





Аннотация
Направление работы | В помощь преподавателю |
Тема (название материала) | Активизация познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях по дисциплине «Математика» и во внеучебное время |
Ф.И.О., Должность (полностью) | Графова Татьяна Владимировна, преподаватель первой квалификационной категории |
Краткие сведения о содержании работы, для какой категории субъектов образовательного процесса она предназначена, была ли опубликована в печати. | В методической разработке представлен теоретический материал по активизация познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях по дисциплине «Математика» и во внеучебное время, а также разработка учебного занятия с применением информационно-компьютерных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся. Ценность работы заключается в том, что предлагаемый материал доступен, понятен и интересен. |
Полное название учреждения образования, адрес, телефон, e-mail. | УО «Полесский государственный аграрный колледж имени В.Ф. Мицкевича» 247710 г. Калинковичи, ул. Мира 1, Тел. 8-02345-30769 e-mail: [email protected] |
Содержание
Введение 4
Активизация познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях по дисциплине «Математика» и во внеучебное время 5
1. Актуальность и новизна 5
2. Теоретическое обоснование 8
3. Нетрадиционные учебные занятия 9
3.1. Учебное занятие – лекция 10
3.2. Учебное занятие – консультация 10
3.3. Учебное занятие – практикум 11
3.4. Блочное изучение 12
3.5. Учебное занятие – турнир 13
3.6. Индивидуальная работа 13
4. Информационные технологии 14
5. Тестовые задания 15
Заключение 16
Список использованных источников 17
Приложение 1. План учебного занятия 18
Введение
Развитие внутренних сил человека - это не только социальный заказ общества, но и потребность самого человека, осознающего свою опосредованность от объективного мира практикой и желающего реализовать свой внутренний потенциал. Представители многих научных направлений и школ, рассматривающие развитие человека, его личностных, психологических, дидактических и других качеств, подтверждают продуктивность протекания данного процесса в ходе деятельности и общения, подчеркивая при этом, что не любая деятельность обладает развивающей функцией, а та, которая затрагивает потенциальные возможности ученика, вызывает его творческую активность, которая рассматривается как высший уровень познавательной активности, характеризующихся такими качествами, как оригинальность, нешаблонность, самостоятельность.
Вопрос о том, можно ли человека научить проявлять познавательную активность и развивать у него способности к творческой деятельности, окончательно не решен. При знакомстве со многими исследованиями выясняется, что спектр педагогических инноваций слишком широк и не упорядочен. Возникает противоречие между большим числом педагогических инноваций и отсутствием их системы, позволяющей от стихийного внедрения этих педагогических идей перейти к целенаправленному, более эффективному. Выявленные противоречия обусловливают выбор моей темы: «Активизация познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях по дисциплине «Математика» и во внеучебое время».
Активизация познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях по дисциплине «Математика» и во внеучебное время
- Актуальность и новизна
В образовательном процессе познавательная деятельность учащихся играет ведущую роль, так как посредством неё осуществляется усвоение содержания обучения. Исследования Л.П. Буевой, В.В. Давыдова, А.В. Маргулиса, А.М. Матюшкина, И.Ф. Харламова, Т.И. Шамовой и др. показывают, что улучшению результативности и качества образовательного процесса в целом способствует повышение уровня самостоятельности познавательной деятельности учащихся через её активизацию. Наиболее остро проблема активизации познавательной деятельности учащихся встает при обучении детей подросткового возраста. Это связано с тем, что в 16 лет начинается интенсивное нравственное и социальное формирование личности, наблюдается стремление ребенка к «взрослости», главной проблемой становится общение со сверстниками, желание подростка найти себя, самоопределиться. Интерес к учебе ослабевает, снижается работоспособность, следовательно, качество знаний ухудшается. Между тем подростковый возраст является важным в становлении личности ребенка, именно в этот период закладывается фундамент ценностей и знаний, полезных и необходимых для жизни.
Одной из главных задач педагога является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности - это, значит, формировать положительное отношение учащихся к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых учебных дисциплин. Для привития глубокого интереса учащихся к математике, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Основная задача преподавателя - повышение удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается учащийся, ему интересна. Интересная учебная дисциплина – это учебная дисциплина, ставшая «сферой целей» учащихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом (Фридман, Кулагина. Психологический справочник учителя.- М., Просвещение, 1991). Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для учащегося занятии, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы» (Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.- М., Просвещение, 1985).
