6
Акакий Акакиевич и Значительное лицо.
Урок литературы в 7 Б классе.
Учитель Башлаева Л.Г.
Цель:
выявить смысл противопоставления Акакия Акакиевича и «значительного лица»,
формировать навыки выразительного чтения, пересказа, работы с учебником, иллюстрациями, терминами, самостоятельной исследовательской работы с текстом;
развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления художественной идеи произведения.
Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Оргмомент.
1.Сообщение темы, цели, плана урока.
2.Работа над темой урока.
II. Введение в урок. Вспомним наш вчерашний разговор и кратко охарактеризуем главного героя.
Заслушиваются ответы ребят.
III. Проверка домашнего задания: Сравнительная таблица: «Башмачкин периода старой шинели и периода новой шинели».
Делаем вывод: Главный герой во всем себя урезал, смирял. Но когда он поставил перед собой цель справить новую шинель, то его жизнь стала еще смиреннее. Но для него слишком велика и желанна была новая шинель.
IV. Изучение нового материала.
В собраниях сочинений Гоголя словосочетание новая шинель печаталось по-разному: то курсивом, то в кавычках. В Академическом полном собрании сочинений принята форма написания первого собрания сочинений Гоголя, т.е. в кавычках. Очевидно, что автор подчеркивает это слово, ставит на нем ударение, тем самым обозначая его особый смысл.
В повести отчетливо выделяются два периода в жизни героя, которые условно можно обозначить как «период капота» (или переписывания) и «период новой шинели».
«Период капота» и «период новой шинели» противопоставляются по целому ряду значимых признаков.
План | «Период капота» | «Период новой шинели» |
Отношение к переписыванию бумаг | Ничто «не имело даже влияния на занятия его; среди всех докук он не делал ни одной ошибки». «Приходя домой, он садился тот же час за стол, хлебал наскоро свои щи и ел кусок говядины с луком... вынимал баночку с чернилами и переписывал бумаги, принесенные на дом» | «Переписывая бумагу, он чуть было даже не сделал ошибки». «Пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а немножко посибаритствовал на постеле, пока не потемнело» |
Развлечения героя | «Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению» | «Он уж никак не мог отказаться от приглашения на вечеринку у столоначальника» |
Внешний мир в сознании Акакия Акакиевича | «Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий раз на улице» | «Акакий Акакиевич глядел на все это как на новость... Остановился перед освещенным окошком магазина посмотреть на картину... покачнул головой и усмехнулся» |
Отношение к шинели Акакия Акакиевича его самого и других чиновников | «Надобно сказать, что шинель Акакия Акакиевича служила тоже предметом насмешек чиновникам; от нее отнимали даже благородное имя шинели и называли ее капотом» | Придя домой в новой шинели, Башмачкин «скинул... и повесил ее бережно на стене... и потом нарочно вытащил, для сравнения, прежний капот свой... и сам даже засмеялся... И долго еще потом... он все усмехался, как только приходило ему на ум положение, в котором находился капот» |
Отношение к переменам в жизни | Один директор захотел продвинуть Башмачкина по службе, приказав дать ему работу поважнее переписывания, но получил ответ: «Нет... дайте я перепишу что-нибудь» | «В голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник» |
Слово учителя.
Чем вызвана необходимость пошива новой шинели? вызвано бытовой причиной — наступлением морозов.
Гоголь подробно указывает конкретные сроки замены старого капота новой шинелью: «Директор назначил Акакию Акакиевичу... целых шестьдесят рублей... Еще какие-нибудь два-три месяца небольшого голодания - и у Акакия Акакиевича набралось, точно, около восьмидесяти рублей». Портному понадобилось для работы «всего две недели». Таким образом, определяется конкретный срок «строительства» шинели — шесть с половиной месяцев.
Все это время пространство повествования становится все холоднее и холодней. Холод имеет не только бытовой смысл. Это один из центральных образов повести. «Физическое пространство» холода в повести не соотносимо с календарным временем. Петербургский северный мороз становится дьявольским соблазном, какой Акакий Акакиевич не в силах преодолеть.
С этого момента жизнь АА меняется. Каким образом? Теперь все подчинено мыслям, мечтам о новой шинели.
Легко ли было осуществить мечту? Нет.
Какая самая большая трудность стояла перед ним? Не было нужной суммы денег.
Слово учителя.
С появлением мечты о новой шинели в жизни Акакия Акакиевича все меняется. Шинель становится героиней повествования, определяя все перипетии сюжета. Все персонажи оказываются связанными именно их отношением к шинели. Это подчеркивается и заглавием повести. Вот почему Н. В. Гоголь отказался от названия «Повесть о чиновнике, крадущем шинели», заменив его на «Шинель».
Пересказ эпизодов:
сбор денег стр. 206
мечты АА и Петровича о новой шинели стр. 207
Новая шинель становится частью его существования, подругой жизни. Шинель заставляет аскета и затворника Акакия Акакиевича совершить ряд непоправимых роковых ошибок, выталкивая его из блаженного состояния замкнутого счастья в тревожный внешний мир, в круг чиновников и ночной улицы. Акакий Акакиевич, таким образом, предает в себе «кроткого» человека, предпочтя суетного, подверженного людским страстям и порочным наклонностям.
Акакий Акакиевич становится похожим на других чиновников: он едва не допускает ошибки во время переписывания, изменяет прежним привычкам и идет на вечеринку, вдруг бежит за незнакомой дамой, пьет шампанское, ест «винегрет с холодной телятиной, паштетом и кондитерскими пирожками».
