СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация познавательной деятельности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал из опыта работы по проблеме активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов в в процессе учебно-воспитательной деятельности. Работу учителя следует организовывать так, чтобы учебный материал становился предметом активной познавательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности учащихся»

Из опыта работы по проблеме

«Активизация познавательной деятельности учащихся»

Активизация учащихся при обучении - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе.

Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Активная познавательная деятельность предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у него сформировано одно из ведущих качеств личности - познавательная активность. Эта черта личности проявляется в направленности и устойчивости познавательных процессов стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижении учебно-познавательной цели.

Необходимость формирования познавательной активности, заставляет искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельности.

Я считаю, одним из факторов активизации деятельности - умение самостоятельно работать, рассуждать, проверять себя.

Самостоятельная работа способствует активизации мышле­ния действия. Поэтому после объяснения нового мате -риала, я нередко предлагаю детям выполнять самостоятельную работу, а потом коллективно проверить ее. Это вырабатывает умение сразу видеть свои ошибки и вызывает желание послушать, как следовало вести рассуждение при выполнении задания. При проверке я обязательно выясняю, кто из ребят допустил ошибки и прошу их дать объяснении. Но даже при очень хорошей организации самостоятельной работы, выполняя одинаковое задание, ученик невольно заглядывает к своему товарищу, испытывая малейшую трудность.

При этом внимание его рассеивается и выполненная работа не отражает реальную картину качества усвоения материала.

Работа по индивидуальным карточкам как нельзя лучше организует учеников на полную самостоятельность.

Работа по индивидуальным карточкам важна тем, что все получают оценку за урок и каждый ученик знает, что все зависит от его старания.

После окончания работы, обязательно поощряю слабых и подвожу итоги.

Подробная работа занимает не более 3-5 мин., а дает большой эмоциональный заряд.

Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Ребенок младшего школьного возраста, постоянно нуждается в одобрении и признании. Поэтому, важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности, является поощрение. Поощрением не только оцениваются положительные результаты, видимые в настоящий момент, но и само по себе оно подталкивает, побуждает ребенка к дальнейшей плодотворной работе.

В поощрении заключается факт признания и оценка достижений ребенка, при необходимости - коррекция знаний, констатация настоящего успеха, стимулирующая к дальнейшим действиям. Поощрение развивает внимание, память, мышление, формирует познавательный интерес.

Например, на уроке «Окружающего мира» был применен деятельностный вид поощрения: познавательная игра. Ребятам была предложено найти новый материал о жизни животных. Те ребята которые нашли наиболее интересную информацию, были поощрены следующим образом - они сами готовили доклады, несмотря на то, что это было для них достаточно сложно. Но надо отметить, что ребята не восприняли это задание как поощрение, несмотря на то, что оно сопровождалось следующими словами:«Ты, Дима, молодец, что нашел такой интересный рассказ. И раз ты постарался и смог найти этот рассказ, то подготовь доклад и расскажи о зайце-беляке». Ребятам было приятно, им впервые было поручено такое дело и они старались.

Таким образом была обеспечена хорошая подготовка, хотя в принципе ребята могли отказаться и не подготовиться, сославшись на трудность.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что учебная деятельность школьника – это целенаправленная познавательная деятельность, протекающая в специально организованных условиях.