«Активные формы методической работы с педагогами
как условие повышения качества образования»
Зуева М.Ю.,
методист МОУ ДПО «УМЦ»
Серпуховский муниципальный район
В современных условиях шестого технологического уклада и развития цифровой экономики одним из главных вызовов для системы образования становится решение задачи по формированию компетенций XXI века, включающих в себя умение учиться самостоятельно, осознание обучающимся себя, как субъекта собственного развития. В условиях постоянно меняющейся информационной среды наличие этих важных компетенций позволит выпускникам быть востребованными на рынке труда, успешными в профессиональной деятельности.
Для формирования компетенций, востребованных в современном обществе, важную роль играет нацеленность процесса обучения на достижение метапредметных и личностных результатов, содержание которых определено в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах.
Основным звеном в решении национальных задач развития системы образования на современном уровне является педагог. Роль педагога, как ретранслятора знаний уходит в прошлое. Современный педагог сам должен обладать необходимыми профессиональными компетенциями XXI века. Одна из основных компетенций педагога – способность преобразовывать общие цели обучения в личностно - значимые для обучающегося, с учетом его системы ценностей и конкретного социального окружения. Только таким образом можно воспитать гармонично развитую и социально – ответственную личность.
Требования Профессионального стандарта современный педагог устанавливают четыре блока компетенций: предметные, методические, метапредметные и коммуникативные. Причем для достижения национальных целей развития образования, определенных в Майских Указах Президента РФ В.В. Путина особую роль играют метапредметные и коммуникативные компетенции педагога.
Во – первых метапредметный блок профессиональных компетенций педагога включает способность и возможность реализации программ формирования универасальных учебных действий, связанных с организацией учебного исследования, построением новых способов решения учебных задач, способности организовать обучающий диалог, дискуссию.
Во вторых метапредметный блок профессиональных компетенций включает способность педагога осуществлять индивидуализацию обучения с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, в том числе с ОВЗ. Учитель планирует урок, как совокупность индивидуальных и групповых форм работы, гибко использует разнообразные формы учебной работы в соответствии с особенностями и интересами обучающихся.
Блок коммуникативных компетенций педагога включает в себя во – первых реализацию воспитательных аспектов педагогической деятельности, во вторых, создание мотивирующей образовательной среды.
Коммуникативная компетенция педагога подразумевает способность эффективно и качественно осуществлять действия, направленные на создание атмосферы взаимного уважения между участниками образовательного процесса, взаимодействия между обучающимися. Коммуникативная компетенция педагога - это способность вовлекать в учебную деятельность всех обучающихся, осуществлять обучение в зоне ближайшего развития, организовывать рефлексию и консолидацию различных учебных позиций, гибко реагировать на предложения обучающихся о формах организации учебной работы.
Большая работа по научно – методическому обеспечению условий работы педагогов в режиме развития осуществляется представителями методической службы.
Для реализации образовательных задач в современных условиях
наиболее эффективными являются активные методы работы с педагогами. К ним можно отнести обучающие семинары, практико – ориентированные семинары, муниципальные методические объединения, круглые столы, мастер – классы, деловые игры, наставничество, консультирование по научно – методическим вопросам, экспертиза результатов педагогической деятельности, диагностика затруднений и профессиональных дефицитов, творческие отчеты, работа в творческих группах, научно – практические конференции, школы передового опыта, конкурсы профессионального мастерства педагогов, освещение деятельности педагогического сообщества в СМИ.
Назовем несколько наиболее эффективных и результативных форм активной методической работы с педагогами сельских школ Серпуховского района, которые используются МОУ ДПО «УМЦ»: школа Педагогического Мастерства, студия Педагогического Мастерства, практико – ориентированные семинары, дни диагностики, регулирования и коррекции.
Школа Педагогического Мастерства – это инновационная площадка, организованная как коллективное объединение на добровольной основе членов педагогического сообщества с целью осуществления творческой и поисковой деятельности.
Главная цель Школы – это координация работы педагогов образовательных организаций, направленная на развитие инноваций, исследовательской и экспериментальной деятельности в области применения образовательных технологий.
В соответствии с разработанным Положением о деятельности Школы Педагогического Мастерства она осуществляет свою деятельность ежегодно, как правило, в течение месяца, в первой половине учебного года. В работе Школы принимают участие педагоги первой и высшей квалификационной категории. Школа Педагогического Мастерства предоставляет педагогам возможность во – первых, обобщать, тиражировать в педагогическом сообществе накопившийся опыт по применению инноваций, во вторых, в ходе активного наблюдения увидеть варианты применения современных технологий и оценить их эффективность и результативность. Таким образом, Школа Педагогического Мастерства работает как генератор творческих идей педагогов.
Для участия в работе Школы каждая образовательная организация разрабатывает план. На основе планов ШПМ ОО составляется общая Маршрутная карта Школы с указанием методической ценности мероприятий, включенных в план. Руководит ШПМ в каждой Образовательной организации представитель Ассоциации лучших педагогических работников.
По окончании работы Школы каждая образовательная организация составляет итоговый отчет, в котором выявляются и анализируются количественные и качественные показатели, учитывается мнение всех участников образовательного процесса, выявляются достижения и проблемы. К итоговому отчету прилагается фото или видео репортаж работы ШПМ.
