Минестерство здровоохранения Республики Дагестан
ГБПОУ РД «Буйнакское Медицинское Училище»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Практического занятия по дисциплине:
« Основы психологии»
Тема: « Социальное отношение. Агрессия. Альтруизм»
Для специальности : 31.02.01 «Лечебное дело»
34.02.01 «Сестренское дело»
31.02.02 «Акушерское дело»
1.02.05 «Стоматология ортопедическая»
Составила: Койчакаева А.П.
Преподаватель психологии
Рассмотрено и утверждено
на заседании ЦМК ОСГЭ и ЕН
«____» _________201____г
Председатель ЦМК________ Ш.З
Содержание методической разработки:
«Агрессия. Альтруизм».
I.Методический блок:
1. Технологическая карта
2. Выписка из программа
3. Конкретные цели
4. Интеграционные связи.
5. Формируемые компетенции
6. Методическоя обеспечение занятия
7. Этапы проведения занятия.
II Информационный блок:
8. Лекционный материал «Агрессия.Альтруизм».
9.ЛДС по теме
10. Лекскика по теме
III. Обучающий блок:
11. Практические упражнения по теме
12. Кроссворды
IV. Контролирующий блок:
13. Задания предварительного контроляф
14. Тестовый итоговый контроль
15. Контроль лексики.
Методиский блок
по теме:
«Агрессия. Альтруизм»
Введение
Тема изучаеться в общеобразавательном цикле учебной дисциплине ОП 02 включает в себя психологический анализ конкретных професиональных ситуаций, разыгрывание ролей, деловых игр, тренинговые занятия, подготовка рефератов. Изучения предметащджюбю осуществляеться на лекциях и практических занятиях при самостоятельной работе под руководством преподователя и в результате самостоятельной работы над литературой. Взаимосвязь с дисциплинами социологией , физиологией, философией, психиатрией, психологией , психофизиологией.
Место проведения занятий, оснащение
1.Кабинет № 34 « Психологии»
2. Оснащение занятий : курс лекций по дисциплинне, презентация методическая разработка по теме, дидактиский материал.
Продолжительность изучения темы
Вид занятий: практический
продолжительность данного занятия: 90 мин.
Актуальность темы
Именно социальные отношение являюься тем связующим звеном , которое позволяет в теоретическом исследовании общества воспроизвести последнее как органическую социальную целостность во взаимосвязи основных ее элементов, моментов и сторон.Актуальность выброной темы: «Особенности агрессивного поведения подростка» способнось же преодолеть стрессовые ситуации и формирование самоконтроля над агрессивностью, сдерживанию агрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, идентификации и децентрализации, лежащих в основе способности к пониманию других людей и к сопереживанию им, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности .
Цель занятия: изучить межличностное отношение в структуре общения, взаимосвязьотношение и поведения .Изучить проявления агрессии , факторы, влияющие на нее и научиться управлять ею, и на основе теоретических знаний сформировать элементы компетенций: ОК1.ОК2.ОК3.ОК4.ОК6.ОК7.ОК10.ПК1.1.ПК1.2.ПК2.2.ПК2.3.ПК3.1
Выписка из рабочей программы
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающегося | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел II. | Социальная психология. | 6 | |
Тема №2.3 Тема №2.4 Тема №2.5 | Лекционный материал | 2 | |
Социальное отношение. Агрессия: причинение вреда другим. Альтуризм: помощь другим | | |
Практическое занятие | 2 | 2 |
Основные теории агресии. Факторы, влияющие на агрессию. Становление агрессивного поведения. Превентивные меды и управление агрессией. Теории альтуризма. Кому оказывают помощь. Социализация альтруизма. | | |
| Самастоятельная внеаудиторная работа обучающихся: доклады , презентацию, рекомендации, реферат. | 2 | |
Цель занятия:
а) учебные - создание условий для:
-
изучение учебного материала по данной теме;
-
запоминание лекционного материала;
-
изучить проявления агрессии, факторы, влияющие на нее и научиться управлять ею.
б) развивающие - создание условий для:
-
развития умения обучающихся воспринимать и осмысливать знания полученнные на занятии;
-
проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения пациента и его окружения;
-
точность и быстрота оценки ситуации и правильность принятия решения стандартных и не стандартных ситуациях нести за них ответственность.
в) воспитательные - создание условий для:
-
Формирование добросовестного отношения обучающихся к изучению чувства ответственности за качество выполняемой работы;
-
Уметь формировать эмпатические чувства;
-
Познавать многообразные проявления социальных отношений - задача важна для обществаознания;
-
Формировать альтруистическую мотивацию.
-
Конкретные цели
Учебные
Изучение учебного материала по данной теме;
Запоминание лекционного материала;
Изучить проявления агрессии,факторы,влияющие на нее и научиться управлять ею
Развивающие
Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения пациента и его окружения
Точность и быстрота оценки ситуации и правильность принятия решения стандартных и не стандартных ситуациях нести за них ответственность.
развития умения обучающихся воспринимать и осмысливать знания полученнные на занятии;
Воспитательные
Формирование добросовестного отношения обучающихся к изучению чувства ответственности за качество выполняемой работы .
Уметь формировать эмпатические чувства.
Формировать альтруистическую мотивацию
Познавать многообразные проявления социальных отношений-задача важна для обществаознания.
Внутрипредметные и межпредметные связи:
Внутрипредметные связи:
Межпредметные связи:
-
Психология
-
Социология
-
Философия
-
Педагогика
ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
2.Психология
личности
разделы:
1.Социальная
психология
3.Педагогическая
психология
4.Возрастная
психология
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
1.Психология
2.Социология
3.Философия
4.Педагогика
Ф
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 3
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9
ОК 10
ОК 11
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.5
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.5
ПК 2.7
ПК 3.1
ПК 3.3
ПК 4.7
ормируемые компетенции
Конкретные задачи:
1.Номер и название компетенции | Студент должен знать: | Студент должен уметь: |
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Основные направления и задачи дисциплины, понятия медицинской терминологии и этапы ее развития. | Читать специальную литературу по психологии. |
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. | Использовать информацию в професиональной деятельности. | Уметь использовать законы социальной психологии. |
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Точность и быстрота оценки ситуации, правильность принятия решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность. | Применять превентивные меры. |
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Граммотность и точность нахождения и использования информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личносного развития. | Выявить свои предрассудки и не допускать их влияния в своей професиональной деятельности. |
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Знать какие есть теории агреесии и теории альтруизма. | Уметь работать в команде не допуская агресивное поведениею |
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),за результат выполнения заданий. | Знать структуру агрессивного поведения | Уметь брать на себя ответственость в кризисных ситуациях |
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. | Знать внешние детерминанты агрессии | Уметь управлять детерминантами агрессии |
ОК 10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. | Знать краткую историю развития агрессии альтруизма и его связь с современными науками. | 1.Систематизировать полученные знания. 2. Формировать моральные ценности. 3. Стремится к достижению взаимоуважения и толлерантности |
ОК 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу,человеку. | Знать агресивные поведения. | Быть ответвенным за свои слова поступки и отношении с пациентами и коллегами . |
ПК 1.1 Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения. | Знать основные принципы здорового образа жизни. | Определять тип реакции на болезнь и оказать помощь. |
ПК 1.2 Проводить санитарно – гигиеническое воспитания населения. | Знать определение понятий психогигиена, психопрофилактика и психотерапия. Особенности психических процессов у здорового и больного человека. | Уметь использовать средства общения в психотерапевтических целях. |
ПК 1.5 Проводить диагностику комплексного состояния ребенка | Знать диагностику лечение и профилактику заболеваний | Правильно проводить психологическую реабилитацию с агрессивными людьми. |
ПК 2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. | Последовательность, точность и обоснованность выполнения ухода за пациентами при различных состояниях и заболеваниях. | Применять превентивные меры для достижения наиболее благоприятных отношений между участниками лечебного процесса |
ПК 2.3 Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами. | Соответствие моделей поведения принципам этического кодекса медицинских работников. | Заполнять медицинские документации согласно требованиям медицинских стандартов. |
ПК 2.5 Осуществлять контроль состояния пациента | Психологический уход | Уметь правильна приподнисти информацию о болезни |
ПК 2.7 Организовывать оказание психологической помощи пациенту его окружающим | Знать как достичь альтруизма | Уметь оказать психологическую помощь при стрессовых ситуаций и агрессии |
ПК 3.1 Проводить диагностику неотложных состояний | Расмотреть виды предрассудков | Формировать альтруистическую мотивацию |
ПК3.3Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций. | Технику и последовательность оказания первой медицинско-психологической помощи. | Правильно и точно, не поддаваясь волнению, оказывать психологическую помощь |
ПК 4.7 Организовывать здоровьесберегающую среду | Особенности психических процессов у здорового и больного человека | Уметь проводить беседу с пационтом по улучшению его сомочувствие |
План занятия:
№ П/П | Этапы урока | Время |
1 | Организационный момент: Обоснование темы,цели занятия | 5минут |
2 | Формирование новых занятий и умений | 42минуты |
3 | Закрепление изученного материала | 25минут |
4 | Самостоятельная работа по рабочей тетради | 10минут |
5 | Организация рефлексии | 3минуты |
6 | Подведение итогов | 3минуты |
7 | Домашнее задание | 2минуты |
Обеспечение литература
1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб. для вузов / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 376 с.
2. Битянова, М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. – М.: ЭКСМОПресс, 2004. – 576 с.
3. Крысько, В.Г. Социальная психология: учеб. / В.Г. Крысько. – М.: ВЛАДОС–ПРЕСС, 2002. – 448 с.
4. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 688 с.
5. Платонов, Ю.П. Социальная психология поведения / Ю.П. Платонов. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
6. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Черо, 1996. – 336 с.
7. Рогов, Е.И. Общая психология: курс лекций / Рогов Е.И. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 448 с.
8. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология: учеб. пособие для студ. и асп. психол. фак-тов / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: ЗАО «Питер», 1999. – 416 с.
9. Рудемский, Е.В. Социальная психология: курс лекций / Е.В. Рудемский. – М.: Новосибирск: ИНФА, 1997. – 224 с.
10. Социальная психология: учеб. пособие / под ред. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 543 с.
11. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко. – 5-е изд., перераб. и дополнено. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 672 с.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Элемент занятия | Методическое обеспечение этапов занятия | Время проведения |
Организационный момент | Приветствие, контрольпосещаемости, внешнего вида, проверка подготовленности кабинета, готовности студентов к занятию; оформление темы данного занятия. | 2 минут |
Сообщениетемы и ее актуализация (мотивация) | Сообщение темы занятия, цели плана проведения, значение изучения данной темы для будущей профессиональной деятельности, дальнейшего изучения клинических дисциплин. | 3 минут |
Цель занятия После проведения занятия студент должен: | Знать: ознакомить студентов с общественными отношениями социальными отношениями; сформировать понятия предрассудок, стереотип,дискриминация; рассмотреть виды предрассудков; изучить взаимосвязь отношения и поведения ознакомить с основными теориями агрессии; рассмотреть факторы влияющие на агрессию; ознакомить студентов с теориями альтруизма; расмотреть мотивы проявления альтруизма. Иметь представление: теории агрессивного и аьтруистического поведения. Уметь: Выявить свои предрасрассудки и не допускать их влияния в своей профессиональной деятельности; применять превентивные меры; изучить альтруизм, его теории, ситуационные влияния, личностные влияния. | |
Организация самостоятельной работы студентов по усвоению нового материала Предварительный контроль | Фронтально по вопросам: 1.Что такое агрессия , агрессивность? 2.Каковы проявления агрессии? 3.Какова структура агрессивного проявления? 4.Основные теории агрессии. 5.Укажите внешние детерминанты агрессии. 6.Кто ввел термин «альтруизм»? 7.Теория альтруизма. 8.Мотив проявления альтруизма. 9.Проблемы социализации альтруизма. 10.Гендерные и сходство в ситуации оказания помощи. 11.Факторы, сдерживающие оказание помощи. 12.Эгоизм или альтруизм – что победит? | 10 минут |
Организация самостоятельной работы студентов по усвоениюнового материала. Промежуточный контроль | Выполнение упрожнений в рабочей тетради устно и письменно. Контроль устных упражнений:студенты отвечат лекцию, и на вопросы для актуализации опорных знаний. Письменные упражнения студенты самостоятельное выполнение на оценку заданий по рабочей тетради | 42минут |
Итоговый контроль | Оцениваеться выполнение в рабочей тетради самостоятельная работа. Дать орентир предстоящей работе(электронные фильмы, презентации, рекомендации) | 25минут |
Подведение итогов занятия | Даеться оценка работы группы в целом, и отдельных студентов. Выставляется оценка в журнал. Заключение преподавателя и достижение поставленных целей, ответы на вопросы. | 3минут |
Организация рефлексии студентов. | Обсуждение вопросов, вызываюшх у студентов сомнения. непонимания. Обсуждаются общие впечатления от изученного материала, форм деятельности студентов и преподователя на занятии. | 3минут |
Задание для внеаудиторной самостоятельной работы. | 1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб. для вузов / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 376 с. 2. Битянова, М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. – М.: ЭКСМОПресс, 2004. – 576 с. | 2минут |
Информационный блок
по теме:
Агрессия. Альтруизм.
Лекция№2
Тема : Социальное отношение.
Социальные отношения (общественные отношения) - это различные взаимодействия, регулируемые социальными нормами, между двумя и более людьми, каждый из которых имеет социальную позицию и осуществляет социальную роль. Можно утверждать, что общественные отношения возникают между людьми как частью социальной группы; между группами людей; между отдельными людьми и группами людей.
Общественные отношения складываются во всех сферах общественной жизни.
Из этого выводится следующая их классификация:
1) классовые отношения
2) национальные отношения
3) этнические отношения
4) групповые отношения
5) личностные социальные отношения.
Межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. Развитие межличностных отношений обуславливается полом, возрастом, национальностью и многим другим.
Межличностные отношения включают:
1) восприятие и понимание людьми друг друга
2) межличностная привлекаемость
3) взаимодействие и понимание.
Практически отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как межличностные, так и опосредованных совместной деятельностью, т.е. в конечном счете, стоящих за ними общественных отношений.
Эмоциональное содержание межличностных отношений (иногда его называют валентностью) изменяется в двух противоположных направлениях: от конъюнктивных (позитивных, сближающих) к индифферентным (нейтральным) и дизъюнктивным (негативным, разделяющим) и наоборот. Варианты проявлений интерперсональных отношений огромны. Конъюнктивные чувства проявляются во всех формах позитивных эмоций и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности. Индифферентные чувства предполагают проявление нейтрального отношения к партнеру. Сюда можно отнести безучастность, безразличие, равнодушие и пр.
Дизъюнктивные чувства выражаются в проявлении различных форм негативных эмоций и состояний, что расцениваются партнером как отсутствие готовности к дальнейшему сближению и общению. В отдельных случаях эмоциональное содержание межличностных отношений может быть амбивалентным (противоречивым).
Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия – отклик одной личности на переживания другой. Эмпатия имеет несколько уровней (Н.Н. Обозов). Первый уровень включает когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния). Второй уровень эмпатию предполагает форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т.е. эмоциональную эмпатию. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональное, и главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной. Между этими тремя уровнями эмпатии существуют сложные иерархически организованные взаимосвязи.
Понятие «аттракция» тесно связано с межличностной привлекательностью. Одни исследователи рассматривают аттракцию как процесс и одновременно результат привлекательности другого человека для другого; выделяют в ней уровни (симпатия, дружба, любовь) и связывают ее с перцептивной стороны общения.
Социальные стереотипы и предрассудки.
Стереотипы и предрассудки – это конкретные формы функций и проявления социальных установок. Под стереотипом понимается чрезвычайно устойчивое и ограниченное представление и социальном объекте в своем поведении, своих оценках, отношениях.
Стереотип – это нечто устоявшееся. Также, мыслить стереотипно – это значит во многом обобщать. Кроме того, важно заметить, что стереотип – это понятие более широкое, чем предрассудок.
Предрассудок - стереотипное представление о личности, группе, общности. Как правило спецификой таких социальных стереотипов считается то, что они выражают, формируют и поддерживают циничное, враждебное и/или фобическое отношение к какой-либо группе или общности (расовой, этнической, гендерной). Поэтому предрассудки нередко определяют как разновидность негативных аттитюдов. Синоним предрассудка – предубеждение.
Предрассудок – это негативная установка; дискриминация является негативным поведением. Нередко источником дискриминационного поведения становятся установки, основанные на предрассудках. Предрассудки, стереотипы и дискриминация часто идут рука об руку, но возможно и отдельное проявление каждого из этих явлений.
Виды предрассудков.
Расизм – обоснование и внедрение в сознание людей взглядов, идей о превосходстве той или иной общности людей – этнической, конфессиональной, социокультурной – по биологическим, часто внешним признакам и соответственно, дискриминация других по этим же признакам.
