Сценарий досуга «Ах, этот Старый новый год»
Цель: Знакомить детей с русскими народными традициями.
Задачи:
Образовательные: Расширить представление детей о празднике; Познакомить детей с обрядом колядования; Познакомить с русскими народными играми.
Развивающие: Развивать творческие способности детей; Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в праздничной и повседневной жизни.
Воспитательные:
• Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
Ход досуга
Ведущая: А вы знаете, что с Рождества 7 января по Крещение 19 января, на Руси праздновали Святки. Но сначала мы встречали Новый год, Рождество, затем наступали святки. В святочные дни люди поздравляли друг друга, готовили угощения, ходили в гости. А вот шить, вязать, прясть, плести корзины да лапти, выполнять грязную работу запрещалось. Потому что эти дни считались святыми.
Огоньки сверкают,
Огоньки мигают,
В зимний лес зовут.
Там нас сказки ждут.
Давайте, ребята, отправимся в зимнюю лесную сказку.
Двигательные упражнения «В дорогу»
В дорогу, в дорогу ( Дети маршируют.)
Нас музыка зовет,
По снежным дорожкам
Наш детский сад идет.
Под ножками тихо ( Ходят на носках.)
Скрипит, скрипит снежок.
(Идем на носочках.)
Не отставай, дружок!
В лесу много снега, ( Широко шагают.)
Сугробы лежат.
Чтобы не увязнуть,
Сделай шире шаг.
По лесным тропинкам ( Маршируют.)
Ножки спешат.
На прогулку вышел
Наш детский сад.
(В зале гаснет свет. Только горят огоньки на елке.)
Ведущая: Вот и попали мы в сказочный зимний лес.
Тишина вокруг. Поляна
Спит в объятьях сна,
Из-за леса выплывает
На дозор луна.
Но что это за большой сугроб? Это наверно берлога медведя.
Ведущая: Отойдем, ребята, от берлоги. Не будем тревожить Мишку.
(Дети на цыпочках садятся на места.)
Зажигается большой свет. В зал входит Лиса.
Лиса: Здравствуйте, ребята! Что это вы так тихо сидите? Я пришла Медведя разбудить. Он и так весь новогодний праздник проспал. (Подходит у сугробу.)
Мишка, просыпайся!
Мишка, поднимайся!
Ничего не слышит Мишка.
Помогите мне, детишки!
(Дети топают ногами и хлопают в ладоши.)
Спит, не слышит ничего.
Будем мы будить его.
Игра «Догонялки»
Подошли ребята к Мишке. ( Дети подходят к Медведю, укрытому простыней «сугробом»).
Сладко спит наш шалунишка.
Мы в ладоши громко хлопнем -( Хлопают).
Раз, два, три!
И ногами так притопнем -( Топают).
Раз, два, три!
Просыпайся, Мишка, (Грозят пальцем_.
Мишка-шалунишка,
Из берлоги вылезай
И ребяток догоняй!
(Мишка сбрасывает с себя простыню и догоняет детей. Они убегают на места.)
Медведь:
Вы зачем меня подняли,
Мишке выспаться не дали?
Лиса:
Миша, наступили святки.
В деревнях идут колядки.
Медведь: Колядки? Это что такое?
Лиса: Колядки - это веселые забавы. (Дает историческую справку.)
Медведь: Угощение - это хорошо!
Лиса: Чем, Миша, мы хуже? Давай в лесу у нас поколядуем!
Медведь: А кто нам в лесу угощение даст?
Лиса: Смотри, сколько ребят к нам в зимний лес в гости пришло. Вот пусть они нас и угощают.
Медведь и Лиса обходят елку.
Медведь, Лиса:
Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Счастья будет вам горой,
Урожая воз большой!
«Колядка»
Поют Медведь и Лиса.
У хозяина в дому
Велись бы ребятки,
Велись бы телятки,
Велись бы ягнятки,
Велись бы жеребятки,
Велись бы поросятки,
Велись бы козлятки,
Велись бы утятки!
