СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Акакий Акакиевич и Значительное лицо.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок, который помогает понять учащимся противопоставление Акакий Акакиевича и Значительного лица. Путем сопоставления они понимают, что оба героя поставлены Гоголем в одинаковые ситуации.

Просмотр содержимого документа
«Акакий Акакиевич и Значительное лицо.»

6


Акакий Акакиевич и Значительное лицо.

Урок литературы в 7 Б классе.

Учитель Башлаева Л.Г.

Цель:

  • выявить смысл противопоставления Акакия Акакиевича и «значительного лица»,

  • формировать навыки выразительного чтения, пересказа, работы с учебником, иллюстрациями, терминами, самостоятельной исследовательской работы с текстом;

  • развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления художественной идеи произведения.


Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация.


ХОД УРОКА.

І. Оргмомент.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Работа над темой урока.


II. Введение в урок. Вспомним наш вчерашний разговор и кратко охарактеризуем главного героя.

Заслушиваются ответы ребят.


III. Проверка домашнего задания: Сравнительная таблица: «Башмачкин периода старой шинели и периода новой шинели».

Делаем вывод: Главный герой во всем себя урезал, смирял. Но когда он поставил перед собой цель справить новую шинель, то его жизнь стала еще смиреннее. Но для него слишком велика и желанна была новая шинель.


IV. Изучение нового материала.

В собраниях сочинений Гоголя словосочетание новая шинель печаталось по-разному: то курсивом, то в кавычках. В Академическом полном собрании сочинений принята форма написания первого собрания сочинений Гоголя, т.е. в кавычках. Очевидно, что автор подчеркивает это слово, ставит на нем ударение, тем самым обозначая его особый смысл.

В повести отчетливо выделяются два периода в жизни героя, которые условно можно обозначить как «период капота» (или переписывания) и «период новой шинели».

«Период капота» и «период новой шинели» противопоставляются по целому ряду значимых признаков.


План

«Период капота»


«Период новой шинели»

Отношение к

переписыванию бумаг

Ничто «не имело даже влияния на занятия его; среди всех докук он не делал ни одной ошибки».

«Приходя домой, он садился тот же час за стол, хлебал наскоро свои щи и ел кусок говядины с луком... вынимал баночку с чернилами и переписывал бумаги, принесенные на дом»

«Переписывая бумагу, он чуть было даже не сделал ошибки».

«Пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а немножко посибаритствовал на постеле, пока не потемнело»

Развлечения героя

«Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению»

«Он уж никак не мог отказаться от приглашения на вечеринку у столоначальника»

Внешний мир в сознании Акакия Акакиевича

«Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий раз на улице»

«Акакий Акакиевич глядел на все это как на новость... Остановился перед освещенным окошком магазина посмотреть на картину... покачнул головой и усмехнулся»

Отношение к шинели Акакия Акакиевича его самого и других чиновников

«Надобно сказать, что шинель Акакия Акакиевича служила тоже предметом насмешек чиновникам; от нее отнимали даже благородное имя шинели и называли ее капотом»

Придя домой в новой шинели, Башмачкин «скинул... и повесил ее бережно на стене... и потом нарочно вытащил, для сравнения, прежний капот свой... и сам даже засмеялся... И долго еще потом... он все усмехался, как только приходило ему на ум положение, в котором находился капот»

Отношение к переменам в жизни

Один директор захотел продвинуть Башмачкина по службе, приказав дать ему работу поважнее переписывания, но получил ответ: «Нет... дайте я перепишу что-нибудь»

«В голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник»

Слово учителя.

Чем вызвана необходимость пошива новой шинели? вызвано бытовой причиной — наступлением морозов.

Гоголь подробно указывает конкретные сроки замены старого капота новой шинелью: «Директор назначил Акакию Акакиевичу... целых шестьдесят рублей... Еще какие-нибудь два-три месяца небольшого голодания - и у Акакия Акакиевича набралось, точно, около восьмидесяти рублей». Портному понадобилось для работы «всего две недели». Таким образом, определяется конкретный срок «строительства» шинели — шесть с половиной месяцев.

Все это время пространство повествования становится все холоднее и холодней. Холод имеет не только бытовой смысл. Это один из центральных образов повести. «Физическое пространство» холода в повести не соотносимо с календарным временем. Петербургский северный мороз становится дьявольским соблазном, какой Акакий Акакиевич не в силах преодолеть.

С этого момента жизнь АА меняется. Каким образом? Теперь все подчинено мыслям, мечтам о новой шинели.

Легко ли было осуществить мечту? Нет.

Какая самая большая трудность стояла перед ним? Не было нужной суммы денег.


Слово учителя.

С появлением мечты о новой шинели в жизни Акакия Акакиевича все меняется. Шинель становится героиней повествования, определяя все перипетии сюжета. Все персонажи оказываются связанными именно их отношением к шинели. Это подчеркивается и заглавием повести. Вот почему Н. В. Гоголь отказался от названия «Повесть о чиновнике, крадущем шинели», заменив его на «Шинель».

Пересказ эпизодов:

  1. сбор денег стр. 206

  2. мечты АА и Петровича о новой шинели стр. 207


Новая шинель становится частью его существования, подругой жизни. Шинель заставляет аскета и затворника Акакия Акакиевича совершить ряд непоправимых роковых ошибок, выталкивая его из блаженного состояния замкнутого счастья в тревожный внешний мир, в круг чиновников и ночной улицы. Акакий Акакиевич, таким образом, предает в себе «кроткого» человека, предпочтя суетного, подверженного людским страстям и порочным наклонностям.

