СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация самостоятельной деятельности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся средствами ИКТ

Просмотр содержимого документа
«Активизация самостоятельной деятельности учащихся»

Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся  средствами ИКТ

Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся средствами ИКТ

 Парадигма традиционной школы не удовлетворяет «заказчиков» образования – индустрию, высшую школу, родителей и общественность   Выпускник школы,  обучение в которой было нацелено сугубо на передачу знаний, оказывается не готовым к самостоятельной и ответственной работе в конкретных трудовых или учебных ситуациях

Парадигма традиционной школы не удовлетворяет «заказчиков» образования – индустрию, высшую школу, родителей и общественность

Выпускник школы,

обучение в которой

было нацелено

сугубо на передачу

знаний, оказывается

не готовым к

самостоятельной и

ответственной работе

в конкретных трудовых

или учебных ситуациях

Знания на всякий случай, которые мы даем, не открывают двери в этой жизни. Необходимо внесение изменений в систему образования, дабы ребенок мог сказать: я это могу, я это умею.

Знания на всякий случай, которые мы даем, не открывают двери в этой жизни.

Необходимо внесение изменений в систему образования, дабы ребенок мог сказать: я это могу, я это умею.

«Задача современной образовательной системы - не напичкать ученика фундаментальными знаниями, а cформировать навыки успешной социальной адаптации, способности к самообразованию». А. М.Кондаков

«Задача современной образовательной системы - не напичкать ученика фундаментальными знаниями, а cформировать навыки успешной социальной адаптации,

способности к самообразованию».

А. М.Кондаков

«Альфой и омегой школы должно быть изыскание и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились». Ян Амос Коменский

«Альфой и омегой школы должно быть изыскание и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились».

Ян Амос Коменский

Под самостоятельной учебной работой понимают любую, организованную учителем, активную деятельность учащихся, направленную на выполнение определенной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знания.

Под самостоятельной учебной работой понимают любую, организованную учителем, активную деятельность учащихся, направленную на выполнение определенной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знания.

Самостоятельная работа обучающихся  на уроках - познавательная учебная деятельность, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа обучающихся на уроках - познавательная учебная деятельность, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная познавательная деятельность включает : интересы; мотивы; цели; планирование и прогнозирование деятельности; интеллектуальную деятельность субъекта (восприятие-осмысление-запоминание-применение-обобщение-систематизация); систематическое получение обратной информации о ходе и результатах деятельности на основе сличения с целью; рефлексию.

Самостоятельная познавательная деятельность включает :

  • интересы;
  • мотивы;
  • цели;
  • планирование и прогнозирование деятельности;
  • интеллектуальную деятельность субъекта (восприятие-осмысление-запоминание-применение-обобщение-систематизация);
  • систематическое получение обратной информации о ходе и результатах деятельности на основе сличения с целью;
  • рефлексию.
Уровни самостоятельной  познавательной деятельности Копирующая деятельность; Репродуктивная деятельность; Продуктивная деятельность; Самостоятельная деятельность.

Уровни самостоятельной

познавательной деятельности

  • Копирующая деятельность;
  • Репродуктивная деятельность;
  • Продуктивная деятельность;
  • Самостоятельная деятельность.
Требования к организации самостоятельной деятельности учащихся Любая самостоятельная работа имеет конкретную цель. Каждый учащийся знает порядок и приемы выполнения работы. Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям учащихся. Обеспечивается принцип постепенного перехода от одного уровня самостоятельности к другому. Обеспечивается сочетание различных типов самостоятельной работы. Самостоятельная работа должна вызывать интерес, желание выполнить ее до конца. Самостоятельная работа должна способствовать выработке практических навыков и привычек.

Требования к организации самостоятельной деятельности учащихся

  • Любая самостоятельная работа имеет конкретную цель.
  • Каждый учащийся знает порядок и приемы выполнения работы.
  • Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям учащихся.
  • Обеспечивается принцип постепенного перехода от одного уровня самостоятельности к другому.
  • Обеспечивается сочетание различных типов самостоятельной работы.
  • Самостоятельная работа должна вызывать интерес, желание выполнить ее до конца.
  • Самостоятельная работа должна способствовать выработке практических навыков и привычек.
Самостоятельные работы (по форме организации) индивидуальные фронтальные групповые

Самостоятельные работы (по форме организации)

индивидуальные

фронтальные

групповые

Типы самостоятельной работы: работы репродуктивного характера; работы познавательно-поискового типа; работы творческого типа; работы познавательно-практического типа.

