СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры

В деятельности учителя физической культуры выделяют три основных этапа.

1) подготовка к процессу физического воспитания;

2) практическая деятельность на уроке;

3) контроль за эффективностью педагогического процесса.

Каждый из этих этапов включает в себя определенные виды деятельности.

Первый (подготовительный) этап деятельности учителя фи­зической культуры направлен на обеспечение условий качествен­ного проведения учебно-воспитательного процесса в целом и каж­дого урока в отдельности. Он включает в себя разработку и состав- пение плана-графика учебно-воспитательного процесса на год, тематического (рабочего) плана на каждую учебную четверть, пла­нов-конспектов на каждый урок, выбор конкретных средств и методов физического воспитания, форм организации учебного процесса, а именно:

¾ основных, подводящих и специальных упражнений;

¾ определение количества повторений каждого упражнения;

¾ определение продолжительности выполнения отдельных упражнений;

¾ выбор общепедагогических методов — словесного (рассказ, объяснение, описание и т.п.), наглядного (демонстрация рисун­ков, кинограмм, учебных видеофильмов, методических пособий, непосредственный показ учителем движений и двигательных дей­ствий) и специфических методов обучения двигательным действи­ям и воспитания физических качеств.

Успешность процесса физического воспитания во многом зави­сит и от его предварительной организации. На подготовительном этапе деятельность учителя физической культуры направлена на организацию:

¾ целостного учебно-воспитательного процесса;

¾ каждого урока.

Организация целостного учебно-воспитательного процесса включает совокупность профессиональных действий учителя физической культуры, направленных на обеспечение условий успешного проведения уроков планируемого периода.

Организация отдельного урока включает совокупность про­фессиональных действий учителя, направленных на упорядочение и налаживание деятельности учащихся. Важно обеспечить возможно более эффективное решение на конкретном уроке предусмотренных учебной программой и запланированных учителем педагогических задач в этот вид организационной работы входит ряд мероприятий, направленных на обеспечение опти­мальных условий для обучения и воспитания учащихся на каждом уроке:

¾ подготовка предстоящих мест занятий (организация безопасности мест занятий);

¾ подготовка необходимого для урока оборудования инвентаря.

В процессе физического воспитания (второй этап) практическая деятельность учителя физической культуры направлена на управление учебно-практической и познавательной деятельностью учащихся на уроке, в ходе которого выполняются программ­ные требования по физическому воспитанию в школе. Управле­ние деятельностью учащихся включает в себя:

¾ организационные мероприятия на уроке;

¾ непосредственно педагогические воздействия;

¾ текущий контроль на уроке.

Приведению учащихся в состояние готовности к усвоению программного материала и воспитательному воздействию служат следующие организационные мероприятия на уроке:

¾ построение класса;

¾ сообщение учащимся задач урока;

¾ проведение перестроений, необходимых для руководства классом;

¾ выбор места для руководства классом (отделением, подгруп­пами);

¾ организация дисциплины;

¾ установка необходимого оборудования и спортивного ин­вентаря;

¾ организация безопасности учащихся при выполнении дви­гательных действий;

¾ рациональное распределение учебного времени;

¾ уборка мест занятий (оборудования и инвентаря);

¾ подведение итогов урока и сообщение домашнего задания (индивидуального или для всего класса).

Действия учителя физической культуры на уроке направлены на решение конкретных задач и характеризуются совокупностью методических профессиональных мероприятий. К ним относятся.

¾ объяснение учебного материала;

¾ показ упражнений;

¾ демонстрация рисунков, кинограмм, методических пособий и т.п..;

¾ непосредственная помощь учащимся при выполнении двигательных действий.

Слово (объяснение, описание, рассказ) и наглядность игра ют важную роль в педагогическом воздействии учителя на учащихся. Они содействуют созданию представлений и понятий; облегчают восприятие, воспроизведение, понимание, за поминание; служат источником чувственного восприятия; контролируют абстрактное мышление; содействуют развитию активности сознательности, самостоятельности, интереса, наблюдательности и т.п.

