МАСТЕР – КЛАСС ПО ТЕМЕ:
«Активные методы обучения или игровые приемы на уроках иностранного
(английского) языка».
НАЗИРОВА ДИАНА РУСЛАНОВНА, Учитель английского языка МБОУ «СОШ 60» г.Махачкала
Цель: научить участников мастер-класса некоторым приемам использования активных методов обучения английскому языку.
Задачи:
Создать условия для профессионального самосовершенствования учителя;
Передать опыт использования АМО путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
Отработать методические приемы решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
Оказать помощь участникам мастер-класса в определении задач и формировании навыков использования АМО;
Доказать эффективность использования данных методов.
СЛАЙД 1 Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Назирова Диана Руслановна, я учитель английского языка МБОУ «СОШ 60»г Махачкала. Позвольте представить мой мастер-класс.
И для начала я предлагаю настроиться на неформальное общение, создать условия контакта между нами и все-таки немного отдохнуть и расслабиться. Но, одно условие: отдыхать будем все вместе и старательно. Я буду рассказывать вам притчу, а вы будете мне помогать. По ходу повествования я буду показывать движения, а вы повторяйте их вместе со мной.
ВКЛЮЧИТЬ МУЗЫКУ Итак… В далекой стране жил-был один садовник. Садовник боготворил деревья, и каждый год высаживал в своём саду несколько новых аллей. Однажды друзья подарили ему семена разных деревьев. Это были желуди старого дуба, несколько орехов, семена клёна, яблони, груши, … (Сядьте, пожалуйста, поудобнее; закройте глаза; представьте, что вы - семена).Садовник очень нежно отнесся к своим семенам. Он регулярно поливал их, рыхлил землю, даже разговаривал с семенами. Вот наступила весна (открываем глаза), и с первыми теплыми лучами солнца начали прорастать маленькие ростки. (Участники понемногу спокойно поднимают руки вверх).
У ростков раскрываются листочки (руки над головой, ладонями вперёд), появляются веточки с бутонами (сжать кулачки), наконец, бутоны лопаются (кулачки резко разжать) и маленький росток превращается в крепкое молодое деревце (руки медленно опускаем вдоль туловища ладонями вниз, садимся прямо, выпрямляем спину).
Весна сменяется жарким летом. Садовник по-прежнему ухаживает за своим садом, защищает от вредителей, укрывает от палящих лучей. Молодые питомцы садовника растут (встаем медленно на ноги), улыбаются (улыбнитесь друг другу) и кланяются соседним деревьям, приветствуя их по утрам (поклонитесь в разные
стороны). Наступает осень (присаживайтесь на свои места), и каждое растение щедро благодарит садовника своими плодами и новыми семенами (поаплодируйте себе и своим коллегам).
ВЫКЛЮЧИТЬ МУЗЫКУ Это было упражнение на релаксацию. Спасибо, вы прекрасно справились!
Дорогие коллеги! Мы с вами и есть садовники в своём саду. И от нашего мастерства, желания и любви зависит, будут ли будущие урожаи щедрыми. А поскольку я сегодня – садовник перед садовниками, то я очень стараюсь, волнуюсь и тоже хочу получить свой урожай.
Я предлагаю вашему вниманию небольшой видеофрагмент («Том Сойер»)
Помните, как в школьные годы Вам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы? Откроем маленький секрет – сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.
Возникает резонный вопрос – почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно, даже в условиях существующих ограничений, внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом уже давно существует.
СЛАЙД 2 Проблема
Как повысить мотивацию, эффективность и качество освоения школьниками программы?
Как раскрыть и развить потенциал ребенка, создать благоприятные условия для реализации его природных способностей?
Как научить ребенка быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, умению налаживать эффективные коммуникации с разными людьми?
СЛАЙД 3 Решение:
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Активные методы обучения помогают собрать воедино от 5 до 30 человек и увлечь их общей задачей, и добиться поставленных целей. Все мы знаем, что АМО расшифровывается как активные методы обучения, а это значит
СЛАЙД 4
А | Активный Анализирующий Артистичный |
М | Мобилизовать Мыслить Мастерить |
О | Общение Обучение Образование Одаренность Ответственность Оценка Опыт |
АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Все вышеперечисленные факторы позволяют значительно повысить результативность и качество уроков за счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, эффективного управления педагогом процессами обучения, воспитания и развития.
