СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные приемы,средства и формы обучения финансовой грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

повышение профессиональной компетентности в области обучения ФГ

Просмотр содержимого документа
«Активные приемы,средства и формы обучения финансовой грамотности»



«АКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

учитель истории и обществознания Герасименко А.Ю.


Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения школьников финансовой грамотности как одного из актуальных направлений современного образования.

Задачи:

1. Познакомить участников с активными приемами, средствами и формами обучения финансовой грамотности.

2. Повысить уровень мастерства педагогов и дать методические рекомендации по использованию различных форм при работе в данном направлении.

3. Мотивировать участников мастер-класса к созданию собственных разработок по обучению финансовой грамотности.




«Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайшие тираны. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…»  Ирвинг Фишер (американский экономист)


Как мы видим, человечество всегда неоднозначно относилось к такой экономической категории, как деньги.

Программы обучения действующей сегодня системы российского
образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности
современного человека, что обеспечивает качественную подготовку
молодежи к взрослой жизни. Исключением до недавнего времени являлась
только практическая подготовка учеников к нынешним экономическим
условиям, то есть финансовая грамотность детей. Современный школьник знает очень многое изфизики, химии, математики, но ничего не знает о том, с чем сталкивается постоянно. Обращение с деньгами нам не преподают ни в школе, ни в институте. Между тем, деньги – это то, с чем мы имеем дело ежедневно.

Современные исследования показывают, что финансово грамотные люди более эффективны и успешны в жизни вне зависимости от того в какой стране, на каких позициях и в какой сфере они работают. Можно с уверенностью утверждать, что знание основ финансовой грамотности способствует повышению качества жизни и положительно влияет на благополучие людей. Именно поэтому, обучение финансовой грамотности касается каждого лично. Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.

Необходимость основ финансовой грамотности в школах
обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно
самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и
мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово – финансовых отношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Приемы для активизации познавательной деятельности обучающихся:

  1. Связь с жизнью

  2. Чтение бизнес – новостей

  3. Пословицы и полезные высказывания о деньгах

  4. Решение финансовых задач

  5. Онлайн – уроки по финансовой грамотности

Интерес учащихся при изучении финансовой грамотности поддерживается внесением творческого элемента в занятия: работа над мини-проектами; самостоятельное составление презентаций, постеров, диаграмм связей.

Если мы хотим научить детей решать практические задачи в финансовой сфере, то сделать это как нельзя лучше через решения практических задач, с которыми они столкнутся уже в ближайшем будущем, а может быть, с некоторыми из них сталкиваются уже сейчас. Как именно необходимо организовать учебную деятельность?

Первый шаг – это постановка практической задачи. Что такое задача, чем она отличается от проблемы? Проблема – это есть противоречие между желаемым и действительным. Задача – это цель (модель конечного результата, то есть того, чего мы хотим достичь, например, хотим иметь собственную квартиру в хорошем районе) плюс условия, в которых необходимо достижение этой цели (например, ваш доход, возраст, состав семьи и др.). Пример практической задачи: «Вы хотите решить жилищную проблему – приобрести квартиру в Москве (или любом другом городе), но у вас в наличии только 200 тысяч рублей. Ваш доход равняется среднему доходу вашего региона. Какой наиболее приемлемый (то есть удовлетворяющий вашим критериям) вариант решения проблемы Вы выберете?»

Шаг второй. Постановка учебных задач. Далее предлагается подумать, каким именно способом можно решить эту задачу. Учащиеся будут предлагать пути решения задачи. Но что это будут за решения? Скорее всего, решения, навязанные рекламой, стереотипами, опытом знакомых и родственников. Задача учителя – подвести учеников к мысли о том, что без обращения к научному знанию в сфере финансов не обойтись. Поэтому следующим шагом будет постановка учебной задачи. Учебная задача – это такая задача, которая ставится на освоение способа решения практической задачи, а также тех знаний, которых не хватает для ее решения. Пример учебной задачи: «Мы не можем решить практическую задачу, так как не знаем, как устроен финансовой рынок, в частности, рынок ипотечных услуг. Поэтому учебная задача будет выглядеть так:

1. Освоить понятия «финансы», «банк», «инфляция» «ипотека».

2. Исследовать современные предложения в сфере ипотечного кредитования.

3. Научиться оценивать альтернативы решения задачи и выбирать наиболее подходящий вариант.

Шаг третий. Планирование. Следующим шагом должна быть деятельность по планированию решения учебных задач, а затем и практической задачи. Важно, чтобы учащиеся сами пытались составлять план, осваивали это умение. Ведь в жизни им самостоятельно, без чьей-либо помощи, придется осуществлять планирование решения своих личных задач, в том числе и в сфере финансов. Учитель должен корректировать план учеников, помогать, если возникают затруднения, но не сообщать готовый план.

Метод «Кластер»

Благодаря использованию на уроках схем, мы лучше понимаем то, что изучаем, поэтому использую в своей работе метод кластера.

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.


Использованные источники:

  1. https://infourok.ru/masterklass-po-teme-vospitivaem-v-detyah-finansovuyu-gramotnost-3586868.html

  2. http://nnovschool183.narod.ru/work/1/dengi.pdf

  3. https://fmc.hse.ru/data/2016/08/03/1119866369/Для%20учителей.pdf


Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

Обучение финансовой грамотности - одно из основных современных направлений образовательных программ, реализующееся в целях выработки устойчивых финансовых привычек и правил, которые помогут избежать многих ошибок и опасностей в финансовой сфере, вовремя научить обращению с деньгами, определить цели и приоритеты, помочь стать социально успешной личностью, помочь реализовать личные планы.

На современном этапе внедрения курса финансовой грамотности в школы перед учителями возникает много вопросов в связи с тем, что предмет изучения является новым и непривычным. Один из вопросов: «Какие формы деятельности можно применять на этапах формирования финансовой грамотности? Какие формы проведения мероприятий стоит выбрать?»

Одной из удобных форм деятельности является внеурочная.

Внеурочная деятельность - это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, которая формирует у учащихся потребности к участию в социально значимых практиках и самоуправлении, создает условия для развития значимых качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности.

Финансовая грамотность в МОУ «СОШ 10» реализуется посредством проведения традиционной финансово-экономической игры «Капитал». Целью данной игры является создание условий для развития возможностей учащихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека. Также гимназистам предлагается освоить систему знаний о финансовой деятельности для решения задачи профессиональной ориентации школьников и самоопределения личности.

С учетом требований ФГОС сегодня творческое развитие детей должно быть направлено на их самореализацию, особенно в младшем школьном возрасте, когда ребенок еще только вступает на первую образовательную ступень и не знает, что для него важно, какова цель его обучения, что может и умеет делать лично он. Поэтому на сегодняшний день творческое развитие школьников становится актуальным в качестве условия для их самореализации.

В рамках экономической игры «Капитал» ежегодно проходят конкурсы такие как «Путешествие рублика», «Экономический термин», «Рисунок фотозоны». Развитие конкурсной деятельности является серьезной поддержкой для творчески одаренных детей, где учащиеся могут не только реализовать свои творческие способности, но и укрепить свои знания.

Конкурс «Экономический термин»: участникам необходимо составить коллаж из фотографий, на которых изображены слова, слоги или буквы из вывесок улиц города. Таким образом, в коллаже будет зашифрован какой-нибудь экономический термин. Участие в этом конкурсе дает детям возможность применить свои логические, креативные, творческие способности.

Конкурс декоративно-прикладного творчества «Путешествие рублика»: участникам предлагается сделать поделку, символизирующую разнообразие денежных единиц в мире. Конкурс предполагает знакомство с финансовой системой стран мира. Для лучшего усвоения материала, для запоминания истории необходима яркая и творческая деятельность, а лучше всего это сделать через обращение к изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству. Гимназисты предоставили оригинальные, красочные, исполненные с высокой техникой поделки, при изготовлении которых родители принимали заинтересованное участие. Творения, изготовленные учащимися, удивляют своей креативностью, красотой.

Самый любимый конкурс изобразительного искусства - «Рисунок фотозоны». Конкурс «Рисунок фотозоны» проходит ежегодно для того, чтобы дети своими руками создавали фотозоны, где потом им и их друзьям хотелось бы сфотографироваться и провести свободное время. В процессе создания рисунков дети знакомились с информацией о финансовых фотозонах, а также постигали основы финансовой культуры.

С каждым годом дети проявляют все больше выдумки и фантазии при изготовлении работ и композиций, находят новые творческие решения. Что отмечают члены жюри этих конкурсов.

Участие в конкурсах даёт гимназистам представление о творческом проекте, однако проводимая экономическая игра «Капитал» в рамках своей программы предоставляет возможность создания исследовательского проекта. Так, например, учащиеся 3-4 классов работают над исследовательскими проектами по финансовой грамотности, а затем защищают свой проект, как на гимназическом уровне, так и на республиканском. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Участники игры «Капитал» могут воспользоваться одной из популярных форм обучения во внеурочной деятельности - экскурсией. Экскурсия в Сбербанк России проходит в формате квеста, во время которого учащиеся знакомятся с дистанционными каналами, на рабочем месте менеджера по продажам узнают о сервисах и услугах банка, в кассовой зоне - о правилах безопасности при использовании банковских карт. Неподдельный интерес у детей вызывает работа инкассатора. Во время экскурсии инкассатор рассказал о своём рабочем дне и дал примерить специальную одежду. Беседа оказалась очень полезной и информативной. Экскурсия в Сбербанк сподвигла старшеклассников на создание в Гимназии своего музея - «Музей денег», теперь история развития денежной системы наглядно представлена экспонатами музея, и учащиеся пробуют себя в роли экскурсоводов.

Представленный опыт обучения детей финансовой грамотности по средствам игровых технологий можно применять не только при изучении финансовой грамотности, но и в других областях обучения, так как у учащихся появляется возможность проявить себя, показать свое видение проблемной ситуации, проявить свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что, как известно, главный враг успеха - это однообразие и монотонность, рождающие скуку. Только благодаря внедрению в учебный процесс активных методов обучения, разнообразных средств и приёмов обучения можно развить познавательный интерес учеников, результатом которой и станет активная творческая самостоятельная познавательная деятельность.



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!