СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные методы обучения математике в условиях реализации ФГОС

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения математике в условиях реализации ФГОС»

Методы обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся

Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний. Работая в школе, мы замечаем, что обучаться успешно могут далеко не все учащиеся. Доказано, что только 10% людей способны запомнить и понять, то, что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%. Каждый учитель стремится к тому, чтобы ребёнку на уроке было комфортно, чтобы он учился с удовольствием. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. В связи с этим мною была выбрана тема самообразования: «Активные методы обучения на уроках математики в условиях реализации ФГОС»

При создании условий для реализации внутреннего потенциала каждого школьника на уроках математики возникают проблемы:

  • Как обеспечить успешность каждого ученика в обучении?

  • Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учеником?

  • Как сформировать у учеников положительную учебную мотивацию, интерес и желание к изучению математики

Чтобы решить эти проблемы надо определить, какие использовать в учебно-воспитательном процессе педагогические технологии и методики, чтобы вовлечь каждого ученика в познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности. Активные методы способствуют формированию положительной учебной мотивации, развивают творческие способности учащихся, активно вовлекают учащихся в образовательный процесс, развивают коммуникативные качества личности, умение работать в команде, вести совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свою позицию и прислушиваться к чужому мнению, нести ответственность за себя и команду.

Активные методы обучения как эффективное средство реализации ФГОС — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

В своей работе применяю элементы технологий:

- интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф.Шаталова;

-уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов В.В.Фирсова;

-элементы групповых технологий Дьяченко;

- технологию обратной связи;

- ИКТ-технологии и др.

Это сочетание позволяет создать развивающую мыслительную среду на уроках, направленную на развитие способностей каждого ученика, на воспитание потребности к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Говоря об активных методах обучения нельзя не отметить применение ИКТ в образовательном процессе.

Известно, что ученики проявляют большой интерес, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже самые пассивные из них с огромным желанием включаются в работу, с интересом просматривают слайды и отвечают на вопросы, сами создают презентации по какой-либо теме. Изучение нового материала по данной теме будет проходить с учетом материала, выполненного детьми в качестве творческого задания. Я использую презентации в программе Microsoft Power Point, как изложение к объяснительному материалу, закрепление изученных тем, знакомство с историей математики, как иллюстрации внеклассных мероприятий. Активно применяю платформы УЧи.ру и ЯКласс.

Применение презентаций на уроке позволяет:

  • более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении;

  • эффективнее использовать время на уроке;

  • создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.

Электронные носители являются необходимым средством для формирования образного представления об изучаемом объекте и для индивидуальной работы с обучающимися, так как содержат в себе учебную, наглядную информацию, тренажеры, средства диагностики и контроля.

Например, при подготовке к ГИА, обучающиеся могут применять интерактивные тренажеры. Выполняя задания на тренажерах, ученики смогут увидеть свой результат и уровень подготовленности к экзаменам, а также проблемы по той или иной теме.

Как показывает, практика особенно ярко запоминается то, что является нестандартным. Активные методы обучения позволяют разбавить скучные и привычные уроки и сделать их интересными и более познавательными. С этой целью я стараюсь использовать различный занимательный познавательный материал.

Как одну из активных форм обучения в преподавании математики применяю дидактическую игру.

Наиболее целесообразно использовать дидактические игры и игровые ситуации при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.

Например, дидактическая игра «Рисуем по координатам».

Эта игра проводится по теме «Координатная плоскость». Ученикам предлагается отметить точки на координатной плоскости, которые нужно в той же последовательности соединить отрезками, в результате которых получается определенный рисунок. А также предлагается обратное задание: нарисовать любой рисунок, имеющий конфигурацию ломанной, и записать координаты вершин.

Игра «Кто сегодня самый умный?» - ученик выходит к доске, а учащиеся задают вопросы по теме урока до тех пор, пока он не собьется, затем его сменяет тот, кто предложил последний пример, игра продолжается. Побеждает тот, кто решил больше примеров.

Игра «Ай, да я!» - Ученики выстраиваются возле доски. Задание: называть числа по порядку, начиная с 1. Но вместо числа, делящегося на 3 ,делать шаг вперёд и говорить: «Ай, да я!». Кто сбился – садится, кто остался - победитель.