Слово и показ выполняют в учебном процессе следующие основные функции: а) передачу знаний о выполняемом двигатель- ном действии и его составных элементах; б) организацию деятельности (подготовку учащихся к восприятию передаваемых зна­ний) организацию выполнения упражнений, оценку, организацию и поддержание дисциплины на уроке; в) управление деятельностью учащихся.

Соотношение слова и показа на уроках физической культуры меняется в зависимости от сложности учебного материала, степе­ни подготовленности и возраста обучаемых.

Основные сведения о двигательных действиях и способах их выполнения учащиеся получают из словесных сообщений учите­ля, а наглядные средства подтверждают или конкретизируют их. Объяснение учителем разучиваемого упражнения подкрепляется его показом, а по возможности и демонстрацией рисунков, ки­нограмм и т.п. При изучении нового двигательного действия учи­тель обычно объясняет его, а затем с помощью различных нагляд­ных приемов подтверждает или уточняет полученные при объяс­нении представления.

В процессе обучения двигательным действиям учащихся стар­ших классов для передачи знаний о структуре всего упражнения учитель чаще использует слово и слово-показ, показ-слово, а на занятиях с учащимися младших классов в большей мере исполь­зует показ и одновременно слово и показ. При передаче знаний о структуре элементов двигательного действия опыт, приобретен­ный учащимися начальных классов, позволяет учителю чаще ис­пользовать слово.

Показ в сочетании с объяснением вносит решающий вклад в формирование представлений об изучаемом двигательном действии. Всего в процессе разучивания обучаемый получает до 80% пред­ставлений о действии, из них более половины формируются в результате правильного названия действия, его демонстрации и объяснения.

Деятельность учащихся весьма вариативна, как и условия про­ведения урока (спортивный зал, пришкольная площадка, стадион, пересеченная местность, а также изменение времен года). Именно это определяет высокие требования к умению учителя выбрать свое место на уроке и те перемещения в процессе занятия, которые обеспечат ему надежный контроль за деятельностью учащихся. Основной принцип здесь — видеть всех и видеть все. Знание специфики видов двигательной деятельности и условий их проведения обязывает педагога не только обеспечить наиболее эффективную организацию деятельности занимающихся, но и предусмотреть при этом необходимые меры безопасности.

Деятельность учителя физической культуры сводится не толь- ко к процессу передачи знаний учащимся, формированию у них двигательных умений и навыков и воспитанию физических качеств. По ходу урока он анализирует учебно-практическую деятельность учащихся, оценивает ее эффективность, вносит соответствующие коррективы и т.п., т.е. осуществляет текущий контроль. Текущий контроль — это совокупность профессиональных действий учителя физической культуры, направленных на оценку и сверку результатов педагогического воздействия с запланированными и при необходимости на оперативное устранение замеченных отклонений от плана.

На этапе контроля за эффективностью педагогического про­цесса (третий этап) деятельность учителя физической культу­ры направлена на анализ и оценку результатов обучения, поло­жительных и отрицательных сторон своего труда, выявление наи­более рациональных путей устранения замеченных недостатков и при необходимости на выработку нового профессионально-педа­гогического решения.

В структуре профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры важное место занимает конструк­тивная деятельность, направленная на выработку программы де­ятельности на уроках физической культуры.

Рассматривая конструктивную деятельность учителя физичес­кой культуры, необходимо отметить, что она направлена на:

¾ формирование личности учащихся, характера и объема их теоретических знаний, двигательных умений и навыков;

¾ отбор и последовательное расположение учебного материала;

¾ составление программы деятельности учащихся на уроке физической культуры;

¾ программирование учителем своей роли по управлению учеб­но-практической и познавательной деятельностью учащихся.