Медведь:
Коляду встречайте,
Нас с Лисою угощайте!
Ведущая:
Не плясали и не пели,
Угощенья захотели!
Сначала нас повеселите,
Поиграйте, попляшите.
Медведь:
А я, Мишенька-медведь,
Так умею песни петь:
У-у-у!..
Ведущая:
Тише, Миша, не кричи!
Тише, Миша, не рычи!
Эх, ты, Мишенька-медведь!
Совсем ты не умеешь петь,
Ты тугой на ухо —
Ни голоса, ни слуха.
Послушай лучше ты ребят,
Петь песню и они хотят.
Песня о зиме (по выбору)
Лиса:
А я — Лиса-красавица.
Играть мне очень нравится.
Игра «Зайцы и лиса»
Лиса:
А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,
Повесели гостей немножко.
Медведь:
Давай, Лиса, покажем,
Как лихо с тобой пляшем.
«Барыня»
Медведь и Лиса танцуют. Дети хлопают.
Ведущая:
Прикатила коляда
Из далекого леска.
Что за славный денек!
Ты не прячься за пенек,
Будем кругом ходить,
Будем всех веселить!
Дети и звери водят у елки хоровод.
Хоровод (по выбору)
Лиса:
Вас кончаем веселить.
Не пора ли нас дарить?
Ведущая:
Вот вам, гости дорогие,
Колядовщики лесные,
Пряники, конфеты!
(Дает Лисе и Медведю корзинку с угощением.)
Медведь: Спасибо вам за это!
(Медведь и Лиса прощаются с детьми и уходят.)
Ведущая: В старину на Рождество люди всегда гадали на свою судьбу. И мы сейчас погадаем и в мешочек заглянем.
Гадание по профессиям для детей ( в мешочке лежат следующие предметы):
Ножницы детские — парикмахер
Сантиметр — портной
Книжка — писатель, ученый
Муз.инструмент — музыкант
Краски — художник
Градусник — врач
Машина — водитель
Ведущая: На Руси люди Святки отмечали, пели и плясали, в ложки деревянные, бубенцы весело играли.
Вы, ребята, поспешайте, инструменты разбирайте!
Ну-ка примемся за дело, поиграем с ними смело!
Игра на детских музыкальных инструментах: «Ложкари»
Раз- два, раз- два, начинается игра!
(Под русскую народную мелодию вместе с воспитателем играют на инструментах)
Ведущая: Ребята, а мы с вами еще не колядовали. В святочные дни принято было пройтись по деревне, с песнями-колядками, прославляя будущий урожай. Желая всем добрым людям счастья, здоровья и богатства. А если случалось, что гнали их со двора, то люди верили, что после этого не будет удачи в доме. Вот дом стоит, а в нем свеча горит. Давайте постучим, наверное, здесь живет щедрая хозяюшка.
Хозяйка: Никак колядовщики пожаловали?
Ведущая: Здравствуй, хозяюшка!
С новым годом
С новым счастьем
С новым здоровьем!
Хозяюшка! Будешь ли наших деток угощать?
Хозяйка: А за что вас угощать-то? Вы колядки расскажите, песни-пляски заведите, а я посмотрю, послушаю.
Дети читают колядки:
Коляда, коляда
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пятачки.
Хоть рубь,
Хоть пятак,
Не уйдём из дома так!
Дайте нам конфетку,
А можно и монетку
Не жалейте ничего
Накануне Рождество!
Ведущая:
Хозяюшка любезная, лакомым кусочком поделись,
Угощение-то у вас знатное, малым детушкам приятное!
Тетенька добренька, подай что – то сдобненько:
Пышку да ватрушку, да свиную ножку.
Хозяйка угощает детей.
Ведущая: Ну вот и закончился наш праздник. Мы говорим вам: до свидания, мир тому, кто в этом дому. До новых встреч, до новых праздников.
Ожидаемый результат: Создать сказочную атмосферу. Успешно- проведенный праздник. Вызвать интерес у детей к этому празднику. Расширить знания детей об этом празднике, раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности.