СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные формы обучения на уроках географии.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Урок – «клеточка» педагогического процесса.

В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.

Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке».

Просмотр содержимого документа
«Активные формы обучения на уроках географии.»

Активные формы обучения на уроках географии.

«Урок – «клеточка» педагогического процесса.

В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.

Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке».

М. Н. Скаткин.



Настоятельной потребностью современного образования является поиск новых, более действенных педагогических технологий обучения. В современной практике активные формы обучения или инновации рассматриваются как необходимое условие интеллектуального и нравственного развития учащихся.

Современный этап совершенствования процесса обучения в школе требует пересмотра, прежде всего, системы работы учителя с учащимися. Акцент делается на максимальный рост социальной активности, развитие творческого потенциала, на углубление и развертывание всех способностей школьников. Дифференциация общеобразовательной школы предполагает развитие интересов, потребностей, способностей учащихся. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Выпускник современной школы, которому предстоит жить и трудиться в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами личности:

- гибко адаптироваться к изменяющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретать необходимые знания, умение применять их на практике для решения поставленных задач;

- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающую проблему, грамотно и рационально подобрать необходимое решение;

- уметь творчески мыслить и генерировать принципиально новые идеи;

- грамотно работать с информацией;

- быть коммуникабельным, уметь работать в команде.

Таким образом, главное стратегическое направление развития системы школьного образования лежит на пути решения проблемы личностно- ориентированного образования – такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога. В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. В основе личностно - ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как “коллективного субъекта”, а, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом.

В это понятие вкладывается следующий смысл:

не следует ругать за ошибки, нужно хвалить за правильные решения;

максимально, как только возможно, способствовать самостоятельному получению знаний учащимися;

создавать на уроке ситуацию успеха, так строить задания, чтобы каждый ученик мог добиться успеха и даже у совсем слабых учеников пропал “комплекс двоечника”;

организовать работу таким образом, чтобы дети получали навыки не только индивидуальной работы, но и работы в коллективе, учить их терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке;

заниматься отдельно с учениками, которые хотят знать больше.

Активизация учебно-воспитательного процесса предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на сообщение учащимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию их самостоятельного получения, освоение умений в процессе активной познавательной деятельности

Современной школе необходимо внедрение активных форм обучения или инновационных моделей образования. Такими моделями образования являются проектная деятельность, адаптивная модель обучения, эвристическая модель обучения, игровые методы, в основании которых лежит принцип активного познания. Вы можете посмотреть на слайд, где показана классификация уроков нетрадиционной формы.

В современной практике обучения географии большую популярность получили игровые технологии. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ. А пути решения не ясны.

В процессе игры участники работают с разнообразными источниками знаний, готовят выступления, выступают в дискуссиях, выполняют задания практических или самостоятельных работ. Примером игр может служить урок-конференция и ее разновидности – пресс-конференция, урок-марафон, урок-КВН и др. Ролевые игры имеют хорошие возможности для организации дискуссий, особенно по экологическим и народнохозяйственным проблемам, их можно применять не только в старших классах, но и на уроках физической географии. Не всякий материал курсов географии может быть основой для конструирования ролевой игры. Для проведения ролевых игр требуются определенные условия: нужно выбрать для этой формы работы сравнительно несложный материал; важно, чтобы в таких играх участвовали все учащиеся класса. В процессе ролевой игры можно использовать технические средства, наглядные пособия, периодическую печать Игры активизируют деятельность учащихся, формируют познавательный интерес, позволяют осуществлять связь обучения с жизнью, дают возможность использовать дифференцированный подход к учащимся как в ходе индивидуальной, так и групповой деятельности. В ролевых играх могут имитировать разные ситуации. Это могут быть заседания географического общества, международного суда по вопросам охраны природы. Игры могут имитировать работу министерств промышленности и сельского хозяйства, в котором заняты «министры», их «референты», «руководители», «журналисты». А чтобы участвовали все учащиеся класса, следует продумать форму их деятельности. Это могут быть отчеты о конференции, репортажи в газету или предположения и «проекты», если в ролевой игре использовались творческие задания.
В настоящее время в практике работы школьными учителями географии накоплен определенный положительный опыт по проведению ролевых игр. Игры способствуют организации групповой формы работы учащихся, развитию самостоятельной познавательной деятельности, при этом формируются и закрепляются умение работать с картой, текстом учебника, дидактическим материалом и пр.