Я стараюсь, пробуждая интерес к своей учебной дисциплине, не просто осуществлять передачу опыта, но и укреплять веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учащихся, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к учебной дисциплине, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.
Особенность нашего времени - это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производительной деятельности. Необходимо быть грамотным, чтобы нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». А быть грамотным в быстро меняющемся мире означает быть просто лучше образованным. Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность. На своих занятиях предлагаю учащимся различные виды самостоятельной деятельности, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающие волю к победе и преодолению трудностей. В процессе такой работы учащиеся привыкают к востребованности своих знаний, убеждаются в значимости образования.
- Теоретическое обоснование
Новый вид и новое содержание требует иных принципов обучения. Так, на иных принципах строится обучение заслуженного учителя РСФСР, лауреата премии Н.К. Крупской - Окунева Анатолия Арсеньевича, которые я применяю в своей практике. Концептуальные положения педагогической технологии на основе эффективных уроков (А.А.Окунев) основываются на том, что:
движущая сила образовательного процесса – это противоречие между теми задачами, которые вы ставите перед учащимися, и их знаниями, умениями;
принцип интереса – новизна, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности; на каждом занятии должна быть интрига, изюминка;
хорошее учебное занятие – это занятие вопросов и сомнений, озарений и открытий, его условия:
теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться – по способностям;
принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях;
принцип доступности: учащийся должен действовать на пределе своих возможностей; талант педагога – угадать эти возможности, правильно определить степень трудности;
принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит (в начале изучения темы пролистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать);
установка не на запоминание, а на смысл, задача в центре содержания;
принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания;
мышление должно главенствовать над памятью.
- Нетрадиционные учебные занятия
В качестве средств активизации учения учащихся выступают:
учебное содержание;
формы;
методы;
приемы обучения;
В практике и в методической литературе принято делить методы обучения на стандартные и нестандартные.
Стандартный вид обучения является самым распространенным и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль-оценка. В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, так как определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе.
Нетрадиционные формы учебных занятий позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, привлечь интерес всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. Применяя в течение ряда лет в свое практике нестандартные занятия, я сделала вывод, что такие занятия повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны педагога и учащегося. Это одна из форм активного обучения.
В своей работе я применяю следующие нестандартные учебные занятия:
учебное занятие – соревнование;
учебное занятие – игра;
учебное занятие – путешествие;
учебное занятие – практикум;
учебное занятие – лекция;
учебное занятие – консультация;
интегральные учебные занятия.
- Учебное занятие – лекция
При подготовке к лекции преподаватель должен иметь четкий план её проведения (его можно сделать обозримым для учащихся). При лекционном ведении учебного занятия необходимы приемы и формы, позволяющие сделать учащихся активными участниками. Поэтому, где возможно, необходимо применять проблемное изложение материала. На занятии ставить проблемы, решать их, учащиеся следят за логикой изложения, контролируют её, соучаствуют в процессе решения. Изложение сопровождать вопросами, на которые я отвечаю сама или привлекаю учащихся. В тетрадях у учащихся должны быть записи, поэтому я заранее продумываю содержание, форму записей на доске и в тетрадях. При изучении геометрического материала (стереометрия) активными методами познания становятся аналогия, сравнение, обобщение. Учащимся накануне учебного занятия в качестве одного из видов домашнего задания предлагается разделить страницу на две части. В левой части её выписать необходимые определения, теоремы, аксиомы планиметрии, которые активно будут использоваться на уроке. Это, прежде всего, планиметрические аналоги. Правая часть заполняется на уроке под моим руководством. Происходит процесс сравнения математических фактов, выясняются аналогичные свойства, наличие их у новых объектов или их отсутствие, перенос известных свойств на новые объекты. Лекционное изложение по математике сопровождается примерами, образцами решения упражнений и задач, применяются технические средства, наглядные пособия.
