Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Пензенской области «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа.» |
Вечер: "Академик А.Е.Ферсман выдающийся отечественный геохимик и минералог." . |
|
|
|
Подготовила : учитель географии- Кузина О.Н. |
Цели, задачи:
Познакомить обучающихся с жизнью и деятельностью великого русского учёного А. Е. Ферсмана.
Показать значительный вклад учёного в дело обороноспособности страны в годы ВОВ.
Развивать любовь к Отечеству, природе.
Оборудование:
1)стенд, на котором помещены:
2) мультимедийная презентация «Вклад академика Ферсмана в дело Победы».
3)компьютер, проектор.
Ход мероприятия.
Ведущий:
В ноябре 2017 г. наша страна отметила 134-летие со дня рождения Александра Евгеньевича Ферсмана (1883—1945 гг.), замечательного советского минералога и геохимика.
Его научная, общественная и организаторская деятельность оставила глубокий след в развитии советской науки, промышленности и сельского хозяйства.
А. Е. Ферсман был не только талантливый ученый, но и деловой, энергичный человек, заботящийся о процветании своей Родины. После его многочисленных изысканий минеральных богатств в пустынях и тундрах возникали заводы, строились рудники.
Академик В. И. Вернадский так говорил о нем: «Александр Евгеньевич Ферсман принадлежит к числу тех многих русских ученых, которые ясно сознают, что наука теснейшим образом связана с жизнью, есть не только мысль, но и действие».
Академик Д. И. Щербаков высоко оценил вклад А. Е. Ферсмана в науку: «Его работы, его многообразная научная деятельность создали новую эпоху в русской минералогии, геохимии и в учении о полезных ископаемых».
Каким был путь Александра Евгеньевича в науку? Какие открытия он совершил? Почему так высоко оценивали его труд современники и потомки? Об этом мы и будем вести речь сегодня.
Первый ученик:
Александр Евгеньевич Ферсман написал много интересных книг, в которых рассказал о своей любви к камню.
На склоне лет, подводя итоги своей жизни, Ферсман признался:
«Почти полстолетия жизни исканий и увлечений, почти полстолетия
любви безраздельной к камню, к безжизненному камню природы,
к самоцвету, к куску простого кварца и обломку черной руды!»
Эта необыкновенная любовь к камню возникла у Ферсмана детстве. А. Е. Ферсман в своей книге «Впоминания о камне» писал: «Я вижу себя шестилетним мальчиком на берегу моря около Афин, весь берег Елевсинской бухты усыпан серой и белой обточенной галькой, а я забавляюсь, бросая камешки в тихо набегающую волну.
— А знаешь ли ты, что все эти камешки — мрамор? — говорит мне отец, и слово «мрамор» врезается мне в память, как острый шип шиповника.— Это не простой камень, это тот мрамор, из которого построен Акрополь в Афинах... Мрамор, мрамор... Я не могу успокоиться, перестаю бросать камешки, собираю лучшие, обточенные водой, бережно кладу их в спичечную коробку и храню, храню, как талисман, много десятков лет!»
Самозабвенная любовь к камешкам, охота за ними началась у Саши Ферсмана на Южном берегу Крыма, где он провел не одно лето на даче у дяди-химика, который увлекался выращиванием в простой стеклянной банке различных кристаллов минералрв.
Целые дни пооводил маленький Саша на крутых склонах гор, в каменоломнях, выискивая новые минералы, их одиночные кристаллы, их «соцветия» — друзы. Как зачарованный, часами наблюдал за результатами работы искуснейшего мастера — природы.
Так из детской страсти коллекционера камешков, из юношеского увлечения минералогия стала целью жизни
Второй ученик:
Жизнь А. Е. Ферсмана — это труднейшие искания, смелые порывы, разочарования, ослепительные удачи, упорный труд.
А. Е. Ферсман учился в Новороссийском университете, потом учился и работал с минералогами Московского университета. Огромное влияние на него оказала совместная работа с известным ученым В. И. Вернадским: она укрепила в нем стремление наблюдать и изучать минералы в природной обстановке. Очень нравились Ферсману минералогические экскурсии. Изучая минералы в природной обстановке, молодой ученый осознал неразрывную связь экономики и промышленности страны с ее природными богатствами. Ферсман всерьез занялся практическими вопросами приложения минералогии и геохимии (науки, созданной молодым ученым совместно с В. И. Вернадским на «стыке» геологии и минералогии) к поискам полезных ископаемых. Он работал в комиссии по изучению естественно-производительных сил России.
В 1919 г. Ферсмана избирают действительным членом Академии наук. Он становится директором Минералогического музея. Ему 36 лет, он полон энергии, оптимизма.
Принимая участие в организации промышленности, индустриализации страны, Ферсман выступал за рациональное природопользование, за разумную эксплуатацию недр.
В 1920 г. по инициативе ученого на Южном Урале в Ильменских горах был создан первый в мире минералогический заповедник. Его директором стал Ферсман. Спустя несколько лет было основано Всероссийское общество охраны природы, Ферсман был избран его почетным членом.
