СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные формы уроков обобщения и систематизации знаний в курсе географии.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активные методы широко применяются педагогами для повышения мотивации учащихся. Они делают уроки яркими, интересными и необычными.

Просмотр содержимого документа
«Активные формы уроков обобщения и систематизации знаний в курсе географии.»

Активные формы уроков обобщения и систематизации знаний в курсе географии.

Карташева Елена Геннадьевна

учитель географии

МКОУ « Тальменская СОШ №5»

Тальменского района Алтайского края

[email protected]


Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

При системном использовании АМО роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером. Меняется и роль ученика – из пассивного слушателя он превращается в активного участника образовательного процесса. Использование АМО позволит сделать уроки современными, насыщенными, творческими, отвечающими потребностям обучающихся, родителей, общества.

В настоящее время широко используются в учебно-воспитательном процессе следующие методы активного обучения:

– проблемный; 

– диалоговый;
– игровой;
– исследовательский;
– модульный;
– опорных сигналов;

– критических ситуаций;

Нашедшие в настоящее время широкое распространение получили нестандартные уроки (урок-тестирование, урок-исследование, урок-семинар, урок-игра, урок-КВН, урок - викторина и т. д.), которые позволяют каждому ученику поучаствовать в подготовке и проведении урока, выступить на каком-то этапе в роли учителя.

Обычно такие уроки сопровождаются элементами групповых и коллективных способов обучения. Считаю, что школьнику должно быть интересно и комфортно на уроке, тогда и результаты обучения будут выше. Психологическая комфортность предполагает создание такой атмосферы на уроке, которая расковывает учащихся, стимулирует их творческую активность. А это есть важное условие для развития познавательного интереса на уроке. На таких уроках ученик получает возможность ещё раз проверить и закрепить свои знания, общаться с товарищем, свободно сидеть. Учащимся нравится такая работа. Он говорит, но разговор - деловой. Интересно, что спрашивая друг друга, дети оказываются нередко более требовательны к своим одноклассникам нежели сам учитель. Они стараются многократно объяснить материал товарищу, заставляют повторить ещё и ещё раз термины или понятия. Конечно, появляется шум, но это рабочий шум. Постепенно дети научатся работать без лишнего шума.

Уроки обобщающего повторения в курсе географии могут быть проведены в конце изучения тем, содержащий значительный по объему материал, например, в 5 после изучения раздела, в 6-м классе – после каждой темы, в 7-м после изучения материка, в 9-м – в конце изучения экономических районов. В 10-11 классах урок – зачёт проводится после изучения регионов мира. Каждый курс также завершается уроками обобщающего повторения.

Приведу пример одного из проведённых уроков в 7 классе по теме «Австралия». Перед изучением темы учитель объявляет учащимся о предстоявшем необычном уроке обобщения. Тем самым мотивирует детей на изучение материала по теме. На последнем уроке темы, учитель называет учеников-ассистентов. Ассистенты - это ученики класса, которые показали на уроках отличные знания материала, и будут принимать зачёт у одноклассников. Для них учитель проводит консультации, где объясняет, как работать на уроке-зачёте. В назначенное время, в кабинете сформированы 5 постов, на которых ученики-ассистенты готовы принимать зачёт. На каждом посту номер и название поста, памятка для ассистента и лист учёта ответов.

Пост №1. Тестовые задания.

Пост №2. Вопрос по фактическому материалу.

Пост №3. Проверка знаний о растениях и животных материка.

Пост №4. Работа с картами атласа.

Пост №5. Номенклатура.

Каждый ученик класса проходит от поста к посту с путевым листом, в который ассистент выставляет оценку за работу. Пройдя все посты, ученик подходит к учителю, и оставляет свой лист учёта ему. Ассистенты выставляют итоговые оценки учащимся. Сдают результаты учителю, и отмечают лучшие работы одноклассников. Оценки выставляются в журнал.

Подобные уроки разработаны мною в 8 классе по тем «Внутренние воды России», в 9 классе по теме «Межотраслевые комплексы России», в 10 классе по теме «Хозяйство мира», в 11 классе по теме «Европа». Хочется отметить, что занятия такого типа очень нравятся учащимся, неудовлетвори-тельных оценок у ребят нет.

На таких уроках происходит формирование всех четырёх компонентов содержания образования: знаний, умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально - ценностного отношения к миру. Значение игровой деятельности в формировании знаний и умений огромно. Активные методы обучения приводят к повышению качества учебного процесса (в ходе игры усваивается 90% учебного материала против 20-30% на обычном уроке), учащиеся ощущают практическую значимость знаний. Значение урока-игры в приобретении опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности, друг к другу очень важное. Происходит раскрепощение личности: преодолеваются неуверенность в себе, застенчивость, робость и развиваются такие качества личности, как самостоятельность, контактность, коммуникабельность. Эмоциональные переживания в ходе игры оказывают влияние на формирование мировоззрения, расширяются кругозор и общая культура, формируется нестандартное, критическое отношение к действительности.

Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой. Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я активно и целенаправленно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии, на создание общей системы учебной и воспитательной работы.

Список использованной литературы и источников.

1. «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru

2. Давыдов В.В., «Проблемы развивающего обучения», Москва, 1986 г.

3. Ксензова Г.Ю. “Перспективные школьные технологии”, Москва, Педагогическое общество России, 2000 г.

4. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006

5. Современные технологии обучения: Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и Л.Ю. Косовой. – Спб., 2002.

6. Ульянова Марина Александровна, МОУСОШ №1, г. Орехово – Зуево

« Подготовка и проведение уроков обобщающего повторения».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!