СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные методы обучения на уроках физической культуры.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена стандартом как главная ценность обучения.

Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения на уроках физической культуры.»

Активные формы и методы изучения учебного материала на уроках физической культуры

«Ученик – это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надо зажечь».

В федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена стандартом как главная ценность обучения.

Программы физического воспитания ориентируют учителей на учет индивидуальных особенностей детей:

  • Преимущественное развитие «отстающих» двигательных качеств.

  • Развитие «ведущих» физических качеств.

  • Равномерно-пропорциональное развитие двигательных качеств.

Успешное решение поставленных задач зависит от организации самого учебно-воспитательного процесса, в котором определяющее место будет отведено активным формам и методам обучения. Активность необходимо рассматривать как психическое качество, черту характера человека, выражающуюся в его усиленной деятельности. Активные формы и методы обучения стимулируют деятельность учащихся при выполнении всех этапов усвоения учебного материала. Активные методы обучения выступают в том случае, когда максимально повышается уровень познавательной активности, развивается стойкий познавательный интерес.

Одной из задач урока физкультуры является создание положительной мотивации и позитивного настроя обучающихся на урок. Данная технология (активные методы обучения) стимулирует познавательную деятельность, которая строится на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Среди активных форм выделяются:

  1. Проблемные диспуты и беседы. Сколько детей, столько и вопросов возникает на уроке. На все «Зачем?» и «Почему?» сразу не ответишь, поэтому я предлагаю всем обдумать этот вопрос, а на следующем уроке мы его обязательно обсуждаем, каждый из детей может высказать свое мнение. Освобожденные от физической нагрузки учащиеся являются главными докладчиками по этим вопросам. Сообщения по теории физической культуры также готовят учащиеся, временно освобожденные от урока, это частично решает проблему сидящих на скамейке.

  2. Урок-собеседование. Это также теоретический урок, на котором происходит защита сообщений или индивидуальных домашних заданий по определенным вопросам.

  3. Урок-консультация. Это в основном урок, на котором учитель отвечает на вопросы учащихся по самоподготовке, по выполнению каких-либо упражнений или комплексов вместе с учеником подбираются подводящие упражнения и упражнения общей и специальной физической направленности.

  4. Урок-встреча. Такой урок проходят примерно 2-3 раза в год, где известные спортсмены города Москвы по разным видам спорта, рассказывают много интересного о спорте, о своих достижениях, об олимпийских играх. Заинтересовавшись, многие учащиеся активно посещают спортивные секции.

  5. Урок-экскурсия. Такой урок мы проводим примерно 2 раза в год, посещая в ДЮСШ плавательный бассейн. После этой экскурсии проводим небольшой экскурс по истории развития плавания в городе. Такие экскурсии позволяют заинтересовать учащихся активной двигательной деятельностью.

  6. Образовательная активность, входящая в эту систему методов строится на практической направленности, игровых действиях и творческом характере обучения, интерактивности и использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы. Урок-соревнование.  Соревнования  необходимо включать на всех этапах урока и на разных стадиях обучения. Соревновательные моменты на уроке способствуют развитию физических качеств, развитию познавательного интереса, повышает степень эмоционального воздействия, стимулирует активность на уроке.

Все эти уроки объединяют общие признаки:

  • Тесное взаимодействие учителя и ученика.

  • Высокая степень организации мыслительной деятельности.

  • Сочетание коллективных форм работы с индивидуальными.

  • Повышение степени эмоционального воздействия на учащихся.

  • Максимальная познавательная самостоятельность.

  • Стимулирование индивидуального обучения, что способствует реализации дифференцированного подхода.

  • Повышение эффективности процесса обучения.

Что в конечном итоге повышает качество знаний учащихся,  устанавливается психолого-педагогический контакт между учителем и учеником, когда учителю интересно учить, а ученику интересно учиться, повышает сознательный интерес к занятиям физической культуры, ученик ведет самостоятельную поисковую деятельность на уроке.

Ученик на уроке должен чувствовать себя творческой личностью, осваивая упражнения, задумываться над ними, запоминать, анализировать, понимать их значимость. Для этого можно проводить работу по индивидуальным карточкам, в которых на ряду со знакомыми упражнениями включены несколько новых, каждое упражнение в зависимости от сложности оценивается в баллах. Учащиеся выполняют предложенные упражнения (все или на выбор), зарабатывают свои баллы, а учитель выставляет отметку, таким образом, учитель выполняет деятельностью ученика по средством баллов.

Карточка – задание:

  1. Кувырок вперед. – 1 балл.

  2. Кувырок назад. – 2 балла.

  3. Кувырок вперед из стойки на руках (новый элемент). – 10 баллов.

  4. Длинный кувырок. – 10 баллов.

  5. Стойка на лопатках. – 1 балл.

  6. «Мост» и подъем из «моста» (любым способом). – 4 балла.

  7. Перекат в группировку из стойки на лопатках. – 3 балла.

«5» - 22 балла;         «4» - 18 баллов;        «3» - 16 и ниже.

Карточек такого типа может быть много, задания в них разные.  Можно предлагать учащимся усложнить или изменить технику выполнения, из предложенных элементов составить комбинацию, сравнить выполнение своей комбинации и комбинации партнера, выявить ошибки, объяснить целесообразность выполнения этих упражнений, предложить подводящие упражнения для исправления ошибок.

При использовании проблемного подхода в изложении учебного материала создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности учащихся как познавательный интерес, творческая активность и самостоятельность. В работе со школьниками необходимо помнить мудрость древних: «Ученик – это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надо зажечь».

В технологии АМО урок делится на фазы:

  1. начало образовательного процесса;

  2. работа над темой;

  3. завершение учебного процесса.

Фазы делятся на этапы:

1.1 приветствие;

1.2 вхождение в тему урока - определение целей занятия;

1.3 определение ожиданий и опасений у учащихся;

2.1 закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания);

2.2 интерактивная лекция (инпут);

2.3 проработка содержания темы;

3.1 эмоциональная разрядка (разминка релаксация);

3.2 подведение итогов (рефлексия).

Каждый этап – это полноценный раздел образовательного процесса, который определяется темой и целями, несет свою функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, вносит вклад в достижение общих целей урока. Считаю что для урока физкультуры данная технология очень подходит, особенно в начальной школе, АМО строится на игровом и творческом характере, позволяет полностью усвоить учебный материал, эффективно решать задачи урока, достигать поставленной цели.

Ничто так не формирует УУД как использование активных методов обучения на уроках физкультуры.



В процессе урока реализуются: индивидуальный, деятельностный, компетентностный подходы. Обеспечивает формирование личностных , регулятивных , коммуникативных, познавательных учебных действий.



Например, в 1 классе в начале урока, вместо традиционного приветствия детей, начинаю урок с метода: «Физкульт – привет», я настраиваю детей на сотрудничество, работу в команде, заряжаю их позитивной энергией и положительными эмоциями. Детям это очень нравится, и если следующий урок начинаю, традиционно ученики напоминают и просят «Физкульт-привет». Так же заканчиваю урок методом «Физкульт-ура», с похожей технологией. Для снятия усталости и напряжения применяю метод «Электрическая цепь» . Знакомство первоклассников со спортивными играми, можно провести методом «Страна многообразия мячей». Для перестроения учащихся в четыре команды, можно использовать метод «Периметр»- не обычно, оригинально. Метод «Оценка соседу», учит оценивать друг друга, видеть ошибки, рассуждать. Все АМО методы очень гибкие, их можно применять во всех классах, в разных условиях и возрастных группах, а так же для работы с детьми с разными психологическими особенностями. Так как с технологией АМО я познакомилась не так давно, на своих уроках применяю частично, например, в вводной части урока АМО технология, а основная и заключительная часть традиционная. В какой бы части урока не присутствовала АМО, дети воспринимают на «ура», уверенна , что у учащихся более старших классов, данные методы вызовут интерес. Работая с АМО технологиями, считаю что, результаты моей работы повысились. Больше учащихся с интересом и любопытством идут на урок физкультуры, заканчивают урок с положительными эмоциями. В положительную сторону изменились результаты успеваемости и качества знаний. Учащиеся стали более активны, с большим желанием принимают участие в школьных и районных соревнованиях, олимпиадах . Считаю что большая заслуга этих положительных изменений , применение на уроках АМО технологии , которые позволяют дать учебный материал в игровой форме ,положительно настраивать учащихся на урок физкультуры , создавать эмоциональный настрой, мотивировать учащихся заниматься в секциях и спортивных школах, а это значит расти здоровыми и успешными.

Описание метода: «Физкульт-привет» «Физкульт-ура»

Учитель, вытягивая руки в стороны, приветствует детей, физкульт!

Учащиеся, стоят в шеренге, заранее поделены на две группы, выбегают к

учителю, кладут свои руки на руки учителю и друг другу, все вместе кричат

привет! Или Ура! Смотря какая часть урока, начало или конец. Возвращаются на

свои места.

Метод «Электрическая цепь» Учащиеся стоят в двух командах, взявшись за руки ,команды расположены лицом друг к другу, в центре зала лежит мяч, учитель держит за руки первых участников, в какой то момент учитель, одновременно, сжимает руки обеим ученикам, посылая «импульс» по командам, задача учащихся точно так же передать «импульс» до последнего ученика, последний должен быстро взять мяч в руки, показывая чья команда вперёд закончила задание. Всё упражнение выполняют молча.

Метод «Страна многообразия мячей» Учащиеся построены в колонну по 4, учитель предлагает задания с разными мячами. Первое задание перенести мяч: второе-катить мяч ногой; третье- катить мяч рукой; четвёртое- перенести теннисный мяч на ракетке; пятое- добежать до мяча, с закрытыми глазами определить какой это мяч(баскетбольный, волейбольный, футбольный), мячи постоянно меняют помощники- освобождённые, выполнив все задания, подведём итог, какие спортивные игры мы узнали? Дать домашнее задание, узнать правила этих спортивных игр.

Метод «Периметр» Учащиеся рассчитываются на 1,2,3,4, далее 1е перебегают на одну сторону площадки, 2е на другую, 3е на третью сторону, 4е стоят на месте. Обозначить линии куда встают ученики по периметру.

Метод «Оценка соседу» Учащиеся стоят в кругу, учитель предлагает ученикам оценить работу на уроке «соседа» слева, проговаривая только положительную сторону, какую оценку бы поставил, почему?

классы

«День здоровья» - сентябрь

Команда________– 1 место

команда _________– 2 место

команда_________ – 3 место

классы

школьная олимпиада – личное первенство – октябрь - ноябрь



приняло участие _____ человек

1 место – ______ человек

2 место – ______человек

3 место – _____ человека

классы

весёлые старты - февраль

приняло участие ___________ человек

Команда________– 1 место

команда _________– 2 место

команда_________ – 3 место

классы

Зимняя олимпиада – личное первенство январь-февраль


приняло участие- _____________человека

1 место – _______ человек

2 место – _____ человек

3 место – ______ человек

классы









классы

лыжные гонки - «Быстрая лыжня» - лично-командное первенство- февраль- март

приняло участие- ______________человека





Летние олимпийские игры – личное первенство – май

приняло участие- ______________человека

1 место – _____человека

2 место – ______человека

3 место – ______человека

Выявлены сильнейшие команды.

1 место – ______человека

2место – _______человека

3 место – ______ человека



5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!