Конструктивная деятельность включает в себя поиск и созда­ние оптимальной методики урока физической культуры, посколь­ку каждая предлагаемая специалистами методика дает максималь­ный положительный эффект лишь при определенном сочетании условий.

Элементы конструктивной деятельности учителя наглядно про­являются в рамках отдельного урока физической культуры. У опыт­ных педагогов они реализуются следующим составом умении.

¾ заранее определять и формулировать цель и задачи предстоящего урока физической культуры;

¾ заранее подбирать упражнения по обучению технике двигательных действий и определять последовательность их выполнения;

¾ заранее подбирать упражнения, направленные на воспитание физических качеств с учетом сенситивных (наиболее благоприятных для воспитания) периодов;

¾ заранее подбирать подвижные игры, игровые задания, эстафеты направленные на закрепление и дальнейшее совершенствование двигательных действий и на воспитание физических качеств;

¾ заранее подбирать к уроку разнообразные и наиболее эффективные упражнения по общей физической подготовке (ОФП), продумывать последовательность их выполнения и дозировку; подбирать и использовать на уроке полезные упражнения из других видов спорта (не входящих в школьную программу);

¾ заранее обдумывать последовательность этапов обучения и воспитания физических качеств, чтобы после каждого этапа получать ожидаемый эффект;

¾ заранее определять характер своего руководства уроком при выполнении учащимися заранее подбирать подвижные игры, игровые задания, эстафеты направленные на закрепление и дальнейшее совершенствование двигательных действий и на воспитание физических качеств;

¾ заранее подбирать к уроку разнообразные и наиболее эффективные упражнения по общей физической подготовке (ОФП), продумывать последовательность их выполнения и дозировку; подбирать и использовать на уроке полезные упражнения из других видов спорта (не входящих в школьную программу);

¾ заранее обдумывать последовательность этапов обучения и воспитания физических качеств, чтобы после каждого этапа полу­чать ожидаемый эффект;

¾ заранее определять характер своего руководства уроком при выполнении учащимися различных видов деятельности;

¾ рационально распределять время между отдельными частя­ми урока;

¾ переходить от одного вида деятельности к другому, не вы­зывая организационного беспорядка или нежелательного состоя­ния у учащихся;

¾ подводить учащегося в случае необходимости к выполнению основного задания через вспомогательные и подводящие упражне­ния;

¾ оптимально сочетать на уроке показ со словесным объясне­нием;

¾ рационально использовать имеющийся инвентарь, техниче­ские средства обучения (ТСО), подручные (вспомогательные) средства, нестандартное оборудование, различные ориентиры (предметные регуляторы) и т.п.;

¾ в процессе урока осуществлять воспитательную работу;

¾ в процессе урока (исходя из конкретной ситуации) изме­нять запланированный ход работы, упражнения, нагрузку и т.п.;

¾ соединять в оптимальном отношении техническую и физи­ческую подготовку учащихся;

¾ координировать в процессе урока деятельность всего класса

¾ выполнение индивидуальных заданий;

¾ предусматривать возможные у учащихся затруднения и на­учать в связи с этим несколько вариантов упражнений;

¾ развивать активность школьников, делая их активными участниками организации урока физической культуры.

¾ и дозировку; подбирать и использовать на уроке полезные упражнения из других видов спорта (не входящих в школьную программу);

¾ заранее обдумывать последовательность этапов обучения и воспитания физических качеств, чтобы после каждого этапа полу­чать ожидаемый эффект;

¾ заранее определять характер своего руководства уроком при выполнении учащимися различных видов деятельности;

¾ рационально распределять время между отдельными частя­ми урока;

¾ переходить от одного вида деятельности к другому, не вы­зывая организационного беспорядка или нежелательного состоя­ния у учащихся;

¾ подводить учащегося в случае необходимости к выполнению основного задания через вспомогательные и подводящие упражне­ния;

¾ оптимально сочетать на уроке показ со словесным объясне­нием;

¾ рационально использовать имеющийся инвентарь, техниче­ские средства обучения (ТСО), подручные (вспомогательные) средства, нестандартное оборудование, различные ориентиры (предметные регуляторы) и т.п.;

¾ в процессе урока осуществлять воспитательную работу;

¾ в процессе урока (исходя из конкретной ситуации) изме­нять запланированный ход работы, упражнения, нагрузку и т.п.;

¾ соединять в оптимальном отношении техническую и физи­ческую подготовку учащихся;

¾ координировать в процессе урока деятельность всего класса

¾ выполнение индивидуальных заданий;

¾ предусматривать возможные у учащихся затруднения и на­учать в связи с этим несколько вариантов упражнений;

¾ развивать активность школьников, делая их активными участниками организации урока физической культуры.

¾ школьников, делая их активными участниками организации урока физической культуры.

Деятельность учителя физической культуры может осуществляться на следующих уровнях эффективности (Н. В. Кузьмина, 1970)

1. Минимальный уровень (репродуктивный) — учитель может передать учащимся только то, что знает и умеет сам.

2. Низкий уровень (адаптивный) — учитель может передать знания, умения, которыми владеет сам, умеет приспособить конкретное содержание осваиваемого материала к возрастным и индивидуальным особенностям занимающихся, к уровню их физической подготовленности.

3. Средний уровень (локально-моделирующий) — учитель может формировать у занимающихся прочные знания, умения и навыки по отдельным разделам и частям своего учебного предмета.

4. Высокий (системно-моделирующий) — учитель умеет формировать у занимающихся прочные знания, умения и навыки по всем основным аспектам (сторонам) их двигательной деятельности.

5. Высший уровень (системно-моделирующий двигательную деятельность и поведение учащихся) — учитель умеет использовать свой учебный предмет как средство формирования личности занимающихся, т.е. сознательно формировать у них творческое мышление, умение самостоятельно добывать новые знания, обобщать их и перестраивать свою двигательную деятельность в но­вых, изменяющихся условиях.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры»

Профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры

В деятельности учителя физической культуры выделяют три основных этапа.

1) подготовка к процессу физического воспитания;

2) практическая деятельность на уроке;

3) контроль за эффективностью педагогического процесса.

Каждый из этих этапов включает в себя определенные виды деятельности.

Первый (подготовительный) этап деятельности учителя фи­зической культуры направлен на обеспечение условий качествен­ного проведения учебно-воспитательного процесса в целом и каж­дого урока в отдельности. Он включает в себя разработку и состав- пение плана-графика учебно-воспитательного процесса на год, тематического (рабочего) плана на каждую учебную четверть, пла­нов-конспектов на каждый урок, выбор конкретных средств и методов физического воспитания, форм организации учебного процесса, а именно:

¾ основных, подводящих и специальных упражнений;

¾ определение количества повторений каждого упражнения;

¾ определение продолжительности выполнения отдельных упражнений;

¾ выбор общепедагогических методов — словесного (рассказ, объяснение, описание и т.п.), наглядного (демонстрация рисун­ков, кинограмм, учебных видеофильмов, методических пособий, непосредственный показ учителем движений и двигательных дей­ствий) и специфических методов обучения двигательным действи­ям и воспитания физических качеств.

Успешность процесса физического воспитания во многом зави­сит и от его предварительной организации. На подготовительном этапе деятельность учителя физической культуры направлена на организацию:

¾ целостного учебно-воспитательного процесса;

¾ каждого урока.

Организация целостного учебно-воспитательного процесса включает совокупность профессиональных действий учителя физической культуры, направленных на обеспечение условий успешного проведения уроков планируемого периода.

Организация отдельного урока включает совокупность про­фессиональных действий учителя, направленных на упорядочение и налаживание деятельности учащихся. Важно обеспечить возможно более эффективное решение на конкретном уроке предусмотренных учебной программой и запланированных учителем педагогических задач в этот вид организационной работы входит ряд мероприятий, направленных на обеспечение опти­мальных условий для обучения и воспитания учащихся на каждом уроке:

¾ подготовка предстоящих мест занятий (организация безопасности мест занятий);

¾ подготовка необходимого для урока оборудования инвентаря.

