СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Активизация познавательной деятельности учащихся через технологию проблемно- диалогического обучения»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном мастер-классе показано практическое применение  технологии проблемно- диалогического обучения.

Просмотр содержимого документа
««Активизация познавательной деятельности учащихся через технологию проблемно- диалогического обучения»»

«Только в диалоге развивается способность мыслить.

В беседе, спрашивании создаются условия

для взаимодействия понимающих сознаний»

М. М. Бахтин

Мастер-класс:

«Активизация познавательной деятельности учащихся через технологию проблемно- диалогического обучения»

Цель: способствовать активизации мотивационного и познавательного интереса, повышению уровня знаний, умений и навыков, а также создание условий в процессе обучения для максимального раскрытия способностей каждого ученика на основе применения технологии проблемного диалога.

Задачи:

- переходить с позиции носителя знаний на позицию организатора познавательной деятельности школьников;

- создавать мотивации к дальнейшей успешной учебной деятельности на уроках химии, биологии и географии, формируя интерес к предметам;

- организовывать самостоятельную, творческую учебную деятельность на уроках, самоанализ и самооценка собственной учебной деятельности школьников;

- развивать умения применять приобретённые знания, умения и навыки в практической деятельности;

- развитие личности ребенка.

Проблемно - диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями

7 класс география, тема: «Бразилия»

– Сегодня мы будем изучать крупнейшее по площади и населению государство в Южной Америке и единственное португалоязычное на американских континентах. О ней есть разные мнения. Одни говорят, что это счастливая страна талантливых футболистов, ярких и зажигательных карнавалов, лучшего в мире кофе. Другие – что это несчастная страна, где практически каждый крупный город окружен фавелами – бедными районами, куда боится заходить даже полиция, которую считают самой жестокой среди цивилизованных государств. (Проблемная ситуация.)



– Что вас удивляет? Какое противоречие налицо?

– Об этой стране есть разные мнения. (Осознание противоречия.)

– Кто догадался, что это за страна? Какая сегодня будет тема урока?Фиксирует тему на доске.

– Думаем, Бразилия. (Тема.)

Прием 2. Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом

8 класс химия, тема «Растворение. Растворимость веществ в воде»

-Как Вы думаете, соли – хлорид натрия и карбонат кальция имеют одинаковую растворимость в воде?

– Наверное, ДА, три формулы соли (Житейское представление.)

-Давайте откроем учебник, таблицу растворимости и сравним растворимость солей. И сами растворим эти соли.

- Разная (Проблемная ситуация.)

– Что вы думали сначала?

–Одинаковая.

– А что оказывается на самом деле?

– Разная (Осознание противоречия.)

– Какая же тема урока будет сегодня?

- Растворимость веществ (фиксирует тему на доске).

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками.

10 класс краеведение, тема: «Народные промыслы»

Особенность нашей страны в том, что практически каждый ее уголок, область или автономный округ имеют собственный вид рукоделия. Что это может быть? (роспись по различным материалам, глиняные изделия и игрушки, плетение кружев, выпечка и многое-многое другое). Что главное для любой семьи? Кому всегда уделялось особое внимание. За ними следили, их обучали и, конечно же, играли с ними (детям). Для того чтобы занять ребенка, делали специальные поделки. Какие? (игрушки из кожи, ткани, дерева, камня и т. д.)

Давайте изготовим с Вами игрушку в народной технике, зародившейся много веков назад на Руси.

Как же называется форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад. Следовательно, над какой темой будем работать? (Народные промыслы)

Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»).

6 класс география, тема «Давление»

Возьмём вантуз и присосем его к рамке от фотографий. Что мы наблюдали? Вантуз присосался к рамке, изнутри выдавил воздух, а с наружи воздух давит. Этот опыт доказывает существование чего? Давления. Значит, тема нашего урока? Давление.

МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Приведу пример побуждающего диалога при одновременном выдвижении гипотез.

9 класс химия, тема: «Реакции ионного обмена»

Учитель

Ученик

Для предсказания возможности протекания реакций ионного обмена используют правила Бертолле. Почему правила, а не правило

- Существует три правила. Будете их открывать по группам. У каждой группы лист с одним правилом. Надо: выполнить предложенный эксперимент, обратить внимание на признаки химической реакции и сформулировать условие, при котором возможно протекание реакции ионного обмена (групповое выдвижение гипотез на разном материале)

- Заслушаем первую группу (1-е правило, материал для гипотезы) (хлорид меди2 и гидроксид натрия)

- В каком случае реакция ионного обмена протекает до конца? (побуждение к гипотезе)

- Ребята, вы согласны с выводом? Ответ обоснуйте (проверка гипотезы)

Аналогично проводит работу с остальными двумя группами (другие правила)

2) Легколетучее вещество (газ) (карбонат кальция и соляная кислота)

В каком случае реакция ионного обмена протекает до конца? (побуждение к гипотезе)

3) Малодиссоциирующее соединение (слабый электролит, в том числе вода) (гидроксид натрия и соляная кислота)



- Сколько правил вы открыли? (вывод)

- Проговорим их ещё раз

- Сравним с учебником

- Наверно, их несколько.

Работают по группам.

- Ученик демонстрирует результат взаимодействия сульфата натрия и хлорида бария.

- Если образуется осадок (открытие первого правила)

- Да, твёрдое малорастворимое или нерастворимое соединение (осадок), выпадение осадка – это признак химической реакции.









Да, образуется легколетучее вещество (газ)



Да, образуется малодиссоциирующее соединение (слабый электролит, в том числе вода)

Озвучивают ещё два правила.

- Три правила.

- Проговаривают правила ещё раз

- Да, мы всё открыли верно.



Подводящий к знанию диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками.

Поиск решения через подводящий без проблемы диалог

7 класс биология, тема: «Среды жизни и местообитания животных»

Предоставляются на экране слайды с различными животными разных сред обитания, посмотрев на которые дети без проблем определяют четыре основные среды жизни (водную, почвенную, наземно-воздушную, организменную)

- Посмотрите на слайды и определите, какие среды обитания занимают эти животные.

- А как вы думаете, какую среду обитания занимают блохи, вши, глисты?

- Какая среда обитания была на ваш взгляд самой первой?

- Какие свойства среды влияют на живые организмы?

Рефлексия. Скажите, было ли Вам сегодня интересно? Узнали ли Вы что-то новое для себя? Появилось ли желание работать по этой технологии?

Как вывод ко всему услышанному: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». Б. Шоу








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!