Факторы возникновения расизма:
1) предвзятое отношение к представителям какой-либо расы;
2) проявления дискриминации к отдельным расовым группам;
3) двойственность нашей системы установок (относительно одного и того же предмета у нас могут быть разные явные (осознаваемые) и неявные (автоматические) установки.
4) внедрение в сознание людей взглядов, идей о превосходстве той или иной общности людей – этнической, конфессиональной и др.
Разнообразие людей – это истинное достояние человечества, но к сожалению, в настоящий момент, оно превращается в источник дискриминации. Качественное своеобразие культур становится основанием для объявления их неполноценными, нецивилизованными, примитивными. Особенность таких взглядов - это оправдание бесчеловечности социальной общности, образованной на этнической, религиозной или классовой основе. Обществу необходимо отдавать отчет в том, что расизм как социально-психологическое отношение является центром вражды на расовой, национальной и этноконфессиональной почве, что способствует разъединению общества на основе расовых предрассудков. Сексизм – это идеология, которая утверждает неравное положение и разные права мужчин и женщин. Если управляют мужчины – патриархат, а женщины – матриархат. Сексизм – это вид дискриминации по половому признаку. Не только личные отношения, но и структура нашего общества весьма патриархальна: руководством, высокооплачиваемой и высокоцениваемой работой занимаются в основном мужчины; за ту же работу, что и мужчина, женщина получает меньше, домашним хозяйством занимается как правило, женщина. Сексизм так глубоко укоренен в нашей культуре, в нашем обществе, в нашем сознании, что его просто часто не замечают.
Эйджизм - это дискриминирующее поведение по отношению к определенной группе людей или конкретному человеку на основании его принадлежности к той или иной группе людей или конкретному человеку на основании его принадлежности той или иной возрастной группе. Чаще всего эйджизм проявляется в отношении людей пожилого возраста. Во многом негативное отношение к людям пожилого возраста проистекает из убеждения, что пожилые люди – бесполезный балласт общества.
Тема: Агрессия: причинение вреда другим.
Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни личности и общества. В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение». Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стремлением навредить), а также с негативными установками (например, расовыми предупреждениями) и разрушительными действиями. Агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе. Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность). Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей. Наиболее же привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействия с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве. Агрессивное действие-это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении.
Структура агрессивного поведения.
1- По направленности: агрессия, направленная вовне; Аутоагрессия - направленная на себя.
2 - По цели: интеллектуальная агрессия; Враждебная агрессия.
3 - По методу выражения: физическая агрессия; Вербальная агрессия.
4 - По степени выраженности: прямая агрессия; Косвенная агрессия. 5 - По наличию инициативы: инициативная агрессия.
Оборонительная агрессия.
Теории агрессии. Все существующие ныне теории агрессии, при всем их многообразии, можно подразделить на четыре основные категории, рассматривающие агрессию как: 1) врожденное побуждение или задаток (теории влечения); 2) потребность, активируемая внешними стимулами (фрустрационные теории); 3) познавательные и эмоциональные процессы; 4) актуальное проявление социального.
Первая категория теорий, несмотря на многообразие подходов, исходит из того (и это объединяет эти теории и составляет их центральное звено), что агрессивность рассматривается ее сторонниками как врожденная инстинктивная форма поведения. Иными словами, агрессии я проявляется потому, что она генетически запрограммирована. Следовательно, какие-либо, даже самые положительные, изменения в социальной среде не способны предотвратить ее проявление. Максимум, возможно, ослабить ее. И в этом, несомненно, есть доля истины.
Вторая категория теорий (агрессия как потребность, активируемая внешними стимулами, агрессия как побуждение) как раз наоборот, считает возможным не только ослабление, но полное искоренение агрессии, поскольку саму агрессию относят к проявлениям влияниям и воздействию внешней среды и условий (фрустрации, возбуждающих и аверсивных событий).
Третья группа теорий, в отличии от предыдущих, учитывает такие аспекты человеческого опыта, как когнитивная и эмоциональная деятельность, именно этим она отличается от них. Сторонники этих теорий утверждают возможность управления агрессией, контроля над поведением научением людей представлять себе потенциальные опасности, адекватно оценивать угрожающие ситуации.
Наконец, согласно четвертой группе теорий (теории социального научения), агрессия представляет собой приобретенную в процессе научения модель социального поведения. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также путем пассивного наблюдения агрессивных наблюдений.
Причины, влияющие на возникновение агрессии. На становление агрессивного поведения детей влияют следующие источники:
1. Семья, которая может демонстрировать модель агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. 2. Взаимодействие со сверстниками. 3. Символические примеры агрессивного поведения предлагаемые масс-медиа.
Внешние детерминанты агрессии. 1. Боль. Любое аверсивное событие, будь-то несбывшиеся ожидание, личное оскорбление или физическая боль, может привести к эмоционального взрыву 2. Жара. Наибольшее количество преступлений, связанных с насилием, совершается не только в жаркие дни, но и в жаркое время года, особенно в те года, когда лето бывает особенно жарким. 3. Атакующее поведение. Атакующее поведение другого человека, например сознательное причинение боли или оскорбительное действие, является особо сильным возбудителем агрессии. 4. Теснота. 5. Возбуждение.
Привентивные меры и управление агрессией. Наказание может удерживать от последующих агрессивных действий, если агрессор считает его вполне заслуженным и оно приводится в исполнение сразу после совершение проступка и с соблюдением всех правил. Иногда агрессию можно ослабить с помощью наглядных примеров неагрессивного поведения. На агрессию сильно влияют различные когнитивные факторы. С наибольшей вероятностью агрессия возникает в тех ситуациях, когда агрессор считает злоумышленными и преднамерненными провокациями. Информация о смягчающих обстоятельствах, например о принудительном участии в провокационных действиях, также может ослабить агрессивные реакции. Одним из способов предотвращения агрессии может быть тренинг социальных умений. Многие люди попадают в конфликтные ситуации, потому что у них отсутствуют элементарные навыки обещания, они не знают, как отвечать на провокации.
Тема: Альтруизм: помощь другим .
Термин ввел французский философ Огюст Конт. Это правило нравственной деятельности, признающие обязанностью человека ставить интерес других людей и общее благо выше личных интересов: установка, выражающаяся в готовности приносить жертву ближних и общего блага. Противоположный термин – эгоизм. Альтруизм в западной психологии рассматривается как стремление оказывать помощь. Данный мотив проявляется в сочувствии, в удовлетворении потребностей беспомощного, в стремлении опекать, утешать, защищать, заботиться, успокаивать и исцелять тех, кто в этом нуждается. Альтруизм проявляется по собственному убеждению, без какого бы то ни было давления со стороны, и базируется на нравственных нормах общества, таких, например, как чувство долга, социальная ответственность. У верующих альтруизм основывается на религиозном постулате . Важную роль в проявлении альтруизма играет способность человека к сопереживанию (эмпатии). Важным свойством личности, предрасполагающим к альтруистическому поведению, является предрасположенностью к сопереживанию человеку, нуждающемуся в помощи. Эта тема важна в том плане, что для человека избравшего именно медицинскую специализацию необходимо стремление оказывать помощь и ставить интересы другого человека выше собственных.
Теории альтруизма.