- Учебное занятие – консультация
Учебное занятие - консультация проводится при закреплении навыков по какой-либо теме. Он представляет собой своеобразную самостоятельную работу учащихся. Для этого я готовлю индивидуальные карточки для каждого ученика или 4-8 различных вариантов. В карточке около 4-х заданий. Первое задание составляется так, чтобы проверить усвоение обязательных результатов обучения. Второе задание составляется для ребят, которые усвоили тему на уровне обязательных результатов обучения. В это задание добавляются некоторые элементы сложности. Третье задание аналогично второму, только его сложность увеличивается вдвое. Четвертое задание – это задание повышенной сложности, то есть в него входят упражнения, требующие дополнительных знаний, смекалки, неординарного мышления. Учебное занятие начинается с моего объяснения и предложения выполнить всем учащимся первое задание. По мере выполнения у некоторых учащихся появляются сомнения, какие-либо вопросы, касающиеся как данной темы, так и других тем, встречающихся в задании. Всегда в группе найдутся ребята, имеющие по каким-либо причинам непрочные знания. Вопрос учащегося - это поднятая рука. В этом случае я немедленно даю консультацию, отвечая на любой вопрос, касающийся задания. В конце учебного занятия работы собираются на проверку. Они оцениваются с учетом полученных консультаций. Но если учащегося не устраивает отметка, он может отказаться от неё, тогда эта оценка в журнал не выставляется. Во время закрепления полученных знаний ребята имеют возможность выполнить опережающие задания и получить дополнительные баллы, улучшая свои отметки. Положительные результаты таких занятий-консультаций налицо: не только исчезают пробелы в знаниях учащихся по данной теме, но и закрепляются, вспоминаются и другие темы учебной дисциплины. Ребята приучаются правильно оценивать свои возможности, причем иногда и рисковать. Учебное занятие – консультация позволяет преподавателю работать индивидуально с каждым учащимся.
- Учебное занятие – практикум
Основная цель практикумов состоит в том, чтобы выработать у учащихся умения и навыки в решении задач определенного типа или вида, в овладении новыми математическими методами. Первый этап подготовки к таким учебным занятиям состоит в математическом и дидактическом анализе теоретического и практического материала темы. При анализе практического материала мною предпринимаются следующие действия:
решить все задачи по теме из учебника, выделив основные виды задач;
установить соответствия практического материала изученной теории;
выявить функции каждой задачи (дидактическая, познавательная, развивающая, практическая);
выделить новые для учащихся типы задач, примеры и методы их решения;
отобрать ключевые задачи на применение изученной темы;
выделить задачи, допускающие несколько способов решения;
спланировать циклы взаимосвязанных задач;
составить контрольную работу, учитывающую уровень развития каждого учащегося.
Нельзя научиться математике, наблюдая этот процесс со стороны, поэтому на практикумах я стараюсь развивать самостоятельность учащихся при решении задач.
- Блочное изучение
В последнее время все больше распространяется опыт изучения теоретического материала укрупненными блоками с тем, чтобы высвободить не менее двух-трех учебных занятий для решения задач. Первый из серии у учебных занятий посвящается нахождению общих приемов с помощью изученной теории. Это занятие вместе с изученным ранее теоретическим материалом становится основой для последующих учебных занятий - практикумов, на которых учащиеся проявляют больше самостоятельности, а преподаватель имеет возможность учесть их индивидуальные особенности. Форма работы на нем - коллективная. На втором и третьем учебных занятий идет коллективное и групповое решение более сложных задач. На последнем учебном занятии этой серии каждый учащийся решает задачи самостоятельно в соответствии со своими возможностями.
- Учебное занятие – турнир
Подготовка к занятию-турниру проводится заранее. Группа разбивается на команды, каждая выбирает название, девиз, капитана. Дается творческое домашнее задание: составить задачу для команды соперников, чтобы она отражала основные вопросы изучаемой темы, была оригинально составлена и оформлена.
- Индивидуальная работа
Индивидуальная работа с учащимися является необходимым условием развития личности учащегося. Я считаю, что этот вид работы с учащимися должен присутствовать в каждом моменте учебного занятия. Большое значение имеет организационный момент каждого учебного занятия. Как быстро настроить детей на работу, но сделать это без понуканий и строгости? Для повышения интереса к учебной дисциплине я использую быстрые математические диктанты. От обычных диктантов их отличают три особенности:
задания не одинаковы по трудности: сначала предлагаются очень легкие, потом все сложнее и сложнее;
изменяется темп диктанта: сначала медленный, затем убыстряется;
одновременно с группой у доски работают 2 учащихся; это дает возможность проверить свои ответы.
В своей работе я использую элементы проблемного обучения с целью обнаружения нового свойства математического объекта.
