СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Акмеологическое пространства на уроках информатики средствами визуализации

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Средства визуализации на уроках информатики. Интерактивные средства

Просмотр содержимого документа
«Акмеологическое пространства на уроках информатики средствами визуализации»

Мирзазянова Екатерина Владимировна

учитель информатики

МБОУ УЛ г. Димитровграда


ОРГАНИЗАЦИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ СРЕДСТВАМИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ


Под визуализацией понимается всякий способ обеспечения наблю­даемости реальности, а под результатом визуализации или визуальной моделью – любую зрительно воспринимаемую конструкцию, имитирующую сущность объекта познания.

По исследованиям психологов известно, что зрение обеспечивает че­ловеку около 90% информации. Психологами и физиологами доказано, что левое полушарие специализируется на вербально-символических функциях, а правое – на пространственно-синтетических [1].

Визуализация выступает как промежуточное звено между учебным материалом и результатом обучения, как своеобразный гносеологический механизм, позволяющий «уплотнить» процесс познания, очистить его от второстепенных деталей и тем самым оптимизировать. Визуализация обеспечивает синтез знаний, позволяет опосредованно и наглядно представить изучаемые явления в тех областях, в которых непосредственно наглядное восприятие затруднено или вообще невозможно. Интерес к ви­зуализации диктуется всем ходом развития человеческой деятельности, практики в самом широком смысле этого слова, нарастанием потока информации, для освоения которой становятся непригодны, громоздки традиционные методы и средства. Для дальнейшего накопления, освоения, хранения, переработки и передачи информации во всех сферах человечес­кой деятельности необходимы новые, компактные, мобильные средства отражения объективного мира в сознании субъекта. Визуализация — одно из этих средств. Необходимость в более компактных, и эффективных средствах обучения становится одной из важнейших задач общества, нуждающегося в систематических знаниях.

Информатика участвует в формировании и развитии личности, особенное внимание при изучении информатики уделяется развитию логического и алгоритмического мышления, принципами которой являются:

- сочетание процесса изучения и накопление теоретических знаний с практическим их применением при работе на компьютере;

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей в развитии алгоритмического мышления;

- взаимосвязь между информатикой и другими предметами;

- разнообразие в процессе преподавания предмета.

Целесообразность использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению, сочетание методов, форм и средств обучения, прочность овладения знаниями, умениями и навыками, социализация обучаемого.

Напомню, акмеология – это интегративная наука, изучающая закономерности достижения вершин развития человека на каждом возрастном этапе его жизни. В общем и целом понятие «акмеология» - это возможность высших достижений человека в разных пространствах его жизнедеятельности и в разных формах их осуществления. Школьная акмеология изучает вершины развития субъектов педагогического процесса в школе, достижения вершин в учении и развитии учащихся.

Если акмеологию выразить с помощью информатики и информационных технологий, то получим информационную акмеологию – науку о путях достижения профессионализма и компетентности в информационной деятельности. Профессионализм в информационной деятельности  это интегральная психологическая характеристика личности специалиста – пользователя информационными технологиями, включающая владение им необходимыми видами профессиональной деятельности и сочетание личностных профессионально важных качеств, обеспечивающих эффективное решение его профессиональных задач по поиску, хранению и эффективной обработке информации, а также задач профессионального самосовершенствования в области информатики. [3]

Акмеограмма пользователя информационными технологиями – это программы, включающие систему задач и способов продвижения специалиста к вершинам профессиональной и личностной зрелости в ходе использования информационных технологий.

Использование акмеологических приемов и технологий в организации образовательного процесса сегодня особенно актуально в связи с обострением проблемы качества современной школы и внедрением нового ФГОС. Как же создать на уроке информатики акмеологическое пространство? Для этого рассмотрим интерактивную среду Learningapps.org. Вся работа в этой интерактивной среде строиться из модулей, которые вы сами можете разрабатывать, или можете воспользоваться готовыми модулями.

Эти модули могут быть использованы непосредственно в процессе обучения материалов, а также для самостоятельного изучения. Платформа открыта для всех видов образовательных учреждений: детского сада, начальной школы, средней школы, профессионально-технических училищ, техникумов и т.д.

При организации акмеологического пространства урока активно использовала разнообразные приемы. На первом этапе работы на уроке, предлагаю воспользоваться упражнением «Доска объявлений», который я назвала «Мой Stick». Он предоставляет возможность пользователю использовать все виды информации: текстовую, графическую, аудио- и видео- информацию при создании своей «доски». С помощью этого упражнения у обучающегося выстраивается полное представление о теме урока.

Следующее упражнение проверка знаний в виде интерактивного теста. Предлагаю воспользоваться упражнением в виде игры «Кто хочет стать миллионером?», или викторина с выбором правильного ответа. Данные виды упражнений сразу выдают результат на экран, и можно сразу увидеть уровень знаний ученика по данной теме.

На последнем, завершающем этапе урока каждый ученик может оценить себя с помощью упражнения «Голосование». Запустив упражнение, ученику предлагается оценить, насколько процентов он усвоил учебный материал, и оценить свою работу на уроке. Таким образом, каждый ученик увидит свою акмеограмму за урок, почувствует свою значимость, повысит свою самооценку путем выполнения данных упражнений.


Список литературы:

  1. Акмеология профессионального образования: материалы 10-й Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 13 – 14 марта 2013 г. / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун.-т». Екатеринбург, 2013. 221 с.

  2. Беспалов П.В. Акмеологическая концепция формирования информационно-технологической компетентности // Акмеология. – 2007. — №3. – С.27-31.

  3. Машантаева З.А. Организация акмеологического пространства на уроках информатики // Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. – 2016. — №5. – С.33-36.