В процессе физического воспитания (второй этап) практическая деятельность учителя физической культуры направлена на управление учебно-практической и познавательной деятельностью учащихся на уроке, в ходе которого выполняются программ­ные требования по физическому воспитанию в школе. Управле­ние деятельностью учащихся включает в себя:

¾ организационные мероприятия на уроке;

¾ непосредственно педагогические воздействия;

¾ текущий контроль на уроке.

Приведению учащихся в состояние готовности к усвоению программного материала и воспитательному воздействию служат следующие организационные мероприятия на уроке:

¾ построение класса;

¾ сообщение учащимся задач урока;

¾ проведение перестроений, необходимых для руководства классом;

¾ выбор места для руководства классом (отделением, подгруп­пами);

¾ организация дисциплины;

¾ установка необходимого оборудования и спортивного ин­вентаря;

¾ организация безопасности учащихся при выполнении дви­гательных действий;

¾ рациональное распределение учебного времени;

¾ уборка мест занятий (оборудования и инвентаря);

¾ подведение итогов урока и сообщение домашнего задания (индивидуального или для всего класса).

Действия учителя физической культуры на уроке направлены на решение конкретных задач и характеризуются совокупностью методических профессиональных мероприятий. К ним относятся.

¾ объяснение учебного материала;

¾ показ упражнений;

¾ демонстрация рисунков, кинограмм, методических пособий и т.п..;

¾ непосредственная помощь учащимся при выполнении двигательных действий.

Слово (объяснение, описание, рассказ) и наглядность игра ют важную роль в педагогическом воздействии учителя на учащихся. Они содействуют созданию представлений и понятий; облегчают восприятие, воспроизведение, понимание, за поминание; служат источником чувственного восприятия; контролируют абстрактное мышление; содействуют развитию активности сознательности, самостоятельности, интереса, наблюдательности и т.п.

Слово и показ выполняют в учебном процессе следующие основные функции: а) передачу знаний о выполняемом двигатель- ном действии и его составных элементах; б) организацию деятельности (подготовку учащихся к восприятию передаваемых зна­ний) организацию выполнения упражнений, оценку, организацию и поддержание дисциплины на уроке; в) управление деятельностью учащихся.

Соотношение слова и показа на уроках физической культуры меняется в зависимости от сложности учебного материала, степе­ни подготовленности и возраста обучаемых.

Основные сведения о двигательных действиях и способах их выполнения учащиеся получают из словесных сообщений учите­ля, а наглядные средства подтверждают или конкретизируют их. Объяснение учителем разучиваемого упражнения подкрепляется его показом, а по возможности и демонстрацией рисунков, ки­нограмм и т.п. При изучении нового двигательного действия учи­тель обычно объясняет его, а затем с помощью различных нагляд­ных приемов подтверждает или уточняет полученные при объяс­нении представления.

В процессе обучения двигательным действиям учащихся стар­ших классов для передачи знаний о структуре всего упражнения учитель чаще использует слово и слово-показ, показ-слово, а на занятиях с учащимися младших классов в большей мере исполь­зует показ и одновременно слово и показ. При передаче знаний о структуре элементов двигательного действия опыт, приобретен­ный учащимися начальных классов, позволяет учителю чаще ис­пользовать слово.

Показ в сочетании с объяснением вносит решающий вклад в формирование представлений об изучаемом двигательном действии. Всего в процессе разучивания обучаемый получает до 80% пред­ставлений о действии, из них более половины формируются в результате правильного названия действия, его демонстрации и объяснения.

