СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

:«Активизация познавательной деятельности обучающихся в условиях модульного обучения химии и биологии»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активизация познавательной деятельности на уроках один из путей  повышения эффективности обучения.Большое значение с точки зрения активизации мышления обучающихся  имеет применее современных педагогических технологий: информационных, эвристических, исследовательских, игровых. Использование форм и методов обучения , поволяющих активизировать мыслительную и познавательную деятельность обучающихся на уроке, способствует формированию понавательного интереса обучающихся к предметам биология и химия.

Просмотр содержимого документа
«:«Активизация познавательной деятельности обучающихся в условиях модульного обучения химии и биологии»»

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ













Доклад

На тему :«Активизация познавательной деятельности обучающихся в условиях модульного обучения химии и биологии»



























С. С. Асхабова, преподаватель химии и биологии

БУ «Лангепасский политехнический колледж»

Филиал в городе Покачи



Покачи

2019

«Активизация познавательной деятельности обучающихся в условиях модульного обучения химии и биологии»



Дитя требует деятельности беспрестанно,

и утомляется не деятельностью, а её

однообразием и односторонностью…

К. Д. Ушинский.


Сегодня, в условиях коренной перестройки школьного образования, обновление школы должно проходить, согласно Закону РФ «Об образовании», прежде всего в направлении создания оптимальных условий для всестороннего развития личности, для формирования человека с новым уровнем сознания. Образование, отвечающее, согласно Конвенции о правах ребёнка, интересам, склонностям и запросам обучающегося, как свободной и самоопределяющейся личности, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. 

Я как каждый учитель стремлюсь к тому, чтобы ребята наиболее полно усваивали мой предмет. А для этого необходимо активизировать познавательную деятельность разными способами, в зависимости от уровня развития обучающихся, их возраста и индивидуальных особенностей.

Активизация познавательной деятельности на уроках это один из главных путей повышения эффективности обучения. Большое значение с точки зрения активизации мышления обучающихся имеет  применение современных педагогических технологий: информационных, эвристических, исследовательских, игровых. Исследовательская деятельность способствует развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

Использование форм и методов обучения, позволяющих активизировать мыслительную и познавательную деятельность обучающихся на уроке, способствует формированию познавательного интереса обучающихся к предметам химия и биология.
Формы и методы активизации познавательной деятельности обучающихся, используемые на занятиях по биологии и химии, позволяют повысить интерес к предмету.
На современных этапах управления учебным процессом одним из важнейших факторов является мотивация, так как именно выработка соответствующих мотивов становится подлинным двигателем учебной деятельности, лежащей в основе активизации многих видов деятельности на уроке.

Анализируя результаты входного контроля знаний и диагностики познавательной деятельности   можно сделать выводы о том, что качество знаний зависит от уровня познавательной активности.

Дальнейшим этапом решения педагогической проблемы, активизации познавательной деятельности обучающихся, стало внедрение технологии модульного обучения с использованием активных форм и методов обучения в образовательный процесс.

Аргументированность инновационных преобразований в сфере организации учебно-воспитательного процесса, раскрытие путей решения профессиональной проблемы:

Основная идея модульного обучения: обучающийся должен учиться сам, а преподаватель обязан осуществлять управление его учени­ем: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, кон­тролировать.

Для качества усвоения знаний в управлении процессом обучения объединила два взаимосвязанных процесса: организацию и контроль учебной деятельности студентов. При организации учебной деятельности на занятии:

- четко ставлю цели обучения на каждом занятии в соответствии с требованиями государственного стандарта;

- содержание обучения представляю в объеме, достаточном для достижения целей;

- учитываю потребности студентов;

- процесс обучения строю в соответствии с уровнем подготовленности студентов.

Процесс обучения разбиваю на несколько этапов:

1. определение исходного уровня знаний обучающихся, уточнение целей обучения;

2. выяснение мотивации личности;

3. усвоение студентами общего плана учебной деятельности;

4. собственно учебная деятельность;

5.обобщение изученного материала;

6. определение итогового уровня знаний.

При изучении нового материала использую метод активного обучения - разыгрывание ролей.. Например, при изучении модулей «Нефть и способы её переработки», «Химическое загрязнение окружающей среды и его  последствия» , «Генетика и здоровье человека» студенты становятся участниками пресс – конференции: химиками, экологами, врачами, руководителями предприятий, историками, географами. В ходе конференции студенты выступают со своими сообщениями, а слушатели задают им вопросы по ходу выступлений. Использование такой формы проведения занятий способствует формированию умений публичных выступлений, повышает интерес к изучаемому материалу, способствует формированию навыков самостоятельной работы.

Особое внимание при изучении нового материала, закреплении и обобщении знаний уделяю разнообразию форм самостоятельной работы. Это и ответы на вопросы (устно и письменно), заполнение таблиц, выполнение тестовых заданий, составление логических цепочек, работа с рисунками и схемами, конспектирование учебного материала, составление опорных схем, разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок  и др., рассчитанных как на простое репродуктивное воспроизведение учебного материала,  так  и на творческую деятельность. Разработала и успешно применяю дидактические материалы инструктивного характера: алгоритмы, матрицы, позволяющие сформировать систему умственных действий при решении задач. Первоначальное применение такого материала обязательно сопровождаю своим комментарием, а в дальнейшем студенты используют его в виде опоры при самостоятельном выполнении различных заданий.

