ТРИЗ на уроке географии.
В условиях активных общественных преобразований к выпускникам школ предъявляются определенные требования, в которых совершенно по-новому расставляются акценты. На первое место выдвигаются качества: думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (то есть применять полученные знания); обладать творческим мышлением; гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях; практически мыслить; генерировать новые идеи; грамотно работать с полученной информацией (собирать факты, анализировать их, выдвигать гипотезы, обобщать, сопоставлять, устанавливать закономерности). Обучение должно быть направлено на развитие готовности человека к быстро наступающим переменам в обществе, будущему за счет развития способностей к творчеству, разнообразных форм мышления и способностей к сотрудничеству с другими людьми. ТРИЗ является инструментом обучения творчеству. В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, когда обучающиеся самостоятельно ищут решения творческих задач. В связи с этим меняется и роль учителя в данном процессе. Он должен перестать только «давать знания». Прежде всего учитель - партнер, который помогает учащемуся самому получать знания, приобретать навыки обучения. Уроки географии - это неразрывное звено в данном процессе, где программа курса позволяет организовать освоение школьниками знаний о географических аспектах Земли; овладевать умениями поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных, объяснять и оценивать разнообразные явления и процессы, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решать географические задачи, самостоятельного приобретать новые знания, уметь работать в группе, используя комплекс знаний. Конечно, больше всего уже разработанных задач по биологии, физике, истории и почти нет по географии. Поэтому, мне кажется, очень интересным порекомендовать применение методов ТРИЗ-педагогики решения творческих задач именно по своему предмету.
Интегрированный урок по географии,
«Наводнения на реках». 6 класс
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «наводнение», его причинами, особенностями и наиболее памятными наводнениями.
Образовательные задачи урока:
Дать определение понятию «наводнение».
Познакомить школьников с наиболее памятными и катастрофическими наводнениями в Санкт-Петербурге, Китае.
Объяснить причины и особенности наводнений
Учить детей видеть образные средства литературного языка.
Воспитательные задачи урока: воспитание любознательности, любви к своей Родине, расширение кругозора воспитывать потребность в личностном саморазвитии, уверенность в своих возможностях, способность открыто выражать свои чувства, осознание ответственности за свой выбор.
Развивающиеся задачи урока: продолжить развитие умения выделять причинно-следственные связи диалектического мышления учащихся, правильной и выразительной устной речи учащихся, внимания; продолжить формирование умений работы с раздаточным материалом.
Оборудование: физ. карта полушарий, схема «Строение речной долины», магнитофон, аудио запись «Наводнение», рисунки детей на тему «Наводнение», карточки-задания.
Конспект урока.
(звучит музыка)
Учитель читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»:
Над омраченным Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом.
Плеская шумною волной
В края своей ограды стройной,
Нева металась, как больной
В своей постели беспокойной
Уж было поздно и темно;
Сердито бился дождь в окно,
И ветер дул, печально воя.
Компоненты ТРИЗ:
В какое время года происходят описываемые события?
(осенью)
О каком же грозном явлении природы пишет автор?
(о наводнении)
Учитель:
Откройте тетради. Запишите число и тему нашего урока: «Наводнение на реках». Сегодня на уроке вы узнаете о том, что представляет собой такое грозное явление природы, как наводнение; узнаете о причинах и особенностях наводнений; о наводнениях, которые вошли в историю, и о том, как люди пытались защитить себя от разбушевавшейся водной стихии.
Компоненты ТРИЗ:
Работа по теме урока.
Слово наводнение записано на доске.
Разберите слово «наводнение» по составу.
Какой корень в этом слове?
Значит с чем это явление связано? (с водой)
А как вы представляете наводнение? (музыка)
Поможет представить вам наводнение, силу природы, могущество и зависимость человека от нее музыка.
Во время звучания музыки вывешиваем рисунки детей с изображением разбушевавшейся водной стихии.
Учитель:
Попробуйте сами дать определение наводнению. (Ответы учеников обобщаются учителем, и определение записывается в тетрадь).
Наводнение – это грозное явление природы, при котором река выходит из берегов из-за резкого подъема уровня воды, при этом затапливает прибрежное пространство.
Вспомним строение речной долины.
Дайте определение всех ее составных (поймы, террасы, русла, речной долины) руководствуясь схемой.
Ученик:
Ученик у доски по схеме дает определение каждой части реки: Река, естественный водный поток, текущий в выработанном им русле и питающийся за счет поверхностного и подземного стока вод.
Река течет в пределах речной долины – линейно – вытянутого понижения.
Речная долина включает русло – самую низкую часть, в пределах которой река течет в период межени – самый низкий уровень воды в реке. Русло часто имеет причудливую форму, образуя множество крутых излучин – меандр. Иногда река спрямляет свое русло и образует отчленившийся от русла водоем – старицу. Заливаемая во время половодий и паводков часть речной долины называется – поймой.
Река переоткладывает твердый материал и постоянно формирует свою пойму, меняет очертание излучин – меандр. Постоянно углубляя свою долину, река формирует надпойменные террасы – остатки бывших пойм, расположенных на разной высоте, подобные огромным ступеням.
Учитель:
В каких случаях происходит наводнение? (при выпадении сильных дождей, усилении таяния снега или ледников).
КомпонентыТРИЗ:
А бывают наводнения, которые не зависят от количества выпавших осадков или таяния снегов.
Ученик:
Примером могут быть наводнения, случающиеся часто на реке Неве. (Показать на карте).
Компоненты ТРИЗ:
Самым разрушительным и грозным было наводнение 1824г., которое А.С.Пушкин отразил в поэме «Медный всадник»:
Но силой ветров от залива
Прегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча, и клубясь,
И вдруг, как зверь остервеняясь,
На город кинулась. Пред нею
Все побежало, все вокруг
Вдруг опустело – воды вдруг
Втекли подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь, как притон,
По пояс в воду погружен.
