СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Академик А.Е.Ферсман выдающийся отечественный геохимик и минералог."

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вечер по теме:  "Академик А.Е. Ферсман выдающийся отечественный геохимик и минералог."Презентация к мероприятию.

Просмотр содержимого документа
«"Академик А.Е.Ферсман выдающийся отечественный геохимик и минералог."»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Пензенской области «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа.»

Вечер:

"Академик А.Е.Ферсман выдающийся отечественный геохимик и минералог."

.




Подготовила : учитель географии- Кузина О.Н.



Пенза 2017.




Цели, задачи:

Познакомить обучающихся с жизнью и деятельностью великого русского учёного А. Е. Ферсмана.

Показать значительный вклад учёного в дело обороноспособности страны в годы ВОВ.

Развивать любовь к Отечеству, природе.



Оборудование:


1)стенд, на котором помещены:

  • плакат с маршрутами экспедиций А. Е. Ферсмана;

  • основные даты и события его жизни;

  • его книги и книги о нем.

2) мультимедийная презентация «Вклад академика Ферсмана в дело Победы».

3)компьютер, проектор.
































Ход мероприятия.



Ведущий:

В ноябре 2017 г. наша страна отметила 134-летие со дня рож­дения Александра Евгеньевича Ферсмана (1883—1945 гг.), замеча­тельного советского минералога и геохимика.

Его научная, общественная и организаторская деятельность оставила глубокий след в развитии советской науки, промышлен­ности и сельского хозяйства.

А. Е. Ферсман был не только талантливый ученый, но и дело­вой, энергичный человек, заботящийся о процветании своей Роди­ны. После его многочисленных изысканий минеральных богатств в пустынях и тундрах возникали заводы, строились рудники.

Академик В. И. Вернадский так говорил о нем: «Александр Евгеньевич Ферсман принадлежит к числу тех многих русских уче­ных, которые ясно сознают, что наука теснейшим образом связана с жизнью, есть не только мысль, но и действие».

Академик Д. И. Щербаков высоко оценил вклад А. Е. Ферсмана в науку: «Его работы, его многообразная научная деятельность соз­дали новую эпоху в русской минералогии, геохимии и в учении о полезных ископаемых».

Каким был путь Александра Евгеньевича в науку? Какие откры­тия он совершил? Почему так высоко оценивали его труд современ­ники и потомки? Об этом мы и будем вести речь сегодня.

Первый ученик:

Александр Евгеньевич Ферсман написал много интересных книг, в которых рассказал о своей любви к камню.

На склоне лет, подводя итоги своей жизни, Ферсман признался:

«Почти полстолетия жизни исканий и увлечений, почти полстолетия

любви безраздельной к камню, к безжизненному камню природы,

к самоцвету, к куску простого кварца и обломку черной руды!»

Эта необыкновенная любовь к камню возникла у Ферсмана детстве. А. Е. Ферсман в своей книге «Впоминания о камне» пи­сал: «Я вижу себя шестилетним мальчиком на берегу моря около Афин, весь берег Елевсинской бухты усыпан серой и белой обто­ченной галькой, а я забавляюсь, бросая камешки в тихо набегаю­щую волну.

— А знаешь ли ты, что все эти камешки — мрамор? — говорит мне отец, и слово «мрамор» врезается мне в память, как острый шип шиповника.— Это не простой камень, это тот мрамор, из ко­торого построен Акрополь в Афинах... Мрамор, мрамор... Я не мо­гу успокоиться, перестаю бросать камешки, собираю лучшие, об­точенные водой, бережно кладу их в спичечную коробку и храню, храню, как талисман, много десятков лет!»

Самозабвенная любовь к камешкам, охота за ними началась у Саши Ферсмана на Южном берегу Крыма, где он провел не одно ле­то на даче у дяди-химика, который увлекался выращиванием в про­стой стеклянной банке различных кристаллов минералрв.

Целые дни пооводил маленький Саша на крутых склонах гор, в каменоломнях, выискивая новые минералы, их одиночные кристал­лы, их «соцветия» — друзы. Как зачарованный, часами наблюдал за результатами работы искуснейшего мастера — природы.

Так из детской страсти коллекционера камешков, из юношеского увлечения минералогия стала целью жизни

Второй ученик:

Жизнь А. Е. Ферсмана — это труднейшие искания, смелые по­рывы, разочарования, ослепительные удачи, упорный труд.

А. Е. Ферсман учился в Новороссийском университете, потом учился и работал с минералогами Московского университета. Огром­ное влияние на него оказала совместная работа с известным ученым В. И. Вернадским: она укрепила в нем стремление наблюдать и изучать минералы в природной обстановке. Очень нравились Ферс­ману минералогические экскурсии. Изучая минералы в природной обстановке, молодой ученый осознал неразрывную связь экономики и промышленности страны с ее природными богатствами. Ферсман всерьез занялся практическими вопросами приложения минералогии и геохимии (науки, созданной молодым ученым совместно с В. И. Вернадским на «стыке» геологии и минералогии) к поискам полезных ископаемых. Он работал в комиссии по изучению естествен­но-производительных сил России.

В 1919 г. Ферсмана избирают действительным членом Академии наук. Он становится директором Минералогического музея. Ему 36 лет, он полон энергии, оптимизма.

Принимая участие в организации промышленности, индустриа­лизации страны, Ферсман выступал за рациональное природополь­зование, за разумную эксплуатацию недр.

В 1920 г. по инициативе ученого на Южном Урале в Ильмен­ских горах был создан первый в мире минералогический заповедник. Его директором стал Ферсман. Спустя несколько лет было основано Всероссийское общество охраны природы, Ферсман был избран его почетным членом.


