Академия младшего школьника, как эффективное средство формирования УУД
Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе. Успешность обучения ученика зависит от его внутренней мотивации к учению, от его желания и готовности мобилизовать все свои способности для этого вида деятельности. Для того, чтобы ребенок относился к учебе более осознано, знания, которые он получает в школе, должны приобрести для него личностный смысл.
ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
На уроке организуется освоение учащимися универсальных учебных действий таких как:
- личностные – установка на доброжелательное отношение к участникам совместной деятельности: одноклассникам, учителю, всем присутствующим;
- осознание важности каждого урока в школе;
- регулятивные - установка на воспитание волевой саморегуляции;
- осуществление контроля в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
- умение давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке;
- коммуникативные – умение выполнять различные роли на уроке: ученика и учителя; сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре, в группе;
- познавательные – умение анализировать, сравнивать;
- умение использовать различные источники информации.
Реализуется коллективно-распределенная учебная деятельность с постепенным выходом на самостоятельную учебную деятельность с элементами самообразования и самовоспитания (на этапах первичного закрепления и самостоятельной работы).
Академия младшего школьника является эффективной формой реализации ФГОС на уроке. Содержание программно-методического комплекса отвечает ключевым педагогическим принципам обучения: доступность, наглядность, проблемность, личностная и индивидуальная направленность. Вариативность, многоуровневость и содержательность заданий обеспечивают прочность усваиваемых знаний, игровые элементы поддерживают интерес и формируют учебную мотивацию, активизируют познавательную деятельность, это эффективное средство формирования УУД.
Тема урока: Сравнение трёхзначных чисел.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: создать условия для осознания и осмысления сравнения трёхзначных чисел в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.
Планируемые результаты образования.
Предметные результаты:
Развиваем умения:
1 - Закреплять представления о десятичной системе счисления;
2 - продолжать учиться читать и записывать трёхзначные числа, в том числе в виде разрядных слагаемых;
3 - закреплять навыки устных приёмов умножения и деления на 100, сложения и вычитания трёхзначных чисел, когда одним из компонентов является разрядное слагаемое:
4 - осуществить перенос и обобщение знаний о способах сравнения чисел в натуральном ряду на новый отрезок этого ряда;
5 - решать задачи изученных видов.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
1 – самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
3 – составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом;
4 – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;
5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1 - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
3 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
4 - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;
5 - делать выводы на основе обобщения умозаключений;
6 - преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного;
выделять главное.
Личностные результаты:
1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
2 – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
Ресурсы:
1.Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 3-го класса, часть 2.
2. Интерактивная доска Smart Notebook 11 (ИД), проектор, документ-камера «Ken-a-vision», нетбуки.
3. Презентация к уроку.
4.Карточки с заданиями.
5. Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника» («Академия», «Таблица», «Нахождение чисел-соседей в пределах 1000»).
6. Диск 1С\Игры и задачи. 1-4 класс.
7. Музыкальные электронные физкультминутки.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 этап – «Стадия вызова» Цель: -актуализация имеющихся знаний; -пробуждение интереса к получению новой информации; -постановка учеником собственных целей обучения. |