Учитель:
Послушаем, как произошло это наводнение (слушаем сообщения детей).
Ученик:
День 6 ноября, предшествовавший наводнение, был дождливым; с самого утра дул юго-западный ветер, сырой и пронзительный. К ночи ветер усилился. К 8-9 часам утра 7 ноября вода поднялась на 130 см выше обычного уровня. Ветер все усиливался и вскоре перешел в бурю. В 10 часов утра уже было затоплено 2/3 города. В полдень по улицам города неслись бурлящие потоки воды; по Неве, каналам и улицам носились баржи, плоты, крыши домов, вырванные с корнем деревья. К 2-3 часам дня вода достигла наибольшей высоты – 4,1 м выше обычного и затем стала быстро спадать, гораздо быстрее. Чем поднималась. В 7-8 часов вечера вода уже вошла в берега. Следующий день, 8 ноября, выдался ясным, солнечным.
Ученик:
Наводнение в 1824г. произвело огромное опустошение, после которого потребовались многие годы на восстановление хозяйства города. «Галерная гавань представляла вид ужаснейших развалин: большие суда лежали во множестве по улицам и дворам; в некоторых местах, где были ряда домов. Сделались площади, поперек улиц стояли и лежали снесенные дома и крыши; разными обломками и домашней утварью была общая часть улиц так завалена, что почти не было возможности пройти, со всех сторон под грудами развалин видны были трупы людей и домашнего скота».
Погибло около 500 человек, разрушено 462 дома и 3681 поврежден; стихия унесла 3609 лошадей, быков, коров, коз и свиней; испорчено 900 тыс. пудов муки, 300 тыс. пудов сахара. Общий убыток от наводнения составил ≈ 20 млн. рублей.
Учитель:
В чем причина этого наводнения? (показать на карте)
Одна из причин данного наводнения – это непрерывно дующий в сторону Финского залива юго-западный ветер. Второй причиной наводнения являются воздушные вихри, которые засасывают воду с поверхности Балтийского моря, проходя над ним. В каком-то участке моря вода поднимается выше среднего уровня. В результате образуется «ступень» в уровне воды Балтийского моря, что приводит к возникновению длинной волны, ее длина достигает сотен километров, но высота небольшая – 40-60 см. В открытом море они почти незаметны, но, приближаясь к берегу, высота волны резко увеличивается, т.к. залив становится мельче, так возникает наводнение. Волна пробегает Финский залив за 7-8 часов со скоростью до 100 км/ч.
Причины наводнений.
Воздушные вихри, поднимающие воду в Балтийском море и способствующие возникновению длинной волны.
Продолжительно дующий в сторону Финского залива юго-западный ветер.
Столь же грозными и губительными бывают ежегодные наводнения на Дальнем Востоке, причинами которых являются выпадение большого количества осадков, тайфуны и муссоны.
Ученик:
К числу самых больших наводнений в мире, виновником которого был тропический ливень, относят наводнение в декабре 1887г. в китайской провинции Хэнань. Это была настоящая катастрофа. Вышедшая из берегов река Хуанхэ прорвала огромную плотину близ города Кайфын, и все, что возвышалось над землей, было безжалостно смыто. Большая территория, по площади равная Голландии, на время превратилась в озеро. Погибло 900 человек. Китайцы называют Хуанхэ желтым зверем, рекой бедствий. И действительно, она нередко совершает опустошительные набеги на землю. Там, где бесновались ее грязно-желтые воды, остаются лишь руины.
Учитель:
В нашем районе крупное наводнение было 40 лет назад, в районе п. Невон. Старожилы помнят это наводнение, которое произошло до того времени, как были построены Братская и Усть-Илимская плотины.
Компоненты ТРИЗ:
И так, ребята, мы с вами уже знаем, что представляет собой наводнение, знаем и причины этого грозного явления, а теперь, используя карточки с заданием, попробуем решить проблемы:
Как защитить себя от наводнений?
Что можно было бы сделать до начала наводнения?
(Используйте прием «Обратить вред в пользу» и прием «Сделай заранее»). (Ученики работают в группах, обсуждают и выступают со своими решениями).
«Елочка ассоциаций»
Проекты защиты от наводнений.
Наводнения не могли не вызвать к жизни проекты защиты от них. Первый такой проект начал осуществляться при Петре I на реке Неве. В некоторых местах вдоль берегов приступили к строительству дамбы. Но грунт оказался тонким, болотистым и работы пришлось прекратить. Инженер и ученый П.П. Базен выдвинул свой проект, по которому сооружается земляная дамба длиной 20-25 км. Высота дамбы около 5 м. В дамбе было предусмотрено устройство специальных водопропускных отверстий, а также ворот для прохода судов. Этот проект не нашел поддержки у царских властей.
В наше время (XX в) этот проект уточнили и дополнили. Для защиты от волн со стороны Финского залива была построена дамба высотой 6-7 м. Над уровнем моря. В теле дамбы устраиваются специальные водопропускные отверстия и ворота, которые будут закрываться. Дамба прекратит доступ водам Финского залива, а чаша, образовавшаяся к востоку от дамбы, станет заполняться невской водой.
Учитель:
Итак, давайте подведем итог нашему занятию.
Что, по-вашему, сегодня на уроке было главным?
Что было интересным?
Что нового вы узнали?
Чему научились?
Главное, что мы с вами сделали, узнали, что представляет собой такое грозное явление природы как наводнение, выяснили причины образования наводнений и предложили некоторые варианты решений защиты от них.
Д/З:
Сделайте проект защиты городов от наводнений без угрозы для окружающей среды; проект представить в виде схемы или рисунка с описанием.