СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры младших школьников на уроках математики по ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы активизации познавательной деятельности младших школьников приобретают все большую актуальность. Этому способствуют злементы проблемного обучения, исследовательская деятельность, использование различных средств наглядности.

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры младших школьников на уроках математики по ФГОС.»

Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры младших школьников на уроках математики по ФГОС.

Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это - то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.
Отличительными чертами педагога, который стремится достичь мастерства, являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Поэтому профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Я считаю, что главное - это профессиональная готовность к реализации ФГОС начального общего образования.

Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. И это закономерно, т.к. учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе.

Проблемы активизации познавательной деятельности обучающихся побудили и меня искать более эффективные и рациональные пути добывания знаний учащимися.

В результате собственных исследований, наблюдений и исканий, можно утверждать, что внедрение инновационных педагогических технологий, системный подход к организации работы с информацией позволяет решить множество проблем, а творческий подход определяется научным выбором лучшего из возможного.

Активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но главным считаю создание ситуации успеха и повышение интереса к обучению, что, на мой взгляд, является мощным стимулом для обучающихся.

Опыт работы в начальных классах показал, что повышению активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках значительно способствуют элементы проблемного обучения, новые подходы к использованию различных средств наглядности, исследовательская деятельность.

Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела, и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся.

Достигаю решения этих задач, в том числе и через использование компьютерных технологий, так как сегодня разнообразные интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя.

Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждый урок с применением компьютера вызывает у детей эмоциональный подъем.

Мультипликационный или видеосюжет электронной энциклопедии не только расширяет спектр предъявляемой информации, но и активизирует внимание школьников за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов. Кроме дисков я активно использую интернет и создаю свои презентации к урокам.

Надо отметить, что использование образовательной информации, размещенной на дисках и в презентациях, не является заменой учебникам или его новым вариантом. Оно создает основу для организации самостоятельной деятельности школьников по анализу и обобщению материала при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса. Использование образовательной медиатеки позволяет мне представить обширный и самый разнообразный материал, выбрать последовательность знакомства с предлагаемой информацией и степень глубины этого знакомства, «извлечь» любой материал по предметам и использовать его в самостоятельных работах учеников, озвучить любой текст.

21 век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методами и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Бурное развитие информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске или в ноутбуке, который находится в нашем классе.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Наши ученики имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и грамотно использовать на уроках. Необходимо отметить, что охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания.

Учитывая психологические особенности младшего школьника, работу с использованием ИКТ организую чётко продумано, дозировано, опираясь на Санитарно-гигиенические нормы.

Таким образом, применение ИКТ на моих уроках носит щадящий характер, разумное и адекватное сочетании компьютерной и здоровьесберегающей технологий, которые, в сочетании, несомненно, ведут к успешности в обучении.

Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, могу с уверенностью сказать, что грамотное использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе позволяет:

  • обеспечить положительную мотивацию обучения.

  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

  • повысить объём выполняемой работы в 1,5 – 2 раза;

  • усовершенствовать контроль знаний;

  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

  • используя данную современную технологию, я учу своих детей пользоваться различными электронными библиотеками и другими информационными ресурсами. Дети видят, что можно не только играть в компьютерные игры.

Итак, применение компьютерной техники в начальной школе развивает познавательные способности обучающихся: внимание, воображение, память, логическое мышление; улучшает восприятие мира, т.е. в полной мере активизирует познавательную деятельность младших школьников и адаптация школы к компьютерному веку необходима, поэтому мы стараемся идти в ногу со временем и включить в образовательный процесс информационные и коммуникационные технологии в качестве средства обучения, воспитания и развития. Таким образом, введение компьютера в ткань традиционного педагогического процесса начальной школы позволяет переложить на него часть дидактической нагрузки, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным.