СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в контексте ФГОС ООО

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для успешного обучения необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями. А это можно сделать только в случае применения различных приемов, методов активизации познавательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в контексте ФГОС ООО»

Активизация познавательной деятельности учащихся

на уроках математики в контексте ФГОС ООО

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи7 «Закона об образовании» и представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Основная цель современного образования состоит в формировании новой образовательной системы, призванной стать основным инструментом социокультурной модернизации российского общества.

Цель образования формируется: новыми образовательными запросами общества, семьи и государства; широким внедрением ИКТ –технологий во все сферы жизни.

Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы.

Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития:
-формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
-формирование интеллектуальной честности и объективности , способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
-формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
-развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении:
-развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
-формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении:
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования , изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Математика - трудный учебный предмет, требующий от учащихся самостоятельной работы. Главная задача учителя математики- формирование и развитие навыков изучения математики, элементов культуры учения и мышления. Для этого необходимо из всего многообразия методов, форм, технологий взять такие, которые дадут возможность учащимся усвоить материал, позволят развить познавательные способности, их активность в учебной деятельности, а также обеспечат формирование и развитие коммуникативных способностей учащихся. Поддерживать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока- это задача учителя.

Психологи доказали, что знания, усвоенные без интереса, не становятся полезными. Активизация познавательной деятельности — побуждение к энергичному, целенаправленному учению. (Колмакова М.Н. Краткий педагогический словарь). Активизировать-это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) в мозгу учащихся, побуждать их к работе, прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности. Существуют различные пути активизации учебной деятельности: проблемное изложение материала, самостоятельная работа учащихся, творческая работа, игровые методы, проведение интегрированных уроков и т.д. Форма урока может быть какой угодно, но главным условием активизации познавательной деятельности, является мотивация. А в основе мотивации лежат потребности и интересы личности. “Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом”, - говорил французский писатель Анатоль Франс.

Каким же образом можно заинтересовать учащихся?

Можно использовать следующий материал:

  • Исторические задачи, притчи, сведения из истории по данной теме.

  • Решение задач с практическим содержанием, с использованием межпредметных связей.

  • Проведение исследовательских, самостоятельных, практических работ с использованием моделей, чертежей, таблиц и т.п.

  • Решение задач, требующих расширения знаний по теме, задачи занимательного характера

Формируя мотивацию обучения, я использую различные приёмы. Сразу замечу, что многое взято из источников полезной информации.

Активизируя познавательную деятельность обучающихся, использую проблемное обучение, где главным является постановка перед учащимися маленьких проблем типа “что бы это значило?” В результате происходит овладение навыками и развитие мыслительных способностей учащихся. Проблемное обучение стараюсь сочетать с элементами методики сотрудничества.

Среди множества путей активизации познавательной деятельности школьников одним из наиболее эффективных является организация дидактических игр. Игра, учение и труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит ребенка, как к учению, так и к труду, сама, являясь одновременно и учением и трудом. Глубоко ошибаются те, кто считает, что игра лишь забава и развлечение.

Игра не только позволяет проверить умения учащихся выполнять математические действия, анализировать, сравнивать, подмечать закономерности, но и значительно повысить интерес к математике, снять усталость, а также способствует развитию внимания, сообразительности. Виды игр: тренировочные, познавательно-контрольные, сюжетно-ролевые, творческие.

Чтобы выявить насколько хорошо усвоена та или иная тема по математике, применяю различные формы контроля знаний. Одна из них – тесты. С их помощью можно получить информацию об усвоении элементов знаний, о сформированности навыков. Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.

Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс, мною на уроках активно используются информационные технологии. Применение ИКТ на уроках математики дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме.

Межпредметные связи – это важнейший принцип обучения в современной школе и ещё один их способов активизации познавательной деятельности учащихся. Интегрированная работа позволяет на уроке наладить обмен знаниями, поднять активность ребят, раскрыть их возможности, которые не смогли бы раскрыться даже в индивидуальной работе. Самая эффективная в настоящее время форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы в школе – интегрированные уроки.

Задачи интегрированных уроков:

  • возможность изучения материала по разным предметам как единого целого;

  • способствовать активному и осознанному усвоению учениками учебного материала;

  • развивается умственная деятельность.

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного обучения необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями. А это можно сделать только в случае применения различных приемов, методов активизации познавательной деятельности.


 

Литература

 

Колмакова М.Н. Краткий педагогический словарь. – М.: Издательство политической литературы, 1984.

Онищук В.А Урок в современной школе. - М.: Просвещение, 1986.

Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. Книга для учителя. – М: Просвещение,1979.

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.