Игры делятся по разному уровню сложности:
• Первый уровень сложности (учащиеся должны воспроизводить полученную информацию в готовом виде). Это игры-путешествия «Путешествие по Австралии», «Путешествие по Атлантическому океану», «Будущее Антарктиды»; игры-соревнования «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Звездный час», «По следам Робинзона», блиц-турниры и пр.
• Второй уровень сложности (учащиеся должны проводить аналогию, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи). Примером таких игр могут служить пресс-конференция, урок-суд, урок-совещание, где учащимся нужно анализировать, применять полученные знания.
• Третий уровень сложности (характер этих игр частично-поисковый и исследовательский, учащиеся должны мыслить, прогнозировать, находить решение проблем).

Примеры ролевых игр по уровням сложности

1 уровень:

Урок КВН по теме «Природа Африки»

Цель урока: закрепить знания учащихся о природе Африки.
I. Конкурс капитанов. Каждый ответ 2 балла. Если ответ неполный, то 1 балл.
1.В каких районах Африки катаются на лыжах?
2.Почему почвы в Африке красно-желтые, красные, красно-бурые?
3.Что ты знаешь о финиковой пальме?
4.Как бы ты оделся, если бы оказался в устье реки Конго?
II. Конкурс «Путешествие по Африке».
Каждая команда получает контурную карту и список номенклатурных объектов, которые обозначены определенными цифрами. Учащиеся должны расставить цифры на местоположение объектов.
III. Конкурс «Почемучка». За каждый ответ 2 балла. Если ответ неполный, то 1 балл.
Учащиеся отвечают на вопросы. Два вопроса каждой команде.
1.Почему Африка самый жаркий материк? Почему?
2.Какая река Африки самая многоводная? Почему?
3.Какой рельеф преобладает в Африке и почему?
4.Почему в Африке находится самая большая пустыня мира – Сахара?
IV. Конкурс «Рассказ о природной зоне». Максимальное количество 5 баллов.
На экране слайды презентации с картинками природных зон и план их описания. Команды рассматривают изображения природных зон и составляют их описание
по плану:
1. Географическое положение.
2. Климат.
3. Почва.
4. Растительность.
5. Животный мир.
V. Конкурс «Домашнее задание». Команды показывают свои презентации на тему «Природа Африки». Комментируют по ходу. Максимальное количество баллов – 5.
Подведение итогов. Выставление оценок.


2 уровень:

Урок – пресс – конференция «Государства Земли».
(Проводится на уроке обобщающего повторения по государствам, какого – либо материка.)


На столах, за которыми сидят представители государств, - таблички с названиями страны, ее флага, данными о площади, населении, языке.
Творческим группам заранее предложены задания:
1. Нарисовать герб и флаг страны.
2. Составить краткую характеристику страны.
3. Отобрать материал о стране из периодики.
4. Подготовить рассказ о населении страны.
5. Рассказать о культуре страны: музыке, традициях, обычаях, достопримечательностях.

Для отчета по творческому заданию можно использовать презентацию.
Творческих групп 2-3 по 5 человек. Остальные учащиеся корреспонденты, собирающие материал об этих странах.
Урок проводится после изучения, какого – либо материка, когда идет тема о странах и политической карте материка. После изучения другого материка учащиеся меняются ролями, создают другие творческие группы. Урок проводится в форме дискуссии.

3 уровень:

Географическая конференция «Сокровищам Земли - надежную охрану».

Проводится в конце учебного года.
Сообщения, рефераты и доклады, посвященные одной теме, могут быть рекомендованы учителем для заслушивания на тематических конференциях. Для проведения географической конференции требуется большая подготовительная работа. Первостепенное значение имеет выбор темы. Она должна быть интересной и актуальной по содержанию. Составляется план и программа проведения конференции. Ребята распределяют между собой темы выступлений, обговаривают с учителем их содержание. Красочно оформляют план, программу и темы конференции. Возможно применение презентации.
Образовательная цель: показать актуальность проблемы охраны природы в наши дни.
Программа конференции:
Вступительное слово учителя о значении и необходимости охраны природы как среды обитания человека.
1. Охрана недр и почв.
2. Охрана пресной воды.
3. Охрана атмосферного воздуха.
4. Охрана фауны и флоры.
5. Заключительное слово учителя.
Проводится выставка книг о природе. Ребята высказывают свое мнение об охране природы своего края. Учащиеся решают, что можно сделать чтобы район, в котором они живут назывался экологически чистым. Урок в форме дискуссии обычно проходит интересно и познавательно.

