Название урока; «Первоначальные сведения о строении вещества»
Класс: 7.
Тема урока: «Агрегатные состояния вещества. Взаимосвязь между свойствами веществ в разных агрегатных состояниях и их атомно-молекулярным строением. Особенности агрегатных состояний воды».
Ф.И.О. учителя: Савченко В.М.
Цели урока: сформировать представление о строении вещества в различных агрегатных состояниях, объяснить с точки зрения молекулярной теории их характерные особенности; сравнить физические свойства тел в разных агрегатных состояниях; показать связь теории с практикой; научить в простых повседневных событиях видеть новое и необычное; формировать умение наблюдать, анализировать и объяснять физические явления.
Обучающая: формировать представление об агрегатных состояниях вещества и свойствах твердых тел, жидкостей, газов.
Развивающая: развивать интерес к изучаемой теме, логическое мышление, память, а также умения учащихся наблюдать, сравнивать, применять ранее усвоенные знания в новой ситуации, анализировать, делать выводы.
Воспитательная: воспитывать трудолюбие, добросовестное отношение, интерес к предмету.
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):
Личностные: сформировать познавательный интерес к процессам перехода вещества из одного состояния в другое, интеллектуальные и творческие способности, убежденность в возможности познания природных явлений.
Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний об агрегатном состоянии вещества на Земле; уметь предвидеть возможные результаты своих действий при изменении формы жидкости, обнаружении воздуха в окружающем пространстве; овладеть познавательными универсальными учебными действиями при составлении сравнительной таблицы.
Предметные: наблюдать изменения формы жидкости, газа, твердого тела; составлять сравнительную таблицу и анализировать ее, объяснять полученные результаты и делать выводы; изменение свойств в зависимости от состояния вещества; приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы: групповая, индивидуальная, работа с презентацией, проблемное обучение, игровой метод, беседа, практическая работа.
Оборудование: учебник по физике, мяч, компьютер, мультимедийная доска.
Лабораторное оборудование для демонстрации опытов: 2 кусочка льда, 4 стеклянных прозрачных сосуда разной формы, 1 металлический сосуд, 2 металлические пластины, термометр, вода, сухое горючее, спички, воздушный шарик, чайник.
Дидактический материал: презентация, карточки с картинками (Приложение 1), таблица «Агрегатные состояния вещества» (Приложение 2), лист-опросник (Приложение 3) карточки-картинки для рефлексии (Приложение 4).
Ход урока
Организационный момент
Приветствие
Учитель. Здравствуйте, ребята. Садитесь.
2. Мотивация
Учитель. И снова мы собрались на уроке физики, чтобы продолжить наше познание мира.
Что? Почему? Зачем? И Где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Вот в первый раз Огонь добыт.
(А почему огонь горит?)
Дым - лёгкий,
А скала тверда.
Что значит «лёд»,
А что «вода»?
Что? Почему? Зачем? И Где?
Вопросы ставим мы себе.
Вот почему из года в год Наука движется вперёд.
Учитель. И сегодня на уроке мы дадим ответы на поставленные в стихотворении вопросы.
Актуализация знаний
Проверка домашнего задания
Учитель. Но сначала проверим, обладаете ли вы знаниями о строении вещества.
Игра с мячом «Передай вопрос другому» ( задается вопрос одним участником игры и передается мяч другому, который отвечает на поставленный вопрос, затем он задает вопрос и передает другому):
- Из чего состоят вещества? (молекулы, атомы)
- Что такое молекула? (мельчайшая частица вещества)
- Кто первым предположил, что вещества состоят из мельчайших частиц? (Демокрит)
- Есть ли между частицами промежутки? (да)
- Каким образом можно выяснить строение веществ? (опыты, наблюдения, эксперимент)
- Как движутся частицы в веществах? (непрерывно, хаотически)
- Как называется это движение? (броуновское)
- Связана ли скорость движения частиц с температурой и как? (чем выше температура, тем быстрее движение )
-Что такое диффузия? (взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого)
- Диффузия наблюдается только в жидкостях? (нет, в газах и твердых телах)
- Какие силы действуют между молекулами? (притяжение и отталкивание)
Учитель. Молодцы, вы отлично поработали. Можем приступать к изучению нового материала. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? А это вы узнаете, отгадав загадку.
Проблемная ситуация
Тёмным облаком летела,
Опустилась птицей белой,
Превратилась в человечка,
Постояла у крылечка,
Покатилась кувырком,
И запела ручейком.
Ответы обучающихся: вода в различных состояниях (туча, снег, жидкость).
Учитель. Как вы увидели, вода находилась в трех агрегатных состояниях. И тема нашего урока «Агрегатные состояния вещества».
Работа с карточками.
Учитель. Перед вами разложены карточки-картинки с веществами . Поработайте и разделите их на 3 группы. На карточках выделен цвет для распределения по группам.
Ответ: 3.
Ответ: вода в твердом состоянии, жидком и газообразном.
Обучающиеся объединяются по группам. Рассаживаютсяза столами с цветом.
Учитель. Работаем с тетрадями. Пишем число и тему урока.
Запись в тетрадях темы урока . Озвучивание учителем целей урока.