Опыт лишний раз подтверждает, что при проблемном обучении на всех его этапах, отмечается активная познавательная деятельность учащихся. Но нужно быть хорошим стратегом и вовремя создавать для интеллекта детей посильные трудности. В этом и заключается наша работа: не ликвидировать все преграды на пути ребят к вершине знания, а планомерно создавать их. Это позволит детям не только осознанно владеть школьной программой, но и продвинуться на пути формирования своей личности.
- Информационные технологии
Чтобы детям в современном учреждении образования интересна была математика, можно использовать на учебных занятиях и дополнительных занятиях элементы информационных технологий. Информационные технологии способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Использование информационных технологий на учебных занятиях позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию учащихся к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого учащегося на учебном занятии, значительно улучшает четкость в организации работы всей группы или отдельных группы учащихся. Позволяет создавать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.
- Тестовые задания
Среди инновационных для учреждений образования методов обучения, следует отметить, прежде всего, тесты, которые максимально содействуют развитию математического мышления учащихся, т.е. выполняют развивающую функцию. Применение тестов на учебных занятиях по дисциплине «Математика» обеспечивает не только объективную оценку знаний и умений учащихся, но и эффективную обратную связь в образовательном процессе, выявляет факт усвоения знаний, что необходимо для получения реальной картины того, что уже сделано в ходе образовательного процесса и что предстоит сделать. Прежде чем применять тесты на учебных занятиях, необходимо определиться в целях изучения данной темы и конкретного занятия, то есть определиться, как учащиеся должны усвоить данный учебный материал: только узнавать, различать, что к чему (1-й уровень), или выполнять какие-то задания, что-то определять, доказывать, то есть действовать в известной им стандартной ситуации (2-й уровень), а может быть вы выводите своих учащихся на уровень эвристической деятельности, учите умению действовать в нестандартной для них ситуации (3-й уровень). Затем необходимо познакомиться и освоить методику составления тестов, их оценку, составить шкалу оценок, в соответствии с которой оценивать работы учащихся. В заключении результаты тестирования анализируются, и делается вывод, проектируется дальнейший образовательный процесс.
Заключение
Проблема развития учащегося является одной из сложнейших задач в педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется педагог в своей работе. Критерием деятельности является конечный результат: либо дать учащемуся лишь набор некоторых элементарных сведений по учебной дисциплине, либо сформировать личность, готовую к творческой деятельности.
Творческая деятельность учащихся не ограничивается приобретением нового. Работа будет творческой, познавательной, когда в ней проявляется замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний. Работа в кружках, решение интересных, занимательных задач воспитывает устойчивый интерес к изучению математики.
Список использованных источников
1.Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1998.
2.Выплов Ю. Развитие мыслительной деятельности учащихся // Математика. №24, 2004.
3.Ведерникова Т. Н. Интеллектуальное развитие школьников на уроках математики // Математика в школе. № 3. 2002.
4.Иванов О. А. Углубленное математическое образование сегодня // Математика в школе. № 2. 2001.
5.Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии // Математика в школе. № 5. 2001.
6.Кармушина В. Технология развивающего метода на уроках математики // Учитель. № 2. 2004.
7.Немова Н. Как создать среду, побуждающую к успеху? // Директор школы. № 7. 2002.
8.Свердлов М. Преподавание предмета или формирование мышления? // Математика. № 18. 2003.
9.Рябоштан Е. Н. Педагогическое наблюдение: метод, позволяющий дойти до каждого // Директор школы. № 1. 2000.
10.Ширяева В. А. Активизация мышления в образовательном процессе // Школьные технологии. № 6. 2003.
Приложение 1
План учебного занятия
Тема учебного занятия: Взаимное расположение точек, прямых и плоскостей: аксиомы стереометрии.
Цели:
Обучающая: способствовать развитию навыков аналитического и образного мышления; закрепить знания учащихся о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве.
Развивающая: развитие привычки самостоятельной подготовки к занятиям, учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развитие познавательного интереса и пространственного мышления учащихся.
Воспитательная: создать условия для развития коммуникативных компетенций учащихся (культуры общения, умения работать в парах); способствовать развитию творческой деятельности учащихся, интереса к учебным занятиям по дисциплине «Математика» и самообразованию.
Методическая: использование на занятии информационно-компьютерных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся.
Тип учебного занятия: комбинированное
Методы и приемы обучения: информационно-аналитический, репродуктивный.
В результате изучения темы учащиеся должны:
Знать:
основные фигуры стереометрии;
правила обозначения основных фигур;
аксиомы стереометрии;
следствия из аксиом стереометрии.