Игры в сочетании с другими методами и приемами повышают эффективность преподавания географии, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному освоению изучаемого материала, формируют навыки коллективной работы.


СЧЕТЧИК





Следующей формой активного обучения является проектная деятельность. На уроках географии существуют широкие возможности применения проектной деятельности.

1.Мини проекты на уроках. Такой вид работы используется очень часто. В девятом классе, при изучении различных отраслей промышленности, ребята могут создавать проекты различных предприятий, проекты освоения месторождений полезных ископаемых. Такие задания даются детям на весь период изучения отраслей экономики. К концу изучения темы, ребята должны представить проект любого промышленного предприятия, и обосновать свои разработки на основе знаний, которые они получили в процессе изучения данной темы.

2.Проекты могут быть долгосрочными. Например, в 7 классе в течение всего года дети выстраивают модель гипотетического материка. Рисуют для него всевозможные тематические карты, придумывают для него новые страны и города, сочиняют историю открытия и исследования.

Работа над таким проектом проходит в течение всего учебного года. На первом этапе дети определяются с местом положения будущего материка на карте. Определяется его географическое положение, какими океанами омывается данный материк, с какими другими материками он соседствует. Таким образом, новый континент получает «прописку» на карте мира.

Далее в процессе изучения каждой новой темы на континенте появляются различные географические объекты: новые формы рельефа на основе строения земной коры, климатические пояса, речные системы, крупные озера, природные зоны. При этом они придумывают, какие животные и растения могут существовать в данных природных условиях.

При изучении темы «Население Земли» учащиеся заселяют «свой» материк. Появляются города, страны и народы. Дети придумывают особенности национальных костюмов, предметов быта и традиций.

Над проектами ребята работают как индивидуально, так и в группах. В каждой группе обязательно есть и сильные и слабые ученики. Работа распределяется таким образом, чтобы каждый ребенок принял участие в проекте. Задания подбираются с учетом уровней способностей и развития каждого ребенка.

Адаптивная модель обучения дает возможность учителю перевести свою деятельность из режима информирования в режим консультирования и управления, а ученикам обеспечить возможность выбора пути движения с учетом своих возможностей и способностей.

Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности.

В этой модели учитель часть времени работает со всеми учениками вместе, обучая их. Остальное время используется для самостоятельной работы учащихся. Казалось бы, что тут нового? Суть в том, что учитель не просто наблюдает за самостоятельной работой школьников, а работает в это время с отдельными учениками индивидуально.

Вариант урока можно представить следующим образом:

входной контроль (взаимопроверка, проведение блиц -- опроса, фронтальной беседы, теста, географического диктанта);

объяснение нового материала с использованием схем, видеофрагментов, наглядности, опорных систем, проблемных ситуаций;

самостоятельная работа учащихся в группах, в парах по технологическим картам с адаптивными заданиями;

отключенный контроль, индивидуальная работа с учащимися, на фоне самостоятельно работающего класса.

После объяснения материала учащиеся получают технологическую карту, где дается алгоритм действий, блок заданий для более углубленного изучения темы, а также ее закрепления. Учащиеся видят весь объем самостоятельной работы, выполняют его с разной скоростью, что позволяет видеть, кто и на каком этапе затрудняется и какая нужна помощь.

Каждый ученик знает, что он должен сделать, как выполнить, что для этого прочитать, изучить, и как осуществить проверку.

Каждый идет по своей индивидуальной дорожке, со своей скоростью, выполняя необходимый объем заданий.

Если учащимся предложены многоуровневые задания, то ученик выбирает уровень. Выполненный первый уровень гарантирует оценку “3” и дает возможность перейти к выполнению следующего. При качественном выполнении заданий оценка может повыситься на балл.

У учеников возникает устойчивая мотивация к более быстрому и качественному выполнению заданий. Домашнее задание носит вспомогательный характер.

Не справившись на уроке с обязательными заданиями, ученик, получив консультацию товарища или учителя, обратившись к учебнику, заканчивает выполнение дома. Он затратит больше времени, но добьется продвижения.

Также можно использовать задания по составлению опорных конспектов по разным темам. Это легко и удобно. Ребята с удовольствием выполняют такие задания.

