СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аксиологическая подготовка будущих специалистов сферы образования как фундаментальная основа педагогической культуры. Статья. Преподаватель Бобылева Н.И.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема профессиональной подготовки высококвалифицированного специалиста, способного проектировать собственные действия, оценивая риски; гибко реагировать на изменения в профессионально-трудовом сегменте; мобильно осваивать тактику профессионального поведения не нова. Она продолжает волновать  теоретиков-методологов, педагогов-практиков, мастеров производственного обучения и оставаться одной из значимых на современном этапе развития образования, поскольку качество подготовки специалиста выступает гарантом устойчивого инновационного развития, как образования, так и общества в целом.

Просмотр содержимого документа
«Аксиологическая подготовка будущих специалистов сферы образования как фундаментальная основа педагогической культуры. Статья. Преподаватель Бобылева Н.И.»

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПУТЕМ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ

Н.И. Бобылева, преподаватель общепрофессиональных дисциплин


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»

г. Краснодар


Проблема профессиональной подготовки высококвалифицированного специалиста, способного проектировать собственные действия, оценивая риски; гибко реагировать на изменения в профессионально-трудовом сегменте; мобильно осваивать тактику профессионального поведения не нова. Она продолжает волновать теоретиков-методологов, педагогов-практиков, мастеров производственного обучения и оставаться одной из значимых на современном этапе развития образования, поскольку качество подготовки специалиста выступает гарантом устойчивого инновационного развития, как образования, так и общества в целом.

Динамичная социально-экономическая ситуация ориентирует профессиональное образование на оперативное реагирование: определение точек роста, технологизацию процесса формирования общих и профессиональных компетенций, активизацию трансформационных возможностей предметно-пространственной среды [2, с.3].

В этих условия, среднее профессиональное образование, призванное обеспечивать готовность молодых кадров к трудовой дея­тельности, должно, фокусироваться на аксиологической подготовке специалиста, как одном из значимых компонентов профессиональной культуры. Это позволит субъекту образования осознать ценность знаний и умений, развить устойчивую способность к рефлексии, обеспечивая саморазвитие специалиста, выступит устойчивым мотивом к овладению общих, профессиональных и надпрофессиональных компетенций, а также станет импульсом к непрерывному образованию и самообразованию.

Аксиологическая подготовка специалиста сферы образования включает в себя создание условий для сознательного выбора студентом конкретных профессиональных ценностей в качестве нормы поведения и ценностное отношение (самоотношение). Составляя единую систему, ценности регулируют деятельность, выступают ориентиром при выборе способа действий и в качестве механизма контроля, способствующего поддержанию культурного эквилибриума.

Решить данную проблему представляется возможным путем использования арт-технологий, которые, с одной стороны, предполагают творческую активность, а с другой, выступают в качестве активных методов обучения и способствуют достижению целей и решению задач развития личности.

Среди многообразия определений понятия «арт-технологии» необходимо фокусироваться на том, которое сопряжено с объектом педагогической науки.

По мнению Афанасьевой А.Б. арт-технологии – это научно-педагогические технологии, основанные на интегративном применении различных видов искусства в образовательном процессе в целях эффективного воспитательного воздействия на личность [1, с.94].

Шкиль И.Е. под арт-технологиями понимает обучение, осуществляемое при помощи средств художественного творчества [2, с.4].

Согласно определению Никандрова Н.Д. арт-технологии - слияние творчества и коррекционной практики; метод, направленный на реализацию скрытой энергии в результате творческого осмысления, тренировки, личностного роста, как воздействие на мотивационную, эмоциональную, адаптивную сферу [3, с.95].

Применение арт-технологий в процессе аксиологической подготовки будущих специалистов сферы образования позволит формировать следующие группы ценностей:

- ценности, связанные с утверждением профессиональной Я-концепции;

- ценности, обеспечивающие успешную коммуникацию (общение с субъектами образования, референтными людьми, обмен духовными ценностями);

- ценности творческой самореализации (возможности развития профессионально-креативных способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, непрерывное образование);

- ценности гуманистической направленности профессиональной деятельности (ориентация на личность неповторимую, самобытную) [1, с.97].