Уметь:
распознавать пространственные геометрические фигуры;
раскрывать сущность геометрических понятий;
формулировать аксиомы стереометрии и следствия из них;
объяснять способы задания плоскости и соотношение принадлежности прямой и плоскости;
иллюстрировать условие задачи;
применять теоретические сведения при решении задач;
решать задачи на построение точки пересечения прямой и плоскости, прямой пересечения плоскостей.
Методическое и материально-техническое обеспечение учебного занятия: учебники, макеты многогранников, карточки с индивидуальными заданиями (многогранники, самостоятельная работа), компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение учебного занятия.
Междисциплинарные связи: с учебной дисциплиной «История».
Дидактическая структура занятия | Методическая подструктура |
Методические приемы, их содержание | Методы обучения | Средства обучения | Способы организации деятельности учащихся |
Организационный этап | Организация начала занятия. Подготовка к совместной коммуникативной деятельности учащихся и преподавателя Проверка присутствующих учащихся и их готовности к занятию | Информационно-аналитический | Предъявление информации через слово преподавателя | Фронтальная, учащиеся проявляют готовность к учебному занятию |
Целевая установка. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Сообщение темы занятия. Обсуждение целей учебно-познавательной деятельности учащихся (быстро). Знакомство с этапами работы, а также с критериями оценки учебной деятельности учащихся при выполнении контрольной работы | Информационно-аналитический | Предъявление информации через слово преподавателя | Фронтальная, анализируется готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний |
Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. | Информационно-аналитический | Результаты выполнения домашнего задания. | Фронтальная, анализируется процент выполнения и правильность выполнения домашнего задания. |
Проверка уровня сформированности общеучебных знаний, умений и навыков. | Проверка домашнего задания: | Репродуктивный | Перечень вопросов для диктанта и для фронтального опроса; карточки с индивидуальными заданиями | Фронтальная и индивидуальная; учащиеся отвечают на вопросы математического диктанта, выполняют проверку; самостоятельно выполняют задания по карточкам. |
Формирование новых знаний, умений и навыков. | Выполнение устно заданий по готовым рисункам Задачи №1, 2, 3, 4, 5. | Репродуктивный | Мультимедийная презентация | Фронтальная, учащиеся под руководством преподавателя выполняют задания устно |
Работа по готовым рисункам Задачи №1, 2, 3, 4 | Репродуктивный | Мультимедийная презентация | Фронтальная, учащиеся под руководством преподавателя выполняют задания в тетрадях. |
Выполнение заданий по учебнику [6] глава 1 §2 стр. №71; №73 §3 стр. №111; №112 Дополнительно §2 стр. №75 | Репродуктивный | Учебники, изображения многогранников на доске | Фронтальная, учащиеся под руководством преподавателя выполняют задания у доски. |
Закрепление полученных знаний. | Работа по карточкам | Репродуктивный | Карточки для индивидуальной работы | Индивидуальная, учащиеся самостоятельно выполняют задания по карточкам. |
Подведение итогов занятия. | Информирование о домашнем задании. Осмысление содержания и порядка выполнения домашнего задания. [6], глава 1 §2-3 №72, 74, 113 | Информационно-аналитический | План занятия | Фронтальный, учащиеся осознают необходимость выполнения домашнего задания. |
Оценка знаний учащихся и выставление отметок. | Информационно-аналитический | Критерии оценки | Индивидуальный, учащиеся сознают успешность выполненных учебных заданий |
Рефлексия. Самоанализ собственной деятельности на учебном занятии учащимися. | Информационно-аналитический | Слово преподавателя, карточки для рефлексии | Фронтальная, учащиеся осознают результаты своей деятельности |
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Организационный этап.
Организация начала занятия.
Подготовка к совместной коммуникативной деятельности учащихся и преподавателя.
Проверка присутствующих учащихся и их готовности к занятию.
Целевая установка. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Сообщение темы занятия.
Тема нашего учебного занятия «Взаимное расположение точек, прямых и плоскостей в пространстве: аксиомы стереометрии».
Обсуждение целей учебно-познавательной деятельности учащихся (быстро).