Так в 2018 году Школа Педагогического Мастерства в образовательных организациях Серпуховского района проходила с 20 октября по 20 ноября. Была определена тема ШПМ: «Повышение эффективности образовательного процесса путем непрерывного совершенствования профессионального уровня и мастерства педагогов». На площадке Школы было проведено 95 мероприятий, которые посетило более 250 человек. Основными формами распространения педагогического опыта в этом году стали уроки игры, уроки – исследования, уроки – экскурсии, интегрированные уроки, внеурочные занятия, мастер – классы, круглые столы. Особую заинтересованность педагогического сообщества Серпуховского района вызвали пути практического применения сингапурскоих технологий, технологий проблемного диалога, квест – технологий, технологий работы с интеллект – картами. Педагоги обменялись опытом решения важных образовательных проблем. На круглых столах и консультационных площадках обсуждались проблемы введения второго иностранного языка, проблемы подготовки старшеклассников к итоговому сочинению.
По мнению педагогов Серпуховского района, Школа Педагогического Мастерства, как форма активного целенаправленного взаимодействия между педагогами очень важна. В условиях специфики работы сельских школ ШПМ предоставляет возможность непосредственного взаимодействия, обсуждения.
Как одна из активных форм методической работы с педагогами Школа Педагогического Мастерства позволяет:
- выявлять творческий и инновационный потенциал в динамике;
- вовлекать педагогов в активную творческую деятельность через общение и рефлексию;
- позволяет выявлять профессиональные дефициты, что необходимо для построения траектории совершенствования профессионального уровня и мастерства педагогов.
Другой активной формой методической работы с педагогами
Серпуховского района является Студия Педагогического Мастерства.
Студия Педагогического Мастерства – обучающая инновационная площадка, направленная на развитие сетевого взаимодействия между образовательными организациями и представления передового инновационного опыта по определенной проблеме.
Согласно разработанному Положению, мероприятия Студии проводится во второй половине учебного года, их проводят только члены Ассоциации лучших педагогических работников для всех заинтересованных педагогов. Обучение в Студии педагогического мастерства осуществляется на трех уровнях: теоретическом, методическом и технологическом.
Целью Студии является формирование профессиональных компетентностей педагогов. Работа Студии направлена на решение задач повышения уровня индивидуальной профессиональной компетентности за счет коллективного взаимодействия, объединения учителей, работающих над определенной проблемой, повышения уровня креативности педагогов, стимулирования педагогического поиска и инициативы.
Семинары сегодня являются самой востребованной формой методической работы в образовательных учреждениях. Однако часто семинары по названию по сути таковыми не являются.
Изначально семинар — это форма интерактивного обучения, которая хорошо дополняет лекцию. Обмен мнениями в течение всего семинара, открытый разговор между его участниками, то есть именно интерактивность — отличительная особенность этой формы. Если же выступающие, намеченные заранее, один за другим выходят перед пассивными слушателями с докладами, то такая форма не может быть признана семинаром.
Помимо обмена мнениями, активного и целенаправленного наблюдения, большую роль играют тренинговые формы методической работы, в ходе которых педагоги наблюдают процесс обучения изнутри, получают практические навыки применения инновационных приемов обучения.
Такой формой активной методической работы являются практико – ориентированные семинары по программе развития профессиональных компетенций XXI века. Обучение происходит в командах, парах сменного и постоянного состава. Каждый учитель получает теоретические знания и практические навыки сотрудничества, работы в команде, коммуникации, критического и креативного мышления, пробует определить на каком уроке, в каком классе и по какой теме можно применить тот или иной прием.
Новой формой проведения практико – ориентированных семинаров стали Дни диагностики, регулирования и коррекции.
В каждой параллели учителя проводят по три урока. Участники семинара получают возможность наблюдать одних и тех же детей, но на разных предметах, у разных педагогов. Главная цель такого семинара – проследить, как учителя обеспечивают условия формирования мотивации деятельности обучающихся на уроке. Участники семинара осуществляют наблюдение по следующей программе:
1. Изучение активности обучающихся на уроке.
2. Изучение применяемых методов мотивации и стимулирования, включая эмоциональные, познавательные, волевые, социальные.
3. Вычисление коэффициент активности обучающихся.
4. Вычисление коэффициент полезного действия самостоятельной работы обучающихся.
Учителя, принявшие участие в работе таких семинаров отметили их высокую практическую значимость.
Системные изменения, происходящие в российском образвоании, требуют от муниципальных методических служб современных, актуальных и востребованных педагогической общественностью подходов к организации работы, способствующих повышению качества образования через профессиональное развитие и рост мастерства педагогов.
Список интернет - ресурсов
https://www.facebook.com/groups/735104026626166/events/
https://pandia.ru/text/80/176/34894.php
https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-funktsii-munitsipalnoy-metodicheskoy-sluzhby-v-obespechenii-modernizatsii-obrazovaniya
http://iuorao.ru/images/jurnal/14_2/Popenkova.pdf
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-munitsipalnyh-metodicheskih-sluzhb-v-rasprostranenii-modeley-obrazovatelnyh-sistem-obespechivayuschih-sovremennoe-kachestvo
http://www.myshared.ru/slide/234758/