Решение обозначенной проблемы в контексте современного образования является одной из значимых задач и требует определенных подходов. В этой связи в ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж» была разработана программа научного кружка «Культура педагогического общения», включающая цикл занятий, и обладающая определенным резервным потенциалом в формировании ценностного сознания будущего специалиста сферы образования, способствующая формированию ценностно-смысловых установок профессиональной деятельности педагога, связанных с развитием гуманистических ценностных ориентаций. В ходе реализации программы средствами аксиологической подготовки выступили арт- технологические приемы, обеспечившие включение студентов в ценностно-ориентационную, художественно-эстетическую и рефлексивную деятельность.

Так, на одном из занятий по теме «Профессиональные ценности», на этапе актуализации, студентам необходимо было подумать и ответить на вопрос: «Какое качество вы больше всего цените в людях, а затем сочинить сказку, которая бы содержала информацию об этом качестве. Далее было предложено представить продукт деятельности, а все остальные должны были определить, о каком качестве идет речь. Таким образом, арт-терапевтический прием «сказкотерапия» способствовал актуализации знаний студентов об универсальных ценностях и ценностных ориентациях.

Особый интерес, в контексте данного занятия, вызвало задание, где необходимо было позиционировать педагогические ценности, используя приемы изо-терапии. Студентам удалось создать знаково-символичный рисунок в технике «коллаж», отражающий педагогические ценности, среди которых «человек», «жизнь», «обучающиеся», «знания», «профессиональная компетентность», «педагогическое мастерство», «творчество». Презентация продукта групповой деятельности сопровождалась доводами и обоснованиями своего выбора. Участники констатировали: «Образование – есть ценность, значимое благо, осуществляемое в интересах человека и общества»; «Педагогическое мастерство можно отнести к аксиологической категории, поскольку оно основано на высоком профессионализме преподавателя, его общей культуре и педагогическом опыте, который является залогом повышения уровня воспитанности и образованности личности».

Таким образом, данное занятие способствовало формированию адекватного представления о ценностях, в том числе профессиональных; осознанию установки на развитие гуманистических ценностей; активизации инновационной деятельности.

В ходе выполнения упражнения «Мои проблемы» на занятии по теме «Основы педагогической культуры» членам группы было предложено написать на отдельных листах (не указывая имя) какие трудности они испытывают в профессиональной деятельности. Листки сворачиваются и складываются в общую стопку. Затем каждый участник произвольно берет любой листок, озвучивает проблему и предлагает пути решения. Данное упражнение позволило осознать ключевые ценностные ориентиры, что обеспечило формирование потенциальной готовности будущего специалиста к выходу за рамки узкопрофильных задач, преодолевая ригидность и ограниченность.

Мини-проект «Школа, в которой хочется учиться» был реализован, путем использования приема арт-терапии «театрализация», позволяющего укрепить и обогатить эмоционально-ценностные ресурсы и коммуникативные возможности студентов. Ориентиром данного вида деятельности студентов выступили ценности, которыми должен обладать учитель: креативность, способность к саморегуляции, умение принимать нестандартные решения и быстро действовать в динамично меняющихся ситуациях.

Развитию профессиональных ценностей способствовал формат импровизации, где в условиях, приближенных к реальным, представилась возможность решать педагогические ситуации, используя приемы куклотерапии, что позволило студентам осознать свою индивидуальность, личностную уникальность, выйти на новый уровень аксиологической готовности, самосознания, повысить свою самооценку.

Таким образом, арт-занятия обеспечили условия, с одной стороны, для развития инновационной педагогической деятельности студентов, реализации потенциала в усвоении профессиональных знаний и умений, а с другой, для формирования аксиологического Я личности, как системы ценностных ориентаций интегрирующих как социально-педагогические, так и профессионально-групповые ценности, служащие основанием индивидуально-личностной системы профессиональной надежности.


Список литературы

  1. Афанасьева, А.Б. Арт-технологии в диагностике и развитии креативности ребенка во внеурочной деятельности // В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы всероссийской научно-практической конференции, 2016. - С. 94-98.

  2. Кунгурова, И.М. Воронина, Е.В. Долженко, С.Г. Арт-технологии в формировании инновационной педагогической деятельности // Науковедение, 2014. - №6 – С. 3-8.

  3. Степанова, А.В. Жданова, С.Н. Арт-технологии в социализации учащихся // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии сборник материалов 9-ой Международной научно-практической конференции, 2016. - С. 95-98.