«Только в диалоге развивается способность мыслить.
В беседе, спрашивании создаются условия
для взаимодействия понимающих сознаний»
М. М. Бахтин
Мастер-класс:
«Активизация познавательной деятельности учащихся через технологию проблемно- диалогического обучения»
Цель: способствовать активизации мотивационного и познавательного интереса, повышению уровня знаний, умений и навыков, а также создание условий в процессе обучения для максимального раскрытия способностей каждого ученика на основе применения технологии проблемного диалога.
Задачи:
- переходить с позиции носителя знаний на позицию организатора познавательной деятельности школьников;
- создавать мотивации к дальнейшей успешной учебной деятельности на уроках химии, биологии и географии, формируя интерес к предметам;
- организовывать самостоятельную, творческую учебную деятельность на уроках, самоанализ и самооценка собственной учебной деятельности школьников;
- развивать умения применять приобретённые знания, умения и навыки в практической деятельности;
- развитие личности ребенка.
Проблемно - диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.
МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.
Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями
7 класс география, тема: «Бразилия»
– Сегодня мы будем изучать крупнейшее по площади и населению государство в Южной Америке и единственное португалоязычное на американских континентах. О ней есть разные мнения. Одни говорят, что это счастливая страна талантливых футболистов, ярких и зажигательных карнавалов, лучшего в мире кофе. Другие – что это несчастная страна, где практически каждый крупный город окружен фавелами – бедными районами, куда боится заходить даже полиция, которую считают самой жестокой среди цивилизованных государств. (Проблемная ситуация.)
– Что вас удивляет? Какое противоречие налицо?
– Об этой стране есть разные мнения. (Осознание противоречия.)
– Кто догадался, что это за страна? Какая сегодня будет тема урока?Фиксирует тему на доске.
– Думаем, Бразилия. (Тема.)
Прием 2. Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом
8 класс химия, тема «Растворение. Растворимость веществ в воде»
-Как Вы думаете, соли – хлорид натрия и карбонат кальция имеют одинаковую растворимость в воде?
– Наверное, ДА, три формулы соли (Житейское представление.)
-Давайте откроем учебник, таблицу растворимости и сравним растворимость солей. И сами растворим эти соли.
- Разная (Проблемная ситуация.)
– Что вы думали сначала?
–Одинаковая.
– А что оказывается на самом деле?
– Разная (Осознание противоречия.)
– Какая же тема урока будет сегодня?
- Растворимость веществ (фиксирует тему на доске).
Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками.
10 класс краеведение, тема: «Народные промыслы»
Особенность нашей страны в том, что практически каждый ее уголок, область или автономный округ имеют собственный вид рукоделия. Что это может быть? (роспись по различным материалам, глиняные изделия и игрушки, плетение кружев, выпечка и многое-многое другое). Что главное для любой семьи? Кому всегда уделялось особое внимание. За ними следили, их обучали и, конечно же, играли с ними (детям). Для того чтобы занять ребенка, делали специальные поделки. Какие? (игрушки из кожи, ткани, дерева, камня и т. д.)
Давайте изготовим с Вами игрушку в народной технике, зародившейся много веков назад на Руси.
Как же называется форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад. Следовательно, над какой темой будем работать? (Народные промыслы)
Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»).
6 класс география, тема «Давление»
Возьмём вантуз и присосем его к рамке от фотографий. Что мы наблюдали? Вантуз присосался к рамке, изнутри выдавил воздух, а с наружи воздух давит. Этот опыт доказывает существование чего? Давления. Значит, тема нашего урока? Давление.
МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Приведу пример побуждающего диалога при одновременном выдвижении гипотез.
9 класс химия, тема: «Реакции ионного обмена»
Учитель | Ученик |
Для предсказания возможности протекания реакций ионного обмена используют правила Бертолле. Почему правила, а не правило - Существует три правила. Будете их открывать по группам. У каждой группы лист с одним правилом. Надо: выполнить предложенный эксперимент, обратить внимание на признаки химической реакции и сформулировать условие, при котором возможно протекание реакции ионного обмена (групповое выдвижение гипотез на разном материале) - Заслушаем первую группу (1-е правило, материал для гипотезы) (хлорид меди2 и гидроксид натрия) - В каком случае реакция ионного обмена протекает до конца? (побуждение к гипотезе) - Ребята, вы согласны с выводом? Ответ обоснуйте (проверка гипотезы) Аналогично проводит работу с остальными двумя группами (другие правила) 2) Легколетучее вещество (газ) (карбонат кальция и соляная кислота) В каком случае реакция ионного обмена протекает до конца? (побуждение к гипотезе) 3) Малодиссоциирующее соединение (слабый электролит, в том числе вода) (гидроксид натрия и соляная кислота)
- Сколько правил вы открыли? (вывод) - Проговорим их ещё раз - Сравним с учебником | - Наверно, их несколько. Работают по группам. - Ученик демонстрирует результат взаимодействия сульфата натрия и хлорида бария. - Если образуется осадок (открытие первого правила) - Да, твёрдое малорастворимое или нерастворимое соединение (осадок), выпадение осадка – это признак химической реакции.
Да, образуется легколетучее вещество (газ)
Да, образуется малодиссоциирующее соединение (слабый электролит, в том числе вода) Озвучивают ещё два правила. - Три правила. - Проговаривают правила ещё раз - Да, мы всё открыли верно. |
Подводящий к знанию диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками.
Поиск решения через подводящий без проблемы диалог
7 класс биология, тема: «Среды жизни и местообитания животных»
Предоставляются на экране слайды с различными животными разных сред обитания, посмотрев на которые дети без проблем определяют четыре основные среды жизни (водную, почвенную, наземно-воздушную, организменную)
- Посмотрите на слайды и определите, какие среды обитания занимают эти животные.
- А как вы думаете, какую среду обитания занимают блохи, вши, глисты?
- Какая среда обитания была на ваш взгляд самой первой?
- Какие свойства среды влияют на живые организмы?
Рефлексия. Скажите, было ли Вам сегодня интересно? Узнали ли Вы что-то новое для себя? Появилось ли желание работать по этой технологии?
Как вывод ко всему услышанному: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». Б. Шоу