При изучении нового материала и обобщения знаний применяю методику коллективного способа обучения, благодаря которой вырабатываются навыки делового и социального общения, повышается эффективность усвоения материала.В одну группу я включаю быстро соображающих, критически оценивающих, скрупулёзных и особенно «рисковых» обучающихся. Такой подбор приводит к более высоким достижениям, чем простое суммирование успехов отдельных лиц. И что немаловажно, одни студенты благодаря поддержке одногруппников могут овладеть знаниями, другие (за высокое качество подготовки одногруппников) получают дополнительные баллы, тем самым повышают свою оценку на занятии.

 Особое место в активизации познавательной деятельности на занятиях химии занимает эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи, развивает самостоятельность, дает возможность проведения работ исследовательского характера. Например, при изучении темы «Жиры. Мыла» в ходе эксперимента получаем мыло из парафиновой свечи и стиральной соды и наоборот, изготавливаем парафиновые свечи из мыла.

Исследовательская и проектная деятельность стала неотъемлемым атрибутом занятий, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности.

Нередко при изучении какой-либо темы на занятии появляются проблемные вопросы, и обучающиеся настолько увлекаются этой проблемой, что переходят к выполнению индивидуальных проектов. В течение последних двух лет обучащимися рассматривались исследовательские проекты «Пищевые добавки: за и против», «Йододефицит – проблема здоровой нации», «Влияние витаминов на организм человека». С большим удовольствием студенты принимают участие в выставке творческих работ «Модели атомов углеводородов»: «Гомологи», «Изомеры», «Реакции дегидрирования», «Гидратация алкенов», «Галогенирование непредельных углеводородов». С помощью моделей молекул, выполненных из пластилина,  отображают строение, номенклатуру, характерные реакции углеводородов. По результатам лучшие работы отмечаются и оцениваются

В своей работе использую информационно компьютерные технологии. ИКТ открывает совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями техники. Тестирования, презентации, слайд – лекции – являются мощным средством повышения эффективности обучения и воспитания. Благодаря использованию «виртуальной лаборатории» студенты могут увидеть, как происходят различные опыты. Использование Интернет – ресурсов дает широкий диапазон для организации проектной деятельности студентов.

 Использую интегрированные уроки, которые будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. (Интегрированный урок по теме «Белки- основа жизни» -1 курс, биологи и химия).

А также применяю различные формы урока: урок – соревнование, урок – семинар, урок – викторина. Такие уроки вносят оживление в учебный процесс, способствуют установлению стойкого интереса к предмету. Используемые мной приемы, методы организации мыслительной деятельности на уроке дают положительный результат, только стимулируя познавательную деятельность самих ребят   в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии, химии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основной целью моей работы по активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках является формирование заинтересованности обучающихся в получении новых, закреплении полученных ранее знаний, саморазвитии, чтобы каждый чувствовал себя полноценным участником учебного процесса. Для решения этих и многих других задач я стремлюсь создавать на занятиях такие условия, соблюдение которых способствовали бы развитию активности у каждого обучающегося в процессе обучения.

Во-первых, стараюсь опираться на активную мыслительную деятельность обучающегося, которая формируется в процессе создания ситуации.

Во-вторых, осуществляя учебный процесс, опираюсь на общие умения и навыки, развиваю умения мыслительной деятельности путем самостоятельного анализа и сравнения, обобщения, доказательства, что позволяет в дальнейшем на их базе совершенствовать и усложнять познавательные задачи.

В-третьих, стараюсь создавать положительные эмоции у каждого обучающегося за счет формирования ситуаций успеха с помощью эффектов: новизны, разнообразия, занимательности, поиска, использования наиболее ярких и занимательных образов.

Для повышения уровня мотивации обучающихся на своих занятиях стараюсь использовать индивидуальную, групповую, фронтальную формы организации познавательной деятельности в сочетании с приемами взаимопроверки, самоконтроля, рецензирования и оценки уровня собственных знаний по различным темам изучаемого курса, а также при проведении практических и самостоятельных работ.

В работе с наиболее слабыми студентами отдаю предпочтение репродуктивным методам обучения. Таким студентам предлагаю выполнять различные виды самостоятельной деятельности, опираясь на дополнительные источники информации (рабочие тетради, учебники, справочные пособия). Ситуация успеха, которая возникает при таком виде самостоятельной деятельности побуждает в них дополнительный интерес к дальнейшему изучению нового материала и закреплению ранее изученного.

 Наиболее значимыми результатами своей работы считаю заинтересованность обучающихся в изучении предмета, низкий процент неуспевающих студентов по предмету, неплохие результаты ЕГЭ по химии и биологии

.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алексашина И.Ю., Гольденберг Л.А. Из опыта подготовки учащихся к коллективной деятельности на уроке // Химия в школе. – 1990.– №1, с.31
2.Гин А.А. Приемы педагогической техники. – М.: ВИТА, 2003.
3.Дьяченко В.К. Организация структуры учебного процесса и его развитие. – М.: Педагогика, 1989.
4.Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. – М: Сентябрь, 2003.