СЛАЙД 5
Приемы АМО на уроках
А теперь, перейдем к некоторым методам активного обучения, которые я использую на своих уроках.
АМО начала урока необходим для того, чтобы эффективно и динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
Задача: научиться понимать друг друга, доверять и прислушиваться друг к другу.
АМО «Карандаш»
Уважаемые участники мастер-класса, я прошу вас взять карандаш и в парах указательными пальцами его удержать, поднять руки вверх, опустить вниз, выполнить круговые движения.
СЛАЙД 6
АМО вхождения в тему – выяснение целей, ожиданий и опасений или презентация учебного материала.
Задача: погружение учащихся в тему, не используя прямого слова объяснить тему урока.
АМО «Горячий стул»
Сейчас мне понадобится один доброволец, который поможет показать как действует данный метод. Вы садитесь на стул спиной к доске, на которой – картинки или слова, которые класс должен Вам объяснить, не называя их напрямую, а Вы должны догадаться о чем идет речь, тем самым мы и узнаем тему нашего урока.
Спасибо, все верно! А мы продолжаем.
СЛАЙД 7
АМО организации самостоятельной работы над темой
На своих уроках я использую такие методы, как «Инфо-карусель» и
«Автобусная остановка». Данные методы помогают избежать монотонности при сообщении информации, помогают научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. По времени занимают 20 – 25 минут. Учащиеся работают в группах по 5- 7 человек. За отведенное время каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет задания. По истечении отведенного времени, группа переходит к следующему столу. Группы работают до тех пор, пока не побывают за каждым информационным столом. Единственное различие, что в «Инфо – карусели» группы от стола к столу ходят со своими маршрутными листами, а в «Автобусной остановке» каждый лист дополняет каждая группа.
СЛАЙД 8
АМО представления информации – представление результатов работы групп, структурирование материала.
При закреплении темы «Travelling to London» мы использовали АМО
«Словотоки», благодаря которому учащиеся лучше запоминали что обозначает каждая достопримечательность. Давайте и мы посмотрим как работает данный прием. Я раздам сейчас одним из вас названия достопримечательностей, а другим – их описания и вы должны будете найти каждый свою пару и выйти ко мне.
Big Ben – It is the most famous British clock in the tower. You can hear it every hour.
The River Thames – It is the famous British river. It is 346 km long.
The Tower Bridge - It is the famous London’s bridge. It was built in 1897. Buckingham Palace – It is the London home of the British Royal family.
Westminster Abbey – It is a large gothic church. It was built in the 11th century.
Презентация игр различного типа
Далее хочу представить игры, которые я чаще всего использую на уроках английского языка в начальной школе. Эти игры больше всего нравятся детям и имеют положительный результат в достижении поставленных целей. Многие игры дети помнят и просят поиграть в них в средней школе.
СЛАЙД 9 Грамматические игры.
Цели грамматических игр:
научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;
развить речевую активность и самостоятельность учащихся.
СЛАЙД 10
BUTTON
Цель игры - тренировать детей в употреблении вопросов и ответов с глаголом to have. Ученики держат ладони лодочкой. Ведущий кладет пуговицу в руки учеников по очереди, а другой ведущий должен угадать, у кого она находится, используя вопрос “Have you got a button?” Варианты ответов учеников: “Yes? I have”, “No, I haven’t”. Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не угадает, у кого в руках пуговица. Эта игра готовит учащихся к диалогической речи.
ОТГАДАЙ
Заранее в классе прячется игрушка или предмет. Дети должны отгадать, что спрятано в классе и где. Вопросы задают как учащиеся, так и учитель.
Учащиеся: Is it a bear? (a book, a ball, etc)
Учитель: What colour is it?
Учащиеся: Is the car blue? Учитель: Where is it?
Учащиеся: Is the car under the desk?
СЛАЙД 11 Лексические игры.
Цели лексических игр:
тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
развивать речевую реакцию учащихся;
познакомить учащихся с сочетаемостью слов.
Ряд игр предназначен для тренировки учащихся в употреблении отдельных частей речи, единиц, числительных, прилагательных. Другие игры соответствуют определенным темам.
.
TRANSLATORS
Игра используется при работе над любой темой. Дети встают в круг. Учитель бросает мяч одному из учащихся и называет какое—либо слово по теме на английском или русском языке. Играющий, поймав мяч, произносит соответственно эквивалент данного слова и возвращает мяч учителю. Учитель бросает мяч другому ученику и произносит новое слово.
СЛАЙД 12 Фонетические игры.
Цели фонетических игр:
тренировать учащихся в произношении английских звуков;
научить учащихся громко и отчетливо читать стихотворения;
формирование навыков фонетического слуха.
СЛЫШУ-НЕ СЛЫШУ
Игра преследует цель – формирование навыков фонетического слуха. Учащиеся делятся на команды. Преподаватель произносит слова. Если он называет слово, в котором имеется долгий гласный, ученики поднимают руку (сигнальные карточки). Выигрывает команда, сделавшая меньше ошибок.
СЛАЙД 13 Подвижные игры.
Используются в качестве физминутки, для закрепления лексического и грамматического материала.
STAND UP! SIT DOWN!
Учитель отдает детям приказания "Stand up! Sit down!", сопровождая приказания жестами, не всегда совпадающими с приказаниями. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Побеждает самый внимательный.
Pазновидность такой игры - выполнение только просьб учителя, а не приказаний. Например, нужно встать, услышав фразу "Stand up, please!", и не двигаться при фразе "Stand up!".
По мере изучения новых глаголов и приказаний, в игру вводятся другие фразы. Например: point to the door window, go to the door, take the pen, touch the book, swim, fly, jump и др.
Задания могут давать сами учащиеся.
RUNNERS
Вызываются 2 ученика. Учитель приказывает: Run to the door!, дети наперегонки бегут к двери, стараясь первым до нее дотронутся, далее следует приказание: Run to the teacher, etc. Тот, кто был точнее и быстрее побеждает.
CHILDREN AND ANIMALS
Дети встают в круг. Учитель рассчитывает детей на первый-четвертый. Затем следует команда: "All number ones cross the circle as a hare". Те ребята, чей номер один, пересекают круг, прыгая как зайчики и т.д.
Игры с пальчиками.
A CLOCK
Slowly ticks the big clock: 1. Руки детей на уровне груди. На каждое слово пальчики
Tick-tick, tick-tock. Прижимаются к большому пальцу.
Little clock ticks double quick: 2. На слове “tick-tock” качаем ладошками вправо и влево,
Tick-a-tock-a, tick-a-tock-a, в первом случае – медленно, во втором – быстро.
Tick-a-tock-a-tick!
A FISH
One, two, three, four, five, 1. Кончиками пальцев обеих рук ударяем на счёт по столу.
I caught a fish alive. 2. Соединив ладони, делаем волнообразные движения (рыбка)
Six, seven, eight, nine, ten, 3. На счёт постукиваем пальцами по столу. I let it go again. 4. Повторяем движения “рыбка”.
Замечательно у нас все получается, но наш мастер-класс подходит к завершению, поэтому пора подводить итоги. Но и это мы сделаем с помощью АМО
АМО подведения итогов
Цель: выяснить, что ребята освоили хорошо, а на что нужно обратить внимание на следующем уроке; выяснить впечатление от урока.
На данном этапе мы рассмотрим сразу несколько методов подведения итогов, у каждого ряда будет свой метод.
Пословицы
Уважаемые участники, отметьте какое впечатление у вас осталось от данного мастер – класса.
«Каша в голове»
«Ни в зуб ногой»
«Светлая голова»
Метод «ХИМС»
Вам нужно будет продолжить фразы.
Хорошо Интересно Мое настроение Возьму с Собой
Метод «Солнце»
В данном методе я предлагаю вам на лучиках солнца написать свои впечатления от мастер-класса.
1