Известны три теории альтруизма. Согласно теории социального обмена, оказание помощи, как и любое другое социальное поведение, мотивируется желанием минимизировать затраты и оптимизировать вознаграждение. Теория социальных норм исходит из того, что оказание помощи связано с существованием в обществе определенных правил. Норма взаимности побуждает нас отвечать добром, а не злом тем, кто пришел нам на помощь. Эволюционная психология исходит их существования двух типов альтруизма: альтруизма, основанного на защите собственного рода, и альтруизма, основанного на взаимном обмене. Однако большинство психологов – эволюционистов полагают, что у генов эгоистичных индивидов больше шансов выжить, чем у генов личностей, склонных к самопожертвованию, и что поэтому общество должно учить альтруизму. Проявление альтруизма связанно с двумя мотивами: морального долга и морального сочувствия. Человек с мотивом морального долга совершает альтруистические поступки ради нравственного удовлетворения, самоуважения, гордости, повышение моральной самооценки, относясь при этом к объекту помощи совершенно по – разному (и даже иногда отрицательно). Помощь носит жертвенный характер («отрывает от себя»). Человек с мотивом морального сочувствия проявляет альтруизм в связи с идентификационноэмпатическим слиянием, отождествлением, сопереживанием, но иногда не доходит до действия. В кризисных ситуациях, в случае крайней необходимости женщины скорее получают помощь, нежели мужчины, тем более в том случае, когда эта помощь исходит от мужчин. Женщины также чаще обращаются за помощью. Мы более всего склоны помогать тем, кто, по нашему мнению, нуждае5тся в помощи и заслуживает ее, а также тем, кто похож на нас. Альтруистические действия связаны с социальными нормами, которые диктуют нам определенное поведение, определенные жизненные обязательства. В связи с этим были выделены нормы, которые мотивируют альтруизм: взаимности, справедливости и социальной ответственности. Исследователи утверждают, что норма взаимности является моральным кодом предлагают, что люди прежде всего окажут помощь, а не навредят тем, кто им помог. Относительно норм справедливости, то ими проверяется благо и недостаток этого благо. Более того, людям свойственно верить в справедливое существование. Поэтому каждый получает то, что заслуживает. Конечно, индивид сочувствует и прибегает к альтруистическим действиям тогда, когда судьба другого кажется ему незаслуженно плохой. Социосистемний подход означает учет благоприятных и сдерживающих факторы, которые ослабляют альтруистические поступки: безответственное поведение жертвы, гипертрофированной понимание внутригрупповой солидарности, внешний вид жертвы и др. Относительно нормы социальной ответственности, тона предполагает, что люди должны оказывать помощь другим безотносительно к получению вознаграждения или какой-либо выгоды. Необходимо также помогать людям, которые зависят от вашей помощи. Эмпирические исследования показали, что при эктремальных условиях готовность придти на помощь наивысшая там, где свидетель опасности один, чем их целая группа. Выделены причины, которые тормозят процесс предоставления помощи: размывание ответственности (когда свидетель один, то он чувствует что именно ему следует вмешаться, а если есть и другие свидетели, то чувство ответственности распределяется на всех); общественная оценка (процесс социального сравнения приводит к ошибочному толкованию ситуации: другие интерпритируют то, что произошло как безопасное событие); боязнь оценки (присутствие других свидетелей вызывает чувство неуверенности, потому что другие станут свидетелями оказания помощи; когда же свидетель уверен в своих силах и компетентности, то присутствие других может служить стимулам для оказания помощи).
Как достичь альтруизма Альтруизм-это стиль поведения человека и качество его характера. Альтруизмом помогают стать воспитание и работа над собой. Отношение к родным. Человек, способный прежде думать об интересах родных, а затем о своих - воспитывает в себе и проявляет альтруизм. Волонтерство, помощь нуждающимся. Работая в качетстве волонтера или иначе помогая людям, попавшим в сложную ситуацию, человек приучается сопереживать и быть альтруистом. Внимательное отношение к людям. Человек, умеющий понять интересы и почувствовать заботы других людей - идет по пути альтруизма.
Глоссарий
Социальные отношения (общественные отношения) - это различные взаимодействия, регулируемые социальными нормами, между двумя и более людьми, каждый из которых имеет социальную позицию и осуществляет социальную роль.
Межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми
Эмпатия – отклик одной личности на переживания другой.
Стереотип – неверное, ложное представление о чем либо (например , об особенностях людей)
Предрассудок – взгляд или мнение , основанные на каком-либо знании , которое является по своей природе неточным или искаженным. В психологии термин озночает предвзятое отношение к кому-либо вследствие его принадлежности к некоторой группе или категории.
Разнообразие людей – это истинное достояние человечества, но к сожалению, в настоящий момент, оно превращается в источник дискриминации.
Дискриминация - это негативное отношение , предвзятость , насилие , несправедливость и лишение определенных прав людей по причине их принадлежности к определенной социальной группе.
Аттракция - механизм восприятия другого человека , возникающий на основе устойчивого положительного чувства , которое способствует формированию привязанности , дружеских чувств , симпатии и любви.
Эйджизм - это дискриминирующее поведение по отношению к определенной группе людей или конкретному человеку на основании его принадлежности к той или иной группе людей или конкретному человеку на основании его принадлежности той или иной возрастной группе.
Сексизм – это идеология, которая утверждает неравное положение и разные права мужчин и женщин.
Расизм – обоснование и внедрение в сознание людей взглядов, идей о превосходстве той или иной общности людей – этнической, конфессиональной, социокультурной – по биологическим, часто внешним признакам и соответственно, дискриминация других по этим же признакам.
Агрессия (от лат. Aggressio – нападение) – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектом нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее уних психологический дискомфорт
Альтруизм (фр. Altruisme от лат. Alter – другой) - нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага.
Обучающий блок по теме :
«Агрессия» «Альтруизм»
№ | Этапы работы | Формируемые компоненты | Способы выполнения | Вопросы для самоконтроля |
1. | Определение целей и задач | ОК 1 , ОК 2 , ОК 3, ОК 4 . | Знакомяться с презентацией | Определяют значимость темы |
2. | Выявление полученных знаний и умений при выполнении домашнего задания. | ОК 6 , ОК 7 , ОК 8 , ОК 10 , ОК 11. | Проверяют упражнениЯ домашнего задания. | 1.Основные теории агрессии? 2.Проблемы социализации альтруизма? |
3. | Выполняют самостоятельную работу | ПК 1.1, ПК 1.2 , ПК 1.5, ПК 2.2 , ПК 2.3, ПК 2.5 . | Выполняют упражнения рабочей тетради. Решение кроссвордов | ЭРО, презентации |
4. | Закрепление изученного материала | ПК 2.7 , ПК 3.1 , ПК 3.3 , ПК 4.7 . | Выполнение итогового тестового контроля | Итоговый контроль – тест - контроль |
Учебная карта самостоятельной работы студентов на занятии
ТЕМА: Социальные отношения.
Тип занятия: Практика
Вопросы для актуализации опорных знаний:
1. Что собой представляют межличностные отношения?
2. Что включает в себя процесс развития межличностных отношений?
3. В чем отличие и сходство общественных и социальных отношений?
4. Классификация общественных отношений.
5. Психологическая характеристика предрассудков.
6. Виды предрассудков.
7. Предрассудки, стереотипы и дискриминация.
8. Влияние предрассудков на межличностные отношения и поведение.
*Упражнение 1.
ВЕРНЫ СЛЕДУЮЩИЕ УТВЕРЖДЕНИЯ:
1. Механизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного познания людей.
4. В отличие от взаимодействий социальные отношения четко разделяются по смыслу и содержанию.
5. Предрассудок – это установка, т.е. определенное сочетание чувств, склонностей к некоторым действиям и убеждениям.
7. Различают следующие виды дискриминирующего поведения: расизм, сексизм, эйджизм.
*Упражнение 2.
ПОСТАВЬТЕ В СООТВЕТСТВИЕ:
1. Межличностные отношения | А. Многообразные связи, возникающие между социальными группами или их членами, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической жизни и деятельности. |
2. Социальные отношения | Б. Это отношения между социальными группами или их членами. |
3. Общественные отношения | В. Это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. |
1. – В.
2. – Б.
3. – А.
*Упражнение 3.
ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ:
*Упражнение 4.
ИЗУЧИВ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ, ОТВЕТЬТЕ ПИСЬМЕННО НА ВОПРОСЫ:
1) Перечислите и охарактеризуйте механизмы, искажающие формирующий образ воспринимаемого:
1. – механизм первичности;
2. – механизм проекции;
3. – механизм стереотипизации;
4. – механизм этноценризма.
2) Межличностные отношения включают:
1. – восприятие и понимание людьми друг друга
2. – межличностная привлекательность
3. – взаимодействие и поведение.
Упражнение 5.
ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ:
Упражнение 6.
ПОСТАВЬТЕ В СООТВЕТСТВИЕ:
А. Предрассудок | 1. Чрезвычайно устойчивое и ограниченное представление о социальном объекте в своем поведении, своих оценках, отношениях. |
Б. Стереотип | 2. Это установка, определенное сочетание чувств, склонностей к некоторым действиям и убеждениям. |
В. Дискриминация | 3. Индивидуальные предвзятые установки и дискриминирующие поведение по отношению к людям определенной расы. |
Г. Расовые предрассудки | 4.Преднамеренное ущемление прав, интересов отдельных лиц, социальных групп, организаций, государств по сравнению с другими. |
А. – 2.
Б. – 1.
В. – 4.
Г. – 3.
Упражнение 7.
ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ:
Домашнее задание.
1. Повторить лекционный материал.
2. Приготовить рефераты по теме: «Уровни эмпатии», «Предрассудки и их роль в нашей жизни».
ТЕМА: Агрессия: причинение вреда другим.
Вопросы для фронтального опроса:
1. Что такое агрессия, агрессивность?
2. Каковы проявления агрессии?
3. Какова структура агрессивного проявления?
4. Категории агрессии по Бассу.
5. Основные теории агрессии.
6. Что влияет на становление агрессивного поведения детей?
7. Укажите внешние детерминанты агрессии.
8. Превентивные меры и управление агрессией.
*Упражнение 1.
ПОСТАВЬТЕ В СООТВЕТСТВИЕ:
Структура агрессивного проявления.
А. По направленности | 1. Прямая и косвенная агрессия |
Б. По цели | 2. Физическая и вербальная агрессия. |
В. По методу выражения | 3. Интеллектуальная и враждебная агрессия. |
Г. По степени выраженности | 4. Агрессия, направленная вовне и аутоагрессия. |
Д. По наличию инициативы | 5. Инициативная и оборонительная агрессия. |
А. – 4.
Б. – 3.
В. – 2.
Г. – 1.
Д. – 5.
Упражнение 2.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ:
1. В переводе с латинского «агрессия» означает нападение .
2. Агрессия может быть позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию.
3. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.
4. Насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) является самым серьезным проявлением и нежелательным следствием агрессивного поведения.
5. По методу выражения различают физическую и вербальную агрессию.
6. Агрессия как инстинктивное поведение - это психоаналитический подход.
7. Берковиц утверждает, что фрустрация – один из множества различных стимулов, которые способны лишь спровоцировать агрессивные реакции, но не приводят к агрессивному поведению напрямую.
8. Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна .
9. В жаркую погоду повышается вероятность совершения преступлений, связанных с насилием.
10. Теснота – субъективное ощущение нехватки пространства – также является стрессовым фактором.
11. Наказание может удерживать от последующих агрессивных действий, если агрессор считает его вполне заслуженным и оно приводится в исполнение сразу после совершения проступка.
12. Одним из способов предотвращения агрессии может быть тренинг социальных умений.
*Упражнение 3.
ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ:
*Упражнение 4.
ИЗУЧИВ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ, ОТВЕТЬТЕ ПИСЬМЕННО НА ВОПРОСЫ:
1) Что влияет на становление агрессивного поведения детей?
1 – семья, которая может демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление;
2 – взаимодействие со сверстниками;
3 – символические примеры агрессивного поведения предлагаемые масс-медиа.
2) Перечислите факторы, играющие решающую роль в агрессивном поведении:
1 – социально-психологические ;
2 – личностно-психологические;
3 – биолого-психологические.
Упражнение 5.
РАЗДЕЛЕНИЕ ТЕОРИЙ АГРЕССИЙ НА ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИИ:
Упражнение 6.
ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ:
Домашнее задание.
1. Повторить материал лекции.
2. Приготовить реферат на тему: «Связь насилия в семье с агрессивностью ребенка».
3. Составить кроссворд по теме.
ТЕМА: Альтруизм : помощь другим.
Тип занятия: Практика
Вопросы для актуализации опорных знаний:
1. Кто ввел термин «альтруизм»?
2. Что такое альтруизм?
3. Теории альтруизма.
4. Мотивы проявления альтруизма.
5. Проблемы социализации альтруизма.
6. Гендер и сходство в ситуации оказания помощи.
7. Факторы, сдерживающие оказание помощи.
8. Эгоизм или альтруизм – что победит?
*Упражнение 1.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ:
1. Альтруизм рассматривается в западной психологии как стремление оказывать помощь.
2. Важную роль в проявлении альтруизма играет способность человека к сопереживанию .
3. Теория социальных норм исходит из того, что оказание помощи связано с существованием в обществе определенных правил.
4. Эволюционная психология исходит из существования двух типов альтруизма: альтруизма, основанного на защите собственного рода, и альтруизма, основанного на взаимном обмене.
5. Человек с мотивом морального долга совершает альтруистические поступки ради нравственного удовлетворения, самоуважения, гордости, повышения моральной самооценки.
6. Стандарты и стереотипы социотипического поведения передаются ребенку в процессе социализации .
7. Женщины не только получают больше предложений о помощи в определенных ситуациях, но они также чаще обращаются за нею.
8. Люди чаще помогают тем, кто выглядел так же, как они .
9. Моральная эксклюзия – восприятие определенных лиц или групп как находящихся вне области, на которую распространяются законы морали и нравственности.
*Упражнение 2.
ПОСТАВЬТЕ В СООТВЕТСТВИЕ:
А. Теория социального обмена | 1. Существует два типа альтруизма: альтруизма, основанного на защите собственного рода, и альтруизма, основанного на взаимном обмене. |
Б. Теория социальных норм | 2. Это социальное поведение мотивируемое желанием минимизировать затраты и оптимизировать вознаграждение. |
В.Эволюционная психология | 3. Норма взаимности побуждает нас отвечать добром тем, кто пришел на помощь. |
А. – 2.
Б. – 3.
В. – 1.
*Упражнение 3.
ИЗУЧИВ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ, ОТВЕТЬТЕ ПИСЬМЕННО НА ВОПРОС:
1) Ради чего совершает альтруистические поступки человек с мотивом морального долга?
- Ради нравственного удовлетворения, самоуважения, гордости, повышения моральной самооценки.
2) А ради чего человек с мотивом морального сочувствия?
- В связи с отождествлением, сопереживанием, но иногда не доходит до действия.
Упражнение 4.
ИЗУЧИВ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ, ВЫПИШИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ АЛЬТРУИЗМА:
1 – Доминирующая в обществе система социокультурных ценностей, которая может быть ориентировании либо на индивидуализм, либо на коллективизм;
2 – Степенью сложности социально-экономической системы;
3 – Преобладающей структурой семей, которые могут быть нуклеарными, включающими родителей и детей, и большими, состоящими из нескольких поколений;
4 – Социально-экономическим положением родителей;
5 – Этнической принадлежностью родителей.
Упражнение 5.
ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ:
Домашнее задание.
1. Изучить конспект лекции.
2. Приготовить реферат на тему: «Альтруизм в работе медсестры».
Критерии оценки:
«Отлично» - все задания выполнены в полном объеме, своевременно, без ошибок.
«Хорошо» - все задания выполнены в полном объеме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточности; выполнены задания только со знаком - , своевременно и без ошибок.
«Удовлетворительно»- выполнены задания только со знаком -своевременно, при выполнении заданий допущены неточности.
«Неудовлетворительно»- задания выполнены с грубыми ошибками, несвоевременно и не выполнены задания со знаком *.
Оценка------- Дата--------- Подпись----------
Тема: Социальное отношение. Агрессия. Альтруизм.
Урок №2
Тема: Социальное отношение. Агрессия. Альтруизм.
Урок №2
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | 1 | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | а | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | л | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | ь | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | т | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | р | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | у | | | | | | | | |
| 2 | | | | | | | | | | | и | | | | | | | | |
| в | | | | | | | | 3 | | | з | | | | | | | | |
| о | | | | | 4 | р | а | с | и | з | м | | | | | | | | |
| л | | | | | | | | т | | | | | | | | | | | |
5 | о | т | н | о | ш | е | н | и | е | | | | | | | | | | | |
| н | | | | | | | | р | | | | | | | | | | | |
| т | | | | 6 | а | г | р | е | с | с | и | я | | | | | | | |
| е | | | | | | | | о | | | | | | | | | 7 | | |
| р | | | | | | | | т | | | | | | | | | э | | |
| с | | | | | | | | и | | | | | 9 | | | | й | | |
| т | | | | | | | 8 | п | р | е | д | р | а | с | с | у | д | о | к |
| в | | | | | | | | | | | | | т | | | | ж | | |
| о | | | | | | | | | | | | | т | | | | и | | |
| | | | | | | | | | | | | | р | | | | з | | |
| | | | | | | | | | | | | | а | | | | м | | |
| | | | | | | | | | | | | | к | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | ц | | | | | | |
| | | | | | | | | 10 | с | е | к | с | и | з | м | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | я | | | | | | |
Тема: Социальное отношение. Агрессия. Альтруизм.
Урок №2
По горизонтали:
4) расизм
5) отношение
6) агрессия
8) предрассудок
10) сексизм
По вертикали:
1) альтруизм
2) волонтерство
3) стереотип
7) эйджизм
9) аттракция
Тема: Социальное отношение. Агрессия. Альтруизм.
Урок №2
По горизонтали:
4. Обоснование и внедрение в сознание людей взглядов, идей о превосходстве той или иной общности людей.
