СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация речевого развития детей младшего школьного возраста с ТНР посредством мнемотехники

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер - класс

Просмотр содержимого документа
«Активизация речевого развития детей младшего школьного возраста с ТНР посредством мнемотехники»

Активизация речевого развития детей младшего школьного возраста с ТНР посредством мнемотехники


слайд 2. Девиз сегодняшнего мастер-класса звучит так:

Послушай – ты узнаешь!

Посмотри – ты поймешь!

Сделай – ты научишься!


От степени сформированности умений и навыков связной речи зависит дальнейшее развитие ребёнка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.


Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, я использую приемы мнемотехники.

Сегодня мы говорим об особенностях использования, на логопедических занятиях развивающих мнемотаблиц, которые являются одним их приемов развития связной речи у младших школьников с ТНР. Необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.


слайд 3. Мнемоника, или мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.


Цель работы с мнемотехникой: развитие и коррекция памяти учащихся с ТНР через использование методики мнемотехники, обеспечивающая эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.


слайд 4. Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для учащихся с ТНР необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы.

Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам.

слайд 5. И позже к мнемотаблицам. В результате весь текст выглядит как определенная схема. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста и индивидуальных возможностей ребёнка.

В мнемотаблице можно изображать практически все. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Символы должны быть максимально приближены к речевому материалу. Содержание мнемоквадратов может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, цифры, геометрические фигуры.



слайд 6. При работе с мнемотаблицами необходимо соблюдать следующие этапы:

  • Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены, многократное проговаривание названий картинок с корректируемым звуком в таблице. Чтение взрослым текста, указывая на подходящую картинку по тексту. Повторяют несколько раз.

  • Перекодирование информации, т.е. преобразование символов в образы. Взрослый с помощью ребенка по очереди воспроизводят часть текста, соответствующую картинке. Повторяют несколько раз. Затем меняется очередность.

  • Воспроизведение информации с опорой на символы (образы), соблюдая последовательность, т.е. отработка метода запоминания. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст, пользуясь мнемотаблицей.

  • Воспроизведение информации без опоры на символы (образы), соблюдая последовательность. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст без помощи мнемотаблицы.


Использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Использование метода мнемотехники в работе с детьми с тяжелым нарушением речи является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира.


слайд 7. Работа по формированию правильного произношения звуков с помощью мнемотехники включает в себя следующее:

1 блок (этап вызывания и постановки звука) – придумывание образа звука, соотнесение его с графо-картинной моделью;

2 блок (автоматизация звука) – правильное произнесение звука с использованием нескольких графо-картинных моделей звуков и слов;

3 блок (введение звука в речь) – создание графо-картинных моделей предложений, рассказов, стихов.


слайд 8. При формировании правильного звукопроизношения мнемотехнику можно использовать на всех этапах коррекционной работы, так как мнемотехника многофункциональна. На каждом этапе работы по мнемотаблице взрослый контролирует произношение корректируемого звука!


- Выполнение артикуляционных упражнений.

По таблице с картинками выполняем артикуляционные упражнения на определенный звук: Свистящие звуки, Шипящие звуки, Сонорные звуки


- Правильное произношение звуков.

Рассматриваем и выбираем картинки, которые характеризуют положение артикуляционного аппарата при произношении определенного звука: губ, зубов, языка. Определяем какая воздушная струя (теплая или холодная) и работу голосовых связок. Даем характеристику звука (твердый или мягкий, звонкий или глухой). На этапе вызывания и постановки изолированного звука это рисованный либо схематично-графический образ звука, помогающий ребенку припомнить правильный артикуляционный уклад и акустическое звучание звука.

- Закрепление правильного произношения поставленного звука в словах.

Читаем слоговую дорожку на поставленный звук.

Называем слова, определяем положение определенного звука в слове (в начале, в середине, в конце).


- Закрепление правильного произношения поставленного звука во фразах и предложениях.

По мере усложнения работы (автоматизация звука) усложняется образ звука, это уже определенная схема (набор) знаков-символов. Количество символов зависит от индивидуальных способностей ребенка и от этапа работы.

В коррекционной работе по автоматизации звуков подбираются небольшие стихотворные тексты, скороговорки, чистоговорки, загадки на автоматизацию определённого звука или дифференциацию звуков. Затем при помощи простых и доступных для восприятия ребёнка символов составляются мнемотаблицы.

Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают тексты. Этап автоматизации звуков проходит намного интереснее, и результативность коррекционной работы возрастает, т.к. повышается объем зрительной и вербальной памяти, улучшается распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность детей.


- Более эффективного запоминания и проговаривания скороговорок, чистоговорок и стихов.

При работе над заучиванием стихотворных текстов с помощью мнемотаблиц необходимо соблюдать следующую последовательность:

Выразительное чтение стихотворения. Установка на запоминание. Затем чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Вопросы по содержанию стихотворения, помогающие детям уяснить основную мысль. Объяснение значения непонятных слов в доступной для детей форме. Повторное чтение с установкой на запоминание. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.


- Ускоряется процесс дифференциации поставленных звуков.


- Составление рассказов, пересказа текста и сказок.

При пересказе текстов работа с опорой на мнемотаблицы проводится в следующей последовательности: чтение рассказа, рассматривание мнемотаблицы, ответы на вопросы по тексту, чтение рассказа 2-й раз с использованием мнемотаблицы с установкой на пересказ.


слайды 9-11. Сейчас мы с вами займемся расшифровкой информации. Обратите внимание на мнемодорожки и попробуйте прочитать знакомые скороговорки:

У ежа ежата, у ужа ужата.

Кошка на окошке шапку шьет, мышка в сапожках избушку метет.

Морковка на грядке, пятерка в тетрадке.




А теперь настало время сделать зашифровать, закодировать информацию. Оказывается, не всегда мы можем найти в интернете готовую мнемотаблицу, мнемодорожку, например, для составления описательного рассказа, заучивания стихотворения, и тогда мы превращаемся в художников, фантазёров, открывателей новых идей.

(раздаём листы, фломастеры, простые карандаши, тексты загадок)


слайд 12-15. Зашифруйте текст в мнемотаблицу.

1.Без окон, без дверей. Полна горница людей. Что это? (огурец).

2.Круглая, а не мяч. Желтая, а не солнце. С хвостом, а не мышь.

3.Сидит дед во 100 шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. Кто это? (лук)


слайд 16. Подведение итогов:

Таким образом, с помощью приемов мнемотехники удается достичь следующих результатов у детей с ТНР:

- развивается связная речь;

- увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов, скороговорок, потешек;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;

- формирует воображение, творческие способности детей;

- развивает слуховое и зрительное внимание, ассоциативное и образное мышление;

- облегчает запоминание;

- формирует интерес к учёбе, сокращает время обучения;

- служит для снятия эмоционального напряжения и психологической разгрузки.


Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем легче им будет в школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к дальнейшему обучению.


слайд 17. Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!