АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Метод: «Энергизатор».
Цель: Создание комфортной обстановки начала урока, повышение энергетического потенциала учащихся, сплочение групп
Участники: Все учащиеся.
Материалы: текст стихотворения, оформленный в мультимедийной презентации
Проведение: Учитель предлагает всем вместе вслух произнести текст стихотворения.
Учитель: Добрый день ребята! Я рада видеть вас!! Предлагаю начать нашу совместную работу словами энергизатора- приветствия.
Учащиеся: Здравствуй друг! Здравствуй брат!
Нашей встрече каждый рад!
Здравствуй мир! Здравствуй век!
Здравствуй добрый человек!
Учитель: Я попрошу вас взяться в группах за руки, улыбнуться и рукопожатием поприветствовать друг друга. Надеюсь, что наша совместная работа сегодня будет продуктивной.
Метод «Самолётик пожеланий».
Цель: Создание творческой атмосферы, позитивного настроя класса, формирование команды, пожелания добра.
Проводится со всем классом в течение 7 минут. Проведение: Из чистых листов формата А4 учащиеся складывают самолётики и на крыльях записывают пожелания классу. По команде учителя (и учитель) запускают самолётики в полёт. Каждый поднимает находящийся рядом самолётик и зачитывает доставшееся пожелание.
Метод «Фруктовый сад»
Цель – Учителю результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель сможет использовать при подготовке и проведении уроков для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. Численность – весь класс. Время – 5-10 минут.
Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.
Проведение: Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.
Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
Метод: «Необычное вхождение в урок».
Цель: Мотивировать учащихся на активное восприятие учебного материала.
Участники: Весь класс.
Материалы: на слайде портреты выдающихся людей и их имена
Проведение: Сначала ребятам предлагается сопоставить портретам выдающихся людей, которые подписаны так: «…писатель», «…полководец», «…предсказатель», их фамилии (А.С. Пушкин, А.В.Суворов, Нострадамус), а затем подумать, какое слово пропущено. (Гениальный).
Следующий вопрос: гениями рождаются или становятся? (ответы ребят)
Учитель: А вот как об этом сказал физик Томас Эдисон: « Гений- это … таланта и …труда».
В конце урока мы заполним пропуски, но для этого и надо повторить правила познакомиться с чем-то новым. Только сначала нам нужно повторить некоторые правила.
Метод: Интерактивный опрос
Цель: Актуализировать знания о записи обыкновенных дробей в виде десятичных и наоборот, умножении и делении десятичных дробей на 100
Участники: Весь класс.
Материалы: ИД, инструмент «Шторка», сигнальные карточки
Проведение :
Учитель открывает шторку и на экране появляются примеры на умножение и деление десятичных дробей на 100 с ответами;
Учитель открывает шторку, нужно определить правильно или нет обыкновенная дробь записана в виде десятичной.
При выполнении этих заданий ребята с помощью сигнальных карточек показывают «верно» или «нет» выполнен пример. При необходимости повторяется правило.
На экране две обыкновенные дроби. Нужно записать их в виде десятичной с одной и с двумя цифрами после запятой. Записывают в тетрадях и на доске, затем открываются правильные ответы и учащиеся с помощью сигнальных карточек показывают, кто выполнил это задание верно, а кто ошибся.
Метод «Квадрат препятствий»
Цель: актуализировать и научиться применять на практике имеющиеся знания.
Участники: 4 группы по 4-5 человек
Время проведения: 20-25 минут
Необходимые материалы: приготовленный заранее ватман или слайд презентации «Карта пути», 4 листа с заданиями, маркеры, ручки для участников, 4 стола между которыми натянута веревка или шнурок, привязанный к ножкам стульев на высоте 30 см от пола.
Проведение: каждая группа получает путевой лист, на котором будут записываться результаты прохождения каждого этапа, и задания, которые остаются на столах до конца игры. Участники выполняют задания за своим столом в течение 5 минут, затем все вместе переходят по часовой стрелке к следующему столу, перешагивая через натянутую веревку (преодолевают препятствие) – интеллектуальная активность чередуется с двигательной.
Варианты/ примечания: по окончании испытаний в соответствии с путевыми листами можно отметить на «Карте пути» выполнение заданий каждой группой каждого этапа (солнышком, цветком, смайликом или звездочкой)
Метод: «Хочу узнать».
Цель: Лучше понять класс и каждого ученика при работе с данной темой. Дети озвучивают свои ожидания и опасения с тем, чтобы педагог мог учитывать их во время проведения занятия.
Участники: Весь класс.
Материалы: не требуется
Проведение: Учащиеся формулируют свои ожидания и опасения, учитель записывает на доске. Итогом работы учащихся является формулировка задач урока и план изучения темы.
Метод «Золотой ключик».
Цели метода: привлечение внимания и мотивация учащихся, активизация мыслительной деятельности, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Группы: все участники.
Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока. Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.
Проведение: Учитель говорит, что информация на уроке будет ценной. Чтобы получить к ней доступ, надо найти ключ. Учитель загадывает детям загадку. Записывает на ватмане ассоциации детей, связанные с отгадкой. Отгадка – ключ к двери с важной информации. Учитель открывает 1-ю дверь, раскрывает первую часть темы, подчёркивая совпадения с ассоциациями, названными ребятами. По завершению 1-го раздела требуется найти ключ к комнате со следующей важной информацией и т.д.
Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.
"Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.
Метод «Автобусная остановка».
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Группы: 5-7 человек. Численность: весь класс Время: 20-25 мин.
Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.
Проведение: Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.
Метод: Японские поклоны.
Цель: Снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции,
хорошее настроение, повысить уровень энергии в классе.
Участники: Весь класс.
Проведение: Учащиеся стоят возле своих парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом. После выполнения наклонов, по команде учителя, ученик, стоящий за первой партой, должен повернуться к стоящему за ним ученику, сделать поклон, сложив руки перед грудью, следующий ученик повторяет то же самое, пока не выполнят все ученики класса. Наклоняться нужно как можно ниже. Задание выполняется в быстром темпе, чётко и слаженно, без шума.
Метод: «Тест достижений».
Цель: Предварительный контроль уровня усвоения знаний нового материала.
Участники: Все учащиеся.
Материалы: Слайд в презентации с заданиями по данной теме и слайд с ответами.
Проведение: Учащиеся в тетрадях выполняют задание. После выполнения работы, ответы проверяются с помощью правильных ответов на слайде.
Учитель просит поднять руки тех ребят, которые не сделали ни одной ошибки. Он хвалит их за отличный результат, а остальным предлагает доработать материал дома.
В результате учитель получает информацию об уровне личных достижений каждого ученика.
Метод: Знаешь ли ты …
Цель: Повторить, обобщить материал, изученный на уроке.
Участники: Все учащиеся.
Материалы: Таблица на ИД, ячейки которой закрыты. В ячейках вопросы по теме урока.
Проведение : Учащиеся по желанию выходят к доске, открывают любую ячейку, отвечают на появившийся вопрос.
Метод: Ладошка
Цель: Вернуться к вопросу об ожиданиях учащихся и проанализировать, насколько реализованы ожидания учащихся.
Участники: Весь класс.
Материалы: записанные на доске опасения и ожидания учащихся.
Проведение: Учитель предлагает учащимся посмотреть на то, что они говорили в начале урока. Если вы считаете, что вы достигли поставленных целей, поднимите вверх раскрытую ладошку.
Если вы считаете, что не всех целей вы достигли, то поднимите вверх руку, зажатую в кулак. Давайте посмотрим, каких рук у нас поднято больше?
Если поднято больше ладошек, то можно считать, что мы достигли целей нашего урока.