Изучение нового материала
Объяснение учителя с использованием презентации.
слайд 1
слайд 2
слайд 3 (запись в тетради )
слайд 4
слайд 5 (запись в тетрадь)
слайд 6
слайд 7 (запись в тетрадь)
слайд 8 (запись в тетрадь)
слайд 9
слайд 10
слайд 11
слайд 12
слайд 13
слайд 14
слайд 15
Закрепление изученного материала
Групповая работа.
1)Разминка
1 группа - изображает поведение молекул в твёрдых телах.
2 группа - демонстрирует строение жидкостей,
3 группа - изображает строение газов и поведение молекул в нём.
Ученики, прочитав по своим группам задания, выходят к доске и демонстрируют структурное состояние веществ.
2)Исследование состояний веществ
Проблемный вопрос. Меняются ли свойства вещества в различных агрегатных состояниях? Если да, то от чего это зависит?
1 группа. Опыт 1. Оборудование: 2 сосуда, 2 металлических пластинки, 2 кусочка льда, термометр.
Задание: поочередно положив пластины, а затем лед в сосуды, выяснить, меняется ли форма вещества от формы сосуда; проследить, как меняется форма льда и от чего это зависит. Измерить температуру талого льда. Дать ответ на вопрос: все ли вещества могут менять свою форму и от чего это зависит.
Ответ: Не все твердые тела сохраняют форму и объём. Под влиянием температуры некоторые вещества могут изменить форму и объем.
2 группа. Опыт 2. Оборудование: 2 сосуда различной формы, имеющие шкалу для определения объёма, подкрашенная вода; металлический сосуд, сухое горючее, спички. Инструкция по технике безопасности при обращении со спичками.
Задание: изучить инструкцию по ТБ; наливая поочередно в сосуды подкрашенную воду, выяснить, что с ней происходит. Налить немного воды в металлический сосуд, поднести к горящему горючему. Что происходит с водой в сосуде?
Ответ: жидкости не имеют собственной формы, они принимают форму сосуда, в котором находятся, сохраняя объём. Вода испарится, перейдет в газообразное состояние.
3 группа. Опыт 3. Оборудование: воздушный шарик, чайник с кипящей водой, деревянный брусочек, инструкция по технике безопасности при обращении с паром.
Задание: изучить инструкцию по ТБ; надуть шарик воздухом, а затем постепенно спустить его. Что произойдет с воздухом? К чайнику с кипящей водой поднести деревянный брусочок. Что произойдет?
Ответ: газы не сохраняют форм и не имеют собственного объема. быстро исчезают; капельки воды на бруске – пар превратился в жидкость под действием комнатной температуры.
Работа с таблицей.
Учитель. А сейчас каждая группа заполняет свою часть таблицы.
Ответ:
Агрегатное состояние | Объем | Форма | Свойства молекул |
Твердое | Сохраняют | Сохраняют | Сильное взаимодействие |
Жидкое | Сохраняют | Не сохраняют | Среднее взаимодействие |
Газообразное | Не сохраняют | Не сохраняют | Слабое взаимодействие |
Отгадайте загадку: Что днём растёт в длину, а вечером в толщину?
Как образуются сосульки?
Ответ: Днём тепло, вода стекает с крыши по сосульке и замерзает на её конце – сосулька растёт в длину. Вечером, когда становится холоднее, вода не успевает добраться до кончика сосульки и замерзает на её поверхности – сосулька растёт в толщину.
Составление сиквейна со словом «вода»
Вода
Чистая прозрачная
Бежит испаряется замерзает
Живительный напиток для организма
Жизнь
Подведение итогов урока
Учитель просит учеников заполнить лист-опросник, ответить на вопросы: Что я узнал нового на уроке?
Что мне было знакомо? Над чем мне необходимо поработать?
Что понравилось мне на уроке?
Как я оцениваю свою работу на уроке?
Комментирует итог урока. Отмечает наиболее активных учеников.
Рефлексия.
Перед вами лежат картинки с изображением льда, воды и пара. Выберите нужную
Лёд- вам было все понятно на уроке, и вы получили прочные знания.
Вода – если вы испытывали затруднения при изучении темы.
Пар – все было не понятно.
Домашнее задание.
Параграфы 12, 13. Нарисовать рисунок на данную тему.
Приложение 1.
Карточки-картинки
Приложение 2.
Таблица. «Агрегатные состояния вещества»
Агрегатное состояние вещества | | | |
Объем | Форма | Свойства молекул |
Твёрдое | | | |
Жидкое | | | |
Газообразное | | | |
Агрегатное состояние | Объем | Форма | Свойства молекул |
Твердое | Сохраняют | Сохраняют | Сильное взаимодействие |
Жидкое | Сохраняют | Не сохраняют | Среднее взаимодействие |
Газообразное | Не сохраняют | Не сохраняют | Слабое взаимодействие |
Приложение 3.
Лист-опросник
Что я узнал нового на уроке?
Что мне было знакомо? Над чем мне необходимо поработать?
Что понравилось мне на уроке?
Как я оцениваю свою работу на уроке?
Приложение 4.
Рефлексия