Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики средствами технологии ТРИЗ
Расположенность к творчеству — высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное в любой сфере человеческой деятельности. В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.
На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности. Среди инновационных технологий обучения детей творчеству ведущее место, на наш взгляд, занимает технология Г.С. Альтшуллера — теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Математика, особенно в школе, воспринимается как «нетворческий» предмет. О развитии творческих математических способностей на уроках математики можно прочитать в разных книгах. Однако разговор в них идет именно о математическом творчестве, а сегодняшний социальный заказ общества предъявляет к личности, среди прочих качеств, умение действовать в нестандартных ситуациях , причем далеких от применения «явной» математики. Таким образом, речь идет о формировании такого качества личности как креативность, а не математическая креативность.
Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и делать выводы.
Базисные идеи ТРИЗ:
теория - катализатор творческого решения проблемы;
знания - инструмент творческой работы, творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все);
творчеству, как и любой деятельности, можно научиться.
Цель: формирование логического мышления и воспитания творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.
В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением.
Общими чертами названных технологий являются:
сама идея развивающего обучения и развивающего образования;
деятельностный подход в обучении;
направленность на формирование теоретических обобщений;
диалогическая форма общения учителя и ученика;
использование в обучении проблемных задач;
В то же время между названными технологиями существуют отличия, которые для наглядности представлены таблицей:
Алгоритм, характерный для исследований в ТРИЗ:
сбор информационного фонда;
обработка фонда, выявление моделей;
сбор дополнительной информации и описание её в выбранной модели;
выявление противоречий между новой информацией построенной моделью;
разрешение противоречия, построение новой модели;
сбор дополнительной информации и т.д.
Решение изобретательских задач на уроках математики
Изобретательская задача – какая она? Давайте представим ситуацию. Вы хотите есть. На столе перед вами хлеб. Как быть? Конечно, ответ очевиден, задачи пока нет. Но вот появляется дополнительное условие: возле стола – голодный лев. Он тоже хочет есть. И ждет, когда за хлебом явитесь Вы. Как быть? А вот это уже задача изобретательская.
Изобретательская задача ставит перед учеником вопрос: как быть, когда дополнительные условия делают очевидные решения невозможными, когда грамотного применения традиционных знаний (умений, навыков) недостаточно?
Основные требования к условию творческой задачи
достаточность условия;
корректность вопроса;
наличие противоречия.
Урок в технологии ТРИЗ. Что же он даёт детям?
помогает находить варианты решения проблемного вопроса, генерировать оригинальные дизайнерские идеи, сюжеты сказок…
регулярная тренировка творческого мышления (если ребёнок не сам решает, то от товарищей набирает большой объём вариантов решений)
на изобретательских задачах из разных областей человеческой деятельности и вырабатывается та самая способность применять знания в реальных ситуациях.
Что даёт такой урок учителю?
знание ТРИЗ вооружает мышление учителя набором инструментов по решению проблем
развивает творческие способности учителя, гибкость и системность мышления
воспитывает готовность к восприятию нового
обеспечивает профессиональный рост
это просто интересно
Использование в школе методики ТРИЗ организует мышление, делает его системным, учит находить и разрешать противоречия. На этой основе достигается более глубокое усвоение фактических знаний, а главное - формируется стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение снимать закономерности, воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач - что и требуется сегодня в школе для подготовки к завтрашней жизни.