Мнемотехника – это система методов и приемов, облегчающих процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации. У детей особенно важно развивать наглядно-образное мышление ,используя ассоциативные ряды, а позже схемы , символы и знаки, которые и есть суть мнемотехники. Именно символы и знаки лежат в основе звукобуквенного анализа и математических представлений.
Цели обучения: - развитие высших психических процессов -формирование приёмов, облегчающих запоминание -развитие наглядно-образного мышления -увеличение объёма памяти -развитие познавательных процессов и учебной мотивации -развитие игровой деятельности ребёнка
Этапы работы: -воспроизведение текста с помощью мнемотаблиц -использование символов-заместителей , знаков ,графических аналогий, рифмы для запоминания Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев. Главное – передать условно-наглядную схему так, чтобы нарисованное было понятно детям. Суть заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение или текст зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение, рассказ целиком.
Мнемотехника не требует дословного запоминания текстовой информации. Ребенок воспроизводит текстовые сведения по припоминаемым картинкам.
В лесу темно, Все спят давно. Сова не спит, На совят глядит.
Едет, едет солнце в золотой карете, Видит , видит солнце сверху всё на свете: И кота , и петуха , и козу с рогами, И как Петя Иванов машет кулаками!
У мамы в сумке сом и сметана, Сом- коту , сметана- Степану.
Котёнок любил сметану. Сметана была в кувшине. В кувшин упал котёнок. Котёнка спасла Маша. ( Стрелкой обозначаем слово-действие, значок- предлог «в»)
Наступила поздняя осень. Маленький котёнок остался в парке под дождём. Он промок насквозь и дрожал. Катя с мамой увидели котёнка и забрали домой. Малыша накормили и он уснул. Катя полюбила котёнка и назвала его Мурзик .
Иногда ребёнку сложно запоминать цифры (так как это абстрактная информация). Если вместо цифр использовать связанные с ними образы, то процесс запоминания существенно упрощается. Единица, очень тонкая ,как спица. Выгибает двойка шею , Волочится хвост за нею. Тройка –третий из значков, состоит из двух крючков и т.д.
Другими элементарными приёмами запоминания являются ритм и рифма.
Так мы легко запоминаем название и порядок следования планет Солнечной системы. Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли
Цвета радуги. Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь.
Учим запоминать буквы. А – шалашик, посмотри, есть скамеечка внутри О Буква О, смотри дружок, - это маленький кружок Ы Вот бедняжка, - буква Ы, ходит с палочкой, увы Э Э свернулась крендельком, дразнит длинным языком
Учим различать твердые и мягкие согласные звуки. Зима – холодная , сердитая , синяя. Твердые звуки звучат сердито , обозначаем их синим цветом. Лето - теплое , ласковое , зеленое. Мягкие звуки звучат ласково , обозначаем их зеленым цветом , улыбаемся , произнося их.
Слово и зрительный образ составляют устойчивую связь, которая является золотым правилом дидактики.
Список использованной литературы. Борякова Н.Ю. , Соболева А.В., Ткачёва В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М. 1999 Барсукова Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек.// Логопед №5/2009 Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.2005 Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР .М.2004 Ильякова Н.Е. Серии сюжетных картин . Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР. М.2009 Игумен Киприан ( Ященко) Православное воспитание. М. 2012 Зиганов М.А. ,Козаренко В.А. Мнемотехника. М.2007 Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов. // Дошкольное воспитание №5/ 1990
Конец