I. Актуализация знаний (повторяем, вспоминаем…). «Остановка «Вспоминай-ка» | 1 2 1 1 2 1 3 4 (примечание: цифры обозначают формируемое УУД) 1.Организационный момент. -Пожелайте друг другу успехов на сегодняшний урок. -Ребята! Давайте вспомним, какая была тема прошлого урока? - С какими новыми знаниями вы познакомились на уроке? - Как мы узнавали новое? -Какие два главных шага мы выполняли при открытии новых знаний? -Чтобы работа на уроке была успешной, с чего надо начинать? (Учитель акцентирует внимание детей на этапах деятельности). -Сегодня мы продолжим открывать новые знания, путешествуя в Числоград, вместе с героями сказочной повести А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Прочтите маршрут движения. -Откройте учебник на странице 20. Окиньте взглядом страницы. Чем мы сегодня будем заниматься, какие будут ваши цели? 2. Смотр знаний. Индивидуальная работа. -Давайте вспомним вместе с героями сказки, как сравниваются двузначные числа? (Записывается поэтапно информация на карточке в 1 столбик после выполнения заданий). «V»- то, что знаю | «+» - новая инфор -мация | « - » - думал иначе | « ? » - есть вопросы | | | | | 1) Задание с комментированием у доски (3 учащихся, карточки: сравни 89 и 81; 17 и 27; 3 и 33), остальные дети работают по учебнику. 2) Учебник. Задание № 1, с. 20 Цель работы: – актуализация знаний о поместном значении цифры в записи числа. (Чтобы хорошо уметь сравнивать, надо хорошо понимать значение каждого знака в записи числа!) -Проверим задание. 3)Задание на ИД по программно-методическому комплексу «Академия младшего школьника» («Академия», «Таблица», «Нахождение чисел-соседей в пределах 1000») выполняют 4 ученика у доски, остальные в парах на индивидуальных нетбуках. 3. Арифметический диктант. -Запиши числа, которые встретишь в этих высказываниях: -В Числограде живёт всего десять цифр. -У трёхзначного числа три разряда. -В волшебной стране сто шестьдесят три говорящие вороны. -Изумрудному городу пятьсот семнадцать лет. -Запиши предшествующее число этому числу. -Это число обозначает сколько книг в библиотеке правителя Гудвина. В нем 4 сотни и 18 единиц. -Запиши следующее число к этому числу. -Бастинда знает двести двадцать три заклинания. -Элли может разгадать часть заклинаний. Это число расположено между числом сто девяносто два и сто девяносто четыре. -Выполним взаимопроверку. -Чтобы получить пропуск в город, надо записать эти числа в порядке возрастания! 4. Задание Мудрой совы. Игра «Какой ряд быстрее?» -Выбери признак разбиения чисел на группы: 10, 517, 516, 418, 419 и 3, 163, 223,193; 1, 10, 517, 516, 418, 419 , 163, 223, 193. 5.Обобщение работы по заданиям: -Какие важные сведения вы вспомнили и записали в таблицу о сравнении двузначных чисел? (Записано на карточке в 1 столбик) -А вот что получилось у героев сказки: (Учитель показывает слайд с вариантом записи) «V»- то, что знаю | «+» - новая инфор -мация | « - » - думал иначе | « ? » - есть вопросы | -Все двузначные числа следующие за каким–либо числом при счёте, больше этого числа. - Все двузначные числа предшествующие числу при счёте, меньше этого числа. - Способ сравнения чисел по разрядам. --Чтобы уметь сравнивать, надо понимать значение каждого знака в записи числа! | | | | 6. Физминутка для глаз. | Слайд 1-3 1.Приветствуют, проверяют свою готовность к уроку. - Повернулись мы друг к другу. Все пожали крепко руку. Скажем весело «Ура!» Начинать урок пора! -На прошлом уроке работали по теме «Трёхзначные числа». - Узнали разряды трёхзначных чисел, составили маршрут путешествия по теме. -Открывали новые знания. -Сначала разбирались, что мы еще не знаем, а затем сами находили способ действия. -Надо начинать с повторения. Читают хором маршрут. Формулируют возможные цели урока. 2. Слайд 4-9 Выполняют задания. Записывают поэтапно информацию на карточке в 1 столбик после выполнения заданий. Работают на ИД и нетбуках по программе игры «Нахождение чисел-соседей в пределах 1000», делают вывод. 3.Взаимопроверка по слайду. Ответ: 10 3 163 517 516 418 419 223 193. Располагают числа в порядке возрастания и получают ключ в город Числоград. 4. Выполнения задания хором. 5.Уточняют информацию 1 столбика таблицы. |
II. Постановка проблемы (знакомимся…). «Переулок Основной вопрос» | 1 2 3 4 2 -Продолжаем наше путешествие. 1.Игра «Верите ли вы …?» Приём "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"? Вопросы игры составляются по тексту, который, в последствии самостоятельно изучается обучающимися. Для ответов дети поднимают светофорик «да» или «нет». Данное задание обучающиеся выполняют хором. Вопросы учителя: – Почему Вы так считаете? Докажите! 2.Работа в парах. Задание № 2, с. 20 Цель работы: создание проблемной ситуации. Текст со знаком ?!. -Какая информация новая и требует исследования? - Каким будет основной вопрос? | Слайд 10 1.Обучающиеся работают со светофориками, отвечают на вопросы игры и объясняют, почему они так думают, пытаются объяснить новое знание. 2.Работа в парах. Формулируют основной вопрос: -Как сравнить многозначные числа?! |
2 этап – «Стадия осмысления» Цель: -получение новой информации; -корректировка учеником поставленных целей обучения. |