Сегодня на занятии мы закрепим наши знания по теме «Аксиомы стереометрии». Эта тема открыла вам знакомство с новым разделом геометрии – «Стереометрия», который мы будем изучать на протяжении всего курса изучения учебной дисциплины «Математика». Сегодня мы повторим взаимное расположение точек, прямых и плоскостей в пространстве, рассмотрим геометрические тела, вспомним некоторые их свойства, повторим аксиомы стереометрии и следствия из них, будем формировать навыки применения аксиом стереометрии и их следствий при решении задач.
И как сказал великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
Знакомство с этапами работы, а также с критериями оценки учебной деятельности учащихся при выполнении контрольной работы.
Наше занятие мы построим следующим образом:
проверим домашнее задание путем написания математического диктанта, фронтального опроса, индивидуальной работы по карточкам;
заслушаем сообщения учащихся об аксиоматическом методе в геометрии;
узнаем, как вы справились с дополнительным домашним заданием по подготовке математических сказок и стихов, а также узнаем ответы на вопросы исторической викторины;
научимся работать с готовыми рисунками;
научимся применять аксиомы стереометрии и следствия из них при решении задач.
Актуализация знаний.
Актуализация опорных знаний.
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.
Все выполнили домашнее задание?
Какие вопросы возникли при выполнении домашнего задания?
Проверка уровня сформированности общеучебных знаний, умений и навыков.
Проверка домашнего задания.
Математический диктант с самопроверкой.
Фронтальный опрос.
Историческая справка «Аксиомы. Аксиоматический метод».
Просмотр видеоролика «Ералаш. Аксиома».
Фронтальный опрос.
Анализ выполнения дополнительного домашнего задания:
определите, о каких аксиомах или следствиях из аксиом идет речь;
чтение учащимися стихов и сказок, которые они сочинили дома.
Формирование знаний, умений и навыков.
Итак, мы повторили взаимное расположение точек, прямых и плоскостей в пространстве, рассмотрели геометрические тела, повторили аксиомы стереометрии и следствия из них. А сейчас будем применять аксиомы стереометрии и их следствия при решении задач на нахождение и построение точки пересечения прямой и плоскости, на нахождение и построение прямой пересечения плоскостей.
Решение задач по готовым рисункам (устно).
Задача №1 | Пользуясь данным рисунком, назовите: а) четыре точки, лежащие в плоскости SAB, в плоскости АВС; б) плоскость, в которой лежит прямая MN, прямая КМ; в) прямую, по которой пересекаются плоскости ASC и SBC , плоскости SAC и CAB. |  |
Задача №2 | Пользуясь данным рисунком, назовите: а) две плоскости, содержащие прямую DE, прямую EF; б) прямую, по которой пересекаются плоскости DEF и SBC; плоскости FDE и SAC; в) две плоскости, которые пересекает прямая SC. |  |
Задача №3 | Пользуясь данным рисунком, назовите три плоскости, содержащие прямую В1С |  |
Задача №4 | Пользуясь данным рисунком, назовите: несколько точек, которые лежат в плоскости α; несколько точек, которые не лежат в плоскости α; несколько прямых, которые лежат в плоскости α; несколько прямых, которые не лежат в плоскости α; несколько прямых, которые пересекают прямую ВС; несколько прямых, которые не пересекают прямую ВС. |  |
Задача №5 | Определите и сформулируйте аксиомы или следствия из них по схематическому рисунку. |  |
Решение задач по готовым рисункам.
Задача №1.
Дан куб АВСDA1B1C1D1. Точка М лежит на ребре DD1. Точка N лежит на ребре CC1. Точка K лежит на ребре BB1 Назовите плоскости в которых лежат точка М, точка N. Найдите точку F – точку пересечения прямых MN и DС. Каким свойством обладает точка F? Найдите точку пересечения прямой KN и плоскости АВС. Найдите линию пересечения плоскостей MNK и ABC. |  |
Задача №2.

Задача №3.

Задача №4.

Решение задач из учебника.
[6], глава 1 §2-3 № 71, 73, 111, 112
Дополнительно №75
Контроль усвоения изученного материала, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Работа по карточкам.
Подведение итогов занятия.
Викторина.
Просмотр видеоролика “Евклид”.
Информирование о домашнем задании.
Осмысление содержания и порядка выполнения домашнего задания.
[6], глава 1 §2-3 № 72, 74, 113
Дополнительно: Найти ответ на вопрос «Где в практической деятельности человека используются аксиомы стереометрии?»
Оценка знаний учащихся и выставление отметок.
Рефлексия.
Самоанализ собственной деятельности на учебном занятии учащимися.