Доклад Москаленко Е.В., учителя технологии на ШПМ 02.11.2017
Активизация познавательной деятельности на уроках технологии
Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером.
Сенека
Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму.
Китайская притча
Если не творчески, то зачем?
Беда современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Причины этого явления неоднозначны. Это и перегрузка учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценки знаний и умений учащихся, и не сложившиеся межличностные отношения, и утомляющая детей неорганизованность учебного процесса.
Главная проблема учителя: как повысить качество урока, как "достучаться" до каждого ребенка, "донести" до него знания. От чего зависит качество? Когда обучение учащихся становится продуктивным?
Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее – важнейшая задача учителя. Поэтому особое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю группе методов стимулирования учебно-познавательной деятельности.
В начале статьи вынесены девизы, эпиграфы, которыми я руководствуюсь в своей работе.
Мой педагогический принцип: “Если не творчески, то зачем?”. Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело. Мне очень близко изречение Сенеки,
который считал, что учитель воспитывает своей личностью, своими знаниями, своим примером.
Всё, что интересно мне, я пытаюсь донести моим ученикам, заинтересовать их, раскрыть их способности при изучении предмета.
Последнее время сложился устойчивый стереотип о том, что технология – предмет второстепенный и унылый. Но, на мой взгляд, это один из жизненно важных школьных предметов. На нем девочки и мальчики учатся готовить, шить, рукодельничать, ухаживать за одеждой, следить за бюджетом семьи, то есть они учатся трудиться. Предмет “Технология” не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду.
Непременным условием эффективности процесса обучения является развитие познавательной активности учащихся и ее поддержание в течение всего периода занятий по технологии.
Качество преподавания зависит от множества факторов. Это и взаимоотношения с классом, и личность учителя, и настроение учеников. На одном уроке один и тот же класс с легкостью усваивает довольно сложную тему, на другом понимает объяснения того же учителя.
Каждый учитель должен быть наблюдательным и чутко улавливать психологический настрой класса и своевременно реагировать, выстраивая верную тактику проведения урока.
Обучение на уроках станет более продуктивным, если содержание урока вызывает интерес у учащихся. Заинтересованность удерживает мысли учеников, не дает им отвлекаться, делает любую деятельность на уроке значимой для ученика. И даже частично нейтрализует негативный психологический настрой детей, если таковой имеется. Заинтересованность - еще один важный фактор качества преподавания.
Как же заинтересовать ученика?
Конечно, необходимо разнообразить формы урока. Это могут быть и игровые моменты, индивидуальная, парная и коллективная работа, изготовление проектов, подготовка к конкурсам и т.д.
Самое важное: нужно стремиться сделать учебную деятельность на уроке осознанной, значимой для каждого ученика. У детей должен быть мотив заниматься той или иной деятельностью. Каждый ученик должен чувствовать, что его труд не бессмыслен, должен знать для чего и почему это нужно именно ему. Задача каждого учителя: вовлечь учащихся в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое.
Как сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений? Выход я вижу в использовании на уроках методов развития познавательного интереса. Данная группа методов предполагает большое количество приемов.
Хочу поделиться некоторыми приемами, используемыми мною в работе, по реализации данной группы методов.
Методы развития познавательного интереса
Как сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений? Выход я вижу в использовании на уроках методов развития познавательного интереса. Данная группа методов предполагает большое количество приемов:
- использование игр и игровых приемов на уроках;
- стимулирование занимательным сюжетом;
- создание ситуации творческого поиска и др.
Уроки с использованием данных приемов дают прекрасные результаты.
Игра – это форма деятельности в условных ситуациях. Чаще всего я использую не уроки в игровой форме, а отдельные игровые элементы на обычных занятиях. В каждом уроке должна быть “изюминка”. Важно заинтересовать детей, увлечь их за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Учителю следует поощрять любую полезную инициативу, подбадривать и поддерживать сомневающихся.
Игра и игровая ситуация
Игровая ситуация помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание. В игре ярче и полнее раскрываются способности детей, их индивидуальность. Для застенчивых ребят игра становится иногда единственной возможностью проявить себя.
Масштаб использования игровой деятельности в обучении достаточно велик – от включения в учебный процесс отдельных игровых моментов до организации в игровой форме целого занятия. Например, чтобы повысить активность учащихся во время изучения нового материала в 8-м классе по изучению особенностей рекламы, её необходимости, я использую простой прием. Выбираются два ученика, которые должны прорекламировать и в результате продать обычную вещь, например, воздушный шарик или простой карандаш. И в зависимости от того, кто рекламирует, получается результат. У кого-то один – два карандаша, у кого-то все остальные.
