СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Агрегатные состояния веществ

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Агрегатные состояния веществ»

Название урока; «Первоначальные сведения о строении вещества»

Класс: 7.

Тема урока: «Агрегатные состояния вещества. Взаимосвязь между свойствами веществ в разных агрегатных состояниях и их атомно-молекулярным строением. Особенности агрегатных состояний воды».

Ф.И.О. учителя: Савченко В.М.

Цели урока: сформировать представление о строении вещества в различных агрегатных состояниях, объяснить с точки зрения молекулярной теории их характерные особенности; сравнить физические свойства тел в разных агрегатных состояниях; показать связь теории с практикой; научить в простых повседневных событиях видеть новое и необычное; формировать умение наблюдать, анализировать и объяснять физические явления.

  1. Обучающая: формировать представление об агрегатных состояниях вещества и свойствах твердых тел, жидкостей, газов.

  2. Развивающая: развивать интерес к изучаемой теме, логическое мышление, память, а также умения учащихся наблюдать, сравнивать, применять ранее усвоенные знания в новой ситуации, анализировать, делать выводы.

  3. Воспитательная: воспитывать трудолюбие, добросовестное отношение, интерес к предмету.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные: сформировать познавательный интерес к процессам перехода вещества из одного состояния в другое, интеллектуальные и творческие способности, убежденность в возможности познания природных явлений.

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний об агрегатном состоянии вещества на Земле; уметь предвидеть возможные результаты своих действий при изменении формы жидкости, обнаружении воздуха в окружающем пространстве; овладеть познавательными универсальными учебными действиями при составлении сравнительной таблицы.

Предметные: наблюдать изменения формы жидкости, газа, твердого тела; составлять сравнительную таблицу и анализировать ее, объяснять полученные результаты и делать выводы; изменение свойств в зависимости от состояния вещества; приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях.


Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: групповая, индивидуальная, работа с презентацией, проблемное обучение, игровой метод, беседа, практическая работа.

Оборудование: учебник по физике, мяч, компьютер, мультимедийная доска.

Лабораторное оборудование для демонстрации опытов: 2 кусочка льда, 4 стеклянных прозрачных сосуда разной формы, 1 металлический сосуд, 2 металлические пластины, термометр, вода, сухое горючее, спички, воздушный шарик, чайник.


Дидактический материал: презентация, карточки с картинками (Приложение 1), таблица «Агрегатные состояния вещества» (Приложение 2), лист-опросник (Приложение 3) карточки-картинки для рефлексии (Приложение 4).


Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Приветствие

Учитель. Здравствуйте, ребята. Садитесь.

2. Мотивация

Учитель. И снова мы собрались на уроке физики, чтобы продолжить наше познание мира.

Что? Почему? Зачем? И Где?

Живут в земле, в огне, в воде.

Вот в первый раз Огонь добыт.

(А почему огонь горит?)

Дым - лёгкий,

А скала тверда.

Что значит «лёд»,

А что «вода»?

Что? Почему? Зачем? И Где?

Вопросы ставим мы себе.

Вот почему из года в год Наука движется вперёд.


Учитель. И сегодня на уроке мы дадим ответы на поставленные в стихотворении вопросы.


  1. Актуализация знаний

  1. Проверка домашнего задания

Учитель. Но сначала проверим, обладаете ли вы знаниями о строении вещества.


Игра с мячом «Передай вопрос другому» ( задается вопрос одним участником игры и передается мяч другому, который отвечает на поставленный вопрос, затем он задает вопрос и передает другому):

- Из чего состоят вещества? (молекулы, атомы)

- Что такое молекула? (мельчайшая частица вещества)

- Кто первым предположил, что вещества состоят из мельчайших частиц? (Демокрит)

- Есть ли между частицами промежутки? (да)

- Каким образом можно выяснить строение веществ? (опыты, наблюдения, эксперимент)

- Как движутся частицы в веществах? (непрерывно, хаотически)

- Как называется это движение? (броуновское)

- Связана ли скорость движения частиц с температурой и как? (чем выше температура, тем быстрее движение )

-Что такое диффузия? (взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого)

- Диффузия наблюдается только в жидкостях? (нет, в газах и твердых телах)

- Какие силы действуют между молекулами? (притяжение и отталкивание)


Учитель. Молодцы, вы отлично поработали. Можем приступать к изучению нового материала. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? А это вы узнаете, отгадав загадку.


  1. Проблемная ситуация

Тёмным облаком летела,

Опустилась птицей белой,

Превратилась в человечка,

Постояла у крылечка,

Покатилась кувырком,

И запела ручейком.

Ответы обучающихся: вода в различных состояниях (туча, снег, жидкость).


Учитель. Как вы увидели, вода находилась в трех агрегатных состояниях. И тема нашего урока «Агрегатные состояния вещества».


  1. Работа с карточками.

Учитель. Перед вами разложены карточки-картинки с веществами . Поработайте и разделите их на 3 группы. На карточках выделен цвет для распределения по группам.

  • Сколько получилось групп веществ?

Ответ: 3.

  • Как назвали группы?

Ответ: вода в твердом состоянии, жидком и газообразном.

Обучающиеся объединяются по группам. Рассаживаютсяза столами с цветом.

