СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики средствами технологии ТРИЗ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование в школе методики ТРИЗ организует мышление, делает его системным, учит находить и разрешать противоречия.

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики средствами технологии ТРИЗ»

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики средствами технологии ТРИЗ

Расположенность к творчеству — высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное в любой сфере человеческой деятельности. В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.

На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности. Среди инновационных технологий обучения детей творчеству ведущее место, на наш взгляд, занимает технология Г.С. Альтшуллера — теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Математика, особенно в школе, воспринимается как «нетворческий» предмет. О развитии творческих математических способностей на уроках математики можно прочитать в разных книгах. Однако разговор в них идет именно о математическом творчестве, а сегодняшний социальный заказ общества предъявляет к личности, среди прочих качеств, умение действовать в нестандартных ситуациях , причем далеких от применения «явной» математики. Таким образом, речь идет о формировании такого качества личности как креативность, а не математическая креативность.

Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и делать выводы.

Базисные идеи ТРИЗ:

  • теория - катализатор творческого решения проблемы;

  • знания - инструмент творческой работы, творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все);

  • творчеству, как и любой деятельности, можно научиться.

Цель: формирование логического мышления и воспитания творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением.

Общими чертами названных технологий являются:

  • сама идея развивающего обучения и развивающего образования;

  • деятельностный подход в обучении;

  • направленность на формирование теоретических обобщений;

  • диалогическая форма общения учителя и ученика;

  • использование в обучении проблемных задач;

В то же время между названными технологиями существуют отличия, которые для наглядности представлены таблицей:



Алгоритм, характерный для исследований в ТРИЗ:

  • сбор информационного фонда;

  • обработка фонда, выявление моделей;

  • сбор дополнительной информации и описание её в выбранной модели;

  • выявление противоречий между новой информацией построенной моделью;

  • разрешение противоречия, построение новой модели;

  • сбор дополнительной информации и т.д.

Решение изобретательских задач на уроках математики

Изобретательская задача – какая она? Давайте представим ситуацию. Вы хотите есть. На столе перед вами хлеб. Как быть? Конечно, ответ очевиден, задачи пока нет. Но вот появляется дополнительное условие: возле стола – голодный лев. Он тоже хочет есть. И ждет, когда за хлебом явитесь Вы. Как быть? А вот это уже задача изобретательская.

Изобретательская задача ставит перед учеником вопрос: как быть, когда дополнительные условия делают очевидные решения невозможными, когда грамотного применения традиционных знаний (умений, навыков) недостаточно?

Основные требования к условию творческой задачи

  • достаточность условия;

  • корректность вопроса;

  • наличие противоречия.

Урок в технологии ТРИЗ. Что же он даёт детям?

  • помогает находить варианты решения проблемного вопроса, генерировать оригинальные дизайнерские идеи, сюжеты сказок…

  • регулярная тренировка творческого мышления (если ребёнок не сам решает, то от товарищей набирает большой объём вариантов решений)

  • на изобретательских задачах из разных областей человеческой деятельности и вырабатывается та самая способность применять знания в реальных ситуациях.

Что даёт такой урок учителю?

  • знание ТРИЗ вооружает мышление учителя набором инструментов по решению проблем

  • развивает творческие способности учителя, гибкость и системность мышления

  • воспитывает готовность к восприятию нового

  • обеспечивает профессиональный рост

  • это просто интересно

Использование в школе методики ТРИЗ организует мышление, делает его системным, учит находить и разрешать противоречия. На этой основе достигается более глубокое усвоение фактических знаний, а главное - формируется стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение снимать закономерности, воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач - что и требуется сегодня в школе для подготовки к завтрашней жизни.