Игра – пазлы «Собери выкройку»
Создавая игровые моменты на уроках технологии необходимо учитывать интересы учащихся.
В последние годы достаточно распространена игра под названием “пазлы”, и дети охотно собирают из деталей картинки. Картинку разрезают на части, смешивают их и предлагают играющему сложить из них единое целое. Складывать картины можно по образцу или без образца. Так я проверяю знания учащихся по некоторым темам, например, «Изделия из металла», «Декоративно - прикладное искусство».
В отличие от других игр, построенных на соревновании нескольких игроков, “пазлы” предназначаются для одного человека. Здесь каждый действует самостоятельно и его решения не зависят от действий других учеников, которые могут изменить ход игры и создать новую ситуацию, да подсказать никто не может. И можно использовать дифференциацию, делить на разное количество частей одну и ту же карточку в зависимости от особенностей ученика.
Особенностью проверки знаний при помощи игры в “пазлы” является не только закрепление материала, но и тренировка зрительной пространственной памяти, развитие внимания и логического мышления, а также воспитание аккуратности и усидчивости.
При изучении новой темы, закреплении материала мною используются различные легенды, мифы, сказки, притчи, исторические сведения, стихотворения, истории вещей, пословицы, поговорки, загадки, кроссворды. Например, при изучении темы «Вязание» знакомимся с легендой про богиню Арахну. При изучении темы «Кулинария» всегда любопытно услышать про историю столовых приборов. Обучаясь навыкам ухода за одеждой, интересно ознакомиться с историей стиральных, швейных машин. То, что реклама может быть недостоверной легче запомнить, участвуя в инсценировке стихотворения про рекламу.
Мультфильмы, видеофрагменты
При изучении тем о современных промышленных технологиях освоению материала помогает не только изучение презентаций, но и просмотр различных видеофрагментов, мультфильмы. Например, при изучении тем «Изготовление ткани», «Изготовление химических волокон» используются фильмы из серии «Как это сделано». Тему «Электротехника» легче осваивать, просмотрев фрагмент мультипликационного фильма «Фиксики». Опять же про рекламу, её значение можно понять, просмотрев мультфильм «Корову на рынке старик продавал».
Кроссворды по технологии
Кроссвордам, играм со словами отведена особая роль.
Решение кроссвордов, игра со словами, отгадывание ребусов, загадок - это своеобразная гимнастика ума. Они развивают и тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать, сопоставлять, отбирать нужные знания.
В зависимости от возраста учащихся, уровня их подготовки и цели урока можно предлагать им различные виды кроссвордов. При проверке знаний по определенной теме - тематические кроссворды, включающие в себя 6 – 8 определений, при обобщающей проверке – более расширенные, охватывающие понятия и определения по всему разделу.
Очень хороший результат дает задание учащимся составить кроссворд самим из различных слов, объединённых одной темой. В этом случае они не только подбирают слова для заполнения горизонтальных и вертикальных рядов клеток, но и дают их правильное определение, характеристику того или иного понятия.
Игр со словами использую достаточно много. Это и составление из одного длинного слова нескольких коротких, и нахождение слов из букв в таблице, и игра-цепочка, когда следующее слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего (Хлопья – Яблоко - Овёс - Сметана- Антрекот - Торт – Тесто –Оладьи - Йогурт ). Различные анаграммы (танывими) тоже часто применяю на своих уроках.. Даже математику можно задействовать, если букву то прибавлять, то отнимать (овр-р+сяк-к+н+кат-т = овсянка)
с | л | и | в | к | и | у | Игра-цепочка Хлопья – Яблоко - Овёс - Сметана- Антрекот - Торт –Тесто –Оладьи - Йогурт ПростоквашА – АниС – СоК - КефиР – РиС - СырникИ – ЙогурТ - Тмин ПростоквашА – АниС – СоК - КефиР – РиС - СырникИ – ЙогурТ - Тмин | Анаграммы |
п | ш | е | н | и | ц | а | |
К | с | а | с | л | о | о | ковьмор ёваслк десельрей петкаруш Угадай |
р | п | м | о | л | о | к | ск+ру+е+п-се+ам-м = крупа зи+лад+вор-ли-дор+тук-ук+рак = завтрак |
у | п | а | р | и | ф | е | |
пшеница молоко кефир Крупа сливки масло суп | |
Развитие мышления, воображения, восприятия эмоций возможно только при полноценном развитии речи учащихся. Весь окружающий мир отражается в словарном составе языка. Учебный материал нашего предмета позволяет использовать на занятиях легенды, мифы, сказки, притчи, приводить исторические сведения, стихи, пословицы и поговорки, загадывать загадки и ребусы. Всё это расширяет кругозор, мышление и, конечно, речь обучающихся.
