Активное вовлечение родителей в образовательный процесс: практические стратегии для ДОУ
ФГОС ДО и ФОП ДО подчеркивают: семья — не просто «зритель», а равноправный участник образовательного процесса, вовлечение родителей в образовательный процесс — одна из главных задач взаимодействия сада и семьи. Такая деятельность предполагает, что сад будет поддерживать образовательные инициативы родителей и разрабатывать и реализовывать образовательные проекты при участии семей. А семьи будут принимать участие в организации РППС и образовательных мероприятий.
Чтобы помочь родителям в воспитании дошкольников, воспитателю нужно выбирать педагогически обоснованные методы, приемы и способы взаимодействия с семьями. ФОП ДО не ограничивает педагогов в методах и формах работы с семьями, но указывает на необходимость опираться на основные задачи воспитания и образования (п. 26.11 ФОП ДО). Чтобы определить, как выстроить работу с родителями, выявите особенности каждой семьи воспитанников, уровень их педагогических знаний. Для этого проведите анкетирование родителей, индивидуальные беседы, консультации. Анализ полученных результатов даст представление о том, что им интересно, как они представляют совместный с педагогом процесс воспитания и развития ребенка. Воспользуйтесь готовым образцом анкеты «Изучение потребностей и интересов родителей в вопросах сотрудничества детского сада и семьи».
Запланируйте мероприятия по сближению педагогов и родителей, чтобы установить между ними доверительные отношения. ФОП ДО предлагает использовать сочетание традиционных и инновационных технологий сотрудничества, потому что это позволит установить партнерские отношения с родителями и поможет совместно достичь целей взаимодействия (п. 26.11 ФОП ДО).
Из традиционных подойдут, например, консультации, собрания, фокус-группы. А в качестве инновационных технологий можно использовать коммуникацию через интернет. Например, сделать еженедельную рассылку в канале в Telegram или ВКонтакте или через общий чат с родителями в мессенджере. Взаимодействие с родителями проводите на основе диалога. Беседы выстраивать нужно на принципе партнерства — родители не ученики, а партнеры по общению. В соответствии с этим принципом совместно с педагогами организуйте круглые столы, мастер-классы, семинары, конкурсы семейного творчества. Основная задача таких мероприятий — формировать положительное отношение родителей к детскому саду. После установления крепких отношений с семьями запланируйте мероприятия с участием детей и родителей, чтобы сократить детско-родительскую дистанцию общения. Педагогам необходимо обратить внимание родителей на степень активности их детей во время различных видов деятельности. Это позволит вызвать у родителей желание принять заинтересованное участие в жизни дошкольников.
В рекомендации читайте, какие формы и методы работы использовать, чтобы вовлечь родителей в образовательный процесс детского сада.
Но как превратить формальное взаимодействие в осмысленное сотрудничество? Разберём эффективные методы, которые работают в реальных условиях детского сада.
Тематические встречи
Проводите тематические родительские собрания, встречи в нетрадиционных формах. Приглашайте к сотрудничеству специалистов ДОО: учителя-логопеда, музыкального руководителя, педагога-психолога, инструктора по ФИЗО. На такие встречи полезно приглашать родителей вместе с детьми. Подобная форма послужит способом педагогического информирования родителей, продуктивным, творческим и коррекционно - развивающим взаимодействием. Тематику таких встреч делайте разнообразной. Например, в группах младшего возраста проводите мероприятия на темы: «Прогулка в осенний лес», «Встреча весны», «Путешествие на лесную полянку». В группах старшего возраста — «Путешествие в подводный мир», «Морская прогулка», «По зимней тропе», «Правильно дыши, с музыкой дружи».
Игровые тренинги
Организуйте для детей игровые тренинги, интегрированные и развивающие занятия и приглашайте поприсутствовать родителей. На тренингах обсуждайте с родителями и объясняйте значение разных видов деятельности в развитии ребенка. Во время тренингов переключайте дошкольников с одного вида деятельности на другой. Такой формой организации работы вы дадите родителям возможность увидеть своего ребенка в разных ситуациях: в общении, игре, при выполнении творческой работы. Воспользуйтесь картотекой игр для тренингов.
Спортивно-познавательные игры
Такая форма работы развивает у детей ловкость, быстроту, выносливость, силу. А также воспитывает чувство взаимовыручки, умение поддерживать друг друга, работать в команде. А родители, в свою очередь, лучше узнают своего ребенка и получают знания о здоровом образе жизни, о значении спорта в жизни семьи.
Тематические досуги
Эта форма взаимодействия поможет установить теплые, неформальные отношения между педагогами и родителями, расширить кругозор детей. Во время досуга создается ощущение эмоционального комфорта, происходит сближение всех участников педагогического процесса. Тематические совместные досуги позволяют родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях со сверстниками. А также апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие родители, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с другими детьми и их родителями.
Музыкально-поэтические гостиные
Организуйте совместное прослушивание с родителями музыкальных и литературных произведений. Подбор литературы и музыкальных произведений осуществляйте с учетом возрастных особенностей дошкольников и круга детского чтения. Чтобы мероприятия были более продуктивными, разнообразными и запоминающимися, используйте разные формы организации. К таким формам можно отнести: — совместные занятия-беседы; — занятия-путешествия во времени, в пространстве, по сказкам; — занятия, простроенные на основе содержания сказки; — беседу-концерт о творчестве композитора, о жанрах в музыке; — сюжетные занятия «Идем в гости», «Встречаем гостя».
Проектная деятельность
Организуйте совместные проекты с родителями. Во время проектной деятельности дети самостоятельно добывают знания, а родители помогают им через взаимодействие. Тематику проектов делайте разнообразной. Например, с детьми старшего дошкольного возраста организуйте краткосрочный проект «Есть у меня игрушка» по циклу произведений А. Барто «Игрушки». В группе познакомьте детей с произведением. Организуйте исследование игрушек, проведите опыты. Организуйте и проведите разные дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Один — много», «Найди по описанию», «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний». В завершение проекта организуйте выставку детско-родительского творчества «Моя любимая игрушка». Итогом проектной деятельности может стать совместный с родителями и специалистами досуг. Привлекайте родителей к организации и проведению досуга. Например, поставьте вместе с ними инсценировку стихотворений А. Барто.
Почему это важно?
Для детей:
Чувствуют единство требований дома и в саду.
Развиваются быстрее благодаря совместной деятельности с близкими.
Для родителей:
Лучше понимают цели дошкольного образования.
Получают конкретные инструменты для развития ребёнка.
Для педагогов:
Снижается нагрузка — родители становятся помощниками.
Укрепляется доверие к ДОУ.
5 стратегий вовлечения
1. От «родительских собраний» к «семейным лабораториям»
Проблема: Родители не ходят на собрания («Опять про деньги и правила»).
Решение:
Тематические мастер-классы с детьми:
«Опыты с водой» (родители + дети проводят эксперименты).
«Театр на столе» (совместное создание сказки).
Формат: 30% теории, 70% практики.
2. «Домашние задания» для всей семьи
Нестандартные задания:
«Найди 5 круглых предметов на кухне» (математика).
«Сними 10-секундное видео, как ребёнок помогает по дому» (социальные навыки).
Поддержка:
3. Родители — эксперты
Проект «Профессии моей семьи»:
Папа-повар проводит «Урок вкуса».
Мама-фотограф учит делать портреты.
Эффект: Дети гордятся родителями, а те чувствуют свою значимость.
4. Цифровое включение
Закрытая группа в соцсетях:
Еженедельные посты: «Во что поиграть сегодня?».
Онлайн-голосования: «Какую экскурсию выбрать?».
Приложение сада:
Дневник наблюдений с фото.