- Случайно ли ограбление Акакия Акакиевича?
Это событие происходит как раз тогда, когда Акакий Акакиевич перестает быть «смиренным» человеком. Ограбление — это расплата за измену своему поприщу.
- Как ведет себя Акакий Акакиевич в первые минуты ограбления?
Пересказ эпизода: «ограбление»
Акакий Акакиевич теряет всю свою тихую кротость, совершает несвойственные его характеру поступки, он требует от мира понимания и помощи, активно наступает, добивается своего. Так, Акакий Акакиевич кричит будочнику, «что он спит и ни за чем не смотрит, не видит, как грабят человека», пугает хозяйку квартиры «страшным стуком в дверь», отправляется к частному приставу, грозит писарю, лжет, что пришел по казенному делу. Единственный раз в жизни Акакий Акакиевич пропускает присутствие. По совету чиновников Акакий Акакиевич отправляется к «значительному лицу».
Слово учителя.
Образ Акакия Акакиевича тесно связан с другим образом повести, а именно с образом «значительного лица». Несколько упрощая, можно сказать, что именно на столкновении этих двух образов и строится «Шинель».
- Как произошла встреча Акакия Акакиевича со «значительным лицом»?
Как чувствует себя генерал после встречи с АА?
После ухода Башмачкина генерал «почувствовал что-то вроде сожаления». Воспоминание о нем тревожило его, и он даже послал чиновника узнать о его делах. Известие о смерти Башмачкина поразило генерала. Он «слышал упреки совести».
В повести очевидно сходство внутренних состояний генерала и «одного молодого человека», нечаянно обидевшего Акакия Акакиевича в начале повести.
Разница между Акакием Акакиевичем и «значительным лицом» на первый взгляд огромна, однако между ними существует связь.
![]()
![]()

- Определите черты сходства в судьбах героев и в сцене с пропажей шинели.
Акакий Акакиевич | «Значительное лицо» |
Новая шинель | Новый генеральский мундир |
Шинель заставила отметить обнову пирушкой | «Генеральский мундир сбил совершенно с толку» |
Недавно построил шинель | «Недавно сделался значительным лицом, а до того времени... был незначительным» |
«Приятельский» ужин, выпивает два бокала шампанского | Выпивает два стакана шампанского |
«Побежал было вдруг... за какою-то дамою» | «Решил не ехать еще домой, а заехать к одной знакомой даме» ввиду внезапно прилива самых «дружеских» к ней «отношений» |
«...Прибежал домой в совершенном беспорядке: волосы... совершенно растрепались; бок и грудь и все панталоны были в снегу» | «Бледный, перепуганный и без шинели он приехал к себе, доплелся кое-как до своей комнаты и провел ночь в весьма большом беспорядке» |
- Почему с героями происходят одинаковые события?
Как бы ни была велика разница между Акакием Акакиевичем и «значительным лицом», она не так велика, чтобы между ними исчезла несомненная связь. Несчастье Акакия Акакиевича постигает и генерала, тем самым уравнивая их, две крошечные фигурки, равные перед лицом Всевышнего. Этой мысли, в частности, служит явная перекличка сцен пропажи шинели у Акакия Акакиевича и у «значительного лица».
Слово учителя.
Жизнь Акакия Акакиевича — это не обычная «жизнь». Акакий Акакиевич — «мученик 14-го класса». Земное бытие мученика посмертная молва окружила легендарными подробностями.
- Почему умирает герой?
«Вмиг надуло в его горло жабу».
Слово учителя.
Судьба Акакия Акакиевича — судьба человека вообще перед лицом вселенной. Его основной и, кажется, единственный талант заключался в способности довольствоваться тем, что у него есть. Это помогает ему преодолевать все противоречия жизни и в какой-то степени становится проявлением «бесстрастия». С утратой этого свойства Акакий Акакиевич утрачивает и саму жизнь.
Его поведение перед смертью полностью противоречит смирению.
- Почему в повести появляется призрак Акакия Акакиевича?
Беспокойный призрак Акакия Акакиевича, стаскивающий с чиновников шипели, — это неуспокоенность души бедного чиновника, неспособного ее обрести долгожданный покой после смерти.
V. Подведение итогов урока.
- Каков смысл финала?
Очевидно, что фантастический финал — средоточие смысла повести. Ясно и то, что финал заключает некую загадку, которую нельзя исчерпать одним толкованием.
Финал повести звучит и как «торжество правды», как изображение посмертного бунта Башмачкина против «значительных лиц», т. е. как грозная возможность бунта, а не ее реализация, как борьба не героя, а автора против деспотизма сильных мира, как выражение и мести и возмездия слабых.
Значение финала исследователи связывали не только с образом Башмачкина, но и с образом «значительного лица». И нередко получалось, что повесть написана лишь для того, чтобы показать раскаяние генерала.
IV. Домашнее задание.
К/В: Какова художественная идея повести «Шинель» с точки зрения Г.М. Фридлендера? Стр.228 -231.
- Какая интерпретация вам представляется наиболее интересной?
Ответ: «Значительные лица должны испытывать свою вину за трагическую судьбу Акакия Акакиевича. Вот почему образ его после смерти вырастает во враждебную им, страшную и зловещую символическую фигуру, тревожащую их совесть».