Урок литературы в 5 классе.
Реальное и фантастическое в рассказе «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом».
Сказки всегда остаются любимым жанром у детей. Первое знакомство с литературой у ребенка начинается именно со сказки, они сопровождают его всё детство. Сказки привлекают детей фантастическим сюжетом, чудесами и превращениями. Именно они учат ребенка добру, сопереживанию, вселяют веру в справедливость. Сказковед В.П. Аникин писал: «Сказочная фантастика утверждает человека в светлом приятии жизни, полной забот и свершений. Преследуя социальное зло, преодолевая жизненные препятствия, разоблачая козни против добра, сказки зовут к преобразованию мира на началах человечности и красоты»
Сейчас дети увлечены компьтерными играми, кажется, что удивить их сложно, но это не так. Существуют рассказы писателей, в которых современная реальность переплетается со сказочным, именно к таким произведениям относятся рассказы Аи эН (Ирина Борисовна Крестьева). Такие рассказы увлекают детей, и они с удовольствием читают их. Творчествоэтого современного автора многообразно, но малоизучено. Я проводила опрос среди своих одноклассников: «Какие сказки вам нравятся: волшебные, о животных, бытовые?». Оказалось, что 70 % нравятся сказки волшебные, 20% - о животных, 10%- бытовые.Ая эН написала интересный рассказ со сказочными элементами «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом», в котором сочетаются современная реальность и фантастика. Попытаемся исследовать реальное и фантастическое в данном рассказе.
Цель выявить реальное и фантастическое в рассказе Аи Эн «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом».
Объект исследования – рассказ Аи эН «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом».
Предметом исследования являются реальные и фантастические события в рассказе Аи эН «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом».
При исследовании были поставлены задачи:
1.Изучить биографию Аи эН и текст рассказа «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом».
2. Выявить сказочные элементы в рассказе Аи эН «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом».
3. Сопоставить реальное и фантастическое в рассказе Ая эН «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом».
Гипотеза: В рассказе Аи эН фантастическое переплетается с реальностью.
Материалом исследования стали реальные и фантастические события, описанные в рассказе, собранные методом выборки из художественного произведения.
Источниковая база по данному вопросу оказалась достаточно узкой, поэтому особое значение приобрели методы сбора информации.
В дальнейшем был осуществлен метод литературного анализа исследуемого произведения.
Сопоставительный анализ реальных и фантастических событий в рассказе.
Новизна работы заключается в том, что:
- были исследованы реальные и фантастические события в рассказе Аи эН «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом».
. Можно ли назвать этот рассказ сказочным? Согласны ли вы с утверждением, что фантастика в нём совсем не научная? Обоснуйте свой ответ примерами из текста произведения.
Можно, потому что Дед Мороз и Снегурочка - сказочные персонажи. Фантастика в рассказе не научная, так как происходит волшебство: "Он хлопнул в ладоши, и на нём тотчас вместо футболки появились и валенки, и тулуп, подпоясанный красным кушаком, и шапка, и даже посох.". Елочные игрушки так же невозможно вырастить на грядках в луже "Насколько хватало глаз, за домом простиралось ровное, покрытое аккуратными хрустальными лужами поле. Из них тянулись к небу такие же хрустальные кустики. Каких только игрушек на них не было!"
2. По каким словам симпатичной девушки с русой косой внимательный читатель мог догадаться, что она волшебница?
"Вот скажи, какое у тебя желание, и я его исполню."
3. Какие бытовые доводы мамы мешали Снегурочке исполнить желание Ляльки?
"Тогда я потеряю работу и не смогу купить тебе кукольную мебель на день рождения"
"Тогда ты там замёрзнешь и заболеешь, потому что твою тёплую куртку мы оставили дома"
4. Отчего «клетчатая» бабушка «осталась сидеть с выпученными глазами и открытым ртом»?
Потому что она была возмущена невопитанностью девочки, ведь Лялька пожелала, чтобы Дед Мороз заморозил ее маму.
5. Как вы думаете, почему джинсы на Снегурочке так и не превратились в сказочное нарядное платье?
Потому что в этом рассказе Снегурочка - обычный человек, хоть и обладает волшебной силой.
6. Как выяснилось, что Лялька — девочка добрая, только капризная?
Лялька в сердцах пожелала, чтобы маму заморозил Дед Мороз, но тут же пожалела об этом и просила Снегурочку не выполнять ее желание. Она кричала, что пошутила, призналась, что капризничала.
7. Как папа, который «с детства не верит в Снегурочек» объяснил произошедшее в метро?
"Это был классический гипноз! — заявил наш папа, когда я рассказала ему о случившемся. — Ваша рыжая девушка…
— Она была не рыжая!
— …оказалась профессиональным экстрасенсом."
8. Как вы думаете, можно ли считать «Историю, рассказанную дедом Морозом» самостоятельным произведением, включённым в рассказ? Почему?
Можно считать эту историю самостоятельным произведением, так как в нем есть законченная мысль (рассказывается сказка о том, откуда взялись первые елочные игрушки).
9. Подводя итог размышлениям о рассказе писательницы Аи эН, постарайтесь ответить на вопрос, которым заканчивается статья, предваряющая рассказ.
Почему и зачем серьёзный учёный пишет не очень серьёзную и совсем не научную фантастику?
Любому человеку хочется немного чудес и волшебства, без которого бы мир фантазии стал скучным. Может быть поэтому Ая эН пишет такие рассказы.
Стр. 277. Будьте внимательны к слову
1. Определите лексическое значение глагола «пороть» в словах «клетчатой» бабушки: «А я считаю, что детей надо пороть» и в словах Снегурочки: «Это вышедшие из моды кофточки надо пороть». Это один и тот же глагол или разные?
В словосочетании "пороть детей" имеется в виду, что их нужно наказывать. Пороть кофточки - это значит распарывать нитки, чтобы потом можно было перешить эти кофточки, сшить из них что-то другое.
2. «Шёл мимо дождик» — какие значения глагола «шёл» обыгрываются в этой фразе?
Дождик капал, лился, проливался.
Стр. 277-278. Творческое задание
Писатели иногда используют приём включения в рассказ, в своё повествование ещё одного произведения с завершённым сюжетом. Чаще всего это воспоминания одного из персонажей, рассказ о каком-то событии, свидетелем которого был этот персонаж. В прочитанном вами произведении Аи эН это история, рассказанная дедом Морозом. Попробуйте написать собственный рассказ о каком-либо событии, применив композиционный приём «рассказ в рассказе». Это может быть история о том, как вы пригласили в класс интересного человека, как вы готовились к этой встрече, какое впечатление произвело на вас выступление гостя. А само выступление гостя, кратко изложенное от его имени, может стать примером рассказа в рассказе.