Типы самостоятельной работы:

  • работы репродуктивного характера;
  • работы познавательно-поискового типа;
  • работы творческого типа;
  • работы познавательно-практического типа.
Умения учебной деятельности Общеучебные (обобщенные, универсальные) Предметные, (специальные, частные) Коммуникативные Учебно- Учебно- организационные информационные Учебно-интеллектуальные

Умения учебной деятельности

Общеучебные (обобщенные, универсальные)

Предметные, (специальные, частные)

Коммуникативные

Учебно-

Учебно-

организационные

информационные

Учебно-интеллектуальные

Универсальные умения дают учащимся возможность: самостоятельно учиться; ставить учебные цели; искать и использовать способы их достижения; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. обеспечивают: успешное усвоение предметных знаний, умений и навыков; формирование компетентностей в любой предметной области.

Универсальные умения

дают учащимся возможность:

  • самостоятельно учиться;
  • ставить учебные цели;
  • искать и использовать способы их достижения;
  • контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

обеспечивают:

  • успешное усвоение предметных знаний, умений и навыков;
  • формирование компетентностей в любой предметной области.
Учебно-организационные умения и навыки - умения и навыки, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность: целеполагание ;  планирование ; прогнозирование ; контроль ; коррекция ; оценка ; - саморегуляция.

Учебно-организационные умения и навыки

- умения и навыки, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность:

  • целеполагание ;
  • планирование ;
  • прогнозирование ;
  • контроль ;
  • коррекция ;
  • оценка ;

- саморегуляция.

Учебно-информационные умения и навыки работа с основными компонентами учебника; использование справочной и дополнительной литературы; подбор и группировка материалов по определенной теме; составление на основе текста таблицы, схемы, графика, тезисов, конспектирование; владение цитированием и различными видами комментариев; подготовка доклада, реферата; качественное и количественное описание изучаемого объекта; проведение эксперимента; использование разных видов моделирования.

Учебно-информационные умения и навыки

  • работа с основными компонентами учебника;
  • использование справочной и дополнительной литературы;
  • подбор и группировка материалов по определенной теме;
  • составление на основе текста таблицы, схемы, графика, тезисов, конспектирование;
  • владение цитированием и различными видами комментариев;
  • подготовка доклада, реферата;
  • качественное и количественное описание изучаемого объекта;
  • проведение эксперимента;
  • использование разных видов моделирования.
Учебно-коммуникативные умения и навыки  - действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми: владение различными формами устных и публичных выступлений; оценка разных точек зрения; владение приемами риторики; организация совместной деятельности; владение культурой речи; ведение дискуссии.

Учебно-коммуникативные умения и навыки

- действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми:

  • владение различными формами устных и публичных выступлений;
  • оценка разных точек зрения;
  • владение приемами риторики;
  • организация совместной деятельности;
  • владение культурой речи;
  • ведение дискуссии.
Учебно-интеллектуальные умения  - умения и навыки особого рода, обеспечивающие успешное выполнение умственных операций (Менчинская Н.А.): умение мотивировать свою деятельность; умение воспринимать, осмысливать и рационально запоминать материал; умения анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать, абстрагировать и конкретизировать; умения самостоятельно выполнять упражнения, решать проблемные задачи; умение осуществлять самоконтроль и самооценку в учебно-познавательной деятельности и др.

Учебно-интеллектуальные умения

- умения и навыки особого рода, обеспечивающие успешное выполнение умственных операций (Менчинская Н.А.):

  • умение мотивировать свою деятельность;
  • умение воспринимать, осмысливать и рационально запоминать материал;
  • умения анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать, абстрагировать и конкретизировать;
  • умения самостоятельно выполнять упражнения, решать проблемные задачи;
  • умение осуществлять самоконтроль и самооценку в учебно-познавательной деятельности и др.
Ты знаешь, где это взять. Ты умеешь это взять. Ты умеешь это использовать.

Ты знаешь, где это взять.

Ты умеешь это взять.

Ты умеешь это использовать.