Акакий Акакиевич становится похожим на других чиновников: он едва не допускает ошибки во время переписывания, изменяет прежним привычкам и идет на вечеринку, вдруг бежит за незнакомой дамой, пьет шампанское, ест «винегрет с холодной телятиной, паштетом и кондитерскими пирожками».


- Случайно ли ограбление Акакия Акакиевича?

Это событие происходит как раз тогда, когда Акакий Акакиевич перестает быть «смиренным» человеком. Ограбление — это расплата за измену своему поприщу.

- Как ведет себя Акакий Акакиевич в первые минуты ограбления?

Пересказ эпизода: «ограбление»

Акакий Акакиевич теряет всю свою тихую кротость, совершает несвойственные его характеру поступки, он требует от мира понимания и помощи, активно наступает, добивается своего. Так, Акакий Акакиевич кричит будочнику, «что он спит и ни за чем не смотрит, не видит, как грабят человека», пугает хозяйку квартиры «страшным стуком в дверь», отправляется к частному приставу, грозит писарю, лжет, что пришел по казенному делу. Единственный раз в жизни Акакий Акакиевич пропускает присутствие. По совету чиновников Акакий Акакиевич отправляется к «значительному лицу».


Слово учителя.

Образ Акакия Акакиевича тесно связан с другим образом повести, а именно с образом «значительного лица». Несколько упрощая, можно сказать, что именно на столкновении этих двух образов и строится «Шинель».

- Как произошла встреча Акакия Акакиевича со «значительным лицом»?

Как чувствует себя генерал после встречи с АА?


После ухода Башмачкина генерал «почувствовал что-то вроде сожаления». Воспоминание о нем тревожило его, и он даже послал чиновника узнать о его делах. Известие о смерти Башмачкина поразило генерала. Он «слышал упреки совести».


В повести очевидно сходство внутренних состояний генерала и «одного молодого человека», нечаянно обидевшего Акакия Акакиевича в начале повести.

Разница между Акакием Акакиевичем и «значительным лицом» на первый взгляд огромна, однако между ними существует связь.


- Определите черты сходства в судьбах героев и в сцене с пропажей шинели.


Акакий Акакиевич

«Значительное лицо»

Новая шинель

Новый генеральский мундир

Шинель заставила отметить обнову пирушкой

«Генеральский мундир сбил совершенно с толку»

Недавно построил шинель

«Недавно сделался значительным лицом, а до того времени... был незначительным»

«Приятельский» ужин, выпи­вает два бокала шампанского

Выпивает два стакана шампанского

«Побежал было вдруг... за какою-то дамою»

«Решил не ехать еще домой, а заехать к одной знакомой даме» ввиду внезапно прилива самых «дружеских» к ней «отношений»


«...Прибежал домой в совер­шенном беспорядке: волосы... совершенно растрепались; бок и грудь и все панталоны были в снегу»

«Бледный, перепуганный и без шинели он приехал к себе, доплелся кое-как до своей комнаты и провел ночь в весьма большом беспорядке»


- Почему с героями происходят одинаковые события?

Как бы ни была велика разница между Акакием Акакиевичем и «значительным лицом», она не так велика, чтобы между ними исчезла несомненная связь. Несчастье Акакия Акакиевича постигает и генерала, тем самым уравнивая их, две крошечные фигурки, равные перед лицом Всевышнего. Этой мысли, в частности, служит явная перекличка сцен пропажи шинели у Акакия Акакиевича и у «значительного лица».


Слово учителя.

Жизнь Акакия Акакиевича — это не обычная «жизнь». Акакий Акакиевич — «мученик 14-го класса». Земное бытие мученика посмертная молва окружила легендарными подробностями.

- Почему умирает герой?

«Вмиг надуло в его горло жабу».


Слово учителя.

Судьба Акакия Акакиевича — судьба человека вообще перед лицом вселенной. Его основной и, кажется, единственный талант заключался в способности довольствоваться тем, что у него есть. Это помогает ему преодолевать все противоречия жизни и в какой-то степени становится проявлением «бесстрастия». С утратой этого свойства Акакий Акакиевич утрачивает и саму жизнь.

Его поведение перед смертью полностью противоречит смирению.


- Почему в повести появляется призрак Акакия Акакиевича?

Беспокойный призрак Акакия Акакиевича, стаскивающий с чиновников шипели, — это неуспокоенность души бедного чиновника, неспособного ее обрести долгожданный покой после смерти.


V. Подведение итогов урока.


- Каков смысл финала?

Очевидно, что фантастический финал — средоточие смысла повести. Ясно и то, что финал заключает некую загадку, которую нельзя исчерпать одним толкованием.

Финал повести звучит и как «торжество правды», как изображение посмертного бунта Башмачкина против «значительных лиц», т. е. как грозная возможность бунта, а не ее реализация, как борьба не героя, а автора против деспотизма сильных мира, как выражение и мести и возмездия слабых.

Значение финала исследователи связывали не только с образом Башмачкина, но и с образом «значительного лица». И нередко получалось, что повесть написана лишь для того, чтобы показать раскаяние генерала.


IV. Домашнее задание.

К/В: Какова художественная идея повести «Шинель» с точки зрения Г.М. Фридлендера? Стр.228 -231.

- Какая интерпретация вам представляется наиболее интересной?


Ответ: «Значительные лица должны испытывать свою вину за трагическую судьбу Акакия Акакиевича. Вот почему образ его после смерти вырастает во враждебную им, страшную и зловещую символическую фигуру, тревожащую их совесть».