Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДОУ (активизация речевой моторики у детей).
Ум ребёнка находится на его пальцах.
В.А.Сухомлинский
«Активизация речи детей младшего дошкольного возраста»
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря; ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова ребенок выражает свои мысли.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки: чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Уже доказано, что даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие не просто развлечения для малышей. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию речи младших дошкольников. Совокупность движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп и формирует правильное произношение.
Игра «Теремок»
Домик, домик, теремок (две ладони «крышей» над головой)
мы закроем на замок (крепко сжать пальчики в «замок» перед собой)
ни один зубастый зверь (рычим, напрягаем ручки, показываем «когти»)
не откроет эту дверь! (ладошки прижаты друг к другу ребрами и развернуты в сторону лица; играющий «прячется» за ними, затем выглядывает: «Ку-ку!»).
Игра «За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять, в лес идем мы погулять (пальчики обеих рук «здороваются» начиная с больших).
За черникой, за малиной, за брусникой, за калиной (обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу).
землянику мы найдем и братишке отнесем (загибают пальчики, начиная с большого)
Игра «Кисонька
Как у нашей киски (ладошками делаем над головой «ушки»
молочко есть в миске (руки «ковшиком» перед собой),
киска молочко попьет (имитируем «лакание»),
лапкой мордочку потрет (правой и левой рукой поочередно трем «мордочку»),
хвостиком помашет (рукой делаем волнообразные движения),
весело попляшет (двумя пальчиками «пляшем» на любой плоскости).
Развитие мелкой моторики пальцев рук является прекрасным стимулом для речевого и умственного развития. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Практика показывает: успехов в работе по развитию речи можно добиться, лишь используя.