5. Различные взаимодействия, регулируемые социальными норами.
6. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями и с негативными мотивами.
8. Негативная установка, дискриминация является негативным поведением.
10. Вид дискриминации по половому признаку.
По вертикали:
1. Стиль поведения человека и качество его характера.
2. Помощь нуждающимся.
3. Чрезвычайно устойчивое и ограниченное представление о социальном объекте в своем поведении, своих оценках отношения.
7. Дискриминирующее поведение по отношению к определенной группе людей.
9. Тесно связано с межличностной привлекательностью.
Контролирующий Блок
по теме:
«Агрессия» «Альтруизм»
Тестовые задания по теме:
«Социальное отношение». Агрессия». Альтруизм».
Урок № 2
1.Объективно проживаемые, в родной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми.
а) межличностное отношение.
б) социальное отношение.
в) групповое отношение.
2.Обоснование и внедрение в сознание людей взглядов, идей о
Превосходстве той или иной общности людей.
а) сексизм
б) эйджизм
в) расизм
3. Определенное сочетание чувств, склонностей к некоторым действиям и убеждениям.
а) стереотипы
б) предрассудок
в) личностное отношение
4.Структура агрессивного поведения.
а) направленности
б) цели
в) метод выраженности
г) наличию инициативы.
Д) все выше перечисленное.
5. Различные взаимодействия, регулируемые социальными нормами, между двумя или более людьми, каждый из которых имеет социальную позицию.
а) личностное отношение
б) групповое отношение
в) социальное отношение
6. Факторы возникновения расизма.
а) предвзятое отношение к представителям какой-либо расы.
б) проявление дискриминации к отдельным расовым группам.
в) двойственность нашей системы установок
г) все ответы верны.
7. Виды дискриминации.
а) расизм
б) сексизм
в) эйджизм
8. Межличностные отношения включают:
а) восприятие и понимание людьми друг друга
б) межличностная привлекательность.
в) взаимодействия и поведения.
9. Компоненты межличностных отношений.
а) когнетивный
б) эмоциональный
в) поведенческий
г) все ответы верны
10. Процесс развития межличностных отношений.
а) межперсональные отношения
б) механизм регулирования
в) условия развития отношений
г) все ответы верны
11. Чрезвычайно устойчивое и ограниченное представление о социальном объекте в своем поведении, своих оценках отношениях.
а) предрассудок
б) стереотип
в) дискриминация
12. Внешние детерминанты агрессии.
а) жара, боль, теснота
б) возбуждение
в) атакующее поведение
г) все ответы верны
13. Термин «альтруизм» ввел
а) К.Д.Ушинский
б) Дж. Морено
в) Отюст Конт
14. Альтруизм-это
а) выделение какого-либо психологического свойства
б) черта характера человека, побуждающая оказывать людям бескорыстную помощь
в) директивность
15. Агрессия-это (исключите неверный ответ)
а) поведение человека по отношению к другим людям
б) приобретенный социальный подвиг
в) враждебность
г) стремление причинить ему неприятность
16. Агрессия бывает:
а) позитивное
б) негативное
в) эмоциональное
17. Проявление агрессивности, как ситуативной реакции
а) агрессивное действие
б) аутоагрессия
в) альтруизм
18. Факторы, играющие решающую роль в агрессивном поведении
а) социально-психологические
б) личностно-психологические
в) биолого-психологические
г) все ответы верны
19. Что влияет на становление агрессивного поведения детей
а) семья, которая может демонстрировать модели агрессивного поведения
б) взаимодействие со сверстниками
в) символические примеры агрессивного поведения
г) все ответы верны.
20. Альтруизм помогают стать:
а) воспитание
б) работа над собой
в) внимательное отношение
Эталон ответов.
Тема: Социальное отношение. Агрессия. Альтруизм.
Урок№2
1. а
2. в
3. б
4. д
5. в
6. а,б,г
7. а,б,в
8. а,б,в
9. а,б
10. г
11. б
12. г
13. в
14. б
15. б
16. а,б
17. а
18. г
19. г
20. а,б,в
Советы по доброте
1. Будьте благодарны за то, что вы имеете!
Люди привыкли принимать себя, свою жизнь и людей вокруг,
как само собой разумеющееся. Найдите пару минут в день,
чтобы подумать над тем, что вы имеете и кому
или чему вы должны быть благодарны за это!
2. Выражайте благодарность!
Не держите благодарность в себе. Не ленитесь сказать: “Спасибо!”.
Ваш друг дал вам зонтик в дождливый день? Поблагодарите его за это.
Пусть он знает, что вы цените его отношение. Даже самые, на первый взгляд,
незначительные слова благодарности могут сделать день другого человека
немного лучше!
3. Перестаньте судить!
Всем знакомо выражение: “Не судите и не судимы будете”.
Вам нравится, когда вас осуждают? Нет?
Тогда не осуждайте других и все будут в выигрыше.
4. Будьте полегче с критикой.
Конструктивные замечания порой необходимы,
но во всем нужно знать меру. Если целью вашей критики
является унизить человека, а не указать ему на его промахи,
то это уже не критика, а пустое критиканство!
5. Относитесь с пониманием!
У каждого человека есть свое мнение, свой взгляд на мир.
Но это вовсе не мешает вам выслушать чужую точку зрения
и попытаться понять ее. Это не только поможет вам
избежать многих конфликтов, но и расширит ваши познания.
Лишь ограниченные и упрямые люди бояться
услышать мнение, отличающееся от их собственного!
6. Делайте комплименты!
Вместо того, чтобы сосредотачивать свое внимание
на тех мелочах, которые вас раздражают в людях,
сосредоточьте его на том, что вам в них нравится.
Это может быть, что угодно: улыбка, прическа, голос,
новые туфли… Как только вы найдете какую-то черту,
приятную вам, сообщите об этом ее хозяину.
Комплименты творят чудеса. Они могут улучшить настроение человека на целый день!
7. Делайте маленькие добрые дела!
Пропустите пешехода, если вы за рулем или придержите
дверь перед человеком идущим сзади вас. Лучший способ –
поднять себе настроение –
это сделать приятное другому человеку!
8. Избегайте конфликтов!
Это не значит, что вы должны превратиться в соглашающуюся
всегда и со всеми рохлю.
Просто постарайтесь не тратить ваше время и энергию
на напрасные конфликты, которые ни к чему не ведут.
Смиритесь с тем, что на свете есть люди, которых вы
никогда не поймете и которые никогда не поймут вас.
Примите это и ваша жизнь станет значительно легче!
9. Будьте добры к себе!
Доброта – это целое и неделимое понятие.
То как вы относитесь к другим
влияет на то, как вы относитесь к себе и наоборот.
Если вы будете добры сами к себе, вы будете добрее и к окружающим!
Рекомендации родителям агрессивного ребёнка.
«Агрессивность- это отчаяние ребёнка, который ищет признания и любви.»-Г.Эберлейн
Причины возникновения агрессивности:
1.Отвержение (неприятие ребёнка). Ребёнок чувствует себя покинутым, незащищённым и поэтому не принимает родительского убеждения, не имеет положительного примера, как себя вести.
2.Сверхтребовательность (чрезмерная критика, наказание за малейшие провинности) – приводит к озлобенности, стремлению делать «исподтишка», формирует чувство неполноценности и ожидание неудач. Агрессия становится способом самоутверждения.
3.Гиперопека (сверхзаботливое отношение) – ребёнок лишается самостоятельности, инфантилен, не может противостоять стрессам, не может постоять за себя, может стать жертвой агрессии и вымещает агрессию на предметах (рвёт книги, ломает вещи, пишет на стенах или мебели).
Что же делать?
Некоторые принципы общения.
1. Работу по коррекции агрессивного поведения детей следует начинать с Вами, родители. Помните, что ребёнок не может измениться к лучшему, если не произойдут необходимые изменения в семье.
2. Пусть ребёнок в каждый момент чувствует, что Вы его любите, цените и принимаете, что он Вам нужен. Не стесняйтесь его лишний раз приласкать и пожалеть.
3. Показывайте личный пример эффективного поведения, не допускайте вспышек гнева и нелестных высказываний о других людях.
4. Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения, можно надеяться на улучшение.
5. Формируйте способность к сопереживанию и сочувствию.
6. Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить её на другие объекты (например, поколотить подушку).
7. Не подавляйте попытки «самоутверждения» ребёнка, отнеситесь с пониманием, старайтесь спокойно договориться.