Тесты
Чаще всего тесты используются для закрепления изученного материала или его проверки.
1. Блиц-опрос:
* Самое тонкое волокно_________ * Самое гладкое волокно________
* Самое короткое волокно ________ * Самое пушистое волокно_______
3. Назовите источники тока:_____________________________________
4. Приведите примеры трёх потребителей электрического тока: ____________________________________________________________
Раскраски
Раскраски использую при изучении некоторых тем. В последнее время их стали чаще называть антистрессовыми картинками, что вполне соответствует действительности. Раскрашивая карандашами, переведя рисунок на ткань и используя краски, обучающийся расслабляется, отдыхает и не замечает усталости. Иногда это именно раскраска, например, при изучении темы «Оформление бутербродов».В последние годы подобные картинки использовались для изготовления проекта. Так как классы преимущественно мальчиковые, то темы были больше подходящие именно им: корабли, замки, скифы.

Любимые герои, игрушки
Эти же раскраски используются и при работе с детьми индивидуальной формы обучения. Обучающиеся изучают швы «Вперёд иглу», «Назад иглу» и для активизации их познавательной деятельности вышиваются не просто линии, строчки, цветы, а любимые персонажи и вещи. Один любит машины, другой – героев мультфильма «Фиксики», соответственно и сюжеты для работы были выбраны с ними.

Шнуровка
Нельзя весь урок выполнять практическую работу, хотя на уроках технологии ей и отводится большая часть времени. Для переключения внимания, отдыха, а также для развития мелкой моторики в последнее время вернулась к шнуровкам, которые когда-то давно уже использовала. Причём они изготовлены как собственноручно, так и фабричным способом.
Выбор объекта труда
В некоторых случаях изменение объекта труда также способствует активизации познавательной деятельности обучающихся. Мальчикам интереснее плести морские узлы в технике макраме, нежели делать какой-нибудь браслет, который ближе девочкам.
Иллюстрации
Яркие, красочные иллюстрации привлекают внимание учеников, развивают фантазию, воображение, стимулируют к творчеству. Темы самые разные: «Украшение салатов», «Сувениры из фетра», «Фартуки».
Проблемные ситуации
Проблемные вопросы я задаю ребятам на любом этапе изучения темы:
при объяснении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу;
при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит учащихся к самостоятельному выводу; при контроле знаний (творческое применение знаний).
Пример. В 6 классе есть такая тема «Уход за одеждой». Мотивация к изучению – через проблемное обучение. Урок начинается с вопроса: есть ли у вас любимая вещь, с которой не хочется расставаться? А от чего зависит долгосрочность ношения одежды? Умеете ли вы ухаживать за одеждой? Какие проблемы и последствия? Дети начинают рассматривать ярлыки на одежде, изучают карточки с пиктограммами – символами по уходу за одеждой, возникает интерес. Таким образом, проблемные вопросы, изобретательские и исследовательские задачи позволяют мне применить такие методические приемы, как поиск способов разрешения противоречия, изложения разных точек зрения на один и тот же вопрос и с разных позиций. Это побуждает учащихся делать сравнение, обобщение и выводы.
Метод проектов
Большое внимание уделяю методу проектов.
Ежегодно ученики, начиная с 5 класса, выполняют проектные работы. Они выбирают тему проектов, обосновывают выбор темы проекта, ищут пути решения поставленной задачи, делают экономические расчеты, составляют технологическую карту по изготовлению изделия. Проекты делают на самые разные темы и из различных материалов. Например:
«Лоскутное изделие для кухни-столовой», «Изготовление изделия из фетра», «Вышивка картины».
Зачастую с работами, выполненными как проекты, обучающиеся принимают участие в различных конкурсах, и занимают там призовые места, что, несомненно, стимулирует их к дальнейшему творчеству, развитию своих способностей. Участие в конкурсах способствует раскрытию творческого потенциала личности, обучающиеся приобретают практические умения и навыки в области декоративно-прикладного творчества, получают возможность удовлетворить потребность в созидании реализовать желание что-то создавать своими руками, гордиться результатами своего труда.
ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся
«Детская природа требует наглядности». Это требование легко можно удовлетворить информационно - коммуникативными технологиями, которые незаменимы сегодня при создании и проведении нестандартных, интересных уроков. Современный урок невозможен без использования ИКТ. Вместе с ученицами создаются мультимедиа-презентации, видеоролики, мультфильмы. Для внеклассных мероприятий использую вебкамеру, когда все действия учителя показываются на большом экране и каждый этап комментируется.
Коллективная работа
Совместный труд, выполнение коллективной работы всегда сплачивают детей, стимулируют к более качественному и более быстрому выполнению изделия, развивают ответственность за свой вклад в общее дело. Ученик знает, что результатами его труда будут пользоваться другие люди, что созданные им изделия оценят его товарищи или взрослые. Тогда он сам начинает предъявлять повышенные требования к качеству своей работы, стараться работать так, чтобы не стыдно было показать свою работу, чтобы чувство ответственности за свой труд сочеталось с заботой о результатах общего труда, формировать и развивать привычку делиться с товарищем своим опытом, не подводить другого. Дети на уроках технологии приучаются пользоваться общим инструментом, заготовками материала, сообща трудятся над каким-то изделием. Всё это активизирует познавательную способность.
Экскурсии
Технология – один из немногих предметов школьной программы, который объединяет различные области знаний в школе, способствует соединению теории с практикой.
Но часто из-за различных причин учащиеся лишены возможности увидеть то, что происходит на настоящих производствах, познакомиться с новинками оборудования, понять значимость изучаемого предмета. На своих уроках я стараюсь не забывать об этом и провожу беседы о сферах производства, профессиональном самоопределении, содержании различных видов труда, характеристиках профессий.
И, конечно, уделяю внимание экскурсиям в музеи, на различные выставки декоративно – прикладного творчества, мастер-классы. Организовываю выставки творческих работ своих учеников в библиотеках нашего города, которые посещаются с неизменным интересом учениками школы-интерната.
Личный пример – моя творческая деятельность
Я сама много лет увлекаюсь разными видами рукоделия, часто прихожу в собственноручно сшитой или связанной одежде, с вышитыми украшениями, сумками и т.д.. Принимаю активное участие в благотворительных мастер-классах, фестивалях, выставках декоративно - прикладного творчества. На моём счету 10 персональных выставок, более 70 совместных. Регулярно провожу открытые уроки в рамках фестиваля открытых уроков и предметных недель, а также разные внеклассные мероприятия «Хозяин и хозяюшка», «Готовим подарок маме» и. т. д.. Думаю, что своим личным примером я тоже стимулирую детей к творчеству, активизирую их к стремлению овладеть каким-то новым видом декоративно – прикладного искусства.
![]()
Открытые уроки
Подготовка к своим открытым урокам, изучение опыта коллег, посещение уроков других учителей всегда учит чему-то новому, развивает познавательный интерес мой как учителя. И, следовательно, впоследствии, я буду применять увиденные мною новые формы, методы, какие-то изюминки на своих уроках, тогда будет интереснее и моим ученикам.
Проявление и развитие познавательной активности школьников во многом зависит и от условий, в которых находится ребенок в школе. Главная роль в создании условий для этого принадлежит учителю. Учитель поддерживает и улучшает самооценку и самоуважение каждого ученика. Показывает учащимся, что оригинальность является важной чертой личности. Поощряет успехи и не задерживает внимание на неудачах. Ошибки ученика рассматриваются, скорее как накапливаемый им опыт, а не повод для наказания или осмеяния. Климат в классе должен сводить к минимуму страх учащихся делать ошибки и старания проявлять познавательную активность даже при не удаче.
Все технологии, которые я применяю на уроках, активизируют познавательную активность обучающихся.
Важно помнить, что каким бы ни был по своей форме урок, главное, чтобы он был интересен для учащихся, ставил перед ними конкретные задачи и помогал находить их решение, давал простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.
Развитие познавательных творческих способностей учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения цели. Понимание этого важно для работы учителя. Заботясь о развитии обучающихся, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Система работы учителя по активизации учебной деятельности школьников должна строиться с учетом планомерного постепенного и целенаправленного достижения желаемой цели – развития познавательных творческих способностей учащихся.