Полстолетия назад охрану природы многие ученые считали де­лом необязательным или даже невыгодным, вредным для молодого Советского государства: сплошные расходы, а доходов никаких. Ферсман был ученым, имевшим твердую гражданскую позицию, про­явившим хозяйское отношение к природным богатствам Родины, за­интересованность в благосостоянии страны в настоящем и будущем.

Вполне современно звучит и в наши дни призыв ученого про­водить комплексные исследования минеральных ресурсов, искать не какое-то одно полезное ископаемое, а выяснить всю геохимическую обстановку. Идея комплексного изучения и использования природ­ных ресурсов, по словам Ферсмана,— «это идея охраны наших при­родных богатств от их хищнического расточения, идея использо­вания сырья до конца, идея возможного сохранения наших природ­ных запасов на будущее».

Вполне актуален и в наши дни призыв ученого о недопустимос­ти «пускать на воздух» сернистые газы заводов, теряя ценное сырье и заражая окружающую местность, или бесцельно накапливать в отвалах жидкие и твердые отходы производства.

Ферсман совершил множество путешествий по просторам нашей Родины, которую он горячо любил. Он не переставал восхищаться и удивляться богатствам нашей Родины. Он был первооткрывателем поискового дела в Средней Азии в 20—30-е годы. А. Е. Ферсман был не согласен с теми учеными, которые высказывали самые пессимисти­ческие мнения о природных богатствах Средней Азии. Он отмечал, что ископаемые богатства Средней Азии не так концентрированы, как, например, на Урале и Кольском полуострове, но они исклю­чительно своеобразны.

Героический период жизни Ферсмана — это участие в хибин­ских экспедициях Академии наук. Сам А. Е. Ферсман в книге «Пу­тешествия за камнем» так писал об этом периоде жизни: «... Самым ярким в моей жизни были впечатления от Хибин — целого науч­ного эпоса, который почти 20 лет заполнял все мои думы, силы, владел всем моим существом, закалял волю, будил новую научную мысль, желания, надежды... Только таким горением и упорством, только огромной работой над Хибинами мы смогли добиться резуль­татов в этой стране чудес, стране, постепенно, как в сказке, рас­крывавшей перед нами свои богатства».

В результате этой работы было открыто около 90 месторож­дений редких минералов, и среди них — апатит. При активном учас­тии ученого на Кольском полуострове выросли первые промышлен­ные города — сначала «город ветров» Хибиноградск (Кировск), затем Мончегорск, была создана первая научная Хибинская горная станция.

В годы войны А. Е. Ферсман активно включился в напряженную работу по обороне страны.

В конце своей жизни известный ученый с гордостью сказал: «Наша промышленность использует уже не двадцать химических элементов, а почти всю Менделеевскую таблицу элементов!»

Третий ученик:

Друзья А. Е. Ферсмана рассказывают о том, каким замечатель­ным человеком он был. Веселый, энергичный, подвижный. Александр Евгеньевич любил говорить о себе: «Будучи создан природой п форме шарообразного тела, вынужден постоянно куда-нибудь ка­титься». «Охота к перемене мест» была одной из сторон его бес­покойной натуры. Он легко ходил по горам, проявляя особую жи­вость, если видел поблизости жилу, сверкающую разноцветными минералами.

Ферсман был очень точным, дисциплинированным, строгим в работе. Он напряженно трудился всю свою жизнь: вел наблюдения в поле, осваивал новые края, организовывал на местах научно-ис­следовательские учреждения, краеведческие общества.

А. Е. Ферсман был блестящим, непревзойденным популяризато­ром геологических знаний. Он написал ряд книг для юного читате­ля и своим горячим словом зажег любовь к минералогии и геохимии у целой армии молодежи.

Книги Ферсмана, написанные по материалам экспедиций — днев­никам, отчетам, предельно достоверны, насыщены глубоким докумен­тальным и научным материалом. Они рассказывают о трудностях пути, сомнениях, неудачах, подкупают искренностью и силой убеж­дения.


«Занимательная минералогия», «Занимательная геохимия», «Пу­тешествия за камнем», «Рассказы о самоцветах», «Очерки по исто­рии камня», «Очерки по минералогии и геохимии», «Воспоминания о камне» — эти книги природоведа, натуралиста и сегодня читаются с большим интересом и поражают нас обилием глубоких мыслей.

Четвертый ученик:

Деятельность ученого оставила свой след в памяти благодар­ных потомков. Его имя увековечено в названиях географических и геологических объектов: гора на Таймырском полуострове, ущелье в Хибинской тундре, остров на Земле Франца Иосифа, ледник, рас­положенный на Тянь-Шане. Два минерала названы в честь Ферсмана ферсманитом и ферсмитом. Его имя носит поселок в Крыму, улица и Минералогический музей Академии наук СССР в Москве.





Для подготовки к вечеру используют следующие книги:


  1. Баландин Р. К- А. Е. Ферсман.— М.: Просвещение, 1985.

  2. Громов Л. В., Данильянц С. А. Названное именем геоло­га.—М.: Недра, 1982.

  3. Перельм,ан А. Н. Александр Евгеньевич Ферсман.— М.:

Наука, 1968.

4. Ферсман А. Е. Занимательная геохимия: химия земли.— Л.:

Детгиз, 1954.

5. Ферсман А. Е. Путешествия за камнем.— Л.: Детгиз, 1956.

6. Ще р б а ко в Д. И. А. Е. Ферсман и его путешествия.— 2-е
изд.— М.: Географгиз, 1953.



Скачать

© 2017, 451 4

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!