Личные сообщения педагога (не в общем чате!).
5. «Тайный друг» для родителей
Суть: Родители анонимно обмениваются лайфхаками:
«Как приучить ребёнка к горшку за 3 дня».
«Что делать, если не хочет идти в сад».
Инструмент: Доска с кармашками для записок.
Как преодолеть сопротивление?
Для «неактивных»:
Личное приглашение: «Ваш сын очень ждёт, когда вы покажете нам фокусы!».
Гибкий график участия (например, записи мастер-классов).
Для «критиков»:
Анкета: «Что вам мешает участвовать?».
Разбор возражений на индивидуальных встречах.
Оценка эффективности
Количественные показатели:
% родителей, посещающих мероприятия.
Количество совместных проектов.
Качественные:
Отзывы в «Книге отзывов семьи».
Изменение поведения детей (например, меньше капризов при расставании).
Главное — показать родителям, что они не гости, а соавторы образовательного процесса. Начните с малого: введите одну из стратегий и отслеживайте изменения.
«Сотрудничество с семьёй — это не приказ, а искусство диалога» (Л.С. Выготский).
Анкета для родителей «Изучение потребностей и интересов родителей в вопросах сотрудничества детского сада и семьи»
Администрация детского сада просит Вас заполнить анкету, ответить на вопросы, которые позволят адаптировать работу учреждения к потребностям ребенка и изучить потребности и интересы родителей в вопросах сотрудничества с детским садом.
Что является для Вас главным в воспитании ребенка?
• Здоровье и физическое развитие;
• развитие нравственных качеств;
• развитие умственных способностей;
• развитие художественных способностей;
• раннее обучение ребенка чтению, письму;
• другое (что именно, укажите, пожалуйста)___________________________.
Какую информацию Вы хотели бы получать от воспитателей?
• О целях и задачах дошкольного образования;
• о воспитательно - образовательных программах;
• о режиме работы детского сада, проводимых мероприятиях;
• о дополнительных услугах;
• об одежде ребенка;
• о питании детей;
• об успехах ребенка;
• об общении с ребенком;
• об организации жизни ребенка в семье;
• другое (что именно, укажите, пожалуйста)___________________________.
3. Какой вид помощи Вы хотели бы получить от педагогов и специалистов детского сада?
Информационную помощь;
• диагностическую;
• консультативную;
• другую помощь (какую именно, укажите, пожалуйста)________________.
Интересуетесь ли Вы вопросами воспитания и развития детей, если да, то через какие источники информации?
• У воспитателя;
• у знакомых;
• через специальную литературу, журналы;
• в интернете;
• другое (что именно, укажите, пожалуйста)___________________________.
Какие формы работы с семьей Вы считаете для себя наиболее интересными, значимыми?
• Родительские собрания-конференции;
• групповые дискуссии;
• тематические консультации;
• семинары-практикумы;
• индивидуальные беседы и консультации;
• информационные листки, буклеты, книги;
• тематические выставки, папки;
• другое (что именно, укажите, пожалуйста)___________________________.
В каких формах работы Вы хотели бы принять личное участие?
• Родительские собрания;
• конференции;
• групповые дискуссии;
• тематические консультации;
• тематические выставки;
• совместные праздники;
• другое (что именно, укажите, пожалуйста)___________________________.
Помощь каких специалистов дошкольного образовательного учреждения Вы хотели бы получить?
• Воспитателя;
• педагога-психолога;
• дефектолога, учителя-логопеда;
• музыкального руководителя;
• инструктора по физической культуре;
• другого специалиста (укажите, пожалуйста)__________________________.
По каким вопросам можете поделиться опытом семейного воспитания?
___________________________________________________________
Недостаток каких знаний Вы ощущаете в вопросах воспитания детей?
_____________________________________________________________
Какие темы Вы предложите для рассмотрения?
________________________________________________________________
Какие у Вас пожелания для детского сада и команды воспитателей?
_________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!