Мирзазянова Екатерина Владимировна
учитель информатики
МБОУ УЛ г. Димитровграда
ОРГАНИЗАЦИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ СРЕДСТВАМИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ
Под визуализацией понимается всякий способ обеспечения наблюдаемости реальности, а под результатом визуализации или визуальной моделью – любую зрительно воспринимаемую конструкцию, имитирующую сущность объекта познания.
По исследованиям психологов известно, что зрение обеспечивает человеку около 90% информации. Психологами и физиологами доказано, что левое полушарие специализируется на вербально-символических функциях, а правое – на пространственно-синтетических [1].
Визуализация выступает как промежуточное звено между учебным материалом и результатом обучения, как своеобразный гносеологический механизм, позволяющий «уплотнить» процесс познания, очистить его от второстепенных деталей и тем самым оптимизировать. Визуализация обеспечивает синтез знаний, позволяет опосредованно и наглядно представить изучаемые явления в тех областях, в которых непосредственно наглядное восприятие затруднено или вообще невозможно. Интерес к визуализации диктуется всем ходом развития человеческой деятельности, практики в самом широком смысле этого слова, нарастанием потока информации, для освоения которой становятся непригодны, громоздки традиционные методы и средства. Для дальнейшего накопления, освоения, хранения, переработки и передачи информации во всех сферах человеческой деятельности необходимы новые, компактные, мобильные средства отражения объективного мира в сознании субъекта. Визуализация — одно из этих средств. Необходимость в более компактных, и эффективных средствах обучения становится одной из важнейших задач общества, нуждающегося в систематических знаниях.
Информатика участвует в формировании и развитии личности, особенное внимание при изучении информатики уделяется развитию логического и алгоритмического мышления, принципами которой являются:
- сочетание процесса изучения и накопление теоретических знаний с практическим их применением при работе на компьютере;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей в развитии алгоритмического мышления;
- взаимосвязь между информатикой и другими предметами;
- разнообразие в процессе преподавания предмета.
Целесообразность использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению, сочетание методов, форм и средств обучения, прочность овладения знаниями, умениями и навыками, социализация обучаемого.
Напомню, акмеология – это интегративная наука, изучающая закономерности достижения вершин развития человека на каждом возрастном этапе его жизни. В общем и целом понятие «акмеология» - это возможность высших достижений человека в разных пространствах его жизнедеятельности и в разных формах их осуществления. Школьная акмеология изучает вершины развития субъектов педагогического процесса в школе, достижения вершин в учении и развитии учащихся.
Если акмеологию выразить с помощью информатики и информационных технологий, то получим информационную акмеологию – науку о путях достижения профессионализма и компетентности в информационной деятельности. Профессионализм в информационной деятельности это интегральная психологическая характеристика личности специалиста – пользователя информационными технологиями, включающая владение им необходимыми видами профессиональной деятельности и сочетание личностных профессионально важных качеств, обеспечивающих эффективное решение его профессиональных задач по поиску, хранению и эффективной обработке информации, а также задач профессионального самосовершенствования в области информатики. [3]
Акмеограмма пользователя информационными технологиями – это программы, включающие систему задач и способов продвижения специалиста к вершинам профессиональной и личностной зрелости в ходе использования информационных технологий.
Использование акмеологических приемов и технологий в организации образовательного процесса сегодня особенно актуально в связи с обострением проблемы качества современной школы и внедрением нового ФГОС. Как же создать на уроке информатики акмеологическое пространство? Для этого рассмотрим интерактивную среду Learningapps.org. Вся работа в этой интерактивной среде строиться из модулей, которые вы сами можете разрабатывать, или можете воспользоваться готовыми модулями.
Эти модули могут быть использованы непосредственно в процессе обучения материалов, а также для самостоятельного изучения. Платформа открыта для всех видов образовательных учреждений: детского сада, начальной школы, средней школы, профессионально-технических училищ, техникумов и т.д.
При организации акмеологического пространства урока активно использовала разнообразные приемы. На первом этапе работы на уроке, предлагаю воспользоваться упражнением «Доска объявлений», который я назвала «Мой Stick». Он предоставляет возможность пользователю использовать все виды информации: текстовую, графическую, аудио- и видео- информацию при создании своей «доски». С помощью этого упражнения у обучающегося выстраивается полное представление о теме урока.
Следующее упражнение проверка знаний в виде интерактивного теста. Предлагаю воспользоваться упражнением в виде игры «Кто хочет стать миллионером?», или викторина с выбором правильного ответа. Данные виды упражнений сразу выдают результат на экран, и можно сразу увидеть уровень знаний ученика по данной теме.
На последнем, завершающем этапе урока каждый ученик может оценить себя с помощью упражнения «Голосование». Запустив упражнение, ученику предлагается оценить, насколько процентов он усвоил учебный материал, и оценить свою работу на уроке. Таким образом, каждый ученик увидит свою акмеограмму за урок, почувствует свою значимость, повысит свою самооценку путем выполнения данных упражнений.
Список литературы:
Акмеология профессионального образования: материалы 10-й Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 13 – 14 марта 2013 г. / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун.-т». Екатеринбург, 2013. 221 с.
Беспалов П.В. Акмеологическая концепция формирования информационно-технологической компетентности // Акмеология. – 2007. — №3. – С.27-31.
Машантаева З.А. Организация акмеологического пространства на уроках информатики // Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. – 2016. — №5. – С.33-36.