СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные методы обучения (виды)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разные виды активных методов. Могут применятся для любой категории обучающихся в различных учебных мероприятиях

Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения (виды)»

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ


Метод: «Энергизатор».

Цель: Создание комфортной обстановки начала урока, повышение энергетического потенциала учащихся, сплочение групп 

Участники: Все учащиеся.

Материалы: текст стихотворения, оформленный в мультимедийной презентации

Проведение: Учитель предлагает всем вместе вслух произнести текст стихотворения.

Учитель: Добрый день ребята! Я рада видеть вас!! Предлагаю начать нашу совместную работу словами энергизатора- приветствия.

Учащиеся: Здравствуй друг! Здравствуй брат!

Нашей встрече каждый рад!

Здравствуй мир! Здравствуй век!

Здравствуй добрый человек!

Учитель: Я попрошу вас взяться в группах за руки, улыбнуться и рукопожатием поприветствовать друг друга. Надеюсь, что наша совместная работа сегодня будет продуктивной.


Метод «Самолётик пожеланий».

Цель: Создание творческой атмосферы, позитивного настроя класса, формирование команды, пожелания добра.

Проводится со всем классом в течение 7 минут. Проведение: Из чистых листов формата А4 учащиеся складывают самолётики и на крыльях записывают пожелания классу. По команде учителя (и учитель) запускают самолётики в полёт. Каждый поднимает находящийся рядом самолётик и зачитывает доставшееся пожелание.


Метод «Фруктовый сад»

Цель – Учителю результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель сможет использовать при подготовке и проведении уроков для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

 Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. Численность – весь класс. Время – 5-10 минут.

Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.

Проведение:  Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

 Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.

 Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.


Метод: «Необычное вхождение в урок».

Цель: Мотивировать учащихся на активное восприятие учебного материала.

Участники: Весь класс.

Материалы: на слайде портреты выдающихся людей и их имена

Проведение:  Сначала ребятам предлагается сопоставить портретам выдающихся людей, которые подписаны так: «…писатель», «…полководец», «…предсказатель», их фамилии (А.С. Пушкин, А.В.Суворов, Нострадамус), а затем подумать, какое слово пропущено. (Гениальный).

 Следующий вопрос: гениями рождаются или становятся? (ответы ребят)

Учитель: А вот как об этом сказал физик Томас Эдисон: « Гений- это … таланта и …труда».

     В конце урока мы заполним пропуски, но для этого и надо повторить правила познакомиться с        чем-то новым. Только сначала нам нужно повторить некоторые правила.


Метод: Интерактивный опрос

Цель: Актуализировать знания  о записи  обыкновенных дробей в виде десятичных и наоборот, умножении  и делении десятичных дробей на 100

Участники: Весь класс.

Материалы: ИД, инструмент «Шторка», сигнальные карточки

Проведение : 

  1. Учитель открывает шторку и на экране появляются примеры на умножение и деление десятичных дробей на 100 с ответами;

  2. Учитель открывает шторку, нужно определить правильно или нет обыкновенная дробь записана в виде десятичной.

 При выполнении этих заданий ребята с помощью сигнальных карточек показывают «верно» или «нет» выполнен пример. При необходимости повторяется правило.

  1. На экране две обыкновенные дроби. Нужно записать их в виде десятичной с одной и с двумя цифрами после запятой. Записывают в тетрадях и на доске, затем открываются правильные ответы и учащиеся с помощью сигнальных карточек показывают, кто выполнил это задание верно, а кто ошибся.




Метод «Квадрат препятствий»

Цель: актуализировать и научиться применять на практике имеющиеся знания.

Участники: 4 группы по 4-5 человек

Время проведения: 20-25 минут

Необходимые материалы: приготовленный заранее ватман или слайд презентации «Карта пути»,  4 листа с  заданиями, маркеры, ручки для участников, 4 стола между которыми натянута веревка или шнурок, привязанный к ножкам стульев на высоте 30 см от пола.

Проведение: каждая группа получает путевой лист, на котором будут записываться результаты прохождения каждого этапа, и задания, которые остаются на столах до конца игры. Участники выполняют задания за своим столом в течение 5 минут, затем все вместе переходят по часовой стрелке к следующему столу, перешагивая через натянутую веревку (преодолевают препятствие) – интеллектуальная активность чередуется с двигательной.

Варианты/ примечания: по окончании испытаний в соответствии с  путевыми листами можно отметить на «Карте пути» выполнение заданий каждой группой каждого этапа (солнышком, цветком, смайликом или звездочкой)





Метод: «Хочу узнать».

Цель: Лучше понять класс и каждого ученика при работе с данной темой. Дети озвучивают  свои ожидания и опасения с тем, чтобы педагог мог учитывать их  во время проведения занятия.

Участники: Весь класс.

Материалы: не требуется

Проведение:  Учащиеся формулируют свои ожидания и опасения, учитель записывает на доске. Итогом работы учащихся  является формулировка задач урока и план изучения темы.


Метод «Золотой ключик».

Цели метода: привлечение внимания и мотивация учащихся, активизация мыслительной деятельности, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Группы: все участники.

Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока.  Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.

 Проведение:  Учитель говорит, что информация на уроке будет ценной. Чтобы получить к ней доступ, надо найти ключ. Учитель загадывает детям загадку. Записывает на ватмане ассоциации детей, связанные с отгадкой. Отгадка – ключ к двери с важной информации. Учитель открывает 1-ю дверь, раскрывает первую часть темы, подчёркивая совпадения с ассоциациями, названными ребятами. По завершению 1-го раздела требуется найти ключ к комнате со следующей важной информацией и т.д.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.

"Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.


Метод «Автобусная остановка».

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Группы: 5-7 человек.  Численность: весь класс Время: 20-25 мин.

Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.

 Проведение:  Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).

 Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.


Метод: Японские поклоны.

      Цель: Снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать  положительные  эмоции,    

    хорошее настроение, повысить уровень энергии в классе.

      Участники: Весь класс.

Проведение: Учащиеся стоят возле своих парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают  правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом. После выполнения  наклонов, по команде учителя, ученик,  стоящий за первой партой, должен повернуться к стоящему за ним  ученику, сделать поклон, сложив руки перед грудью, следующий ученик повторяет то же самое, пока  не выполнят все ученики класса. Наклоняться нужно как можно ниже. Задание выполняется в быстром темпе, чётко и слаженно, без шума.


Метод: «Тест достижений».

Цель: Предварительный контроль уровня усвоения знаний нового материала.

Участники: Все учащиеся.

Материалы: Слайд в презентации с заданиями по данной теме и слайд с ответами.

Проведение: Учащиеся в тетрадях выполняют задание. После выполнения работы, ответы проверяются с помощью правильных ответов на слайде.

Учитель просит  поднять руки тех ребят, которые не сделали ни одной ошибки. Он хвалит их за отличный результат, а остальным предлагает доработать материал дома.

В результате учитель получает информацию об уровне личных достижений каждого ученика.


Метод: Знаешь ли ты …

Цель: Повторить, обобщить  материал, изученный на уроке.

Участники: Все учащиеся.

Материалы:  Таблица на ИД, ячейки которой закрыты. В ячейках вопросы по теме урока.

Проведение : Учащиеся по желанию выходят к доске, открывают любую ячейку, отвечают на появившийся вопрос.


Метод: Ладошка

Цель: Вернуться к вопросу об ожиданиях учащихся и проанализировать, насколько  реализованы ожидания учащихся.

Участники: Весь класс.

Материалы: записанные на доске  опасения и ожидания учащихся.

Проведение: Учитель предлагает учащимся  посмотреть на то, что они говорили в начале урока.  Если вы считаете, что вы достигли  поставленных целей, поднимите вверх  раскрытую ладошку.

Если вы считаете, что не всех целей вы достигли, то поднимите вверх руку, зажатую в кулак. Давайте посмотрим, каких рук у нас поднято больше?

Если поднято больше ладошек, то можно считать, что мы достигли целей нашего урока.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!