«Агрессия – не проявление силы, а…»
Класс: 8
Цель:
Формирование установки на толерантное отношение к окружающим.
Профилактика буллинга, жестокого обращения, суицида.
Задачи:
• Предоставить подросткам объективную информацию о проблемах буллинга; сформировать представления о негативном влиянии агрессивного поведения на сферы жизни человека (здоровье, учебу, работу, личную жизнь и т.п.)
• Воспитать уважение к себе, чувство собственного достоинства.
Предполагаемый результат:
• Обратить внимание подростков на поведение, привить толерантное отношение к окружающим.
• Побудить ребят отказаться от проявления агрессии.
Оборудование: раздаточный материал, ПК, проектор.
Ход занятия
I. Приветствие. Организационный момент.
Учитель приветствует учеников.
II. Постановка цели и задач занятия.
Обсуждение темы: «Агрессия – не проявление силы, а…», формулировка цели и задач занятия.
Цель занятия: профилактика буллинга и суицидального поведения.
Задачи:
обсудить причины суицидального поведения,
рассмотреть факторы влияния агрессии на личность человека, сформулировать негативное отношение к буллингу;
мотивировать к ведению толерантного образа жизни.
III.Основной этап занятия.
1. Вступление
Учитель: «Понятие «буллинг» (от англ. bullying – запугивание, травля) появилось ещё в XX веке. Но современное значение оно приобрело относительно недавно, благодаря автору книги «Буллинг в школе» норвежскому профессору психологии Дану Ольвеусу.
Ученики дают краткие ответы, что такое «Буллинг» в их понимании.
Буллинг – это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.
2. Групповая работа.
Виды буллинга?
Для детальной работы с этой темой предлагается разделиться на 5 групп.
Каждая группа рассматривает один из видов буллинга: дают определение, приводят примеры.
физический – непосредственные физические действия в отношении жертвы (толчки, пинки, побои, сексуальные домогательства);
вербальный – угрозы, оскорбления, насмешки, унижение;
социально-психологический – буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию (сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции);
экономический – вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды;
кибербуллинг (от англ. – cyberbulling) или интернет буллинг – травля в интернете через социальные сети, электронную почту. Предполагает распространение слухов и ложной информации, взлом личных страниц, отправку негативных сообщений и комментариев. Является самым молодым и самым опасным видом буллинга, поскольку от него очень сложно защититься и найти источники, откуда исходит угроза.
История о развитии буллинга
Появилось даже такое понятие как буллицид – сиуцид, совершённый из-за травли в интернете. Самый известный случай произошёл в США в 2006 году. Мать вместе с тринадцатилетней дочерью осуществляла травлю несовершеннолетней знакомой в социальной сети MySpace под фальшивым профилем. Девушка не выдержала издевательств и покончила жизнь самоубийством.
3. Обсуждение основных фактов, обмен мнениями о школьном буллинге.
Ученики выражают свое мнение о буллинге, его основных факторах и последствиях.
Основные моменты:
Буллинг в среде подростков происходит в основном в интернете. Сейчас популярны и социальные сети, в которых подростки используют фейковые аккаунты, которые позволяют написать любому человеку всё, что угодно. Этим пользуются многие подростки, уверенные в собственной безнаказанности – что они не понесут ответственность за свои деяния. Школьники отправляют агрессивные или неприличные видео и фото, пишут оскорбительные комментарии.
Ещё одно явление жестокого современного мира носит название скулшутинг (от англ. – schoolshooting). Этот термин подразумевает под собой массовое убийство учащихся, произведённое либо учеником, либо кем-то из посторонних, проникших в школу. Скулшутинг приобрёл широкую огласку после инцидента, который произошёл в средней общеобразовательной школе «Колумбайн» в США, где 20 апреля 1999 года двое учеников расстреляли в школе тринадцать человек, после чего покончили с собой.
IV. Дискуссия: Влияние никотина на личность.
1. Дискуссия
Учитель: Агрессия является одной из самых распространенных опасных форм межличностного взаимодействия. Давайте выявим причины такой явления в современном обществе, а также последствия для индивидуума.
Ученики предлагают разные факторы («Мозговой штурм», составление опорной таблицы).
Ученики обсуждают все факторы, выделяя самый важный негативный фактор «угроза жизни человека», суицидальные наклонности
2. Просмотр видеоролика о профилактике суицида.
https://youtu.be/nVIC5ZNeCOs
3. Подведение итогов .
Обсуждение опасных последствий буллинга для организма человека, формирование тлерантного отношения к окружающим.
4. Рефлексия.
Ученики делятся впечатлениями, высказывают свое отношение к буллингу, объясняют причины выбора толерантного отношения.