Мастер-класс
«Активные методы обучения на уроках математики в начальной школе как средство достижения высоких результатов»
Цель: познакомить коллег с вариантами использования АМ обучения на разных этапах урока математики в начальной школе.
Задачи мастер-класса:
познакомить участников мастер-класса с АМО, способствующими достижению планируемых результатов;
углубить знания о АМО, алгоритме применения АМО;
создать условия для активного взаимодействия участников мастер- класса между собой;
организовать рефлексию мастер- класса с целью определения его результативности.
Ожидаемый результат: представления, знания, умения и навыки по формированию понятия АМО, используемых на уроках, полученные участниками мастер-класса на основе самостоятельной деятельности
Форма: практическое занятие
Составляющие мастер-класса:
Вызов:
- актуализация и анализ имеющихся знаний по заданной теме;
- пробуждение интереса к заданной теме.
Осмысление:
- получение новой информации, ее осмысление;
- соотнесение новой информации с собственными знаниями;
- поддержание активности, интереса.
Рефлексия:
- выражение новых идей и информации собственными словами;
- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями.
Ход мастер-класса:
АМ на этапе мотивации (самоопределения) учащихся к учебной деятельности (стадия вызова)
- Добрый день, уважаемые коллеги! Как сегодня холодно на улице. Так хочется согреться. Давайте, поприветствуем друг друга, передадим друг другу своё тепло (потереть ладошки, в парах касаются ладошек друг друга). Улыбнемся друг другу. Сразу на душе стало теплее.
Чтобы поприветствовать друг друга, можно использовать упражнение «Поздоровайся ладошками». (Соседи по парте ставят ладошки близко друг к другу, затем прикасаются поочередно пальчиками, начиная с большого, приговаривая:
Желаю
Успеха
Большого
Всегда и во всем
Здравствуй, ….(имя), метод «Поздоровайся локтями», «Поздороваться глазками», «Пожелания здоровья», упражнение «Поделись добром».
Такие методы эффективно и динамично помогают начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
АМ на этапе целеполагания
Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Для этого на листиках напишите ваши ожидания и опасения. Прикрепите их на наше дерево. В конце занятия мы вернёмся к нему и узнаем, подтвердились ли ваши опасения и ожидания, вам было уютно и комфортно. Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать метод «Что у меня на сердце», «Дерево ожиданий», «Разноцветные листья», «Солнышки и тучки».
- Коллеги, Вы, любите подарки? У меня сегодня для вас есть подарки (показать шоколадного Дед Мороза и Снегурочку).
-Чтобы заслужить эти подарки, поиграем в игру «Аукцион».
-Эти предметы достанутся тому, кто расскажет о том, какие ассоциации вызывают у Вас эти герои, сначала Дед Мороз, затем Снегурочка. (Дед Мороз и Снегурочка вручаются тем, кто последним ответили). Молодцы!
-Вам стало приятно и тепло? Приятно и тепло на душе, на сердце?
-Как подарки, полученные в игре «Аукцион» связаны с нашим занятием? ( Ответы)
-Чтобы помочь вам ответить на вопрос, давайте поиграем ещё в одну игру, которая называется «Устами людей», она напоминает игру «Устами младенца». (Угадать слово по предложенным подсказкам, их может быть несколько). (на столе карточки с подсказками, работа в группах)
Обучение
Передача достижений от старой генерации к новой;
Процесс познания в различных науках;
Процесс получения профессиональных знаний в какой-либо отрасли;
Творчество
Это возникает, когда людям не мешают и не указывают, как делать;
Это единственный способ для мужчины «родить ребёнка»;
Это вечная изобретательность;
Это деятельность плюс фантазия.
Педагог
Некто, обучающий неопытных;
Человек, который преподаёт и образовывает;
Когда человек учится, то ВУЗ у него так и называется,
В трудовой почему-то пишут «учитель».
Метод
процесс взаимодействия между учителем и учениками;
прием, система приемов в какой-либо области деятельности;
способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь;
совокупность шагов, действий для решения определённой задачи или достижения определённой цели;
путь исследования, познания.
Активность
взаимодействие между объектами;
это принцип, при котором цель достигается информационным обменом;
деятельность, вызванная заинтересованностью;
инициативность участников процесса
- Какие слова мы получили? ( Обучение, творчество, педагог, метод, активность).
- А сейчас попробуйте определить, о чем мы будем говорить на мастер-классе.
(«Активные методы обучения») СЛАЙД 1
-Как, Вы, думаете, какие задачи, мы, должны решить? Поместите их в «корзину идей» СЛАЙД 2
АМО «Корзина идей»
Метод организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.
Задачи мастер-класса
объяснить, что такое активные методы обучения;
углубить знания о АМО, алгоритме применения АМО;
видеть возможности применения активных методов обучения на различных этапах своих уроков.
Как вы считаете, с какой целью играли в эти игры? (мотивация)
Мотивирование к учебной деятельности СЛАЙД 4, 5
-На данном этапе были использованы методы «Аукцион», «Устами людей», «Корзина идей», которые помогли настроить на работу, активизировать внимание, познавательную деятельность.
Побуждающей силой деятельности является мотив, поэтому чтобы обеспечить мотивацию учащихся на уроках можно использовать:
- «верите ли вы?»
- пожелания друг другу
- положительный настрой
- подумать, что пригодится для успешной работы на уроке
- девиз, эпиграф
- знакомство с планом урока
- притчу
- проблемный вопрос.
Тема моего мастер-класса
«Активные методы обучения на уроках математики в начальной школе как средство достижения высоких результатов» выбрана не случайно.
Актуальность
Выбор данной темы обусловлен тем, что одной из целей образования, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, является достижение высоких планируемых результатов. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.
Для создания такой среды на уроках я использую активные методы обучения.
Слайд 6
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Слайд 7
АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, групповой форме организации их работы.
На каждом этапе урока использую те активные методы, которые позволяют эффективно решить задачи данного этапа.
Приведу примеры некоторых из них.
АМ на этапе актуализации знаний СЛАЙД 8
Метод «Список покупок» или «Магазин» СЛАЙД 9
Проведение: на доске картинки с изображениями предметов (на уроке математики повторение состава числа 5), под каждой картинкой записано выражение. Каждый ученик подходит к доске, произносит фразу: « Я покупаю лимон потому, что значение выражения равно 5 (сумма чисел 2 и 3 равна 5)» Или: «Я покупаю облепиху потому, из 10 вычесть 5 равно 5, » Ученик, правильно решивший выражение, забирает картинку.
Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог (чей ряд купил больше картинок).
Или можно построить такой вариант игры: каждому ответу соответствует определенная буква, если вставить числа в таблицу получим название темы урока. СЛАЙД 10
Таким образом, мы поиграли в Игру «Шифровальщик». Её можно использовать на всех этапах урока: и при введении в тему, на этапе закрепления, подведения итогов и др.
АМ обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса.
Один из таких методов, «Составление кластера», может быть использован на разных этапах урока.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам на имеющихся у вас карточках составить кластер по теме «Активные методы обучения». Давайте проверим, что у нас получится.
Например, при изучении темы «Геометрические фигуры» на этапе актуализации знаний дети могут начать составлять кластер и закончить его составление на этапе рефлексии, добавив новые данные.
Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.
Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и
групповой работы как в классе, так и дома.
Игровые. Анализ конкретных ситуаций—метод организации активной познавательной деятельности обучающихся. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации. Разыгрывание ролей — игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками:
- наличие задачи
- проблемы
- распределение ролей между участниками их решения.
Например, «Игра – лото»
Цель игры-лото: проверить вычислительный навык с учетом работы над скоростью решения. Правила игры: Каждому учащемуся раздается по одному лотерейному билету, 8 фишек для закрытия чисел на билете. Ведущий поочередно вытаскивает пример из мешка. Всего существует 30 примеров. Ведущий читает громко пример, повторяя четко 2-3 раза. Ответом является число от 1 до 10 (20), повторений нет. Учащийся вычисляет пример в уме, Если у ученика совпадает ответ примера с числом на билете, то он закрывает его фишкой. Побеждает тот, у кого билет будет заполнен полностью и без ошибок.
Практически при изучении любой темы, можно использовать игру «Найди лишнее».
Слайд 15
Учащимся предлагается ряд слов:
Единицы, десятки, сотни, тысячи (тысячи – такого разряда единиц не существует)
Прямоугольник, куб, квадрат, треугольник (куб – объемная фигура)
Линейка, циркуль, угол, транспортир (угол – не является геометрическим инструментом)
Алтын, пядь, пятак, четвертак (пядь не является монетой.)
Ведро, вершок, локоть, сажень (ведро – является мерой объема, а не длины)
Усложненный вариант: 1) ограничение во времени; 2) дать объяснение принципа выбора лишнего слова.
Задание: найди «лишнее» слово среди данных и вычеркни его. Это задание формирует умение выделять в словах общий признак, развивает внимание
АМ организации самостоятельной работы над темой Слайд 17
Для представления материала самостоятельной работы обучающимся использую «Инфо-карусель».
Метод «Инфо-карусель» на разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Например «Взаимосвязь компонентов умножения» (выявить зависимость произведения при увеличении 1 множителя в несколько раз, второго множителя в несколько раз, уменьшении первого множителя в несколько раз, второго множителя в несколько раз)
Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения. Таким образом, группы работают совместно, хотя и не в контакте друг с другом.
Метод «Написание синквейна» Слайд 18
Предлагаю Вам написать синквейн со словом «метод»
Правила написания синквейна таковы: На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна. Например, составим синквейн слова «луч». На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы. Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
Луч
Бесконечный, прямой
Проходит, делит, указывает
У луча есть начало, но нет конца.
Линия
Метод
Активный, действенный
Способствует, разнообразит, активизирует
Активные методы обучения способствуют достижению высоких результатов.
Способ.
С помощью данного метода достигаем: выделение основных понятий, связанных с ключевым словом, обогащение словарного запаса детей.
Не стоит забывать методы релаксации такие как «Четыре стихии», игра «Деревья в лесу»
Дети становятся в круг друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Учитель читает текст, дети выполняют действия.
« Лето. В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко- высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся, (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются, (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Осенний дождик стучит всё сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Зима. Настали морозы, деревьям стало холодно (дети обнимают себя). Снег укрыл деревья. Им стало тепло. Но вот появилось весеннее солнышко. Деревья обрадовались, распустили листочки на ветках, потянулись к солнышку. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».
АМО на этапе рефлексии Слайд 19
Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. Можно использовать следующие методы:
«Дерево ожиданий» Метод для рефлексии занятия, урока дает возможность сравнить ожидания учащихся перед занятием по теме и впечатления после подведения итогов. «Футбольные ворота» (если все удалось-мяч в воротах, если были затруднения-штанга, если совсем тяжело-мяч за пределами ворот.)
«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаю бумажные цветы: красные, розовые, оранжевые, голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе розовые, оранжевые цветки, если не понравилось, - голубые».
«Дерево чувств». Урок у нас заканчивается. Мне кажется, он прошёл плодотворно, так как за это время в нашем классе выросло удивительное дерево. Если урок прошёл плодотворно и вы чувствуете себя хорошо, комфортно, то украсьте дерево плодами и цветками, если нет - листочками.
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока.
АМ подведение итогов занятия.
Метод «Ромашка».
Завершить урок, можно, применив метод «Ромашка».
Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне, «Интервью», «Микрофон», «Комплименты» и др.
Уроки с использованием активных форм и методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей.
Практическая деятельность показывает, что непродуманное и случайное использование активных методов не дает продуктивных и планируемых результатов. Поэтому очень важно тщательно разрабатывать и внедрять в урок авторские игровые методы, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учеников.
У каждой методики есть свои плюсы и минусы. Слайд 20
+ Активные методы обучения помогают:
• развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,
• учить учащихся самостоятельно добывать знания,
• развивать интерес к предмету,
• позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
- Активные методы обучения имеют недостатки:
Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому:
• не могут совладать со своими эмоциями, следовательно на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем;
Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества;
Применять данные методики не обязательно все на каждом или на одном уроке.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже дело его и его творчества.
Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.
- Подводя итог нашего мастер-класса, вернёмся к методу « Букет настроения».
-Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они.
-Аплодисменты! Большое спасибо! Мне очень понравилось с вами работать!
- К сожалению, временные рамки (цейтнот времени) не позволяют познакомить вас со многими другими активными методами обучения.
- И в заключении хочу пожелать всем успехов в работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.