Каждому педагогу знаком такой метод преподавания, как эвристическая беседа. «Эврика» в переводе с греческого - нашел. Такой метод обучения часто применяется при объяснении нового материала. Учитель, беседуя с детьми, задавая вопросы, подводит учеников к правильному пониманию материала и самостоятельной формулировки определений, понятий, законов .Такая модель работы может использоваться в 10 классах, при изучении курса «Экономическая и социальная география мира». В такой модели применяется вполне традиционные формы организации деятельности: урок-объяснение нового материала, урок-практикум, урок-семинар. Однако, каждый такой урок строится на основе эвристических методов работы.

Урок - объяснения материала проводится, как уже знакомая эвристическая беседа. Отвечая на вопросы учителя, дети используют информацию из учебника, сверяются с картами атласа, и таким образом получают необходимую информацию по изучаемой теме. В процессе таких бесед учитель никогда не дает готовые ответы на вопросы, детям приходится формулировать их самим, а учитель только подтверждает правильно сделанные выводы и корректирует неправильные. По итогам таких уроков у каждого в тетради формируется конспект нового материала. Так как дети сами формулировали его, он получается доступным, понятным и легко запоминающимся.

Урок - практикум. Практические работы - это тоже достаточно знакомая форма построения урока. В традиционной модели обучения любая такая работа представляет собой ряд заданий, которые учащимся необходимо выполнить, для того чтобы сделать определенный вывод. Однако в эвристической модели обучения все выглядит несколько иначе. Чаще всего такие занятия проводятся в группах. Задание у каждой группы свое. Как правило, такие задания строятся в виде проблемного вопроса и являются частью изучаемой темы. Например, тема «Население мира». На первом уроке класс разбивается на группы, и каждая группа получает свой вопрос, над которым предстоит работать.

«Численность и плотность населения мира. Причины различия численности населения различных регионов».

«Национальный и религиозный состав населения мира. География и причины межнациональных конфликтов».

«Трудовые ресурсы. Проблемы безработицы в различных регионах мира».

«Миграции населения. Причины и основные направления миграций».

На этом же уроке ребята сами составляют план работы над своим заданием;

разрабатывают перечень необходимых для работы материалов; составляют список необходимых вопросов, которые надо решить, при работе над главной проблемой. Учитель на таком уроке выступает в роли консультанта.

Дома дети подбирают необходимые для работы материалы. На втором уроке ученики выполняют практические задания, согласно, составленному ими плану: строят графики, диаграммы, оформляют карты и т.д. На третьем уроке каждая группа отчитывается о проделанной работе, при этом остальные ученики конспектируют ответы. Таким образом, по итогам этих уроков у каждого ребенка появляется необходимый материал по изучаемой теме.

При изучении некоторых тем проводятся уроки-семинары. Такие уроки проводятся как в форме традиционных семинаров, так и в форме пресс-конференций. Инициативные ребята готовят сообщения по отдельным проблемам, а остальные заранее готовят для них вопросы. Такие уроки позволяют активно работать всем ученикам, позволяют каждому ребенку включиться в учебный процесс и работать в силу своих возможностей. Педагог имеет возможность оценить каждого ребенка. Такая деятельность позволяет положительно влиять на повышение мотивации каждого ребенка к изучению географии.

Сегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствует поставленной цели – развитию личности ученика.

Список литературы

1. Горбенюк О. С., Горбенюк Т. Б. Теория обучения; Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 384с.

2. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996г.

3. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2000. - 304с. - (Серия «Учебник нового века»).

4. Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность// Кларин М. В.-- Рига, «Эксперимент», 1999 г.

5. Психология и педагогика. Под редак. А. А. Радугина. Учебное пособие - Москва, - Издательство ЦЕНТР, 1999г.

6. Онищук В. А. «Урок в современной школе», Москва, «Просвещение», 1991г.

7. Рудакова Д.Т., н.с.ЦНИТ ИОСО РАО. Интернет-технологии в деятельности учителя. Материалы НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"// www.ioso.iip.net

8. Соуза Э.Г. Университет ООН: глобальная миссия // Перспективы: вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО, 1990" N3,С10.

9. Эйхельбаум де Бабини А.М. Сходства и различия в развитии современных моделей образования // Перспективы: вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО, 1992. N4. С.51, 53.

