школьная агитбригада награждена Грамотами победителя муниципальных и Дипломами призёрарегиональных конкурсов агитбригад. Представленный материал агитбригады «Голоса из убитого детства» на Всероссийский конкурс «Росконкурс» оценен Диплом победителя I степени.

О чём же мы говоримсо зрителями? О жизни, о том, что радует каждого, что мешает жить. Цель наших выступлений – это пропаганда «ЗА» патриотизм, экологию, правовую культуру, гражданскую активность, здоровый образ жизни, нравственность. Мы знаем, посредством чего задать зрителю вектор движения на добро! Нравственность вырабатывалась в течение веков, она является не просто правом или обязанностью людей, она является нормой поведения, которую помогают заложить в детях книги.

Сохранение исторической памяти событий Великой Отечественной войны. Ко дню Памяти Героя Советского союза, нашего земляка Василия Алексеевича Хитрина был разработан сценарий «Знаем. Помним. Не забудем», в реализации приняли участие 14 ребят. Они на основе книги Бориса Алмазова «Я иду тебя искать» в своём выступлении передали уважение и бережное отношение к прошлому своих родных и страны. Ко дню Памяти юного героя – антифашиста был написан сценарий «Голоса из убитого детства» по книге Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова» и стихотворения Татьяны Хвощевской «Диалог бабушки и внучки» мы раскрыли тему блокадницы Тани Савичевой и детей - узников концлагеря Саласпилс,

«Чтоб снова на земной планете не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы будущие поколенья об этом помнили, как мы!» [2, 140].

Идеи, которые мы раскрываем в своих сценариях, и есть те ценности нравственности, которые несут в среду своих ровесников наши артисты. Пропуская через себя идею сохранения исторической памяти, ребята передали ауру того времени внешними эмоциями: измождённые лица, боль и горечь в интонации, но вместе с тем вера в победу, стойкость и мужество. Все эти глубинные эмоции для зрителя ребятам помогли транслировать одежда тех лет, робы концлагеря, атрибуты того времени, фото-слайды.

Уважение к пожилым одиноким людями забота о них. Сценарий «Посели добро в своём сердце» был составлен на краеведческом материале, по рассказу уроженки Оричевского района Марины Евгеньевны Кузнецовой «Дорога бабы Кати». В своём выступлении агитбригада сделала акцент на уважении, терпеливом отношении к старшим. Ребята 8 класса с минимальным набором соответствующих костюмов, но умелой передачей характеров героев завершали выступление перед притихшими ровесниками стихотворением З. Мостовой «Пожелание».

«Не забывай дарить тепло, пока ты дышишь,

Не забывай творить добро, пока живёшь!

Всё, с чистого листа, не перепишешь.

Со временем, ты это всё поймёшь[7].

Рядом с нашей школой находится Дом ветеранов, жителям которого мы помогаем в благоустройстве территории и поздравляем в праздники. Поэтому данное выступление современными подростками было понято и оценено тёплыми аплодисментами. А когда мы представили данную работу перед родителями на общешкольном собрании, то были слышны вздохи взрослых и заметны их слёзы. И это не от восхищения своими детьми, а от того, что их дети делают не только понимают о чём говорят, но и делают это практически.

Доброта, отзывчивость, милосердие. Доброта – это норма, которая уходит из нашей жизни. Поэтому замечательные произведения писателей Марии Романушко «Мальчик на балконе» и повесть Альберта Лиханова «Солнечное затмение» были использованы для написания сценария «Бывает ли беда чужой?». Выступления были приурочены к неделе правовых знаний и помогли нам всем соприкоснуться с темой детей с ограниченными возможностями. Передать важную тематику помогло минимальное наличие атрибутов - инвалидное кресло и музыкальное сопровождение. Выступления готовили ребята 10-х классов для всей школы. Данный материал очень затронул самих старшеклассников агитбригады: здоровых, сильных, красивых. Но именно так и должно быть, пропуская через свою душу судьбы ровесников с ограниченными возможностями, юноши и девушки понимали, насколько они счастливы, что здоровы, и в, то, же время, что не имеют право жалеть себя и терять зря время. А самое главное, им по силам поделиться со слабыми и больными добротой и вниманием.