Результат работы по развитию самостоятельной познавательной деятельности компетентная в сфере образования личность:  самоорганизуемая;  самообразованная;  саморазвивающаяся

Результат работы по развитию самостоятельной познавательной деятельности

компетентная в сфере образования личность:

  • самоорганизуемая;
  • самообразованная;
  • саморазвивающаяся
Ум, хорошо устроенный, лучше, чем ум, хорошо наполненный. Ум, хорошо устроенный, лучше, чем ум, хорошо наполненный. Ум, хорошо устроенный, лучше, чем ум, хорошо наполненный. Ум, хорошо устроенный, лучше, чем ум, хорошо наполненный. М.Монтень М.Монтень М.Монтень М.Монтень Могущество разума беспредельно (И.Ефремов) Каждые 2 года объём знаний, необходимых человечеству, увеличивается в 2 раза! Ум, хорошо устроенный, лучше, чем ум, хорошо наполненный (М.Монтень)

Ум, хорошо устроенный, лучше, чем ум, хорошо наполненный.

Ум, хорошо устроенный, лучше, чем ум, хорошо наполненный.

Ум, хорошо устроенный, лучше, чем ум, хорошо наполненный.

Ум, хорошо устроенный, лучше, чем ум, хорошо наполненный.

М.Монтень

М.Монтень

М.Монтень

М.Монтень

Могущество разума беспредельно (И.Ефремов)

Каждые 2 года объём знаний, необходимых человечеству, увеличивается в 2 раза!

Ум, хорошо устроенный, лучше, чем ум, хорошо наполненный (М.Монтень)

ИКТ как условие развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся

ИКТ как условие развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся

Функции и возможности компьютера: источник учебной информации; наглядное пособие; индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля; текстовый редактор; графопостроитель, графический редактор; вычислительная машина больших возможностей; средство моделирования; средство для создания программных продуктов; средство организации и проведения досуга

Функции и возможности компьютера:

  • источник учебной информации;
  • наглядное пособие;
  • индивидуальное информационное пространство;
  • тренажер;
  • средство диагностики и контроля;
  • текстовый редактор;
  • графопостроитель, графический редактор;
  • вычислительная машина больших возможностей;
  • средство моделирования;
  • средство для создания программных продуктов;
  • средство организации и проведения досуга
       орудий-ные организа-ционные учебные Основные применения НИТ в системе образования учительские профориен-тационные досуговые дефектоло-гические

орудий-ные

организа-ционные

учебные

Основные применения НИТ в системе образования

учительские

профориен-тационные

досуговые

дефектоло-гические

ИКТ компьютерные технологии (основное средство – компьютер); аудиовизуальные технологии (использование аудио и видеосредств).

ИКТ

  • компьютерные технологии (основное средство – компьютер);
  • аудиовизуальные технологии (использование аудио и видеосредств).
Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания ИКТ.

Информатизация обучения требует

от учителей и учащихся

компьютерной грамотности,

которую можно рассматривать как особую часть содержания ИКТ.

Под  ИКТ - компетентностью учителя  понимают личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности.

Под ИКТ - компетентностью учителя понимают личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности.

Педагогам, применяя новые информационные технологии необходимо:  знать дидактические возможности компьютера; владеть методами использования компьютера в организации обучения; уметь использовать компьютер для организации контроля и самоконтроля освоения школьниками пройденного материала; уметь оптимально сочетать компьютерные и традиционные технологии обучения; использовать новые информационные технологии для организации творческой деятельности учащихся и др.

Педагогам, применяя новые информационные технологии необходимо:

  • знать дидактические возможности компьютера;
  • владеть методами использования компьютера в организации обучения;
  • уметь использовать компьютер для организации контроля и самоконтроля освоения школьниками пройденного материала;
  • уметь оптимально сочетать компьютерные и традиционные технологии обучения;
  • использовать новые информационные технологии для организации творческой деятельности учащихся и др.
Учительское применение компьютера идет  по трем направлениям: Обеспечение учебного процесса Контроль за учебным процессом Подготовка учебных материалов

Учительское применение компьютера идет

по трем направлениям:

Обеспечение учебного процесса

Контроль за учебным процессом

Подготовка учебных материалов

Модели использования  ИКТ на уроках:  Мультимедийная презентация; Компьютерное тестирование; Использование электронных сборников-тренажёров; Работа с электронными энциклопедиями;

Модели использования ИКТ на уроках:

  • Мультимедийная презентация;
  • Компьютерное тестирование;
  • Использование электронных сборников-тренажёров;
  • Работа с электронными энциклопедиями;
Требования к ЭОР Дидактические (научность, доступность, проблемность, наглядность, активизация, систематичность и последовательность, прочность усвоения, единство обучения, развития и воспитания) Специфические (адаптивность, интерактивность, визуализация, интеллектуальное развитие, системность, полнофункциональность, целостность и непрерывность) Методические (взаимосвязь и взаимодействие, разнообразие тренировки) Психологические (вербально-логическое и сенсорно-перцептивное восприятие, устойчивость и переключаемость внимания, память, теоретическое понятийное и практическое наглядно-действенное мышление, воображение, мотивация, учет возраста)

Требования к ЭОР

  • Дидактические (научность, доступность, проблемность, наглядность, активизация, систематичность и последовательность, прочность усвоения, единство обучения, развития и воспитания)
  • Специфические (адаптивность, интерактивность, визуализация, интеллектуальное развитие, системность, полнофункциональность, целостность и непрерывность)
  • Методические (взаимосвязь и взаимодействие, разнообразие тренировки)
  • Психологические (вербально-логическое и сенсорно-перцептивное восприятие, устойчивость и переключаемость внимания, память, теоретическое понятийное и практическое наглядно-действенное мышление, воображение, мотивация, учет возраста)
Требования к ЭОР Технические (надежные и универсальные ПК, периферия, ММ, устойчивые и защищенные ЭОР, простые, тестируемые, различные носители) Сетевые (архитектура «клиент-сервер»,телекоммуникации, сетевые ОС и Интернет-навигаторы, средства администрирования процесса обучения, коллективной работы, внешней обратной связи) Эргономические ( дружественность, выбор темпа, последовательности, адаптация к индивидууму) Эстетические (упорядоченность, выразительность элементов, цвета, размера, расположения) Документация (полнота для эффективности эксплуатации, мобильности использования компонентов)

Требования к ЭОР

Технические (надежные и универсальные ПК, периферия, ММ, устойчивые и защищенные ЭОР, простые, тестируемые, различные носители)

Сетевые (архитектура «клиент-сервер»,телекоммуникации, сетевые ОС и Интернет-навигаторы, средства администрирования процесса обучения, коллективной работы, внешней обратной связи)

Эргономические ( дружественность, выбор темпа, последовательности, адаптация к индивидууму)

Эстетические (упорядоченность, выразительность элементов, цвета, размера, расположения)

Документация (полнота для эффективности эксплуатации, мобильности использования компонентов)

Условия эффективности применяемый материал должен соответствовать возрасту учащихся;  ИКТ должны использоваться в меру и только в соответствующий момент урока;  если используется визуальный материал, наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрацию;  необходимо четко выделять главное, существенное при работе с программным продуктом;  необходимо детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;  используемые программные продукты должны быть точно согласованы с содержанием материала;  обязательно нужно привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации;

Условия эффективности

  • применяемый материал должен соответствовать возрасту учащихся;
  • ИКТ должны использоваться в меру и только в соответствующий момент урока;
  • если используется визуальный материал, наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрацию;
  • необходимо четко выделять главное, существенное при работе с программным продуктом;
  • необходимо детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
  • используемые программные продукты должны быть точно согласованы с содержанием материала;
  • обязательно нужно привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации;
Условия эффективности оптимальная частота применения ИКТ в учебном процессе зависит от возраста учащихся, учебного предмета и необходимости их использования; эффективность применения ИКТ зависит также от этапа урока. Использование ИКТ не должно длиться на уроке подряд 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию; использование ИКТ в начале урока (на 5 минут) сокращает подготовительный период с 3 до 0,5 минут, а усталость и потеря внимания наступает на 5-10 минут позже обычного; использование ИКТ в интервалах между 15 и 20 минутами и между 30 и 35 минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока.

Условия эффективности

  • оптимальная частота применения ИКТ в учебном процессе зависит от возраста учащихся, учебного предмета и необходимости их использования;
  • эффективность применения ИКТ зависит также от этапа урока. Использование ИКТ не должно длиться на уроке подряд 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию;
  • использование ИКТ в начале урока (на 5 минут) сокращает подготовительный период с 3 до 0,5 минут, а усталость и потеря внимания наступает на 5-10 минут позже обычного;
  • использование ИКТ в интервалах между 15 и 20 минутами и между 30 и 35 минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока.
Спасибо за внимание!    Успехов в профессиональной деятельности!

Спасибо за внимание!

Успехов в профессиональной деятельности!