III. Открытие нового (узнаём…). «Площадь Открытий» «Река Улыбок» | 4 2 3 4 4 5 Работа в группах. Уточнение целей урока. Приём «Чтение с остановками». 1. Задание № 3, с. 20 Цель работы: – перенос знаний о том, что при сравнении многозначных чисел можно использовать поразрядное сравнение. При этом сравнивать начинаем со старшего разряда. - Попробуйте объяснить эти способы сравнения чисел. (обсуждение в группах) - Представьте способы сравнения чисел. 2. Работа с текстом в оранжевой рамке. - Сравните своё объяснение сравнения с авторским. Учитель предлагает учащимся прочитать текст и при работе с текстом использовать маркировочные значки: «V»- то, что знаю «+» - новая информация « - » - думал иначе « ? » - есть вопросы После прочтения детям предлагается заполнить таблицу до конца. Работа по плану: 1.Прочитайте объяснение для первого способа сравнения. 2.Прочитайте объяснение для второго способа сравнения. 3.Выберите для себя удобный способ сравнения чисел. Ответы групп. Физминутка. | Слайд 11-13 1.Уточняют основную цель урока. Работают в группах, обмениваются мнениями. 2.Выполняется работа – чтение текста с пометками. Заполнение таблицы до конца. Делают вывод по новой теме. Слайд 14 |
IV. Первичное закрепление (применяем…). «Башня Сравнений» | 3 4 2 1. Игра «Кто точнее?». Интерактивное задание. Сравнение чисел. (Использование диска 1С. Игры и задачи. 1- 4 кл. Математика. Чтение и запись информации на языке математики. Работа с числами в пределах 1000 и обыкновенные дроби. Сравнение чисел 1). 2. Самостоятельная работа. Задание № 4, с. 21, по вариантам. -Оцените сами выполнение задания на новое знание. | Слайд 15 1. Ученики по «цепочке» выполняют сравнение чисел (ИД) с использованием диска с комментированием. 2. Выполняют самостоятельную работу, проверяют - пошагово сверяясь с эталоном. Исправление ошибок. Самооценка по алгоритму (смотри слайд 17). |
V.Тренинг (выбираем…). «Улица Нерешённых задач» | 3 5 1 2 5 6 Фронтальная работа. 1. Задание № 5, с. 21(устно). 2. Самостоятельная работа. Задание № 6, с. 22 - Прочитайте задание. Текст задачи надо составить. - Какие данные вы выбрали из таблицы? -Давайте прочитаем составленное условие и вопрос и решим задачу. -Проверим и оценим работу. 3. Самостоятельная работа. Задание № 9, с. 21 (по выбору а или б). Проверка решения индивидуальная по желанию (документ-камера «Ken-a-vision») либо у доски по алгоритму самооценки: Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? -- Какого уровня сложности было задание? -- Оцените свою работу. - Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? | Слайд 16 Работают самостоятельно по заданиям. Слайд 17 Делают самооценку по алгоритму. |
3 этап – «Стадия рефлексии» Цель: -размышление, рождение нового знания; -постановка учеником новых целей. |
VI. Итог урока. «Итоговая Поляна» | 1 2 3 1 5 1.Устная рефлексия. Вопросы: - Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какую цель ставили? - Достигли ли цели? Докажите! Чему научились? - Какие задачи решали? - Всё ли получалось? - Над чем ещё надо поработать? - Какие новые цели можно поставить для следующих уроков? 2.Письменная рефлексия с героями сказки. Приём «Синквейн». (Синквейн даёт возможность подвести итог полученной информации, изложить идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн выступает в качестве средства творческого самовыражения). - Элли и её друзья по теме составили синквейн, но неожиданно дождь размыл некоторые слова. Давайте поможем восстановить запись, ведь в течение урока вы, ребята, были молодцы и настоящие исследователи! Работа в группах, на листочках: Числа. Трёхзначные, … Писали, … Научились … …! | 1.Подводят итог работы на уроке. 2.Работают в группах. Вариант синквейна: Числа. Трёхзначные, предшествующие, последующие. Писали, читали, думали. Научились сравнивать. Понятно! |
VII. Возможное домашнее задание. | Задания на выбор № 7 или № 8, с. 21. Если к заданию №7 есть вопросы, то оно разбирается: Задание № 7, с. 22: - Прочитайте текст задачи. - Какие данные вы выбрали? - Что сказано о количестве золотых ошейников? - Составьте буквенное выражение решения. ( а ∙ 3 + с ∙ 3; (а + с) ∙ 3) | Выбирают домашнее задание. |
Список используемой литературы.
1. Воронова Н. Ф. Технология развития критического мышления на уроках в начальной школе. //2006. - №13.- С. 6 -11.
2. Образовательная система «Школа 2100». Реализация Федерального образовательного стандарта. Пособие для учителей.-М.:Баласс, 2011-128 с.
3.Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. Монография.−М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.
4. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов / А.Г. Асмолов .- М.: Просвещение, 2008.- №2.. 5.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Академия, 2004. 288с.
6. Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться» / Л.Г. Петерсон. - М.: Просвещение, 2006.- С. 16.
7. Академия младшего школьника: 1-4 класс. Программно-методический комплекс. Разработчик – «Кибер Сфера».
https://school.nd.ru/products/show.php?product_id=295