«Ведь человек – он человек,

И должен быть гуманным,

А если это слово

Вам кажется туманным –

То можно без латыни,

А просто, по отечески:

Ты человек? Будь добр,

Веди себя по-человечески».[5]

А ещё в своих выступлениях мы опираемся на пример родителей, земляков, когда говорим об уважении к труду, людям труда. В агитбригаде «Кем быть?» мы представляли известных земляков – тружеников: космонавта 100 – В.П. Савиных, врача – поэта А.Г. Гребнева, председателя колхоза А.Д. Червякова и выпускников школы разных профессий: животноводов, врачей, пожарных, механизаторов. А финальным аккордом были слова: «Кем бы ты ни был, будь Человеком». Данное выступление, которое сопровождалось презентацией, помогло донести до ребят значимость труда. И не случайно за данный сценарий – выступление мы признаны победителями районного конкурса агитбригад, раскрыв значимость труда по новому – с опорой на земляков, выпускников школы, родителей. Выступала разновозрастная команда и ребята убедились на личном опыте: только РАБОТА: репетиции, подбор костюмов, декораций, музыки и снова репетиции, даёт результат.

Важен для нас и пример ровесников. Самопожертвование, духовность. Эту тему мы раскрыли на примере героя – ровесника Жени Родионова, погибшего на Северном Кавказе, представив 23 февраля сценарий «Воин Евгений». Особенно в выступлении проявили себя юноши 9-го класса. Наши мальчишки передавали содержание искренне, от души. И завершив его, ребята – зрители оставались в тишине некоторое время, поражённые историей солдата – призывника нашего времени. «Солдат умирает не тогда, когда его убивают, а когда его забывают. Они живы, пока мы их помним. Мы перед ними в долгу. А долги надо платить Памятью и Любовью…», - говорила Любовь Васильевна, мама воина Евгения Родионова [4, 9]. Данное выступление ребят отмечено учителем истории, классными руководителями, директором школы как, важный вклад в воспитании нравственности.

А ещё мы опираемся на опыт собственной деятельности - Добровольчество. Традиционно ребята, педагоги и родители оказывают помощь приюту для бездомных животных, жителям Дома ветеранов, детскому отделению Кировского НИИ гематологии и переливания крови и т.д. Кто – то может спросить: «Зачем все эти хлопоты?» А мы отвечаем: «Это образ жизни современного человека. Особенно молодого». И призываем: «Делая добро, ты делаешь что-то значимое, повышаешь свою самооценку, находишь новых друзей, раскрываешь свои таланты и, наконец, ты просто становишься Человеком».

Выработка положительных качеств – цель нравственного воспитания. Культура досуга. Молодёжь - это группа риска. Всегда. Ребята, наблюдая за выступлением членов агитбригады, в которой присутствуют не только положительные персонажи, но и отрицательные, получает хорошую возможность увидеть типичные способы поведения детей и взрослых в обществе как бы со стороны. Агитбригада даёт возможность избежать некоторых ошибок: «Чтобы мир наш не был разрушен,Каждый, взрасти свою светлую душу»!

Но мы «не сами с усами», нам важна поддержка, мудрый совет, улыбка, доброе слово, приятная шутка взрослых. Потому, что такое важнейшее качество для человека как нравственность, в первую очередь закладывается с личного примера и установки мамы – папы и вторых родителей - «педагогов». Поэтому, наших любимых взрослых мы просим: «Не допускайте одиночества детей, не допускайте боль непониманья… Ведь так жестоко жить среди людей без их душевного внимания…»[6, 25].

Как гласит народная мудрость: «Чтобы не было плохого, надо учиться только хорошему». Школьная агитбригада всегда готова в этом помочь.





Литература

  1. Веселитский В.В. Отвлечённая лексика в русском литературном языке. — Наука.-1972.- 319 с.

  2. Воронов Ю. Стихотворение «Опять война, опять Блокада» книга стихов.-

Ленинград: Лениздат.-1977.-140с.

  1. Генкин Д.М.. Агитбригадные выступления. Специфика и функции

агитбригады.Агитационная бригада (агитбригада) Возможность

убеждения (сборник статей), Москва.- 2009.-97с.

  1. Григорьева Елена. Воин в красной накидке//Работница.-2003.-№6.- с.3-9.

5. Заходер Б. «Песенка о человеке», Избранное Издательство "Детская

литература", Москва, 1981 электронный ресурсhttps://fantlab.ru

  1. Колесников К.А. Школа современной агитбригады, Киров.-2013.- 44 с.

7. МостоваяЗ. Философская лирика, стихотворение«Пожелание»,

электронный ресурс https://stihi.ru, 2013