Полстолетия назад охрану природы многие ученые считали делом необязательным или даже невыгодным, вредным для молодого Советского государства: сплошные расходы, а доходов никаких. Ферсман был ученым, имевшим твердую гражданскую позицию, проявившим хозяйское отношение к природным богатствам Родины, заинтересованность в благосостоянии страны в настоящем и будущем.
Вполне современно звучит и в наши дни призыв ученого проводить комплексные исследования минеральных ресурсов, искать не какое-то одно полезное ископаемое, а выяснить всю геохимическую обстановку. Идея комплексного изучения и использования природных ресурсов, по словам Ферсмана,— «это идея охраны наших природных богатств от их хищнического расточения, идея использования сырья до конца, идея возможного сохранения наших природных запасов на будущее».
Вполне актуален и в наши дни призыв ученого о недопустимости «пускать на воздух» сернистые газы заводов, теряя ценное сырье и заражая окружающую местность, или бесцельно накапливать в отвалах жидкие и твердые отходы производства.
Ферсман совершил множество путешествий по просторам нашей Родины, которую он горячо любил. Он не переставал восхищаться и удивляться богатствам нашей Родины. Он был первооткрывателем поискового дела в Средней Азии в 20—30-е годы. А. Е. Ферсман был не согласен с теми учеными, которые высказывали самые пессимистические мнения о природных богатствах Средней Азии. Он отмечал, что ископаемые богатства Средней Азии не так концентрированы, как, например, на Урале и Кольском полуострове, но они исключительно своеобразны.
Героический период жизни Ферсмана — это участие в хибинских экспедициях Академии наук. Сам А. Е. Ферсман в книге «Путешествия за камнем» так писал об этом периоде жизни: «... Самым ярким в моей жизни были впечатления от Хибин — целого научного эпоса, который почти 20 лет заполнял все мои думы, силы, владел всем моим существом, закалял волю, будил новую научную мысль, желания, надежды... Только таким горением и упорством, только огромной работой над Хибинами мы смогли добиться результатов в этой стране чудес, стране, постепенно, как в сказке, раскрывавшей перед нами свои богатства».
В результате этой работы было открыто около 90 месторождений редких минералов, и среди них — апатит. При активном участии ученого на Кольском полуострове выросли первые промышленные города — сначала «город ветров» Хибиноградск (Кировск), затем Мончегорск, была создана первая научная Хибинская горная станция.
В годы войны А. Е. Ферсман активно включился в напряженную работу по обороне страны.
В конце своей жизни известный ученый с гордостью сказал: «Наша промышленность использует уже не двадцать химических элементов, а почти всю Менделеевскую таблицу элементов!»
Третий ученик:
Друзья А. Е. Ферсмана рассказывают о том, каким замечательным человеком он был. Веселый, энергичный, подвижный. Александр Евгеньевич любил говорить о себе: «Будучи создан природой п форме шарообразного тела, вынужден постоянно куда-нибудь катиться». «Охота к перемене мест» была одной из сторон его беспокойной натуры. Он легко ходил по горам, проявляя особую живость, если видел поблизости жилу, сверкающую разноцветными минералами.
Ферсман был очень точным, дисциплинированным, строгим в работе. Он напряженно трудился всю свою жизнь: вел наблюдения в поле, осваивал новые края, организовывал на местах научно-исследовательские учреждения, краеведческие общества.
А. Е. Ферсман был блестящим, непревзойденным популяризатором геологических знаний. Он написал ряд книг для юного читателя и своим горячим словом зажег любовь к минералогии и геохимии у целой армии молодежи.
Книги Ферсмана, написанные по материалам экспедиций — дневникам, отчетам, предельно достоверны, насыщены глубоким документальным и научным материалом. Они рассказывают о трудностях пути, сомнениях, неудачах, подкупают искренностью и силой убеждения.
«Занимательная минералогия», «Занимательная геохимия», «Путешествия за камнем», «Рассказы о самоцветах», «Очерки по истории камня», «Очерки по минералогии и геохимии», «Воспоминания о камне» — эти книги природоведа, натуралиста и сегодня читаются с большим интересом и поражают нас обилием глубоких мыслей.
Четвертый ученик:
Деятельность ученого оставила свой след в памяти благодарных потомков. Его имя увековечено в названиях географических и геологических объектов: гора на Таймырском полуострове, ущелье в Хибинской тундре, остров на Земле Франца Иосифа, ледник, расположенный на Тянь-Шане. Два минерала названы в честь Ферсмана ферсманитом и ферсмитом. Его имя носит поселок в Крыму, улица и Минералогический музей Академии наук СССР в Москве.
Для подготовки к вечеру используют следующие книги:
Баландин Р. К- А. Е. Ферсман.— М.: Просвещение, 1985.
Громов Л. В., Данильянц С. А. Названное именем геолога.—М.: Недра, 1982.
Перельм,ан А. Н. Александр Евгеньевич Ферсман.— М.:
Наука, 1968.
4. Ферсман А. Е. Занимательная геохимия: химия земли.— Л.:
Детгиз, 1954.
5. Ферсман А. Е. Путешествия за камнем.— Л.: Детгиз, 1956.
6. Ще р б а ко в Д. И. А. Е. Ферсман и его путешествия.— 2-е
изд.— М.: Географгиз, 1953.