Рекомендации учителю по работе с агрессивным ребёнком
1. Включить в социально одобряемую деятельность - трудовую, спортивную, художественную, организаторскую и т.д.
2. В работе с учащимися целесообразно опираться на их энергичность, упорство в достижении цели, стремление к первенству.
3. Для подростков важно изменить обстановку и стереотипные формы реагирования на неё. Подчёркнутое уважение к их интересам, включение в организаторскую деятельность, где научатся командовать и подчиняться.
4. Подростков вовлекать в поисковые работы, пробуждающие интерес к самоутверждению, проявлению своего «Я».
5. Привлекать к повседневному постоянному труду по самообслуживанию.
6. Использовать занимательные формы деятельности, «секретную» работу, элементы игры .
7. Работать в группах со сменным составом участников, со сменой ролей.
8. Использовать поощрения – материальные и моральные – с целью формирования нравственной зрелости и положительного отношения к делу, себе, другим людям. Системам жетонного поощрения за строго оговоренное поведение, с правом на привилегии. Наказаниями можно многое разрушить, но ничего не создать, подкрепление изменяет поведение ребёнка.
9. Обучать приемлемым способам выражения гнева, умению владеть собой.
10. Использовать метод неприятных последствий (что будет, если ты и дальше будешь так агрессивен).
11. Вместо конкуренции развивать навыки сотрудничества, готовность идти друг другу навстречу, умение просить помощи и помогать другим, быть терпимым к недостаткам других, считаться с интересами других.
12. Обучать сдерживанию агрессии, самоконтролю, снятию мышечного напряжения.
13. Выявлять конфликтогены (слова, поступки, жесты, интонации), которые пробуждают агрессию у ребёнка, тренировать изменения его поведения в трудных ситуациях.
Помощь при агрессивном поведении человека
Агрессивное поведние-один из непроизвольных способов, которым наш организм пытается снизить высокое внутреннее напряжение. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время и мешать самому пострадавшему и окружающим, особенно близким.
Основными признаками агрессии является:
-раздражение, недовольство, гнев
-нанесение ударов руками или какими-либо предметами;
-словесное оскорбление и брань;
-мышечное напряжение;
-повышение кровяного давления;
Первая психологическая помощь, если ваш близкий агрессирует. Советы психолога.
1. Сведите к минимуму количество окружающих (пожилые родственники и особенно дети).
2. Дайте агрессивному человеку возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку).
3. Поручите ему работу, связанную с высокой физической нагрузкой, если это возможно в данной ситуации.
4. Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.
5. Агрессия может быть погашена страхом наказания:
а) если у вас нет цели получить выгоду от того, что ваш близкий человек агрессирует;
б) если вы даете строгое наказание и готовы его осуществить.
6. Если не оказать первую психологическую помощь разъяренному человеку, это может привести к опасным последствиям:из-за снижения контроля за своими действиями человеку будет совершать необдуманные поступки, может нанести увечья себе и другим.
Рекомендации при стрессе
В наши дни, утверждают психологи, стресс стал одной из главных причин смертности населения в цивилизованных странах. Ведь значительные физические и психологические нагрузки приводят к нарушению функционирования нашего организма. Такие «болезни времени», как инфаркт, гипертония, инсульт, язвенная болезнь и другие возникают в результате послестрессовых нарушений в нервной системе. Какие меры предпринять и, что делать для преодоления стресса?
Длительный стресс негативно влияет на организм. Повышенная концентрация так называемых «гормонов стресса» негативно влияет на работу сердца, кровеносные сосуды и вызывает развитие артериальной гипертензии, увеличивается уровень холестерина и глюкозы в крови.
Общеизвестные методы борьбы со стрессом — алкоголь и курение, а также неправильное питание имеют негативные последствия для здоровья и ухудшают сопротивление организма неблагоприятным факторам окружающей среды.
Рекомендации для преодоления стресса
1. Прежде, перечислите вещи, вызывающие у вас стресс. Это поможет избегать провокационных ситуаций. Старайтесь расслабляться и формируйте психологическую установку на спокойствие.
2. Регулярное выполнение физических упражнений и занятия спортом уравновешивают нервную деятельность (дозированная ходьба, оздоровительный бег, плавание, велоспорт).
3. Найдите время для занятий, которые доставляют вам удовольствие: общение с друзьями, прогулки на свежем воздухе, отдых на природе.
4. Планируйте короткие программы релаксации по любым методикам: аутотренинг, медитация, дыхательная гимнастика, физические упражнения.
5. Не пытайтесь делать много дел одновременно. Запланируйте свой день и выполняйте намеченные задачи в зависимости от их важн6. Вам поможет здоровое питание.
7. Если в результате стресса вы начали курить и увеличили употребление алкоголя, знайте — это лишь временное решение проблемы, а вред здоровью достаточно велик.
8. Используйте средства ароматерапии (мята, розмарин, сосна) и фототерапии (валериана, пустырник, боярышник, мята, мелисса, зверобой). Они действуют успокаивающе и нормализуют сон. Лечебный эффект имеют теплые ванны (+34-37°С) с хвойным экстрактом и морской солью.
Стрессовые ситуации могут привести к значительным нервным расстройствам и депрессиям. Поэтому психологи советуют к жизни подходить философски, с чувством юмора: 9. Изменяйте то, что можно изменить, и принимайте как судьбу то, что пока недоступно. Зачем нервничать, если это невозможно изменить?
10. Если вам надоела ложь по телевизору, попытайтесь не включать его несколько вечеров, лучше почитайте. Все равно завтра утром коллеги расскажут вам все последние новости.
11. Живите сегодняшним днем и от души радуйтесь этому.
12. Избегайте неприятных людей. Никогда не раздражайтесь от общения с людьми, какими бы они ни были. Принимайте людей такими, какие они есть. Если приходится общаться с невыносимым человеком, радуйтесь, что вы не такой. Берегите нервы и улыбайтесь — победа все равно останется за вами.
13. Больше общайтесь с интересными людьми! Не замыкайтесь в себе, чаще разговаривайте с оригинальными и успешными людьми. Посоветуйтесь с ними, спросите, как они решают те или иные вопросы.
14. А вот известный психолог Луиза Хей убеждена, что стресс, порожденный страхом. Она утверждает: «Стресс — это отсутствие гармонии внутри вас и мира с самим собой, душевное неравновесие. Невозможно быть в состоянии покоя и стресса одновременно. Находясь в состоянии покоя, вы делаете все последовательно. Обстоятельства не берут над вами верх. Если вы находитесь в состоянии стресса — помогите себе освободиться от страха. По жизни нужно идти вперед с чувством уверенности в личной безопасности. Не думайте, что стресс — это крах всех надежд. И не используйте это слово в таком значении. Ничто не имеет достаточной силы, чтобы победить вас».
Выполняйте все вышеперечисленные рекомендации для преодоления стресса
Занятие с элементами тренинга «Справимся с агрессией вместе»
Алена Глушакова
Занятие с элементами тренинга «Справимся с агрессией вместе»
«Справимся с агрессией вместе».
Глушакова А. В.
Тема: агрессия, агрессивное состояние, агрессивное поведение.
Цель: создание психологических условий, позволяющих обучающимся успешно снять агрессивное напряжение.
Задачи:
1. Определить понятия «агрессия», «агрессивное состояние», «агрессивное действие».
2. Выяснить, каким образом можно безопасно выразить свои негативные эмоции, агрессию.
3. Осуществить на основе психологических упражнений снятие агрессивного напряжения.
Оборудование: музыкальное сопровождение, 4 красных жетона, 4 зеленых жетона, воздушные шарики, нитки, надписи «Опасно», «Безопасно», таблички со способами выражения агрессии, карточки «Незаконченные предложения», 8 листов А4, 8 ручек
Примечание: перед занятием участники делятся на 2 группы.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия.
Прежде, чем начать работу, давайте поприветствуем друг друга.
«Здравствуй».
Приветствуем соседа, хлопая поочередно друг друга по ладошкам, называя по имени.
2. Основная часть (слово ведущего).
Сегодня нам предстоит поговорить о том, почему иногда наши настроение и поведение меняются, становятся плохими и неуправляемыми. Почему с нами случаются перемены и как этого избежать. Вы готовы? Тогда приступим.
Согласитесь, иногда, когда у нас плохое настроение, мы начинаем понимать, что нас начинает все раздражать. (Например: «Какой огромный рассказ нужно прочитать!», «Как громко разговаривает сосед по парте!», «Почему дежурные так медленно накрывают порции на завтрак?», «Я хочу идти гулять без шапки, а мне не разрешают, почему?»)
