Просмотр содержимого документа
«Активизация речевого развития детей младшего школьного возраста с ТНР посредством мнемотехники»
Активизация речевого развития детей младшего школьного возраста с ТНР посредством мнемотехники
Минабутдинова И.В.
МБОУ Ужурская СОШ № 1
им. ГСС А.К. Харченко
Девиз мастер-класса:
- Послушай – ты узнаешь!
- Посмотри – ты поймешь!
- Сделай – ты научишься!
Мнемоника , или мнемотехника
система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Цель работы с мнемотехникой: развитие и коррекция памяти учащихся с ТНР через использование методики мнемотехники, обеспечивающая эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Работа по мнемотехнике:
Этапы работы с мнемотаблицами
- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
- Перекодирование информации, т.е. преобразование символов в образы.
- Воспроизведение информации с опорой на символы (образы), соблюдая последовательность.
- Воспроизведение информации без опоры на символы (образы), соблюдая последовательность.
Работа по формированию правильного произношения звуков
- 1 блок – придумывание образа звука, соотнесение его с графо-картинной моделью;
- 2 блок – правильное произнесение звука с использованием нескольких графо-картинных моделей звуков и слов;
- 3 блок – создание графо-картинных моделей предложений, рассказов, стихов.
Этапы коррекционной работы с использованием мнемотехники:
- Выполнение артикуляционных упражнений.
- Правильное произношение звуков.
- Закрепление правильного произношения поставленного звука в словах.
- Закрепление правильного произношения поставленного звука во фразах и предложениях.
- Запоминание и проговаривание скороговорок, чистоговорок и стихов.
- Дифференциация поставленных звуков.
- Составление рассказов, пересказа текста и сказок.
- 1. Без окон, без дверей. Полна горница людей. Что это?
- 2. Круглая, а не мяч. Желтая, а не солнце. С хвостом, а не мышь.
- 3. Сидит дед во 100 шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. Кто это?
Полна горница
Людей.
окон
Что это?
без дверей
без
?
Круглая, а не мяч. Желтая, а не солнце. С хвостом, а не мышь .
Сидит дед
Кто его раздевает,
во 100
тот слезы проливает.
Кто это? (лук)
шуб одет
100
?
Подведение итогов:
- развивается связная речь;
- увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов, скороговорок, потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;
- формирует воображение, творческие способности детей;
- развивает слуховое и зрительное внимание, ассоциативное и образное мышление;
- облегчает запоминание;
- формирует интерес к учёбе, сокращает время обучения;
- служит для снятия эмоционального напряжения и психологической разгрузки.