Игра «Математическое домино» в проверке вычислительных навыков по теме «Десятичные дроби», «Действия с обыкновенными дробями», «Действия с рациональными числами».

На уроках геометрии можно предложить игру «Теорема - лото». Учащимся предлагается собрать теорему из 4 фрагментов. На одном содержится формулировка теорем, на другом – чертеж к теореме, на третьем - что дано и что требуется доказать, на четвертом - доказательство.

Игровые разминки.

Это упражнения-задания, которые помогают разрядить атмосферу, снять

усталость и напряжение, взбодрить учеников, перейти от одного вида деятельности к другому, актуализировать знания, закрепить навыки.

В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра: «Да» и «нет» не говорите – «+» иль «-» напишите.

Например, на уроке математики в 6 классе по теме «Рациональные числа» можно использовать такие вопросы:

  1. -25- число отрицательное? (да)

  2. 89- число положительное?(да)

  3. При сложении отрицательных чисел получается число положительное (нет)

  4. -3+(-5) = 8 (нет)

  5. -15 +(-26)= -41 (да)

  6. Нуль больше любого отрицательного числа (да)

  7. Из двух отрицательных чисел то больше, модуль которого больше (нет)

  8. Из двух чисел то число больше, которое находится правее на координатной прямой (да)

Игра «Цветик-семицветик». Делается цветок на каждом лепестке, которого содержится вопрос или указан термин, понятие. Каждый ученик отрывает по одному лепестку и отвечает на вопрос или дает определение термину. Применяется как вариант проверки домашнего задания, обобщения материала.

Например, при изучении темы «Параллелограмм» в 8 классе на лепестках задания: «Дать определение параллелограмма», «Назвать свойства диагоналей параллелограмма», «Признаки параллелограмма», «Какой параллелограмм можно назвать ромбом» и т.д.

Использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. А включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у обучающихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудностей в обучении.

С целью формирования психически устойчивой, физически развитой нравственной личности использую здоровьесберегающие технологии.

Результаты:

-сохранение здоровья обучающихся;

-повышение качества образовательного процесса:

-удовлетворение личностных потребностей, обучающихся в образовании;

-усиление мотивации обучения, повышение уровня познавательной активности.

- укрепление здоровья, воспитание культуры здоровья, стремлении

грамотно заботиться о своем здоровье.

-построение урока с учетом работоспособности обучающихся;

- благоприятный психологический климат, создание ситуации успеха

С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: поддерживаю в кабинете условия, соответствующие СанПиНам; строгий режим учебной нагрузки, соответствующий возрастным особенностям учащихся; смена видов деятельности, развитие гигиенических навыков.


Деятельность – это не только  система, которая нацелена на результат, но и обратная связь (коррекция, обратная ориентация). Поэтому много внимания уделяю методу обратной связи на уроках.

Главной задачей осуществления обратной связи на уроках математики является получение мной информации о степени восприятия учеником изложенной на уроке порции материала, его типичных ошибках и их использование для коррекции учебного процесса, для внесения дидактических и методических изменений в план и содержание последующих уроков, для оказания помощи ученику.

Второй важной задачей, решение которой оказывает существенное влияние на качество обучения, является организация внутренней обратной связи, указание ученикам на правильность или ошибочность их решений, это получение информации, помогающей осознать собственные достижения и пробелы в учении, и конкретные рекомендации для продвижения вперед. Внутренняя обратная связь оказывает сильное мотивационное и регулятивное действие на этапе, когда учащиеся приспосабливаются к новому материалу.

Обратная связь делится на два вида: устная и письменная.

Письменная обратная связь используется на уроках при проверке домашних, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т.п. Если при проверке просто выставить оценку, это не поможет ученикам в плане совершенствования знаний, ученик будет лишь пассивным созерцателем исправленных ошибок. Поэтому, если ученик допустил ошибку, пишу рекомендации по их исправлению в виде алгоритма. Например, в 5 классе, если допущены ошибки при сложении и вычитании десятичных дробей, то рекомендации могут выглядеть так: 1) уравняй в дробях количество знаков после запятой; 2) запиши их друг под другом так, чтобы запятая оказалась под запятой; и т.д. Таким образом, ученику предоставляется возможность осознать свои ошибки и самому их исправить. Комментарии к работе могут быть в виде напоминания, поэтапной помощи, предоставления образца. Например:

  • Напоминание (Вспомни правило деления дробей и перепроверь работу)

  • Поэтапная помощь: а) посредством вопросов (Чему равен квадрат суммы двух выражений?); б) описание (опиши построение биссектрисы угла); в) незаконченные предложения (Чтобы найти дробь от числа, нужно . . .)

  • Предоставление образца (карточка-памятка по решению квадратного уравнения).

Получив письменные рекомендации, ученики работают над своими ошибками, ещё раз повторив теоретический материал, правила, формулы, теоремы. Благодаря такой форме обратной связи создаются условия для закрепления знаний учащихся, ученик чувствует себя комфортно.

Устная обратная связь - это комментарии ученику в устной форме:

    • указание того, что сделано правильно;

    • дать совет, рекомендации, направление по выполнению работы;

    • указать, каким образом можно исправить недочёты и улучшить ответ.

Принцип обратной связи - регулярно контролировать процесс обучения с помощью системы приёмов обратной связи.

Текущий контроль степени усвоения изучаемого раздела является важным стимулом регулярной подготовки учащихся к урокам, активизирует их деятельность, приучает к постоянному умственному напряжению, устойчивому и целенаправленному вниманию. Активное восприятие делает более прочным запоминание, сосредоточенное внимание повышает интерес к занятиям, формирует способность преодолевать различные затруднения, возникающие в процессе обучения.

При проверке усвоения изученного и изучаемого материала я использую различные приёмы обратной связи. Так, во время устных упражнений применяю сигнальные карточки «Светофор», опрос по цепочке, программированный опрос, взаимоопрос - организую работу в парах, по вопросам, заготовленным учениками заранее. Проверка домашнего задания осуществляется в виде самопроверки по образцу, или взаимопроверки по разработанным критериям. Так же провожу обучающие диктанты, самостоятельные работы с проверкой по образцу. Использую в работе опросные листы, математическое лото, тесты, опорные схемы, блиц опросы, таблицы, презентации, подготовленные для урока, как учителем, так и детьми.

На уроках регулярно использую системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных способностей и логического мышления:

  • задачи на смекалку;

  • задачи-шутки;

  • задачи с геометрическим содержанием;

  • логические упражнения со словами;

  • кроссворды и ребусы.


Такие задания расширяют кругозор учащихся, способствует развитию, повышает качество подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать свои знания в повседневной жизни. Уже в школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира.

В учебный процесс включаю индивидуальную и групповую работу, применяю проблемные методы обучения (беседу, проблемную ситуацию, обобщение), а так же поисково-исследовательские методы (наблюдение, самостоятельная работа, сбор информации, проектирование).

В своей работе использую такие формы, как урок-смотр знаний, интегрированный урок, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок-зачёт. В старших классах разбиваю изучаемый материал на блоки. Этот метод повышает эффективность обучения, так как материал, подаваемый в концентрированном виде, побуждает учеников выделять и осмысливать в нём главные положения. При сжатом изложении материала значительно увеличивается объём самостоятельной работы учеников, расширяет класс решаемых задач. Появляется возможность дифференцируемой, индивидуальной работы, как со слабыми, так и с сильными учениками.

Обычно изучение того или иного блока заканчивается уроком-зачётом, где учащиеся работают в группах.

Большую роль в усвоении учебного материала имеет повторение пройденного материала. Ученик должен научиться воспроизводить полученные знания. Поэтому при повторении прошу учащихся составить собственные опорные конспекты, серию контрольных вопросов по новому материалу, а так же серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.

При подведении итогов урока задаю вопросы: «Что самое сложное в теме?”, «Какие затруднения возникли? Что полезного узнали?»

Считаю, что урок будет успешным, если учитывать и настроение учеников, и степень их заинтересованности, и уровень понимания.

Классы в школе разноуровневые, поэтому при подготовке к урокам учитываю возраст детей, их психологию, различную степень подготовленности, индивидуальные особенности. При проведении самостоятельных работ обычно предлагаю задания трёх уровней сложности: 1-ый уровень – обязательный минимум, 2 – ой уровень – тренировочный, проверяет выработку умений и навыков на более высоком уровне программных требований, 3-ий – упражнения с элементами творчества для учащихся, проявляющих повышенный интерес к математике. Задания даются на выбор, чтобы каждый сам оценил свои возможности и способности. При контроле знаний слабоуспевающим раздаю карточки-памятки, карточки-инструкции с направляющим планом действий, где задания разбиваются на дозы или даётся примерный план ответа.

Считаю важным обеспечение рефлексии и самоконтроля в течении всего урока, на каждом его этапе должна быть самооценка на основе самоанализа своей мыслительной деятельности, её результатов. С этой целью предлагаю лист самооценки, в котором ребёнок сам ставит себе отметку за каждый этап урока и за весь урок в целом. Если его знания ниже требуемого уровня, он может в течение урока улучшить свой результат.

Таким образом, осуществляется внутренняя обратная связь - самостоятельная коррекция учащимися результатов и внешняя обратная связь – коррекция со стороны педагога. Это помогает учителю и учащимся увидеть собственные пробелы и исправить их на ранних этапах процесса обучения.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

В своей работе использую следующие диагностические инструментарии результативности обучения:

      • тестирование;

      • система разноуровневых заданий;

      • контрольные работы;

      • срезовые работы;

      • работа с дидактическими карточками-заданиями;

      • составление таблиц и схем с применением полученных знаний;

      • текущий фронтальный опрос;

      • индивидуальные задания;

      • анкетирование.


В процессе обучения использую так же личностно-ориентированный подход, проблемный метод изложения материала, нетрадиционные формы и приёмы ведения уроков, привлекаю межпредметные связи. Особое внимание стараюсь уделять формированию умений самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность, рефлексировать. Работаю над выработкой прочных вычислительных навыков учащихся, над умением логически мыслить, над умением решать задачи.

С целью предoтвращения перегрузки учащихся и сoхранения их здоровья я испoльзую такие формы, как:  смена  видов  деятельности,  свoбодное oбсуждение и дискуссию на урoке, разнoуровневые домашние задания. В зависимoсти oт ситуации и степени  напряженности  работы  на  уроке,  прoвожу  гимнастику  для  глаз и кистей рук, физкультминутки.

Важным здоровье сберегающим фактором является и психологическая комфортность: поощрение в обучающихся независимости, уверенности в себе при ответе; право каждого на ошибку и ее исправление; внимательное и уважительное отношение к любой гипотезе, оценке текста, факта, явления. Чтобы проверить результаты своей работы, результаты усвоения изученного материала по прохождению ряда тем, составляю тесты успешности, где ученики отвечают на вопросы только «да» или «нет». Причём, «да» - это 1, «нет» - это 0. Затем заношу результаты в корреляционную матрицу и подсчитываю коэффициент корреляции (сумма всех правильных ответов делится на произведение количества заданий на число учеников). Далее составляется график корреляционной зависимости, который даёт представление о том, какие вопросы темы усвоены хорошо, а над чем предстоит ещё работать, чтобы ликвидировать пробелы. По результатам обратной связи с целью улучшения процесса обучения вношу коррективы в свою работу.

Своим опытом работы по теме «Осуществление обратной связи на уроках математики» я делилась с коллегами на школьном МО, педагогическом совете школы, также выступала на педагогическом совете с вопросами «Методы проверки усвоения изученного на уроках математики», «Групповые формы работы с использованием компьютера». На районном МО учителей математики выступала с докладами «Эффективная подготовка учащихся 11 классов к ГИА. Способы решения сложных экзаменационных задач», «Активные методы обучения математике», «Формирование и оценка математической грамотности обучающихся». Давала открытые уроки по темам «Сложение и вычитание натуральных чисел», «Формула. Площадь. Объём», « Десятичные дроби» в 5 классе, «Линейная функция и её график» в 7-ом классе, «Свойства действий с рациональными числами». «Отношения и пропорции», «Решение задач с помощью уравнений» в 6 класс. и др.

Одну из главных задач - развитие математических способностей и привитие интереса к предмету – решаю с помощью организации внеклассной работы:

  • факультативные занятия;

  • дистанционная школа;

  • консультации по подготовке к экзаменам;

  • индивидуальная работа с учащимися, имеющими низкие потенциальные возможности;

  • математические недели;

  • интеллектуальные игры;

  • участие детей во всевозможных конкурсах

В старших классах веду факультативный курс «Задачи по алгебре и началам анализа», где за основу взяла учебное пособие Саакяна С.М., Гольдмана А.М., Денисова Д.М.; элективные курсы «Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль», «Решение задач с параметрами».

Ежегодно с учителями математики, физики и информатики проводим предметные недели «МИФ», где проходят выставки газет, творческих работ, шахматные и шашечные турниры, викторины, олимпиады, конкурсы по решению задач, занимательные уроки, брейн - ринги, КВН, тематические вечера для старшеклассников и т.п.

Мои ученики ежегодно принимают участие в олимпиадах и предметных конкурсах различного уровня: районных, областных, региональных: «Кенгуру», «Дистанционная математическая школа», «Эрудит».

Являлась членом районной комиссии по проверке медальных работ, а в последствие экзаменационных работ. Являюсь руководителем школьного методического объединения учителей математики, физики, информатики (МИФ).

Все годы работы в школе являлась классным руководителем. В межаттестационный период:

2017-2018г. – 7 класс

2018-2019г. – 8 класс;

2019-2020г. – 9 класс.

Ежегодно составлялся план работы с обучающимися и их родителями. Циклы классных часов содержали организационные, профилактические, психологические, воспитательные, познавательные и развлекательные мероприятия. В 10-11 классах систематически проводилось тестирование: анкета по выявлению интересов обучающихся; тест «самооценка уверенности в себе»; тест «потребности в достижениях»; тест по выявлению мотивов выбора профессии; тест по выявлению организаторских способностей; тест по выявлению коммуникативных качеств. Школьники постоянно привлекались к проведению школьных праздников и концертов, работали в органах ученического самоуправления; в классах не было зарегистрировано ни одного правонарушения.

На ст.Мочище есть Дом культуры, где мои воспитанники принимали и до сих пор принимают активное участие в культурных мероприятиях для жителей посёлка.

Большая часть классного коллектива посещала объединения дополнительного образования (танцевали в ансамбле при Доме культуры, там же играли в драмкружке, двое учились в музыкальной школе г.Новосибирска, занимались в различных спортивных секциях, школе журналистики, школе вожатых). Ежегодно участвовали в международных конкурсах «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Кенгуру», «Английский бульдог», «Кит», принимали активное участие в интеллектуальных играх школы и района.

Успешность воспитательной работы в классе во многом зависит от взаимодействия с родителями учащихся. Посещаемость родительских собраний составляла более 60%, индивидуальные консультации с родителями позволяли соблюсти принцип индивидуального подхода и законы этики.

Многие ученики в старших классах интерес к математике связывают с выбором будущей профессии (экономист, бухгалтер, учитель математики, инженер) и обучаются в таких ВУЗах города, как СибГУТИ, техническом университете (НГТУ), педагогическом и аграрном университетах, академии водного транспорта, а также в различных технических колледжах.

В настоящий момент из моих выпусков трое учатся в техническом университете на бюджетной основе (Романова Вероника, Тараченков Алексей, Янченко Владислав), трое в аграрном университете (Пахотин Матвей, Ватковская Настя, Деленяева Света). В СГУПСе – Бирюкова Ирина, Деленяева Марина.

Анализируя результативность своей педагогической деятельности, исходя из поставленных задач, я пришла к следующим выводам: использование активных форм и методов работы на уроках математики в условиях введения ФГОС приёмов способствовало:

  • повышению мотивации к учению;

  • повышению активности и инициативности школьников на уроке;

  • повышению качественной успеваемости школьников;

  • развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников.

На перспективу ставлю перед собой такие задачи: продолжать работу:

  • по изучению перспективных технологий, способствующих активизации учащихся;

  • по раскрытию творческих способностей детей;

  • по повышению интереса к предмету;

  • по формированию у учащихся действенных и системных знаний.