Скажите, пожалуйста, что происходит с человеком, когда его начинает все раздражать? (ответы, обобщение). Человек начинает сердиться, злиться. Что происходит с его лицом? (ответы, обобщение). Лицо краснеет, мышцы напряжены, рот искривлен, брови нахмурены, зубы стиснуты. Иногда у человека даже сжаты кулаки. (показываю иллюстрации). Что происходит у человека внутри? Какие эмоции его переполняют? (ответы) В это время человек хочет причинить вред другому. Объясняется это просто: человек думает - мне плохо, пусть и другим будет плохо. Как мы можем назвать такое поведение? (ответы). Такое поведение называется агрессивным. Как вы думаете, что такое агрессия?
Агрессия - это поведение человека, направленное на причинение вреда другим, вследствие переполнения его негативными эмоциями.
Давайте подумаем, чем отличаются друг от друга агрессивное состояние и агрессивное действие?
Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т. п. Это то, что человек чувствует, но держится, скрывает, прячет свои чувства от других.
Агрессивное действие выражается в непосредственном агрессивном причинении вреда другому человеку: оскорблениях, драках. Понятна разница?
Упражнение «Рассерженные шарики».
Я попрошу вас надуть воздушные шарики и завязать их.
Представьте, что надутый шарик – это тело человека, а находящийся в нём воздух – чувства раздражения и гнева.
Скажите, может ли сейчас воздух входить и выходить из него? (нет)
Что может случиться, когда чувство гнева и раздражения переполнят человека? (ответы) Человек не выдержит и «взорвется», лопнет, как шарик. (лопаем шарики)Что получилось с негативными эмоциями и чувствами? Они вырвались, выплеснулись на окружающих людей. Если шарик – это человек, то взрывающийся шарик означает какой-нибудь агрессивный поступок, например драку.
Давайте надуем ещё один шарик, но завязывать его не будем. Держите шарик крепко в руке и не давайте воздуху выходить наружу.
Вы помните, что шарик - это человек, а воздух внутри него - чувства раздражения и гнева.
А теперь выпустите из шарика немного воздуха и снова крепко его зажмите.
Вы заметили, что шарик уменьшился? (да)
Взорвался ли шарик, когда вы выпустили из него воздух? (нет)
Остался ли шарик целым? Напугал ли он кого-нибудь? (не напугал)
Ребята, когда мы выражаем гнев, контролируя его, то он никому не причинит вреда. А что значит «контролируем»? (ответы) Это значит, что мы выбираем безопасный способ выражения агрессии. Но есть и опасные способы, такие, которые причиняют другим людям вред.
Сейчас нам предстоит в этом разобраться. (работа в группах)
Задание «Опасно или безопасно?»
Наша доска разделена на 2 части. На 1-й половине доски вы видите надпись «ОПАСНО», и на эту половину доски вы будете прикреплять выбранные вами таблички с опасными способами выражения агрессии. Это те действия, которые выполнять опасно, которые не смогут снять с человека накопившуюся в нём агрессию. (Задание для первой группы).
А на 2-й половине доски вы видите надпись «БЕЗОПАСНО». Сюда вы будете прикреплять таблички, где написаны разные действия, которые можно выполнять, чтобы снять агрессивное состояние, чтобы чувство гнева уменьшилось. (Задание для второй группы).
А теперь берите со стола таблички, читайте их, выбирайте нужные и прикрепляйте на доску с соответствующей стороны.
Опасно Безопасно
Обижаться Петь
Оскорблять Рисовать
Жаловаться Успокоиться
Обвинять Заниматься спортом
Драться Трудиться
Злиться Смеяться
Использовать вредные привычки Помечтать
Грубить Танцевать
Сердиться Почитать
Спорить Топать ногами
Лениться Посоветоваться
Нервничать Послушать музыку
Ругаться Играть
Не прислушиваться к совету старших Поговорить
(Проверка выполненного задания каждой группы. Доказательство правильности выбора).
Давайте сделаем вывод: повторим еще раз, как можно снять агрессивное напряжение (ответы, обобщение).
Чтобы немножко отвлечься от нашей работы и расслабится, предлагаю отправиться в путешествие на облаке. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза.
Минутка релаксации «Путешествие на облаке» (с музыкальным сопровождением)
Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, голова удобно расположились на этой большой облачной подушке.
Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?
Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.
Постарайся мысленно «увидеть» это место как можно более точно. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное (Пауза 30 секунд)
Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад. На твое место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.
Удалось представить путешествие на облаке? Смогли ли вы расслабиться?
А теперь давайте поговорим о том, что иногда нас очень сильно беспокоит. Я буду зачитывать вам начала различных предложений. Вам необходимо закончить эти предложения своей мыслью. (Высказывания идут по кругу, участники во время своего высказывания держат в руках предмет, например, игрушку или мячик, затем передают его следующему участнику)
Упражнение «Незаконченные предложения».
Я не могу слышать, когда…
Я терпеть не могу, когда…
Когда я злюсь…
Меня просто раздражает, когда…
Я не хочу говорить, когда…
Когда меня не слушают, я…
У меня портится настроение, когда…
Теперь, после того, как каждый высказался, поделился своими мыслями, я предлагаю попробовать избавиться от неприятных чувств, эмоций.
Упражнение «Листок гнева».
У каждого из вас есть листок. На этом листе нужно написать слова, которые когда-либо заставляли вас злиться, нервничать, кричать, может, даже плакать. Вспомните обидные слова, которые вы слышали в свой адрес. Не бойтесь, то, что написано на вашем листке, никто, кроме вас, не увидит.
(в течение 1-2 минут участники пишут слова)
Теперь, когда все готово, предлагаю сильно-сильно зачеркнуть, закрасить ручкой эти слова. Можете закрасить весь листок. Теперь скомкайте свой лист, вложите все негативные эмоции в этот бумажный комок. Можете, бросить комок на пол и потопаться на нем, можете разорвать его на мелкие кусочки. Сейчас все, что осталось от вашего листка, необходимо выкинуть.
Какие чувства вы испытывали, когда писали обидные слова? Когда избавлялись от негативных эмоций? Произошли какие-то изменения в вашем настроении? (вывод)
Послушайте советы, которые помогут избавиться от агрессивного состояния:
-возьми себя в руки
-успокойся
-заведи дневник и записывай на бумагу все, что тебя беспокоит
-послушай любимую музыку
-если возможно, останься наедине с собой
-попроси совет
-поговори с друзьями
-вспомни что-нибудь приятное, хорошее, что заставляет тебя улыбаться.
Чтобы хорошее настроение не покидало нас весь день, нужно стараться не отпускать его от себя. Как это можно сделать? (ответы) Просто нужно чаще улыбаться, смеяться и радоваться, дарить хорошее настроение своим друзьям. Это мы и попытаемся сейчас сделать.
Упражнение «Метафора».
Вам нужно сравнить своего соседа по кругу с кем-то или чем-то очень хорошим. Например, Коля, я хочу сравнить тебя с солнцем, потому что, когда ты улыбаешься, ты сияешь так же, как солнце.
Сейчас мы услышали хорошие слова в свой адрес. Они помогут нам сохранить хорошее настроение и положительные эмоции. Как вы думаете, а как еще мы можем сохранить хорошее настроение, зарядиться хорошими мыслями и положительными эмоциями? (ответы) Наверное, мы сможем это сделать, если не только кто-то нас похвалит, но и мы сами похвалим себя.
Упражнение «Я-подарок!»
Сейчас нам нужно представить, что мы находимся в магазине подарков. Но мы не покупатели, мы подарки. Нам нужно, чтоб нас скорей купили и подарили. Но как это сделать? Нужно сказать о себе что-то очень хорошее, что-то, что могло бы отличить от других. Например, я хороший подарок, потому что я верный и преданный друг, я никогда не обижаюсь на своих друзей и не огорчаю их и т. д.
Что вам нравится больше, когда вам говорят хорошие слова или когда вы сами себя хвалите? Почему?
Давайте вернемся в начало нашего занятия и вспомним, о чем мы говорили.
-Что такое агрессия, агрессивное состояние, действие;
-Способы выражения агрессии (опасные, безопасные);
Надеюсь, что это занятие оказалось для вас полезным, вы открыли для себя что-то новое.
3. Ритуал прощания.
Давайте поблагодарим друг друга за работу на занятии, за успешное сотрудничество и общение. Делать это будем следующим образом: своему соседу справа скажем: «Спасибо, я была рада общению и работе с тобой».
Спасибо за работу!
Публикации по теме: