СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные методы взаимодействия педагога с родителями при формировании родительского коллектива.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учителю начальных классов приходится формировать не только детский коллектив, но и родительский. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании. Поэтому я предлагаю несколько методов взаимодействия с родителями на начальном этапе формирования родительского коллектива.

Просмотр содержимого документа
«Активные методы взаимодействия педагога с родителями при формировании родительского коллектива.»

Мастер класс по теме: «Активные методы взаимодействия педагога с родителями при формировании родительского коллектива».

Подготовила и провела: Киреева Оксана Степановна, учитель начальных классов, МОБУ НОШ №23 р.п. Чунский

Актуальность мастер-класса объясняется стремлением педагогов повысить качество и эффективность работы с родителями.

Цель мастер-класса: способствовать повышению мотивации участников мастер-класса в использовании представленных приемов и методов работы при проведении родительских собраний.

Задачи мастер-класса:

продемонстрировать участникам мастер-класса использование активных форм работы с родителями;

показать возможность формирования представления о новых формах проведения родительских собраний;

выяснить целесообразность применения использованных приемов и методов.



- Добрый день, уважаемые коллеги!

- Помашите рукой ручкой те, кто сегодня завтракал!

- Постучите ногами те, у кого сегодня хорошее настроение!

- Нахмурьте брови те, кто устал!

- Улыбнитесь те, кто приехал к нам с удовольствием!

Сегодня я бы хотела поговорить с вами об активных методах взаимодействия педагога с родителями при формировании родительского коллектива.

Своё выступление я хочу начать словами Василия Александровича Сухомлинского:

«В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая

мудрость школы».
В.А.Сухомлинский

«Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью.»

В.А. Сухомлинский

Я думаю, вы со мной согласитесь, что эти высказывания советского педагога-новатора не утеряли своей актуальности и в наше время.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образовании говориться о том, что родители (законные представители) обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации. Согласно требованиям ФГОС НОО (пункт 22): «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:

… участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся

Родители являются социальными заказчиками школы, а потому должны активно участвовать в воспитательном процессе школы и класса в частности. И наша задача привлечь родителей к активному взаимодействию с педагогами школы.

Основная цель системы работы образовательного учреждения с родителями (законными представителями) - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями.»

Учителю начальных классов приходится формировать не только детский коллектив, но и родительский. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании. Поэтому я считаю данную тему актуальной как для учителя, так и для школы.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ  на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Позволю себе напомнить некоторые формы взаимодействия с родителями:



Для того, чтобы совместная работа была интересной, вовлекала каждого родителя, чтобы мамы и папы не жалели о потерянном времени и не смотрели на часы во время собрания, нужно выбирать активные методы взаимодействия.

Цель моего мастер-класса показать несколько приёмов взаимодействия с родителями на этапе формирования родительского коллектив

Не зря подмечено «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» Конфуций.

Итак, рассмотрим некоторые методы взаимодействия педагога с родителями при формировании родительского коллектива:



1). Уважаемые родители, приятно, когда тебя называют по имени. Значит, тебя ценят, уважают, любят. У меня в руках сердце. В сердце человека заключено тепло, любовь, дружба. Я предлагаю его вам... Меня зовут Оксана Степановна (учитель передаёт мягкое сердечко родителю, который называет своё имя и передаёт сердечко другому). Цель – преодоление неловкости, создание весёлой, непринуждённой обстановки, сплочение.

2)Родители все разные, большинство уставшие, молчаливые, пассивные. Как с ними поздороваться. Можно предложить такой интересный метод – приветствие «Найди похожих», цель которого – преодоление неловкости, создание весёлой, непринуждённой обстановки, сплочение.

Проведение:

– Я буду говорить фразы, кому они подходят – встают.

  • Кто пришел в брюках

  • Кто пришел в юбке

  • У кого есть наручные часы

  • У кого есть сотовый телефон

И т.д.

3)На этапе знакомства с родителями, надо обязательно показать что мы все разные и сделать это можно с помощью упражнения «Снежинка»:

Учител: Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее: 
1.Сложите лист пополам. 
2.Оторвите правый верхний уголок. 
3.Опять сложите лист пополам. 
4.Снова оторвите правый верхний уголок. 
5.Сложите лист пополам. 
6.Оторвите правый верхний уголок 
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте лист. Что у вас получилось? Снежинка.

Сейчас я попрошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
Нашли? Участники отвечают, что не нашли.

4 «Возьми салфеток»

Участники предлагается взять несколько. Передается пачка бумажных салфеток со словами: «Возьмите пожалуйста себе немного салфеток».

После того как все взяли салфетки я произношу следующую фразу: «Теперь я попрошу Вас представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько каждый из вас взял салфеток».

Ответы участников.

(Разбирая салфетки, кто-то поскромничал и взял всего одну салфетку, а кто-то не поскромничал и взял порядка 5 салфеток)

По результатам данного упражнения родители узнают, у кого когда день рождения, узнают о хобби друг друга, выявляются, те кто любит танцевать, кто любит петь, а кто увлекается спортом и много других интересных моментов из личной жизни друг друга.

5) В настоящее время всё больше в решении социальных проблем играет социальная реклама и ориентирована она на привлечение внимания к самым актуальным проблемам общества и его нравственным ценностям.

Просмотр видео- ролика.

Мы просмотрели социальный ролик «Письмо родителям от детей» - это информационный метод работы с родителями. Он помогает наглядно увидеть проблему со стороны. В наше время проблемы в развитии ребёнка связаны с невниманием и непонимания ребёнка взрослым.

И мне хотелось бы предложить практическое упражнение которое поможет нам родителям увидеть ошибки которые мы совершаем.

6)Давайте мы с вами вспомним как мы порой общаемся с нашими детьми.

Большую роль в воспитании играют поощрения и наказания. И часто оно вообще сводится к назиданиям, указаниям, готовым инструкциям и запретам. Мы очень часто используем в речи глаголы повелительного наклонения с частицей «НЕ». Как при этом чувствуют себя дети родителям можно показать с помощью следующего практического упражнения. Мне нужен один доброволец.

Вы – маленький ребенок. Вы с мамой спешите в школу. Ребёнок очень энергичный, любознательный, задающий кучу вопросов.
- Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.
- Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой!
Перестань глазеть! (Завязываю глаза лентой)
Вы бежите дальше, и встречаете по дороге подругу мамы и, взрослые быстро обмениваются последними новостями. Ты внимательно слушаешь, а потом говоришь:
- Мама, а кто такой дядя Юра?
- Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще ты чего уши развесила, как не стыдно! Закрой свои уши! (Завязываю лентой уши)
Мама прощается с подругой, и вы бежите дальше.
- Мам, а меня Машка ждет в школе, которая…
- Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем! Можешь ты помолчать! Закрой рот! (Завязываю лентой рот)
Ребенок уже молчит, но начинает на ходу поднимать какую-то веточку. Мама кричит:
- Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси сейчас же! Убери руки! (Завязываю руки лентой)
Но тут ребенок начинает скакать, задирать ноги. Мать в ужасе кричит на неё.
- Ты где этому научилась? Это что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (Завязываю лентой ноги)
Ребенок начинает хныкать. Мама продолжает на неё кричать:
- Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю? Нечего реветь! Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! (Завязываю лентой сердце).
Ведущий: Посмотрите на этого ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно. Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс.
Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:
- Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;
- Не завязывать рта - выслушать ребенка;
- Не завязывать руки - помыть руки после прогулки;
- Не завязывать ноги - обуть резиновые сапоги;
- Не завязывать сердце – выслушать и понять ребенка.
учитель: вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на социализацию ребенка.

7) У вас на столах лежат листы бумаги. Мы должны вспомнить всё то негативное, что мы порой говорим своим детям. При каждой сказанной негативной фразе мы будем загибать лист бумаги. Я начну : «Отойди ! Я занята, ты мне мешаешь!» -загибаем лист. Прошу вас.. Продолжают участники…

Сейчас мы будем разгибать лист и вспоминать всё то доброе, хорошее что мы говорили нашим детям. Я начну: «Я очень горжусь тобой!» Разгибаем лист. Прошу вас…Продолжают участники.

Мы с вами расправили лист. Посмотрите, но на нём так и остались сгибы…Так и в душе ребёнка на всю жизнь остаются травмы от грубо сказанного слова, непонимания и невнимания взрослых. С помощью этого упражнения мы показываем родителям как важно говорить с ребёнком, выслушать, когда это ему необходимо. И не просто выслушать, а попытаться его понять.

Работа с родителями – неотъемлемая часть работы с классом. Здесь самое главное(повторюсь) - взаимодействие, а потому и работа эта должна вестись посредством активных и интерактивных форм. Она должна побуждать. Совместная деятельность учителя, родителей и детей обязательно принесет свои плоды, которые порадуют. И хотелось бы закончить мастер-класс словами Льва Кассиля: «Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море Знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега».

Спасибо за внимание!






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!