Приложение №1

Примеры технологических карт по курсу «География России» 8 класс.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №1

«Географическое положение России»


Вид самостоятельной работы

Что делать

Контроль


Ответь на вопросы

Обсуди

Взаимоконтроль


Перечислите главные черты ГП России

Перечислите и покажите страны, граничащие с Россией по карте

Объясните значение цифр:

900 км

17,1 млн. км

60 тыс. км

13

16

Проверь домашнее задание, в. 6, 7 с.15

Заполни таблицу (см. ниже)

Закончите предложения:

Наиболее мелководны моря …

Наибольшее промысловое значение имеют моря …

Наиболее загрязнены …

Подготовь рассказ о море (по выбору).

Обратись к учебнику

Стр. 10-13

См. учебник, с. 16

Оцени работу товарища

Работай по тексту учебника с. 17-23

Запиши в тетрадь

(Вариационная пара)

Взаимоконтроль

(статичная пара)

Учитель

Самоконтроль

Учитель






Таблица:


Моря, омывающие Россию

Глубина

Ресурсы

Значение, использование моря







ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №2.

«Геологическое строение. Рельеф “


Задание

Что делать

Контроль


1

Ответь на вопросы (устно)

Какие процессы формируют рельеф?

Какие и где происходят стихийные природные явления из-за внутренних сил?

Какие меры применяются для сбережения полезных ископаемых?

Какие сведения дает геохронологическая таблица?

Обратись к учебнику

с. 59-60, 71-72

с. 67-68

с. 64-65

с. 53-54

Самоконтроль


2

Дать определение:

Бассейн

Сель

Оползень

Морена

Эрозия

Проверь и оцени, обратись к учебнику с. 50-55

Взаимоконтроль

(статичная пара)


3

Перечислите основные черты рельефа

Оформите письменно в тетрадь

Работай с картой

Учитель


4

Опишите рельеф (вопрос 4 с. 76)

- Русской равнины

- Среднесибирского плоскогорья

Оформите в тетради

Взаимопроверка

(статичная пара)


5

2 уровень

Обоснуй свою точку зрения.

Какие силы--внутренние или внешние--можно считать ведущими в формировании рельефа

Проанализируй карту

Используй дополнительную литературу

Учитель


6

3 уровень

Составь вопросы для географического диктанта о равнинах России

Работай с картой

Используй дополнительную литературу

Учитель







ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №3.

«Климат России»


Вид самостоятельной работы

Что делать

Контроль


Ответь на вопросы (устно)

Обратись к учебнику

Учитель


Какие типы климата сформировались в России?

Типы климата

t янв.

t и.

ВМ.

Осадки

Приведите примеры влияния климатообразующих факторов

Дать определение:

- трансформация воздушных масс

- солнечная радиация

- циклон

- антициклон

- воздушная масса

- летнее солнцестояние

- коэффициент увлажнения

- испарение

Установи закономерность в распределении тепла и влаги

Составь план по вопросу «Зависимость хозяйственной деятельности от климатических условий»

Географический диктант по теме «Климат» авт. Г. Элькин.

2уровень

Обоснуй свою точку зрения

Почему на “полюсе холода” -Оймяконе зимой значительно холоднее, чем в лежащей практически на той же широте Карелии.

3 уровень

7 “Взаимодействие воздушных масс определяет климат района”

Раскройте это утверждение на примере любых двух типов климата

Работая с картой, заполните таблицу.

Ответь устно с. 78-83

Работа со словарем учебника с. 298; выпиши в тетрадь, запомни

Проанализируй климатическую карту (устно), учебник с. 88-94

Обратись к учебнику с. 101-107, оформи письменно в тетрадь

Выполни письменно в тетради

Проанализируй карту

Используй дополнительную литературу

Проанализируйте карту

Используй дополнительную литературу

Самоконтроль

Учитель

Взаимоконтроль

(статичная пара)

Самоконтроль

Самоконтроль

Взаимоконтроль

(статичная пара)

Учитель

Учитель






Географический диктант по теме «Климат». Выбери правильный ответ:

Климат большей части России формируют воздушные массы, приходящие с: а) Атлантического океана; б) Тихого океана; в) Северного Ледовитого океана; г) Индийского океана.

Зимой климат России больше всего формируется: а) Арктическим максимумом; б) Азиатским максимумом; в) Исландским минимумом; г) Алеутским минимумом.

Циклоны летом активно разливаются: а) в Восточной Сибири; б) на юге Русской равнины; в) на Дальнем Востоке; г) над Карским морем.

Разница между общим количеством солнечной энергии, достигающее поверхности Земли, и ее потерями на излучение и отражение называется

а) солнечной радиацией; б) суммарной радиацией; в) поглощенной радиацией;

г) радиационным балансом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!