ІІІ Изучение нового материала. Ознакомление с жизненным и творческим путем К.С. Аксакова. 2 Подготовка учащихся к восприятию новой темы. | І страница «Биография К.С. Аксакова» -Аксаков Константин Сергеевич – русский поэт, критик, историк. 1 ученик: Константин Сергеевич старший сын Сергея Тимофеевича и Ольги Семеновны родился 29 марта 1817 года в селе Ноао-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии.. 2 ученик: Константин рос под влиянием полной, прямодушной, страстно любившей все родное матери и добродушного отца. Мама была исполнена самых патриотических стремлений, которые внушала своим сыновьям с детства. 3 ученик: До 9 лет Аксаков рос в деревне, затем в 1826 году переехал в Москву. В возрасте 15 лет в 1832 году Аксаков поступил учиться в Московский университет на словесный факультет. 4 ученик: Творческая биография Константина Аксакова весьма обширна. Он писал драмы и стихотворения. Текст одного из известных поэтических призведений Аксакова «Мой Марихен так уж мал» было положено на музыку П.И.Чайковским (детская песня «Мой Лизочек»). 5 ученик: Самым сильным чувством Аксакова за всю жизнь была его привязанность к отцу, поэтому вскоре после его смерти у Константина Сергеевича розвилась тяжелая болезнь, от которой он умер на острове Занте в Греции 7 декабря 1860 года. ІІ страница «Поэзия К.С.Аксакова» Сборник поэзии поэта называется «Лирикон». Там собраны стихотворения лирического характера и патриотические. «Москва», «Я видел Волгу», «Тучи грозные покрыли», «Солнце», «Осень», «Степь», «Орел и поэт» и другие. ІІІ страница Стихотворение «Облако». - Отгадайте загадку: Без крыльев летят, Без ног бегут, Без паруса плывут (облака). - Сегодня на уроке мы будем работать со стихотворением «Облако». | Ученики рассказывают о жизни и творчестве К.Аксакова. Остальные дети слушают. | Уметь слушать собеседника. |
2. Первичное восприятие стихотворения. 3.Словарно-лексическая работа. 4.Чтение текста стихотворения с анализом. 5.Обобщающая беседа. | - Сегодня мы попробуем открыть для себя секреты, которые помогут нам выразительно читать стихотворение. Для этого нам нужно понять картину из жизни, рисуемую автором, понять точку зрения автора, настроение лирического героя. - недосягаемая даль – невозможно достичь, далекое место; - привольный – свободный; - лазурные поля – светло-синие; - мольбой – горячая просьба; - в их груди эфирной – воздушной, неземной; - приют беспечных – место, где можно спастись; - чужбину – чужая сторона. - Прочитайте стихотворение сами и отметьте слова, которыми автор рисует картину недосягаемого неба. -1часть - Как вы понимаете содержание первой строки? Что значит царственный покой? - Что значит «недосягаемая даль»? - А теперь найдите в этой части текста, с чем сравнивает автор небо? - Найдите глаголы, которые передают свободу облаков. - Как вы думаете, Аксаков нам показал в этой части земную жизнь или нет? - 2 часть - Как вы понимаете выражение «мольбой напрасной»? - Что значит «в груди эфирной»? -Как сказать по-другому «приют беспечных»? - Какие глаголы употребил автор во 2 части, для того, чтобы показать облака? - Скажите, во 2 части показана земная жизнь? - Прочитайте последние две строки и скажите, возможно ли воссоединение 1 и 2 части? - Для чего автор написал это стихотворение? - Как называем такие стихотворения? Итог: Взрослые не могут вспомнить, что когда-то они дружили с легкими облаками, их притягивало лазурное небо в детстве. Только любовь делает людей прекрасными. | Записаны слова и словосочетания. Дети работают самостоятельно, затем идет повторное чтение с обсуждением. Величественный, горделивый покой. Что невозможно достичь. Сравнивает небо с лазурными полями. Летят, мчатся. Неземную, недосягаемую. Бесполезной, горячей просьбой. Воздушной, неземной. Место, где можно спастись. Не мани, не сойдут, не бросят. Да, земная. Оно несоединимо, но если будет между людьми дружба, любовь, тогда будет единая жизнь. Чтобы рассказать о свои чувствах. Чтобы поделиться с читателями своими чувствами и переживаниями. Это стихотворение не о картине природы, а о чувствах человека. Лирическими. | Уметь настроить себя на работу. Уметь анализировать средства художественной выразительности, сравнивать. Уметь делать выводы, подводить итог прочитанному. |
V Формирование умений и отработка навыков. Составление кластеров. | IV страница «Составление кластера» - 1вариант составляет кластер «небо», а 2 вариант кластер «облако», употребляя глаголы и прилагательные. | 1 вариант: синее, голубое, удивительное, лазурное, бездонное, ясное, чистое, высокое. 2 вариант: химерные, легкие, белые, воздушные, перистые, кучевые, хмурые, появились, разбежались, поплыли, полетели. | Уметь составлять кластер, используя части речи из русского языка. |
Игра «Облачко». Читает тот, кому попало облачко. Творческая работа в парах. | - Выразительное чтение стихотворения. - Дети в паре рисуют свою часть стихотворения. - Читают часть стиха, используя рисунок. V страница «Собери пословицу» -Каждая пара имеет половинку пословицы. Нужно найти вторую половину, соединить и прочитать. | Хлеб убирают – на небо взирают. Без облака дождя не бывает. Далеко, как небо от земли. Как не мостись, а на небо не влезешь. Под облако не прыгнешь и в воду не войдешь. Птицы в клетке тоскуют по облакам. Все можно, нельзя только на небо влезть. | Уметь выразительно читать стихотворение. Уметь работать в парах и оценивать своего соседа. Уметь работать в сотрудничестве. |
VII Рефлексия. Оценка учебных достижений. | У каждого лежит на парте 3 вида облаков. Оцените свою работу. Если вы активно участвовали в работе на уроке, делились с ребятами своими суждениями, возьмите облако с лугом. Если вы участвовали в работе, но не всегда могли ответить, возьмите облако в виде медвежонка. Если вы не разобрались в поэтическом произведении, возьмите облако красного цвета. - Я рада, что наше небо состоит из таких красивых облаков. | Самооценка. | Уметь оценить свои способности |