Учитель. Работаем с тетрадями. Пишем число и тему урока.

Запись в тетрадях темы урока . Озвучивание учителем целей урока.


  1. Изучение нового материала

Объяснение учителя с использованием презентации.


слайд 1


слайд 2


слайд 3 (запись в тетради )


слайд 4


слайд 5 (запись в тетрадь)



слайд 6


слайд 7 (запись в тетрадь)


слайд 8 (запись в тетрадь)


слайд 9


слайд 10


слайд 11


слайд 12


слайд 13


слайд 14


слайд 15




  1. Закрепление изученного материала

  1. Групповая работа.

1)Разминка

1 группа - изображает поведение молекул в твёрдых телах.

2 группа - демонстрирует строение жидкостей,

3 группа - изображает строение газов и поведение молекул в нём.

Ученики, прочитав по своим группам задания, выходят к доске и демонстрируют структурное состояние веществ.

2)Исследование состояний веществ

Проблемный вопрос. Меняются ли свойства вещества в различных агрегатных состояниях? Если да, то от чего это зависит?

1 группа. Опыт 1. Оборудование: 2 сосуда, 2 металлических пластинки, 2 кусочка льда, термометр.

Задание: поочередно положив пластины, а затем лед в сосуды, выяснить, меняется ли форма вещества от формы сосуда; проследить, как меняется форма льда и от чего это зависит. Измерить температуру талого льда. Дать ответ на вопрос: все ли вещества могут менять свою форму и от чего это зависит.

Ответ: Не все твердые тела сохраняют форму и объём. Под влиянием температуры некоторые вещества могут изменить форму и объем.

2 группа. Опыт 2. Оборудование: 2 сосуда различной формы, имеющие шкалу для определения объёма, подкрашенная вода; металлический сосуд, сухое горючее, спички. Инструкция по технике безопасности при обращении со спичками.

Задание: изучить инструкцию по ТБ; наливая поочередно в сосуды подкрашенную воду, выяснить, что с ней происходит. Налить немного воды в металлический сосуд, поднести к горящему горючему. Что происходит с водой в сосуде?

Ответ: жидкости не имеют собственной формы, они принимают форму сосуда, в котором находятся, сохраняя объём. Вода испарится, перейдет в газообразное состояние.


3 группа. Опыт 3. Оборудование: воздушный шарик, чайник с кипящей водой, деревянный брусочек, инструкция по технике безопасности при обращении с паром.

Задание: изучить инструкцию по ТБ; надуть шарик воздухом, а затем постепенно спустить его. Что произойдет с воздухом? К чайнику с кипящей водой поднести деревянный брусочок. Что произойдет?

Ответ: газы не сохраняют форм и не имеют собственного объема. быстро исчезают; капельки воды на бруске – пар превратился в жидкость под действием комнатной температуры.


  1. Работа с таблицей.

Учитель. А сейчас каждая группа заполняет свою часть таблицы.

Ответ:

Агрегатное состояние

Объем

Форма

Свойства молекул

Твердое

Сохраняют

Сохраняют

Сильное взаимодействие

Жидкое

Сохраняют

Не сохраняют

Среднее взаимодействие

Газообразное

Не сохраняют

Не сохраняют

Слабое взаимодействие


  1. Отгадайте загадку: Что днём растёт в длину, а вечером в толщину? 

Как образуются сосульки?

Ответ: Днём тепло, вода стекает с крыши по сосульке и замерзает на её конце – сосулька растёт в длину. Вечером, когда становится холоднее, вода не успевает добраться до кончика сосульки и замерзает на её поверхности – сосулька растёт в толщину.


  1. Составление сиквейна со словом «вода»

Вода

Чистая прозрачная

Бежит испаряется замерзает

Живительный напиток для организма

Жизнь 



  1. Подведение итогов урока

Учитель просит учеников заполнить лист-опросник, ответить на вопросы: Что я узнал нового на уроке?

Что мне было знакомо? Над чем мне необходимо поработать?

Что понравилось мне на уроке?

Как я оцениваю свою работу на уроке?

Комментирует итог урока. Отмечает наиболее активных учеников.



  1. Рефлексия.

Перед вами лежат картинки с изображением льда, воды и пара. Выберите нужную

Лёд- вам было все понятно на уроке, и вы получили прочные знания.

Вода – если вы испытывали затруднения при изучении темы.

Пар – все было не понятно.


  1. Домашнее задание.

Параграфы 12, 13. Нарисовать рисунок на данную тему.




















Приложение 1.

Карточки-картинки






















Приложение 2.

Таблица. «Агрегатные состояния вещества»

Агрегатное состояние вещества




Объем

Форма

Свойства молекул

Твёрдое




Жидкое





Газообразное







Агрегатное состояние

Объем

Форма

Свойства молекул

Твердое

Сохраняют

Сохраняют

Сильное взаимодействие

Жидкое

Сохраняют

Не сохраняют

Среднее взаимодействие

Газообразное

Не сохраняют

Не сохраняют

Слабое взаимодействие





Приложение 3.

Лист-опросник

Что я узнал нового на уроке?

Что мне было знакомо? Над чем мне необходимо поработать?

Что понравилось мне на уроке?

Как я оцениваю свою работу на уроке?





Приложение 4.





Рефлексия