Деятельность учащихся весьма вариативна, как и условия про­ведения урока (спортивный зал, пришкольная площадка, стадион, пересеченная местность, а также изменение времен года). Именно это определяет высокие требования к умению учителя выбрать свое место на уроке и те перемещения в процессе занятия, которые обеспечат ему надежный контроль за деятельностью учащихся. Основной принцип здесь — видеть всех и видеть все. Знание специфики видов двигательной деятельности и условий их проведения обязывает педагога не только обеспечить наиболее эффективную организацию деятельности занимающихся, но и предусмотреть при этом необходимые меры безопасности.

Деятельность учителя физической культуры сводится не толь- ко к процессу передачи знаний учащимся, формированию у них двигательных умений и навыков и воспитанию физических качеств. По ходу урока он анализирует учебно-практическую деятельность учащихся, оценивает ее эффективность, вносит соответствующие коррективы и т.п., т.е. осуществляет текущий контроль. Текущий контроль — это совокупность профессиональных действий учителя физической культуры, направленных на оценку и сверку результатов педагогического воздействия с запланированными и при необходимости на оперативное устранение замеченных отклонений от плана.

На этапе контроля за эффективностью педагогического про­цесса (третий этап) деятельность учителя физической культу­ры направлена на анализ и оценку результатов обучения, поло­жительных и отрицательных сторон своего труда, выявление наи­более рациональных путей устранения замеченных недостатков и при необходимости на выработку нового профессионально-педа­гогического решения.

В структуре профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры важное место занимает конструк­тивная деятельность, направленная на выработку программы де­ятельности на уроках физической культуры.

Рассматривая конструктивную деятельность учителя физичес­кой культуры, необходимо отметить, что она направлена на:

¾ формирование личности учащихся, характера и объема их теоретических знаний, двигательных умений и навыков;

¾ отбор и последовательное расположение учебного материала;

¾ составление программы деятельности учащихся на уроке физической культуры;

¾ программирование учителем своей роли по управлению учеб­но-практической и познавательной деятельностью учащихся.

Конструктивная деятельность включает в себя поиск и созда­ние оптимальной методики урока физической культуры, посколь­ку каждая предлагаемая специалистами методика дает максималь­ный положительный эффект лишь при определенном сочетании условий.

Элементы конструктивной деятельности учителя наглядно про­являются в рамках отдельного урока физической культуры. У опыт­ных педагогов они реализуются следующим составом умении.

¾ заранее определять и формулировать цель и задачи предстоящего урока физической культуры;

¾ заранее подбирать упражнения по обучению технике двигательных действий и определять последовательность их выполнения;

¾ заранее подбирать упражнения, направленные на воспитание физических качеств с учетом сенситивных (наиболее благоприятных для воспитания) периодов;

¾ заранее подбирать подвижные игры, игровые задания, эстафеты направленные на закрепление и дальнейшее совершенствование двигательных действий и на воспитание физических качеств;

¾ заранее подбирать к уроку разнообразные и наиболее эффективные упражнения по общей физической подготовке (ОФП), продумывать последовательность их выполнения и дозировку; подбирать и использовать на уроке полезные упражнения из других видов спорта (не входящих в школьную программу);

¾ заранее обдумывать последовательность этапов обучения и воспитания физических качеств, чтобы после каждого этапа получать ожидаемый эффект;

¾ заранее определять характер своего руководства уроком при выполнении учащимися заранее подбирать подвижные игры, игровые задания, эстафеты направленные на закрепление и дальнейшее совершенствование двигательных действий и на воспитание физических качеств;

¾ заранее подбирать к уроку разнообразные и наиболее эффективные упражнения по общей физической подготовке (ОФП), продумывать последовательность их выполнения и дозировку; подбирать и использовать на уроке полезные упражнения из других видов спорта (не входящих в школьную программу);

¾ заранее обдумывать последовательность этапов обучения и воспитания физических качеств, чтобы после каждого этапа полу­чать ожидаемый эффект;

¾ заранее определять характер своего руководства уроком при выполнении учащимися различных видов деятельности;

¾ рационально распределять время между отдельными частя­ми урока;

¾ переходить от одного вида деятельности к другому, не вы­зывая организационного беспорядка или нежелательного состоя­ния у учащихся;

¾ подводить учащегося в случае необходимости к выполнению основного задания через вспомогательные и подводящие упражне­ния;

¾ оптимально сочетать на уроке показ со словесным объясне­нием;

¾ рационально использовать имеющийся инвентарь, техниче­ские средства обучения (ТСО), подручные (вспомогательные) средства, нестандартное оборудование, различные ориентиры (предметные регуляторы) и т.п.;

¾ в процессе урока осуществлять воспитательную работу;

¾ в процессе урока (исходя из конкретной ситуации) изме­нять запланированный ход работы, упражнения, нагрузку и т.п.;

¾ соединять в оптимальном отношении техническую и физи­ческую подготовку учащихся;

¾ координировать в процессе урока деятельность всего класса

¾ выполнение индивидуальных заданий;

¾ предусматривать возможные у учащихся затруднения и на­учать в связи с этим несколько вариантов упражнений;

¾ развивать активность школьников, делая их активными участниками организации урока физической культуры.

¾ и дозировку; подбирать и использовать на уроке полезные упражнения из других видов спорта (не входящих в школьную программу);

¾ заранее обдумывать последовательность этапов обучения и воспитания физических качеств, чтобы после каждого этапа полу­чать ожидаемый эффект;

¾ заранее определять характер своего руководства уроком при выполнении учащимися различных видов деятельности;

¾ рационально распределять время между отдельными частя­ми урока;

¾ переходить от одного вида деятельности к другому, не вы­зывая организационного беспорядка или нежелательного состоя­ния у учащихся;

¾ подводить учащегося в случае необходимости к выполнению основного задания через вспомогательные и подводящие упражне­ния;

¾ оптимально сочетать на уроке показ со словесным объясне­нием;

¾ рационально использовать имеющийся инвентарь, техниче­ские средства обучения (ТСО), подручные (вспомогательные) средства, нестандартное оборудование, различные ориентиры (предметные регуляторы) и т.п.;

¾ в процессе урока осуществлять воспитательную работу;

¾ в процессе урока (исходя из конкретной ситуации) изме­нять запланированный ход работы, упражнения, нагрузку и т.п.;

¾ соединять в оптимальном отношении техническую и физи­ческую подготовку учащихся;

¾ координировать в процессе урока деятельность всего класса

¾ выполнение индивидуальных заданий;

¾ предусматривать возможные у учащихся затруднения и на­учать в связи с этим несколько вариантов упражнений;

¾ развивать активность школьников, делая их активными участниками организации урока физической культуры.

¾ школьников, делая их активными участниками организации урока физической культуры.

Деятельность учителя физической культуры может осуществляться на следующих уровнях эффективности (Н. В. Кузьмина, 1970)

1. Минимальный уровень (репродуктивный) — учитель может передать учащимся только то, что знает и умеет сам.

2. Низкий уровень (адаптивный) — учитель может передать знания, умения, которыми владеет сам, умеет приспособить конкретное содержание осваиваемого материала к возрастным и индивидуальным особенностям занимающихся, к уровню их физической подготовленности.

3. Средний уровень (локально-моделирующий) — учитель может формировать у занимающихся прочные знания, умения и навыки по отдельным разделам и частям своего учебного предмета.

4. Высокий (системно-моделирующий) — учитель умеет формировать у занимающихся прочные знания, умения и навыки по всем основным аспектам (сторонам) их двигательной деятельности.

5. Высший уровень (системно-моделирующий двигательную деятельность и поведение учащихся) — учитель умеет использовать свой учебный предмет как средство формирования личности занимающихся, т.е. сознательно формировать у них творческое мышление, умение самостоятельно добывать новые знания, обобщать их и перестраивать свою двигательную деятельность в но­вых, изменяющихся условиях.

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!